Страничка отличника

Назарова Светлана Валентиновна

Знать русский язык на "отлично" может только тот, кто этого действительно хочет. А вот если такое желание есть, процесс познания становится увлекательным и безумно интересным.

Постигать тайны языка - это как искать сокровища. Сокровища, дающие не только материальное, но и духовное обогащение. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по такому знакомому и незнакомому родному языку.

И не удивляйтесь, если вдруг увидите на страничке задания по литературе. Учиться языку нужно у Мастеров! Читайте, понимайте и учитесь с удовольствием! И сами удивитесь, как легко и увлекательно быть грамотным!

Выполняйте задания, присылайте ответы и получайте свою любимую оценку - "ОТЛИЧНО"! yes

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для учащихся 5 класса

1. Укажите слово из 6 звуков: 

тополь, береза, ясень, сосна, пихта, яблоня, осина.

2. В каком слове – непроизносимый согласный:

чудес_ный, капус_ный, блес_нуть.

3. В каком слове пишется ъ:

об_учить ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.

4. Допишите окончания прилагательных:

в зимн__ лесу, громк__ голосом, в син__ тетради.

5. Вставьте гласные в окончания глаголов:

вид_т, ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т, стро_т.

6. Запишите антонимы к данным словам:

вверх –_______, молодой – ________, счастье – ______, плохой – _________, день – ________.

7. С помощью суффиксов образуйте названия детенышей животных.

Белка – ___________, волк – ____________, галка – ____________, мышь – __________, собака – ___________, паук – __________, кот – __________, хомяк – ___________,
петух – ___________, грач – ___________, медведь – _____________, червяк – ____________.

8. Докажите, что оба написания верны:

вера _________
надежда ________
Любовь __________
Лев ____________

Вера _____________
Надежда _________
любовь ___________
лев ______________

9. Почему Кощея так называют?________________________________ _______________________________________________________________

10. Каким гребнем нельзя расчесать волосы?___ ___________________

11. Говорят, что человек может быть рыбой и рекой. Вспомните эти имена._______________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие имена принадлежат и девочкам, и мальчикам?__________________________________________________________________________________________________________________________

13. Перечислите пять дней недели, не упоминая ни чисел, ни названий__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________

14. На какой вопрос нельзя дать ответ да? ___________________________

15. Из данных слов составьте предложение:

в, лес, петь, птицы.______________________________________________
_________________________________________________________________

16. Нужна ли запятая в предложении: В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут?

17. Подчеркните дополнение в предложениях: Корни питают листья. Разбойник поймал Буратино.

18. Напишите как можно больше таких слов, для которых слово лес было бы проверочным.__________________________________________________

_______________________________________________________________

19. Попросите продавца взвесить вам 500 граммов каких-либо фруктов из списка, приведенного ниже (апельсины, мандарины, яблоки). Запишите свою просьбу._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Напишите четыре слова, которые начинались бы с 4 согласных: _________________________________________________________________.

21. С помощью какого суффикса ноги и ножи превращаются в одинаковое по звучанию слово?

______________________________________________________________. 

22. Объясните, почему мы называем эти предметы так:

очки __________________________________________________________
перстень _________________________________________________________
ожерелье _________________________________________________________
окно _____________________________________________________________
пирог ____________________________________________________________
сердце ____________________________________________________________

23. В русском языке есть много стихов, загадок, придуманных специально для того, чтобы запомнить какое-нибудь правило.

Например:

Мороженое отличное:
клубни
чное, ежевичное,
ябло
чное, земляничное,
моло
чное и коричное,
сливо
чное, брусничное,
черни
чное, заграничное.
Ешь потихоньку, не спеши!
ЧН без мягкого знака пиши!

Попробуйте и вы сочинить какой-нибудь стишок, или песенку, или считалочку, чтобы запомнить какое-либо правило.



Предварительный просмотр:

Перечитываем Гоголя (викторина для учащихся 5 класса).

1. В каком преступлении обвинили Солопия Черевика на ярмарке?

      1. Черевик присвоил чужих волов.

      2. Черевик нанял парубков, чтобы те побили Грицко

      3. Черевик украл собственную кобылу.

      4. Черевик украл головку сыра.

2.Что потребовала ведьма от Петра взамен золота? («Вечер накануне Ивана Купала»)

      1. Продать свою душу.

      2. Уйти навсегда из этих мест.

     3. Крови невинного дитяти.

     4.Отдать свою возлюбленную.

3.От чьего имени ведется повествование в повести «Вечер накануне Ивана Купала»?

  1. От имени дьячка.
  2. От имени Пидорки.
  3. От имени Петруся.
  4. От имени головы.

  4. Узнайте героя по описанию:

       «…если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову      

       шапку… привесить к боку саблю… он заткнул бы за пояс всех парубков…»

      1.Петрусь.

      2. Ивась

     3. Басаврюк.

     4. Черевик.

 

  5. Какое событие в жизни Головы преисполнило его важности на всю оставшуюся жизнь?

  1. Голова участвовал в освободительном движении против польской шляхты.
  2. Голова был избран в «местное начальство».
  3. Он был «провожатым» царицы Екатерины по Крыму и даже сидел на козлах её кареты.
  4. Голова присутствовал на важной церемонии у гетмана.

6.Во что играли утопленницы?

 1. В «Ворона».

 2.В лапту.

 3.В «гуси-лебеди».

 4.В  дочки – матери.

 7. Что получил Левко в награду от панночки?

   

   1. Поцелуй.

   2. Мешок золота.

   3. Записку от комиссара к голове.

   4. Новую бандуру.

8.Какое художественно-языковое средство используется в предложении «На четвертый день приказал сотник своей дочке носить воду, мести хату, как простой мужичке»?

(ответ записать словом)

9. С какой целью дед Рудого Панька отправился в дальний путь в повести «Пропавшая грамота»?

1. Был отправлен с грамотой к царице.

2. Был послан к гетману с депешей.

3. Получил важное известие от казаков и спешил к ним в отряд.

4. Торопился на свадьбу своего внука.

10.Узнайте героя по его портрету:

 «… тело её не так светилось, как у прочих: внутри его виделось что-то черное».

( ответ записать словом).

11. От чьего имени ведется повествование в произведении  «Пропавшая грамота»?

1. От имени дьячка.

2. От имени Рудого Панька.

3. От имени вельможного гетмана.

 4. От имени деда.

12.Какие исторические лица появляются перед казаками во дворце? («Ночь перед Рождеством)

 ( ответ записать словами)

13.Какие исторические события нашли отражение в повести «Страшная месть»?

      1.  Борьба украинского народа за свою независимость с польскими феодалами.

  1. Присоединение Украины к России.
  2. Восстание под руководством Болотникова.

4.  Восстание под предводительством Степана Разина.

14. С какой целью Н.В. Гоголь включает описание Днепра в повесть «Страшная месть»?

1. Писатель передает свою любовь к величественному, прекрасному Днепру.

2. Днепр – символ Родины.

3. Днепр – олицетворение народного гнева, стихии.

 4.Писатель отражает исторические события, происходившие на Днепре.

15.Какая художественная деталь использована Гоголем при описании образа Пузатого Пацюка?

1.Речевая характеристика.

 2.Описание интерьера хаты.

 3.Ужин Пацюка.

4. Описание рук Пацюка.

16.Узнайте героя по его портрету:

«… в ширину был довольно увесист. Притом шаровары… были так широки… что ног было совершенно не заметно…»

( ответ записать словами)

17.Почему старый Чуб согласился отдать Оксану за кузнеца Вакулу?

1. Чуб был очарован красотой черевичек.

2. Кузнец принес Чубу дорогие подарки.

3. Вакула готов был подвергнуться наказанию со стороны Чуба.

4. На это был приказ головы.

 18.Какое любимое занятие было у деда в повести «Заколдованное место»?

      1.Послушать разные байки у проезжих.

      2.Игра в карты.

      3.Посетить шинок.

     4.Посмотреть, как дела на бахче.

19.О чем свидетельствовало горение свечи на кладбище? («Заколдованное место»)

    1.Здесь припрятан клад.

    2.Здесь нет нечистой силы.

    3.Память по усопшим.

    4. Происходит что-то сверхъестественное.

20.Какой клад достался деду?

     1.Кованый сундук со старинными червонцами.

     2.Котел с мусором.

     3.Шкатулка с драгоценными камнями.

    4.Горшок с маслом.

21.Какова идея повести «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»?

     1.Отражение бессмысленного и жалкого существования ничтожного дворянина –  

       небокоптителя.

     2.Отражение тихой жизни мелкопоместного дворянства.

     3.Прославление верности и доблести преданных сынов родины.

     4.Показать современников писателя.



Предварительный просмотр:

Викторина для 5-го класса.

Назовите автора и произведение

1. Спасибо, спасибо тебе, милая птичка! – сказал император. – Я помню тебя!
2. Полицейская машина мчалась на север с такой быстротой, что благонравные горожане только осуждающе качали головами.
3. Левко? Левко ещё молокосос! – говорил хрипло и вполголоса высокий человек.
4. Он вышел из дома с ведром извёстки и длинною кистью. Он окинул взглядом забор...
5. А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему что-нибудь поесть...
6. До самого вечера барыня была не в духе, ни с кем не разговаривала, не играла в карты и ночь дурно провела.
7. В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. 
8. Бежали они, бежали, покуда не увидели хрустальный мост и Семёновы хоромы, в которых и они прежде жили. 
9. Васютка отстал от отца, подождал лодку, которую тянули бечевой рыбаки. 
10. В центре Тонино вылез из троллейбуса, юркнул в кондитерскую и ну лакомиться! 
11. Павлуню уложили на печь, у него был жар. Отец вновь поставил скворечник. 
12. Которые мальчики очень умные – тем книжки дарят. Мальчик Вовочка был очень умный – и подарили ему книжку: про марсиан. 
13. Очень жаль, что меня о моём полёте расспрашивало несколько сот человек, и мне скучно повторять это снова. 
14. Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестрёнка Лёля тоже любила такие ужины... 
15. Слышно ещё, Семён из той деревни жену себе берёт; живёт там одна девушка – сирота... 
16. Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик. 
17. Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала... 
18. Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. 
19. Шиш по своим делам в город пошёл. Дело был летом, жарко. 
20. И вот почти ровно через год, в очень ненастную, переменчивую одесскую погоду, Заикин делает два великолепных круга... 
21. Четверо второклассников, самых верных, натаскали дров купца Заголяшкина. Сложили из дров букву “А”... 
22. Проходили дни, недели, годы... Украденные камни заполнили весь дом. 
23. Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. 
24. ...Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил, что такое земля. 
25. И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки... 
26. Теперь мне предстояло осмотреть окрестности и выбрать себе удобное местечко для жилья – такое, где я мог бы сложить всё своё имущество... 
27. Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. 
28. Домой он вернулся поздно и, когда влез осторожно в окно, очутился в засаде: перед ним стояла его тётка. 
29. Нет, ты не ускользнёшь от меня! – кричал голова, таща за руку человека в вывороченном шерстью вверх овчинном чёрном тулупе. 
30. Кровь! Никакого сомнения! – воскликнул он, внимательно разглядывая в лупу красное пятнышко... 
31. Но птица молчала – некому было завести её, а иначе она петь не могла. 

Литература для чтения

  1. А.Куприн. “Мой полёт”
  2. А.Линдгрен. “Приключения Калле Блюмквиста”
  3. А.Платонов. “Волшебное кольцо”
  4. Б.Шергин. “Рифмы”
  5. В.Астафьев. “Васюткино озеро”
  6. В.Белов. “Скворцы”
  7. Г.-Х. Андерсен. «Соловей»
  8. Д.Дефо. “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”
  9. Д.Родари. “Сказки по телефону”. “Тонино-невидимка”, “Человек, который хотел украсть Колизей” 
  10. Е.Замятин. “Огненное “А”
  11. И.Тургенев. “Муму”
  12. К.Паустовский. “Тёплый хлеб”
  13. Л.Толстой. “Война и мир” (отрывок)
  14. М.Зощенко. “Великие путешественники”
  15. М.Зощенко. “Золотые слова”
  16. М.Твен. “Приключения Тома Сойера”
  17. Н.Гоголь. “Майская ночь”



Предварительный просмотр:

Вопросы викторины повышенной сложности***


1. Подумайте, чего больше: звуков в языке или букв в алфавите?

2. Каково происхождение слова «обоняние»?

3. Назовите одно из самых употребляемых слов русского языка, состоящее из двух звуков, чаще всего выступающее как часть корня, как приставка и частица?

4. Какому сатирическому поэту 19 века принадлежит высказывание «зри в корень»?

5. Как называют глаголы, которые могут употребляться то как глаголы несовершенного, то как глаголы совершенного вида?

6. С чьим именем связывают появление современного русского литературного языка?

7. Как называется наука о знаках и знаковых системах?

8. Какой знак пунктуации первым стал употреблять Н. М. Карамзин?

9. Как называли знаки препинания во времена М. В. Ломоносова?

10. Что означает термин «Языковой пуризм»?

11. Какие носовые гласные были в старославянском языке?

12. Назовите имена братьев – первоучителей славян?

13. Древнейшие славянские надписи и рукописи, относящиеся к 10 веку, выполнены двумя графическими системами. Назовите их.

14. Кто является автором первого полного свода правил русской орфографии?

15. Дайте толкование слова «панёва».

16. Говоры каких областей лежат в основе литературного языка?

17. Назовите главное отличие русских диалектов от литературного языка?

18. Что такое жаргон?

19. Отгадайте шараду:
Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьет портной вам, если надо.

20. Как в русском языке называют слова, фразы, стихотворные строки,
любой текст, который одинаково читается в обе стороны – слева направо
и справа налево:
дед, наган, шалаш. Я вижу маму – жив я!

21. Что буквально означает слово
воевода?

22. Творческое задание:
составьте подборку цитат, высказываний, пословиц, загадок о русском языке. Приветствуются работы собственного сочинения.



Предварительный просмотр:

Словарные диктанты

5 класс

I. Таяли сосульки; чуяли опасность; сеялись дожди; надеялся на удачу; веяли ветры; лелеял мечту; собаки лаяли; совсем отчаялись; реяли знамена; искренне каялся.

  1. Слышал новости; видел цыгана; строил здание вокзала; таяли на солнце; выкачал воду; обидел малыша; заклеил книгу; ездил в Москву; заполнил сосуд; ужалил щенка; ненавидел ложь; затеял возню; чистил клюв; развеял тучи; зависел от расписания.

  1. Слышит — слышал; видит — видел; терпит — терпел; ненавидит — ненавидел; клеит — клеил; тает — таял; чует — чуял; строит — строил; засеет — засеял;  надеется — надеялся; зависит — зависел; повеет — повеял; пролает — пролаял; проверит — проверил.

  1.  Он (она, оно) полощет; реет; слушает; гоняется; упустит; расклеит; борется; лелеет; отвечает; вступает; заправит; ис правит; бреет; лечит; гонится; зависит; затеет; прополет.

  1. Строим; гоните; борются; решаем; видите; раскаемся; почуют; зависите; растаете; клеят; стелются; выправят; ропщут; выдерживают; выдержат; дышим; стелете; веют; управляете; едете; управитесь;  похвалят;  расправят;  построите;  постелете;  пляшут; смотрят;  дышат;  лечат;  дремлете;   развеете;  дремлют;   плачут; лаете;  клокочут;  колеблются;  полют; трепещете;  жалят;  значат; клеят; гонят; видите; видим; пилят; колеблются.

  1.  Строим дом; клеят игрушки; веет холодом; гоняем мяч; ветер   гонит;   не   слышишь   шорохов;   не   слушаешь   радиопередач; встретишь отца; встречаешь гостей; снег не тает; колет в боку; борются с вредителями; реет флаг; едем полем; бормочут ручьи; не отыщешь в траве; грохочет в небе; увидишь с круч; постелешь постель; дышишь ароматом; ищет собачку; не посмотришь фильм; выскочит из дома.

  1.  Уносим из леса; попросишь отца; заклеит конверт; реют на ветру; борется со сном; пашет в поле; бормочет во сне; вы терпи те боль; не стонете от боли; косишь траву; осы жалят; смотрим в небо; застилает солнце; зависит от непогоды; уходим в поход; сеют рожь; ненавидим ложь; волны плещутся; поток пенится; со бака не лает.

  1.  Наслаждаемся красотой гор; увлекается теннисом; прибли жаешься к станции; объединяются в группы; напрасно тревожат ся; чуют опасность; ищет и находит в зарослях; располагаемся на аллее; реют на здании; просишь о помощи; направляемся к опуш ке; окажешься в оранжерее; спустишься на парашюте; побываете в Греции, в Турции; участвует в демонстрации; полежишь в посте ли; отыщете в предложении; увидим восход; расположишься вдоль дороги; выскажешь предположение; рассчитываешь на друга.


Предварительный просмотр:

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Снег та…т; ты выгляд…шь отлично; ты не увид…шь меня; туман стел…тся; рассуждать о гоголевском «Ви…»; в усть… Дона; быть в забыть…; когда вы выбер…те это, то скаж…те мне; это скоро законч…тся; он улыба…тся; на фон… осенн…й природы; он участвует в дискусси…; в третьем отделени…; он носитель этой иде…; вы не высп…тесь; в поведени… ученика; находиться в здани…; верить в привидени…; в темной алле…; в пещер…; полыхающ…я заря; думать об ушедш…м времени; впасть в отчаяни…; много буд…шь знать; перемел…тся – авось мука буд…т; листва колыш…тся; работа не кле…тся; дитя плач…т; мать хол…т ребенка; та…т льдинки на окне; он душой ма…тся; ты цен…шь его; ваши пьесы став…тся и смотр…тся; вы напрасно его ха…те; сделать в назидани…; в назидани… учителя; он толсте…т; ты выслед…шь зверя; ты бор…шься; старуха бормоч…т. 

Куда ты ед…шь; как аукн…тся – так и откликн…тся; на небе что-то брезж…т; трава стел…тся; он хохоч…т; он леч…т меня; солнце блещ…т на виднеющ…мся море; он рисует людей отчаявш…мися; на берегу бушующ…го Терека; остаться с бьющ…мся сердцем; плескавш…еся у моря дети; тишина висит в застывш…м воздухе; сонные, слипающ…еся глаза; груз установлен на качающ…мся и дрожащ…м пароме; круглолиц…й человек; на птичь…м базаре; подошли к медвежь…й берлоге; об Анатоли… Ивановиче; в течени… реки; она присела в изголовь…; в сравнени… с ним; вы пиш…те статью; в ущель… темно; она плач…т; клокочущ…й океан; он толку…т об этом; в толче… не заметить; в моём творени…; ветер со смерч…м; он обожа…т меня; ты омрача…шь разговор; ребёнок шепч..т; пенящ…йся водопад; мать нянч…тся с ребёнком.

Мечта о счасть…; на птичь…м рынке; в низовь… реки; жизнь в захолусть…; на бильярдном ки…; на лезви… ножа; жить на Рижск…м взморь…; находиться под Киев…м; всё зижд…тся на этом; ветер гон…т тучи; он завис…т от этого; ты выздорове…шь скоро; ты обессиле…шь от этого; бескрайн…я долина; грохочущ…й грузовик; быть знакомым с Некрасов…м; фирма с престиж…м; тяготиться нош…й; насытиться пищ…й; нет ничего чуж…го; любить рыж…го котёнка; много купц…в и торговц…в; старенькие пальтишк… и платьиц…; краснолиц…й сторож; восхищаться гени…м; узнать об этом гени…; плыть по реке Би…; думать о дочер…; длиннющ…й вагон; дворищ… (двор); ножищ… (нога); ручища…(рука); буря верт…т и крут…т; печь гре…т; дрова тле…т; находиться в томлени…; он обеща…т это; он меня оберега…т; он обесслав…т своё имя; он муча…т меня; это станов…тся ужасающ…м.