Урок по теме: Трудовые права несовершеннолетних
Материалы урока можно использовань на уроках обществознания и права в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebenka_urok_v_7_klasse.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРАВА РЕБЕНКА» УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ.
Цели урока:
- познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными документами о правах ребенка, документами , в которых говорится о правах ребенка в РФ;
- объяснить основные обществоведческие понятия данного урока;
- проанализировать некоторые исторические материалы и материалы СМИ о правовом положении ребенка;
- подвести к выводам о возможных противоречиях между законом и жизненной практикой.
Задачи воспитательные:
* воспитывать уважение к правам человека, правам ребенка;
* воспитывать чувство гордости за свою страну.
* воспитывать чувство сотрудничества, ответственности при выполнении общего дела.
Образовательные:
* передать школьникам знания о Конвенции прав ребенка, ее истории и содержании статей;
* сформировать представление о системе прав ребенка;
* на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за поступки и поведение.
Оборудование:
- учебник Н.Г.Суворова, Е.С.Королькова «Граждановедение», 7 класс.
- Учебник О.А.Василенкова «Основы правовых знаний», 7 класс.
- тексты Конвенции о правах ребенка по количеству участников занятия.
- тексты главы 2 Конституции РФ (сокращенно ст. 17-64).
- отрывки из статей Гражданского и Семейного кодексов РФ, которые содержат информацию о правах детей.
- на магнитной доске таблица в четыре позиции: «выживание», «развитие», «защита», «участие» и общий заголовок «Права ребенка». Эпиграф урока на доске: «Если сила соединится со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?» Эсхил.
- В папках подготовлены фотографии и рисунки, отрывки из статей о правах детей для пяти групп.
- подготовленный материал к плакату: «Сокращенный перечень прав ребенка». Используется материал, подобранный учителем.
- На доске календарь правовых дат и ключевые термины к уроку. (Приложение № 10)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая работа.
Основные понятия урока:
ребенок, Конвенция, Конвенция о правах ребенка, Декларация, Конституция.
Опережающее задание на основе книги Светланы Щегловой «Права детей и дети о правах» - отношение к детям в разные периоды истории и на основе школьного учебника по истории России подготовить сообщения о правовом положении ребенка в России и в разные периоды истории.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Вам хотелось бы узнать о правах детей? Вы уже знаете, что вам – всем детям России принадлежат основные права человека и гражданина. Многими правами Вы уже пользуетесь и сейчас. Но сегодня мы посвятим урок международным документам о правах детей. А сейчас небольшой экскурс в историю.
II. Отношение к детям в разные периоды истории.
2.1. Работа с текстами по книге Светланы Щегловой « Права детей и дети о правах» (Приложение №7).
Вопросы к тексту:
- Почему в далеком прошлом детство заканчивалось рано?
- От кого зависели дети в прошлом?
Ваши товарищи подготовили небольшое сообщение о правовом положении детей в России.
2.2. Вопросы для учащихся перед сообщением.
Изменилось ли отношение к детям в наши дни по сравнению с XVII веком? В чем это проявляется?
Сообщение учащихся.
Русское слово «ребенок», вероятно, произошло от «раба» - зависимость или от «orbus» - осиротевшего, потому что именно сироты выполняли тяжелую, «рабскую работу». А древнерусское слово «отрок», означало и дитя, и подростка, и юношу (буквально «не имеющий права голоса»). Главенствующим было положение отца семейства. Поэтому важным было признание ребенка своим отцом. Сильна была родительская власть над детьми. Права жизни и смерти над детьми родители не имели, но в качестве серьезного преступления убийство детей не рассматривалось. Можно было наказывать своих детей. Всем известный Домострой советовал «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство в семейные отношения не вмешивалось. Жаловаться дети на родителей не могли. Для спасения остальных членов семьи отец мог отдать в холопы одного из детей. Наступил XVII век. В Соборном уложении Алексея Михайловича Романова в 1649 году за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. А дети, убившие своих родителей, подвергались казни. Отец с помощью наказаний принуждал детей к повиновению. Хотя церковь осуждала насильственное пострижение детей в монахи, но это было обычной практикой. По данному уложению запрещалось узаконивать внебрачных детей даже в случае брака родителей.
Учащиеся делают вывод об изменении положения ребенка в современном мире.
III. Групповая работа с международными документами о правах детей.
3.1.Слово учителя
Декларация прав ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году. (Приложение №4). Она состоит из 10 статей. 10 важных принципов обеспечивают защиту и благосостояние детей. Самый главный тезис декларации – «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Но декларация – это лишь заявление о намерениях (от лат. - « провозглашение»).
Целых 10 лет готовилась Конвенция о правах ребенка. (Приложение №2). ООН подготовила документ, который имел уже обязательную силу для тех государств, которые ее подпишут. На утверждение этого документа ушла 1 минута. Произошло это событие 20 ноября 1989 г. Ратифицирован нашей страной через год.
Различие между этими двумя международными документами состоит в правовых последствиях. Государство, которое подписывает Конвенцию, берет ответственность и готовится отвечать за невыполнение. Представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. С юридической точки зрения более значима Конвенция о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан. Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны. А кого в Конвенции называют ребенком?
3.2.Работа в классе с первой статьей Конвенции.
Первая статья Конвенции гласит: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».
В Конвенции выделяют четыре основных требования: выживание, развитие, защита, обеспечение активного участия в жизни общества.
3.3.Работа по группам с текстом Конвенции о правах ребенка.
Мы с вами заполним таблицу. В тексте Конвенции найдите статьи, относящиеся к каждому разделу таблицы. Работу выполняем по группам. Каждая группа отбирает права определенной направленности. Номер статьи, которая соответствует заданию вашей группы, вы пишите в таблице. Поместите эти листы на доске в свою часть таблицы.
Класс делится на 4 группы. Даются задания для каждой группы.
Задания для первой группы:
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на выживание.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на выживание».
Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице « Права ребенка» на доске и в газете: « Права ребенка».
Задания для второй группы:
- Найти в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на развитие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «Право на развитие».
Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.
Задания для третьей группы:
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на защиту.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав. (Приложение №10)
- На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: « Право на защиту».
Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.
Задания для четвертой группы:
- Найдите в тексте Конвенции статьи, которые отражают права ребенка на участие.
- Подберите из рисунков и фотографий материал, который бы выражал одно или несколько таких прав.
- На доске запишите в свою часть таблицы сгруппированные права по теме: «право на участие».
Ожидаемые результаты будут оформлены в таблице.
Задание для пятой группы:
- Ознакомьтесь с главой 2 Конституции РФ, главой 11 и 12 Семейного кодекса РФ (Приложение №3 и Приложение №5).
- Что вы могли бы выделить в Российском законодательстве о защите прав ребенка. 3.4.Проверка работы групп. Учитель обращает внимание на результат выполненного задания и просит каждую группу прокомментировать его (Таблица №1 «Права ребенка»). Участники группы №5 отмечают, что статьи главы 2 Конституции РФ « Права и свободы гражданина » определяют основы правового статуса личности в РФ, а значит и права детей. Семейный кодекс РФ – закрепляет права ребенка. Определяет:
- Право ребенка жить и воспитываться в семье
- Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
- Право ребенка на защиту
- Право ребенка выражать свое мнение
- Право ребенка на имя отчество и фамилию
- Право на имущество
Учащиеся приводят сокращенный перечень прав ребенка по Конвенции о правах ребенка и по Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ (Приложение №5 и Приложение №9).Уголовный кодекс РФ устанавливает серьезные уголовные наказания за нарушения прав несовершеннолетних.
4.Закрепление изученного материала:
4.1.После выступления представителей групп по работе с таблицей выступают представители групп по работе с фотоматериалами и материалами печати.
Цель работы: найти примеры, которые проиллюстрируют:
- Соблюдение прав ребенка
- Нарушение прав ребенка
- Примера защиты прав ребенка
4.2.Работа с материалами анкетирования об отношении к Конвенции о правах ребенка, проведенного по инициативе верховного комиссара ООН Мэри Робинс среди детей до 14 лет. Учебник. Суворова. «Граждановедение с.89.»
Вопросы к тексту материалов анкетирования:
1. Что значит для вас Конвенция о правах ребенка?
- Что нужно сделать, для того, чтобы с вашими правами считались?
Таблица №1 «Права ребенка»
Право на выживание | Что нам необходимо, чтобы выжить.
Право на реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование
|
Право на развитие | Что нам необходимо, чтобы развиваться как людям. Права на развитие – это те права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческих существ.
|
Право на защиту | Мы имеем право на безопасность, защиту. Право на защиту касается вредных факторов, от которых должны быть защищены дети.
|
Право на участие | Возможность принимать участие. Права на участие уделяют особое внимание той важной роли, которую могут играть дети в жизни их сообществ и народов.
|
Вывод. Вы ознакомились с правами, которые предоставлены ребенку. Знаем, что государство и граждане страны обязаны защищать права детей и заботиться о них. Но прав без обязанностей не бывает. По мере вашего взросления будет меняться соотношение ваших прав и обязанностей. Знаем, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других людей. Сегодня на уроке вы реализовали свое права знать о своих правах.
Домашнее задание: работа с п.10, вопросы к документам.
Возможно написание эссе на тему: «Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?».