Главные вкладки
Методические материалы
Обучение выразительному чтению в контексте изучения произведений писателей и поэтов Нижегородского края в 5-9 классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕЛЯ-ХОВАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Учитель русского языка и литературы
Новикова Людмила Александровна
МБОУ Пеля-Хованской СШ
Починковский район,
с. Пеля-Хованская ,
ул. Уч. Конного завода, д. 1Б,
k28la@yandex.ru
с. ПЕЛЯ-ХОВАНСКАЯ
2018 г
Содержание
Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта ……………………………………………….…….с.2
Цели и задачи профессиональной деятельности. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор. ……………………………………………………………………………………с.3
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта. …………………………………………………………………………………..…с.4
Содержание опыта: ………...……………………………………………….с.5
∙ планирование;
∙ примеры разработок уроков;
∙ аналитические материалы, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта (анализ работ учащихся и т.д.) ;
Заключение. Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение перспектив и дальнейших задач. ……………………………………………………………………………..……с.12
Список литературы. …………………………………………………………..с.13
Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта (с учетом типа ОО, предмета, возрастных особенностей учащихся и т.д,)
Среди главных целей изучения предмета «Литература» в программе по литературе по предметной линии под редакцией В. Я. Коровиной выделяются такие, как «формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте…». Достижению данных целей способствуют навыки выразительного чтения (искусства «творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи» (Г. Артоболевский)). Умения и навыки, связанные с выразительным чтением, важнейшие в личности школьника, так как имеют общеучебный (метапредметный) характер. Они используются детьми при изучении всех предметов, с этими умениями и навыками дети идут во взрослую жизнь.
В условиях наступившего на современном этапе кризиса чтения обучение выразительному чтению имеет большое значение, поскольку связано с привитием любви к чтению. Литературное развитие напрямую связано с привитием умения читать, а выразительное чтение способствует привитию культуры чтения, а, следовательно, привитию любви к чтению, а, следовательно, развитию личности. Именно выразительно прочитанное на уроке литературы произведение способствует проникновению в детскую душу чувств, мыслей передаваемых автором опосредованно, через текст, своим читателям.
С отсутствием интереса к чтению, порожденному неумением читать, сталкиваюсь я в своей работе. Многие учащиеся, пришедшие в 5 класс МБОУ Пеля-Хованской СШ после обучения в классах-комплектах, выказывают отрицательное отношение к чтению, боязнь чтения. Учащиеся 6-7 классов часто относятся к чтению формально, принимают во внимание только сюжетную линию произведений, «слабых» школьников в 8-9 классах тоже «страшат» большие объемы произведений. Так получается, что дети не усваивают прочитанное и не вникают в его суть. Причины этого вижу в отсутствии навыков выразительного чтения.
Важность привития любви к чтению неоспорима. Чтение, книга – это мощные средства образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей. Именно навыки выразительного чтения могут способствовать устранению недостатков, перечисленных выше.
Цели и задачи профессиональной деятельности. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор.
Таким образом, из вышесказанного вытекает мысль о необходимости уделить особое внимание работе над выразительным чтением.
Цель своей работы в данном направлении вижу в следующем: формируя у учащихся навыки выразительного чтения, пробуждать интерес к творчеству писателей и поэтов родного края, прививать им любовь к чтению.
Для достижения цели я поставила перед собой ряд задач:
а) ознакомить учащихся с основами техники чтения ( дыхание, голос, дикция) и совершенствовать ее (работать над правильностью, осознанностью, беглостью на основе которых формируется выразительность);
б) совершенствовать понимание детьми текста (извлечение его смысла, содержания);
в) показать значение и основные приемы исполнительского анализа произведения; развивать способность к самовыражению (интонация, голос, логические и психологические паузы, тембр, мимика, жеста; написание и декламация собственных сочинений);
г) обучать выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра;
д) обеспечивать эстетическое, нравственное, патриотическое (на основе обращения к текстам местных авторов) воспитание учащихся;
е) привлекать учащихся во внеурочное время к декламации стихотворных и прозаических произведений во время проведения школьных праздников, вечеров самодеятельности и конкурсах чтецов.
Начав работать в 2015 году с 5 классом, поставив перед собой названную выше цель, изучила необходимую литературу по данному вопросу и пришла к выводу, что обучение выразительному чтению в школе было актуальным всегда и поэтому многие методисты обращались к этой теме: В.П.Острогорский, И.Ф. Анненский, М.А. Рыбникова, Е.В. Язовицкий, М.Г. Качурин, Р.Р. Майман, Б.А. Буяльский, Ю.И. Лыссый.
За основу в своей работе взяла приемы, ставшие классическими: прием показа (Е. В. Язовицкий: образцовое чтение учителем; повторное прочтение учителем отдельных звеньев произведения в процессе обучения; прослушивание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательное, выразительное чтение обучающимися); прием творческого чтения (Б. Я. Буяльский), прием литературно-художественного чтения, прием партитурных меток, прием объяснительного чтения (К. Д. Ушинский), прием воспитательного чтения (Ц. П. Балталон). Кроме того, после изучения современной литературы по данному вопросу взяла на вооружение современные приемы в обучении выразительному чтению.
В работе с учащимися 5 класса с целью поднятия технической стороны чтения использую следующие упражнения, развивающие активность речевого дыхания: «Цветочный магазин», «Насос», «Вежливый поклон», «Свеча», «Бумажный кораблик», «Проколотый мяч», игры на развитие высоты голоса: «Собачка», «Корова», «Жук», «Часы», «Петух», «Самолет», «Плач ребенка», игры на постановку логического ударения, упражнения на повышение и понижение тона голоса, упражнения на развитие интонации: упражнения «Прыжок», «Поход», «Пещера», «Подвал и маленькая мышка», а также упражнения на расширение зрительного поля И. Т. Федоренко. Со старшим звеном я использую игровой метод активного обучения, приемы театральной педагогики, метод разыгрывания ролей (этюд: выразительное чтение − инсценировка − театральная игра − кукольные постановки), «читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст, историю, сказку)»
Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта
Таким образом, выразительному чтению на уроках русского языка и литературы уделяю много внимания. Новизна и практическая значимость моего опыта заключается в следующем. Работу по выработке навыков выразительного чтения провожу в двух направлениях. Несколько минут на каждом уроке в 5-6 классах уделяю упражнениям, повышающим качество чтения (правильность, темп). В основном это упражнения на расширение зрительного поля. Использование заданий на технику чтения в начале каждого урока в 5 классе позволяет учащимся поднять свой уровень чтения, «подтянуться», что способствует лучшему усвоению содержания прочитанного детьми. В психологическом плане такое «подтягивание» помогает детям, читающим слабо, избегнуть дискомфорта, связанного с низким качеством чтения. Уроки, полностью посвященные обучению выразительному чтению, строящиеся на основе произведений писателей и поэтов своего региона своего района, наиболее действенно способствуют формированию духовно развитой личности, национального самосознания, чувства патриотизма.
Планируемые результаты обучения
В процессе изучения произведений писателей и поэтов родного края учащиеся должны овладеть знаниями:
- об основах техники выразительного чтения: правильность дыхания, качество голоса, дикция;
- о логике выразительной речи;
- об исполнительском анализе;
- о партитурных знаках;
- об особенностях чтения произведений разных жанров.
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:
- чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее;
- читать художественный текст (отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.);
- делать разметку текста, используя партитурные знаки;
- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;
- определять исполнительскую задачу;
- мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей;
- в художественном рассказе использовать систему изобразительно - выразительных средств языка произведения;
- написание собственных сказок, стихов, рассказов.
Содержание опыта
- планирование;
- примеры разработки уроков;
- аналитические материал, свидетельствующие об эффективности профессионального опыта (анализ работ учащихся и т.д.);
Таким образом, на втором уровне школьного литературного образования (5-9 классы) мною предусмотрено изучение произведений нижегородских авторов, уроках посвященных работе над выразительным чтением. В каждом класса предполагается проведение нескольких уроков по произведениям нижегородских писателей в рамках одного из разделов программы под редакцией В. Я. Коровиной: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века», «Русская литература XIX века», «Русская литература XX века», «Сведения по теории и истории литературы». Выбранные мною для изучения произведения имеют соприкосновение по теме, жанру или времени создания с данными разделами программы. Сведения по теории и истории литературы изучаются на каждом из уроков.
Класс | № урока | Раздел | Тема и основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
5 | 1 | «Устное народное творчество» | Малые фольклорные жанры. Сказки «Лиса-повитуха» и «Сварливая жена» из сборника «Сказки родного края», составитель Н. М. Морохин. Цикл уроков, посвященный писателям и поэтам родного края. Детский фольклор родного края. Сказки родного края. Знатоки и рассказики сказок. Жанровые разновидности и языковые приметы сказок нижегородского края. Техника речи. Дикция. Особенности выразительного чтения сказки. | Актуализация сведений о фольклоре. Выразительное чтение малых фольклорных жанров. Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Упражнения в технике речи. Выразительное чтение сказки. Личное отношение к прочитанному. Самостоятельное составление плана сказки. Подготовка иллюстраций к сказке. |
5 | 2 | «Русская литература XIX века» | С. Афоньшин «Волшебная дудочка». Краткий рассказ о писателе. Литературные сказки, посвященные нижегородской земле. Техника речи. Искусство дыхания. Голос. Тембр. Сила. Темп. Звучность. Диапазон. Движение. | Актуализация знаний по теории литературы. Слушание сказки с выполнением заданий. По поиску незнакомых слов. Участие в обсуждении содержания. Упражнения по технике речи. Выразительное чтение сказки. Устное рецензирование чтения одноклассников. Словесное рисование. Ответ на проблемный вопрос. |
5 | 3 | «Русская литература XX века», | С. Шуртаков. «Слышу, как трава растет». Краткий рассказ о писателе. Любознательность, непоседливость, настойчивость героев. Интонация. Темп. Ритм. Выразительное чтение прозы. Чтение по ролям. | Актуализация знаний по теории литературы. Формулирование вопросов по тексту произведения. Упражнения в технике речи. Выразительное чтение. Устное рецензирование чтения одноклассников. Устная характеристика героев произведения. Словесное рисование. Письменный ответ на проблемный вопрос. |
6 | 4 | «Русская литература XVIII века | Н. Пузанков. Басни «Хавронья и Козел», «Паук и Муха». Слово об авторе. Тематика басен. Интонация. Эмоционально-образная выразительность. Мимика и жесты. Особенности чтения басни. | Актуализация знаний по теории литературы..Участие в коллективном диалоге. Составление характеристик героев басни. Упражнения по технике речи. Выразительное чтение басни. Рецензирование чтения одноклассников. Чтение басни наизусть. |
5 | 5 | «Русская литература XX века» | А. Трянин. «Я знал войну», «Сон из детства». Краткие сведения о поэте. Тематика произведений. Правила литературного произношения. Логика чтения. Средства логической выразительности. Интонация. Паузы. Особенности выразительного чтения стихотворений. | Актуализация знаний по теории литературы. Слушание. Восприятие стихотворений. Участие в коллективном диалоге. Ввыявление художественно значимых выразительных средств. Подготовка к выразительному чтению стихов. Рецензирование чтения. Ответ на проблемный вопрос. |
6 | 6 | «Русская литература XX века» | А. Трянин «Поле». Любовь автора к родному краю Орфоэпическое произношение. Особенности выразительного чтения стихотворений. | Актуализация знаний по теории литературы. Восприятие стихотворении. Участие в обсуждении. Упражнения на технику речи. Выразительное чтение. Подготовка к ответу на проблемный вопрос. |
7 | 7 | Устное народное творчество | С. Чуянов. «На Болдинском на плоту». «Рассказы Ивана Васильевича Киреева». Слово об исследователе русской культуры. Биографический словарь рядовых обитателей трудового и поэтического края. Рассказывание. | Актуализация знаний по теории литературы. Работа с незнакомыми словами. Слушание. Устные ответы на вопросы Составление устного «диафильма». Упражнения на дыхание, интонацию, темп. Выразительное чтение. |
7 | 8 | «Русская литература XX века», | В. Карпенко. «Валерий Чкалов». В. Карпенко – автор серии очерков, посвященной людям, прославившим Нижегородский край. | Актуализация знаний по теории литературы. Восприятие очерка. Участие в коллективном диалоге. Выборочное чтение. Упражнения на дикцию, дыхание, темп, интонацию.. Подготовка к выразительному чтению. |
8 | 9 | «Русская литература XVIII века | В. Карпенко. «Протопоп Аввакум». В. Карпенко – популяризатор исторических знаний среди юношества. Протопоп Аввакум – один из основателей русского старообрядчества. | Актуализация знаний по теории литературы. Восприятие очерка. Участие в коллективном диалоге. Выборочное чтение. Упражнения на дикцию, дыхание, темп, интонацию.. Подготовка к выразительному чтению. |
8 | 10 | «Русская литература XIX века» | С. Афоньшин. «Как галки за Русь стояли». Краткий рассказ о писателе. Своеобразие сказов и сказок автора, посвященных родной нижегородской земле. | Комментирование незнакомых слов. Актуализация знаний по теории литературы. Работа с незнакомыми словами. Слушание. Устные ответы на вопросы Составление устного «диафильма». Упражнения на дыхание, интонацию, темп. Выразительное чтение. |
8 | 11 | «Русская литература XX века» | Захаров. А. В. Рассказ переводчика финского языка. Рассказ переводчика шведского языка. Сборник произведений местных авторов Починковской центральной библиотеки. «…И я строкою местного поэта плачу крупицей неоплатный долг». | Устный рассказ об авторе. . Эмоциональный отклик на прочитанное.Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-лексических комментариев.Упражнения на технику реи, дыхательная гимнастика. Выразительное чтение. Ответ на проблемный вопрос. |
9 | 12 | «Русская литература XX века» | Н. Егорова. Стихи. Биографические сведения. Стихотворения и родине и о любви. Формы построения стихотворений. Что такое рифма. Открытая и закрытая рифма. | Выразительное чтение стихотворений, в том числе и наизусть. Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств .и определение их художественной. Функции в стихотворениях. Подготовка к выразительному чтению и анализ стихотворения. |
9 | 13 | «Русская литература XX века» | Ю. Адрианов «Я плыву течением русских рек…». М. Песин «Из моей родословной. А. Герасимов «Следы». Вечные темы и современность. Средства выразительности. Метафора. Олицетворение. Аллегория. | Устное рецензирование чтения одноклассников. Участие в коллективном диалоге Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств .и определение их художественной. Функции в стихотворениях. Подготовка к выразительному чтению и анализ стихотворения. |
В качестве анализа работы приведу анализ по продуктивности чтения в 5 классе. Поскольку в качестве основной задачи 5 классе была выдвинута работа, связанная с повышением качества чтения, проводился мониторинг качества чтения по двум показателям: темпу и осознанности. Для установления уровня продуктивности чтения учащихся я воспользовалась методикой, изложенной в статье «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Л. Н.Вьюшкова. Для мониторинга был использован текст, к которому было поставлено 10 вопросов. После прочтения учащимся текста подсчитано количество прочитанных знаков и количество правильных ответов по содержанию.
Мониторинг техники чтения
Класс 5 (1 четверть) 2015/2016г
№ п\п | Фамилия, имя ученика | Осознанность(%) | Коэффициент усвоения содержания (низкий <50% хороший – 50-70% Высокий –>70% | Темп | N=90-95 (уровни: выше нормы, норма, ниже нормы) |
1 | Артамонова Дарья | 40 | Низкий | 63 | Ниже нормы |
2 | Журкин Иван | 70 | Хороший | 99 | Выше нормы |
3 | Иванов Иван | 50 | Хороший | 111 | Выше нормы |
4 | Маркова Софья | 60 | Хороший | 112 | Выше нормы |
5 | Машков Алексей | 20 | Низкий | 54 | Ниже нормы |
6 | Патеев Артем | 60 | Хороший | 139 | Выше нормы |
7 | Татарова Валерия | 40 | Низкий | 61 | Ниже нормы |
8 | Шемякина Светлана | 30 | Низкий | 62 | Ниже нормы |
Мониторинг техники чтения
Класс 5 ( 3 четверть) 2015/2016г
№ п\п | Фамилия, имя учени КА | Осознан ность | Коэффициен усвоения содержания (низкий<50% хороший – 50-70% Высокий –>70% | Темп | N=105-110 (уровни: выше нормы, норма, ниже нормы) |
1 | Артамонова Дарья | 40 | Низкий | 74 | Ниже нормы |
2 | Журкин Иван | 80 | Высокий | 135 | Выше нормы |
3 | Иванов Иван | 50 | Хороший | 90 | Ниже нормы |
4 | Маркова Софья | 70 | Хороший | 139 | Выше нормы |
5 | Машков Алексей | 20 | Низкий | 40 | Ниже нормы |
6 | Патеев Артем | 70 | Хороший | 149 | Выше нормы |
7 | Татарова Валерия | 40 | Низкий | 67 | Ниже нормы |
8 | Шемякина Светлана | 40 | Низкий | 69 | Ниже нормы |
Качественный анализ продуктивности чтения показал, что один учащийся при нормальном темпе чтения стал читать более осознанно, один учащийся при одинаковом уровне осознанности стал читать меньшее количество слов в минуту.
Мониторинг техники чтения
Класс 5 ( 4 четверть) 2015\2016г
№ п\п | Ф.и. ученика | Осознанность(%) | Коэффициент усвоения содержания (низкий <50% хороший – 50-70% Высокий –>70%) | Темп | N=110-115 (уровни: выше нормы, норма, ниже нормы) |
1 | Артамонова Дарья | 50 | Хороший | 92 | Ниже нормы |
2 | Журкин Иван | 80 | Высокий | 125 | Выше нормы |
3 | Иванов Иван | 50 | Хороший | 124 | Выше нормы |
4 | Маркова Софья | 80 | Высокий | 115 | Норма |
5 | Машков Алексей | 20 | Низкий | 61 | Ниже нормы |
6 | Патеев Артем | 80 | Высокий | 125 | Выше нормы |
7 | Татарова Валерия | 50 | Хороший | 111 | Норма |
8 | Шемякина Светлана | 40 | Низкий | 93 | Ниже нормы |
Качественный анализ продуктивности чтения в конце года показал, что 4 учащихся стали более осознанно читать при некотором увеличении темпа чтения. Следовательно, целенаправленная работа над техникой и выразительностью чтения приносит результат. Вместе с тем ясно, что подобную работу необходимо продолжить, поскольку еще у 2 учащихся низок уровень осознанности чтения при низком темпе чтения, хотя они и читают большее количество слов по сравнению с налом учебного года.
Заключение. Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение перспектив и дальнейших задач.
Обобщая сказанное выше, хочу отметить положительные сдвиги в плане работы над выразительностью чтения. Учащиеся стали лучше читать, их чтение стало более осознанным, осмысленным, выразительным. Дети охотно принимают участие в различных литературных конкурсах, пробуют перо. Один из учащихся стал участником межрегионального исследования проводимого под руководством Е. Н. Степанова. Работа приносит учащимся удовольствие; о том, что детям стало удаваться то, что раньше не удавалось, свидетельствуют призовые места на районных олимпиадах, призовые места в районных и региональных конкурсах («Родной земли многоголосье»- участники конкурса чтецов, «Тихая моя родина» - участник муниципального этапа областного конкурса, «День лермонтовской поэзии в школе» - победители конкурса чтецов, «С любовью к вам учителя» - победитель районного конкурса, «Мой первый учитель» - призовое место в региональном этапе, «Живая классика» -участники и призер в региональном этапе, «Моя профессиональная карьера» - призовое место в областном конкурсе).
Об опыте работы по данному направлению сделано сообщение на ШМО (2016г.), разработка «Описание реализации учащимся 6-го класса разработанного им проекта саморазвития» размещена в блоге «Менеджмент воспитания».
Считаю необходимым продолжить работу по данному направлению с целью с целью совершенствования навыков выразительного чтения учащихся.
Список литературы
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией
- "Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. - Соболев Л. О литературе нужно говорить так, чтобы ученикам стало интересно…// Литература: Первое сентября. – 2015. –– 9. –– С. 4–8. 2.
- Яковлюк С.М., Ионов-Тарасов И.В. Методы и приемы театральной педагогики в формировании коммуникативной культуры школьника // Интернет-журнал «Мир науки». –– 2016. –– Т.4, № 2.
- Кравцева Н. В. Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения // Молодой ученый. — 2017. — №15.2.
- Гурова Е. А.,Закутняя М. А., Чикало Л. В.Урок выразительного чтения «Театр одного актера». Открытый урок РФ. Статьи
- Вьюшкова Л. Н. Совершенствование чтения на уроках русского языка.Русский язык в школе. – 1998 . – №1
- Н. В. Беляева. Уроки постижения лирики.