Открытые уроки
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 5 классе
тема полугодия: Музыка и литература
тема урока: «Ты открой мне, природа, объятья
Чтоб я слился с красою твоей» …
И. Бунин
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 3 классе
тема четверти: Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
тема урока: Музыка Италии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 3 классе
тема четверти: Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ
тема урока: Музыка Италии.
учитель: Габдракипова
Элеонора Ивановна
Цель |
|
Тип урока | Углубление и расширение темы |
Оборудование урока | - фонохрестоматия - портреты: Л.Паваротти М.Глинки П.Чайковского |
Литература |
|
Ход урока |
- Звучит итальянская народная песня «Санта-лючия».
- Музыкальное приветствие. Мы продолжаем знакомство с темой 3 четверти. «Как она называется?» (Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ). И опять вместе с музыкой мы будем путешествовать в разные страны мира. Куда же мы сегодня отправимся? При вашем входе в класс звучала музыка: «Какая это музыка: композиторская, народная или композиторская в народном духе? Интонации музыки какого народа (итальянского)?» Это итальянская народная песня «Санта-лючия».
- Определение исполнителя. Определите исполнителя (мужской высокий голос). Исполнил эту песню известный певец современности Лучано Паваротти.
- Характеристика голоса. Тенор – высокий мужской певческий голос. Это самый подвижный, гибкий из мужских голосов. Он может долго-долго держать звук и поднимать его почти до самых верхних, серебристых нот.
- Характер музыки. Как звучала музыка по характеру – песенная, певучая, мелодичная, лиричная, напевная …?
- Бельканто. Этот певец обладает искусством прекрасного пения, которое называется бельканто. Это искусство пришло из Италии.
- О путешествии русских композиторов по миру. Русские композиторы всегда интересовались жизнью народов других стран мира, их искусством – литературой, музыкой, живописью. Путешествуя по другим странам, они записывали народные мелодии, использовали их потом в своих произведениях, а иногда сочиняли свою музыку в духе этих народных мелодий. Многие русские музыканты бывали в Италии. Был в Италии и М.И. Глинка. Сейчас прозвучит одно из его красивых «итальянских сочинений». Послушайте и определите характер музыки (музыка звучит напевно, певуче, нежно). Кто исполняет произведение? (высокий мужской голос – тенор). В сопровождении какого музыкального инструмента? (фортепиано). Какое время суток изображено в произведении? (ночь). Какие краски: теплые или холодные? (теплые).
- Рассказ о Венеции. Произведение «Венецианская ночь». Венеция – посмотрите, что это за город? Какие улицы? Каков транспорт? Венеция – удивительный город в Италии. В нем вместо улиц – каналы, вместо нам привычных автобусов, трамваев и автомобилей – большие лодки. Эти лодки называются гандолами, а лодочники – гандольерами. Среди гандольеров есть много хороших певцов и поют они прекрасные песни. Эти песни называют баркаролами.
- Разучивание. Определите ритм: мерный, покачивающийся; попробуйте прохлопать. Если вслушаться, в музыке есть что-то покачивающее и напоминает о лодке и о воде.
- Вывод. В Италии побывал не только М.И.Глинка, но и другой русский композитор – П.И.Чайковский. Послушайте его произведение, определите характер музыки, исполнителей (музыка танцевальная, живая, огненная; ритм острый; исполняет симфонический оркестр, преобладание ударных инструментов). Исполнение с МРД.
Понравилось вам, ребята, в Италии? Какая музыка вам больше всего запомнилась?
- Выход из класса.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 5 классе
тема полугодия: Музыка и литература
тема урока: «Ты открой мне, природа, объятья
Чтоб я слился с красою твоей» …
И. Бунин
учитель: Габдракипова
Элеонора Ивановна
Цель |
|
Тип урока | Углубление и расширение темы |
Оборудование урока | а) фонохрестоматия б) портреты Э.Грига, А.Каримова в) музыка в 4-7 кл. г) И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран д) репродукция картин е) карточки ж) произведение фотоискусства |
Ход урока |
- Организация урока. Звучит музыка Э.Грига «Утро» при входе учащихся в класс. Какая звучала музыка при входе? Определите название и композитора прозвучавшей музыки. (Э.Григ «Утро»). И сегодняшняя тема звучит так:
«Ты открой мне, природа, объятья
Чтоб я слился с красою твоей» …
И. Бунин
- Природа и искусство. К картинам природы обращались не только композиторы, но и художники слова и красок. Э.Григ какими красками изобразил свое произведение «Утро»? (светлыми).
- К.Лоррен. Посмотрим на картины французского художника К. Лоррена. К.Лоррен для своего времени старался предельно реалистически изображать природу. Какая из этих картин созвучна музыке Грига. (Утро К.Лоррена).
- Прослушайте фрагмент и определите название … Какое время суток изображено? (Э.Григ. Заход солнца)
- Распевание. Работа над фразеровкой мелодии. Пение двух куплетов.
- Какими красками композитор изобразил заход солнца? (затемненными). Созвучны ли эти поэтические строчки прозвучавшей музыке: Солнце уходит в далекие страны,
В сумрак ночной, за леса и моря.
В темных лесах засинели туманы,
В море горит золотая заря.
День угасает. Дневные заботы
С тихой зарей забывает земля.
Пахарь усталый вернулся с работы,
В теплой росе засыпают поля.
Так композитор Э.Григ и поэт И.Бунин создали картины природы.
- А.Каримов «Солнечный день». Музыкальное произведение на эту же тему. Какую картину изобразил здесь композитор? Какое время суток изобразил композитор? Как об этом рассказала музыка? Какими средствами музыкальной выразительности? Какой характер мелодии? Темп? Динамика? Какие музыкальные инструменты? Какой композитор мог написать это произведение? (башкирский) Почему вы так решили? ( по интонации башкирской народной песни). Почему мы сразу слышим интонации башкирской народной песни? (потому что относятся к ладу народной музыки – пентатонике (лад, состоящий из 5 звуков, который используют башкирские композиторы в своих произведениях). Это произведение написал башкирский композитор – наш современник Айрат Каримов (портрет). Ребята смогли увидеть ту картину, которую представил композитор.
- Разучивание песни Н.Савичева «Мы друзья с тобой». Послушайте следующее музыкальное произведение, определите характер, содержание. Разучивание песни Н.Савичева «Мы друзья с тобой» (слова на доске). Звучит фрагмент мелодии: определите ритм (пунктирный). Дать в сравнении
Исполнение двух куплетов в характере. Авторы этой песни призывают нас с вами к дружбе с солнышком, с ветерком. Жить в гармонии с природой.
- Закрепление пройденного материала. Для закрепления пройденного материала проведем тест:
- Послушайте произведение. Определите какую картину природы показал композитор? (Х.Ахметов «Утро Урала»)
- Какое из этих произведений фотоискусства соответствует этой музыке?
- Какие из лирических строк созвучны произведению?
Садится солнце. Воздух дивно тих.
И вздрагивает ветер, словно сонный.
Окошко темных домиков на миг
Зарделись и погасли.
Отягченный росой внезапной, стынет луг.
Затих весь необъятный мир.
И благовонный, прозрачный пар понесся в вышину.
И небо ждет холодную луну.
С. Тургенев
или
Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом.
Полоса явилась ясная
В своем блеске золотом.
Лучи ярко золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг
С.Есенин
- Домашнее задание. Подготовить одно из произведений искусства, посвященного природе. (подготовленная выставка работ художников)
- Завершение урока. Закончим урок строчками поэтессы Натальи Берек: В искусстве истинном
Людское сердце свято!
Нам красотою душу возродить.