ТУГАН ТЕЛ
Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"
Видео мастер-класса https://youtu.be/wAZQ8l4LOpE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasie.pdf | 446.48 КБ |
zayavlenie.pdf | 523.06 КБ |
diplom.pdf | 1.96 МБ |
esse.docx | 16.18 КБ |
foto.docx | 154.44 КБ |
razrabotka_uroka.docx | 154.5 КБ |
predstavlenie.pdf | 79.75 КБ |
otsenka_pedagogicheskoy_deyatelnosti.pdf | 111.41 КБ |
diplomy.pdf | 2.44 МБ |
2018_dostizheniya_uchashchihsya.pdf | 2.32 МБ |
2017_dostizheniya_detey.pdf | 2.74 МБ |
2016_dostizheniya_detey.pdf | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия № 5 г. Буинска РТ»
Степанова Марина Васильевна
ЭССЕ
Мои методические находки
Учитель! Какое громкое и сильное слово. Почему? Ответ не однозначный. Да и у каждого он свой. Я думаю, что в постоянно изменяющемся мире, где расширено информационное пространство, где приоритетными становятся сомнительные ценности, хочется оставаться значимым, уважаемым человеком. Педагогу для этого нужно быть в центре событий, найти с детьми общие точки соприкосновения, быть современным, интересным, уметь подготовить ребят к этой жизни, где они будут востребованы, конкурентоспособны, научить идти дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить их самим. Как сказано в одной софийской притче: знание без специальной способности к обучению – это не то же самое, что знание и способность. Вот почему задача учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы не просто дать знания, а привить тягу к самопознанию.
Работая в школе в течение многих лет, я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как ни учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области? Каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний?
Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации. При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера.
Задания нужно давать так, чтобы они не дублировали, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе. От работы в парах (взаимопроверка, «Грамматическое домино» и т.д.), в группах сменного состава до серьезных «Вертушек». Причем стараюсь, чтобы каждый раз ученик пробовал себя в группе в разных ролях.
Когда на уроке царит доброжелательная атмосфера, когда и учитель и ученик получают удовольствие от совместной работы – это и есть самая лучшая награда.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
русского языка в 6 классе по теме
«Слово и его лексическое значение слова»
Цели урока: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Лексика», формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Планируемые результаты:
Личностные:
-уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
-достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные:
Регулятивные:
-осуществлять саморегуляцию и самоконтроль;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности её решения;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь учителя и одноклассников;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные:
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-свободное восприятие текста.
Предметные:
Образовательные:
-развивать умение формулировать определение понятий;
-развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы , метафору;
-обогащать словарный запас учащихся;
Развивающие:
-формирование УУД ( личностных, регулятивных, познавательных)
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-развитие навыков групповой и парной работы.
Воспитательные:
-воспитание интереса и уважения к русскому языку;
-воспитание ценностного отношения к слову.
Тип урока: урок рефлексии
Формы работы учащихся: парная , групповая
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности 2 мин. | Приветственное слово учителя -Доброе утро, ребята. ( аудиозапись из м/ф К «Крошка енот» «От улыбки…») -А давайте посмотрим друг на друга милыми глазами и улыбнемся. Сегодня нам с вами придется совместно дружно поработать. Молодцы | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности. УУД:личностные, коммуникакабельные Цель: создание доброжелательной атмосферы на уроке, мотивация на учёбу, ситуация успеха |
2.Актуализация знаний 5 мин. | Учитель задаёт вопросы ученикам -Из чего наша речь? (Наша речь состоит из слов) -Что могут обозначать эти слова? (Слова могут обозначать предметы. Действия, эмоции, признаки предметов и т.д.) -Какие высказывания о слове, о языке вы знаете? (Пушкина, Гоголя, Тургенева) -Что образуют все эти слова, которые есть в языке? (Все слова образуют лексику, его словарный запас) -А кто-нибудь знает , как произошло слово лексика?(От греческого слова лексикон- относящийся к слову). -Что такое лексикон? (Это словарный запас) -Что такое лексическое значение слова? (Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово и разъясняется в толковых словарях) Учитель читает эпиграф к уроку- слова Паустовского « Тот народ, который создал такой язык,-поистине великий и счастливый народ. -Ребята, подумайте над высказыванием. Что оно означает? Почему русский язык так богат и выразителен. (Русский язык выразителен и богат, и народ, владеющий таким богатством, поистине счастлив. Используя богатый запас средств выразительности и лексики русского языка, можно выразить самые разные эмоции и чувства). Чтение стихотворения А.Барто -Ребята, как вы считаете, почему сестра не поняла, о чём рассказывает ей брат? (Сестра не поняла, так как у него ограниченный словарный запас.Этим же объясняются затруднения в понимании стихотворения) -А что нужно сделать, чтобы ситуация подобная не возникала в вашей жизни? (Нужно расширять свой словарный запас, уметь использовать синонимы, антонимы, метафоры) -Предлагаю сегодня на уроке поработать над тем, чтобы сделать вашу речь более выразительной и образной. - А вы помните, что такое синоним? Антонимы? Омонимы? Однозначные и многозначные слова. Метафора? -Молодцы. | Учащиеся устно отвечают на вопросы, выстраивая правильное речевое высказывание, определят тему урока, формулируют цели и задачи | Коммуникативные и регулятивные УУД. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность |
3.Преодоление затруднений 5 мин. | -Ребята, поработайте в парах. На листочках записаны слова. Выполните задания. А) Найдите многозначное слово и приведите примеры употребления: 1)звезда ( Полярная звезда, звезда экрана, генеральская звезда) 2)самолёт 3)компьютер Б) какие слова употреблены в переносном значении? Докажите примером 1)каменное сердце (У мачехи было каменное сердце) 2) каменное здание 3) золотые серьги 4) ледяной взгляд (Ледяной взгляд отца) 5) бархатный голос (бархатный голос певца) В) Подберите синонимы: Маленький (карликовый, крохотный, небольшой, крошечный, миниатюрный, мизерный) Большой (великий, внушительный, гигантский, огромный колоссальный громадный Г) Продолжи пословицы Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь) Не было счастья, ( да несчастье помогло) Не верь началу, (верь концу) -Молодцы, ребята. Справились. | Работа в парах. Ученики выявляют ошибки. Исправляют по эталону | Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД |
4.Обобщение затруднений. 3 мин. | -Любите загадки отгадывать? А вы знаете , где чаще всего встречаются загадки? (УНТ) 1. Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось (Снег) 2.Стоят в поле сестрички- Жёлтый глазок, Белые реснички (Ромашка) 3.Где березняк рябой и редкий, Где тает дымка лозняка, Он в серой курточке, на ветке, Сидит и держит червячка (Воробей) 4.От дождя такой цветок Быстро раскрывается, Дождь прошёл, он не промок – Просто закрывается. (Зонтик) | Ученики еще раз проговаривают определения синонимов, антонимов, омонимов, метафоры, отгадывают загадки | Познавательные УУД |
5.Включение в систему знаний и повторений 5 мин. | Работа с текстом. Ребята на листочках перед вами текст. Только вам нужно его восстановить. Запишите на листочках слова, которые подходят, по-вашему, по смыслу. В уставшем зимнем лесу неожиданно донёсся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и счастливого, и несчастного, он сейчас –украшение жизни. Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. Г.Троепольский Ребята, какова основная мысль текста? | Ученики работают с текстом, используя различные лексические средства. Восстанавливают текст | Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД |
6.Рефлексия учебной деятельности 2 мин. | -Ребята, оцените свою работу. Какую оценку вы поставите? -Как вы думаете, что самое главное сегодня на уроке было? -Какую оценку нашей работе можете поставить? И почему? Оттого, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло тепло, свет , радость! Наш язык- это великое сокровище, созданное народом на протяжении многих веков. Берегите русский язык, не засоряйте его грубыми словами! | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить? Достигнуты ли цели. Самооценка |
Работа в парах Приложение 1
Задание 1. Выполните задания
- Найдите многозначное слово и приведите примеры употребления:
1) звезда
2) самолёт
3) компьютер
- Какие слова употреблены в переносном значении? Докажите примером употребления.
1)каменное сердце
2) каменное здание
3) золотые серьги
4) ледяной взгляд
5) бархатный голос
- Подберите синонимы:
Маленький __________________________________________________
Большой ____________________________________________________
- Продолжи пословицы:
Лучше горькая правда, _________________________________________
Не было счастья, ______________________________________________
Не верь началу, _______________________________________________
Творческая работа Приложение 2
Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова. Запишите их.
В _______________ зимнем лесу неожиданно донёсся запах подснежника!
__________ на земле цветок,________________капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и _________________, и __________________, он сейчас – украшение жизни.
Вот так и среди нас есть скромные люди с ____________ сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с _______________ душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: _____________, _______________, ____________. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.
Творческая работа
Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу пропущенные слова. Запишите их.
В _______________ зимнем лесу неожиданно донёсся запах подснежника!
__________ на земле цветок,________________капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья. Но для каждого, и _________________, и __________________, он сейчас – украшение жизни.
Вот так и среди нас есть скромные люди с ____________ сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с _______________ душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве: _____________, _______________, ____________. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле.