«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
«ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое, в уже известном, виденном, и в этом нам помогает театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе, учит понимать природу, ее законы и особенности. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ.
Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на занятиях театрального кружка служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.
Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Экологическое воспитание одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувство детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общение с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, насекомых, птиц и животных.
Основная ЦЕЛЬ экологического воспитания-
воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится ко всему живому.
ЗАДАЧИ
создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ;
• формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
• содействие сотрудничеству детей и взрослых.
• осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зеленными насаждениями;
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 Организованная образовательная деятельность
2 Экскурсии на природу
3 Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, на огороде, на экологической тропе
4 Опытная деятельность и экспериментирование
5 Театрализованная деятельность
6 Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры
7Наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых
1 Сознательность и активность
2 Наглядность
3 Индивидуальность
4 Последовательность
5 Доступность
6 Систематичность
Являются нашими принципами
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭТАПЫ
- Подбор методической и художественной литературы;
- Подбор картин, иллюстраций и картинок;
- Подбор дидактических, подвижных и сюжетно- ролевых игр;
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проектов;
- Разработка занятий, определение тематики бесед;
- Выбор объектов для наблюдения.
А что, как ни сказка, которая «скоро сказывается», но предупреждает, что «не скоро дело делается» может помочь нам показать ребёнку отдалённые последствия каких-либо поступков (хороших или плохих)? Ведь именно в сказках можно перемещаться во времени в будущее, чтобы увидеть последствия того или иного действия или бездействия, или в прошлое – чтобы увидеть причину. Именно в сказках могут оживать и разговаривать, жаловаться, сопереживать или благодарить те объекты окружающей нас природы, которые в действительности не обладают даром речи. А ведь экосказки можно не только читать или сочинять, но самое главное – драматизировать. Ведь во время подготовки и непосредственной драматизации такого произведения ребенок примеряет на себя тот или иной образ, чувствует его, живёт им. Постепенное знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьёзная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт.
- ЦЕНТРЫ ПРИРОДЫ В ГРУППАХ ДОУ
- ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ
- ВЕСЕННИЕ ЖАВОРОНКИ ДЕЛАЮТ ГЕРОИ СКАЗКИ «КОЛОБОК»
- ПОСАДКА ЛУКА ОБЫГРЫВАЕТСЯ СОЗДАНИЕМ ЧУДО-ОГОРОДА
- ПОСАДКА ПЕРЦЕВ НЕЛЁГКОЕ ЗАНЯТИЕ, НО ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ
- КОГДА ДЕТИ НАУЧИЛИСЬ ФИЛЬТРОВАТЬ ВОДУ, ПОЯВИЛАСЬ ФЕЯ ВОДЫ
- ТРУДИТЬСЯ В ЗИМНЕМ САДУ ИНТЕРЕСНЕЕ, ЕСЛИ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ЛЕСНЫХ ЗВЕРЕЙ
- «ЗВЕРИ» ДРУЖНО ЖИВУТ И ВМЕСТЕ УХАЖИВАЮТ ЗА КОМНАТНЫМИ ЦВЕТАМИ
- «ЗАЙЧАТА С МАМОЙ» ВЫРАЩИВАЮТ РАССАДУ
ДЛЯ ОГОРОДА - СТРИЖКА ТРАВЯНЧИКОВ-ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ ЭКОПАРИКМАХЕРОВ
- ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПОВАДКИ ЖИВОТНЫХ ЛЕГКО ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
- ЭКОДОСУГИ УЧАТ ПРАВИЛЬНО И БЕРЕЖНЕЕ ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ
- ИЗУЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ И ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ «МУХА-ЦОКОТУХА»
- УБОРКА СНЕГА ПРОИСХОДИТ ВЕСЕЛЕЕ, ЕСЛИ НАДЕТЬ МАСКИ. ЭКСКУРСИЯ В КОНТАКТНЫЙ ЗООПАРК.
- ДРАМАТИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СКАЗОК.
- «МУРАВЬИНАЯ ГОРКА» БЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО В СКАЗКАХ В. БИАНКИ, НО И В КУЛИНАРНЫХ УГОЩЕНИЯХ.
- СДЕЛАТЬ РАДУГУ МОЖНО САМИМ.
- НА ЭКОЛОГИЧЕСКОМ УЧАСТКЕ ПРОХОДЯТ ЧТЕНИЯ, ДРАМАТИЗАЦИИ, КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ, НАБЛЮДЕНИЯ, ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.
- СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПОЗВОЛЯЕТ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ МИРОМ ПЛАНЕТЫ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ И МАСТЕР-КЛАССЫ.
- ТЕСНОЕ ОБЩЕНИЕ С МИКРОБИОЛОГОМ ВЫЗЫВАЕТ ИНТЕРЕС И ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОПОЛНЯЕТ БАГАЖ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ ИХ МИРЕ.
- ПРЕДМЕТНО-ОКРУЖАЮЩАЯ АТМОСФЕРА ИНТЕРЬЕРОВ ДЕТСКОГО САДА ПОДДЕРЖИВАЕТ ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.
- ПРОЕКТ «ПРОФЕССИИ» НАУЧИЛ ДЕТЕЙ УСТРАИВАТЬ КОНКУРСЫ ФЛОРИСТОВ И УКРАШАТЬ ИНТЕРЬЕРЫ СВОИХ ГРУПП.
- ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЗАКРЕПЛЯЕТ У ДЕТЕЙ ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.
- ЛАБОРАТОРИИ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РАЗЛИЧНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ В КАЖДОЙ ГРУППЕ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ.
ВЫВОДЫ:
Взаимодействие педагога с детьми по воспитанию экологического сознания через театрализованную деятельность приведёт к осознанному отношению к природе.
УСПЕХОМ ПОСЛУЖИТ:
- Система работы по реализации проблемы;
- Проведение досугов, экскурсий, культурных мероприятий (спектакли, знакомство с художественными и музыкальными произведениями, с композиторами и художниками) и тесное сотрудничество с родителями;
- Создание предметно – развивающей среды;
- Профессионально подобранная художественная и методическая литература, настольно-печатные, дидактические и подвижные игры;
- Профессиональное мастерство педагога.
ГЛАВНОЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу.