Инновационный проект
Инновационный проект «Творческое развитие детей в объединениях декоративно-прикладного творчества на применении здоровьесберегающих технологий»
Балала Я.Ю.
ПДО МОУ ДОД ДЮЦ г. Ейска МО Ейский район
Здоровье подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников, на занятиях по декоративно- прикладному творчеству.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Задача любого педагога, в том числе и педагога по прикладному творчеству состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по моей авторской образовательной программе «Мастерицы», рассчитанной на детей 7 -17лет.
Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды бисероплетение, аппликация из круп и зерен, вышивка, аппликация из макарон, бумагопластика, бисероткачество, декорирование. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.
Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Во - вторых, эти занятия не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своей наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка.
Поэтому, с одной стороны, прикладное творчество – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
С другой стороны прикладное творчество– это приобщение ребенка к народной культуре.
По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
На занятиях в нашем объединении, учащиеся знакомятся с народным творчеством, ощущая всю полноту его красоты – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в него. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то, наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают дети на таких уроках.
По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от аппликации до плетения. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Занятия по декоративно-прикладному творчеству, должны "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”.
Задачу формирования у учащихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.
Программа «Мастерицы» отвечает требованиям для осуществления инновационного проекта. Она педагогически целесообразна, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, к пониманию значимости здоровья на всю будущую жизнь. Также программа научно обоснована (с позиций физиологии человека), так как учитывает внутреннюю (генетическую) потребность ребенка к движению.
Определили цель инновации по проекту - внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая состоит в сочетании нового комплексного подхода к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и принципами здоровьесберегающей педагогики.
Работа с бисером и бусинками связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с бисером и проволокой идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.
Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз .
Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .
Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд (плетение бисером, вышивка) арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.
Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.
ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
1 Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.
2 Индивидуальное дозирование объёма сложности.
3 Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.
4 Беседы и просветительская работа с обучающимися.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ В ОБЪЕДИНЕНИИИ « РУКОДЕЛЬНИЦЫ»:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.
Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Приоритет активных методов обучения.
Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой занятия, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитииобучающихся , в формировании их мировоззрения.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовное здоровье.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – основные задачи занятий по прикладному творчеству. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, преподавателей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, и наши дети, и наше будущее.
Литература:
Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2002.
Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.