Доклад :"Мордовский фольклор как средствоприобщения к истокам народной культуры"

Садыкова Матрена Александровна

Мордовский фольклор как средство приобщения    дошкольников к истокам народной культуры

 

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не  только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями  мордовского фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня,

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupleniemordovskiy_folklor.docx455.51 КБ

Предварительный просмотр:

М.А. Садыкова

Мордовский фольклор как средство приобщения    дошкольников к истокам народной культуры

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? Будет ли он ценить и уважать язык, культуру других народов? Думается, что нет. Среди богатого и своеобразного культурного наследия мордвы важное место занимают традиции, связанные с рождением и воспитанием детей. Проблема воспитания всегда актуальна, имеет не  только теоретический, но и практический интерес. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образа жизни, ни особенности его социальной истории.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями  мордовского фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами. 

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которой дети черпают мордовские нравы, обычаи, и мордовский дух свободы и творчества. Процесс познания и усвоения должен начинать как можно раньше, как образно говорит·народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки,потешки.В своей работе формирование этнокультурной компетентности дошкольников я осуществляю через дополнительную общеразвивающую  программу (дополнительную общеобразовательную  программу) «Мордовский фольклор»C:\Users\Гизар\Desktop\Пединститут 14.10.19\празник единения 031.jpg