Выступления, статьи, публикации

Фирсова Наталия Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Активные формы и методы обучения как средство повышения мотивации к обучению»

Слайд 2

Цели: Осуществить осмысление понятия «активные формы и методы обучения» . Выявить факторы повышения эффективности урока . Мотивировать педагогов на использование активных форм и методов обучения в образовательном процессе .

Слайд 3

Задачи: Выявить формы и методы, способствующие проведению эффективного урока. Осознать необходимость использования активных форм и методов обучения.

Слайд 4

Остался позади век промышленности, век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, а, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Возникает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы ученику, самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Необходимы методы и подходы в обучении, которые могли научить учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию.

Слайд 5

Форма - характер ориентации деятельности. Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, консультации, доп. занятия, экскурсии, формы контроля и т.п.) и общими.

Слайд 6

Формы организации урока: Урок- викторина Урок- поиск Урок - диспут Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок - конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль Урок- лекция И другие

Слайд 7

Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод обучения - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Слайд 8

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в образовательном учреждении – это на сегодняшний день требование времени.

Слайд 9

Активное обучение - организация и ведение образовательного процесса, которая направлена на всемерную активизацию образовательно-познавательной деятельности обучающихся (детей) посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно- управленческих средств (В. Н. Кругликов).

Слайд 10

Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Слайд 11

Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.

Слайд 12

Активные методы обучения – это способы активизации образовательно-познавательной деятельности обучаемых, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и дети.

Слайд 13

Для активных методов обучения характерно: отношение педагога к обучающемуся, как к себе равному; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания обучающимся методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т. п. и самостоятельного решения творческих задач; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

Слайд 14

Принципы учебного процесса с использованием активных методов Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся и темой занятия. Принцип моделирования. Принцип входного контроля. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения . Принцип проблемности. Принцип «негативного опыта». Принцип «от простого к сложному». Принцип непрерывного обновления. Принцип организации коллективной деятельности. Принцип опережающего обучения. Принцип диагностирования. Принцип экономии учебного времени. Принцип выходного контроля.

Слайд 15

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три образовательно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию учителя; обеспечить активное участие в образовательной работе как подготовленных детей, так и не подготовленных; установить непрерывный контроль за процессом усвоения образовательного материала.

Слайд 16

Классификация методов активного обучения источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения); методы логики (аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные методы обучения); тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения); уровень познавательной самостоятельности детей (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения); уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения); дидактические цели и функции (методы стимулирования, организации и контроля); вид деятельности учителя (методы изложения и методы организации самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Слайд 17

Самостоятельные активные методы обучения :

Слайд 18

Мозговой штурм (мозговая атака) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Слайд 19

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих деятельность путем игры, по заданным правилам.

Слайд 20

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии, поделиться опытом.

Слайд 21

Анализ конкретных ситуаций — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Слайд 22

Суть активных методов обучения , направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Слайд 24

конкретность поставленной цели и задачи; заинтересованность учителя и ученика результативность; качество материала; формирование умений и навыков; разнообразие методов; эмоциональная подача материала; индивидуальная работа; выбор типа урока; прогнозирование результата урока; учебные возможности ученика; мастерство; умение общаться; доступность; активная работа учащихся; результаты; самостоятельность учащихся ; творчество; индивидуальная работа; эмоциональная атмосфера; насыщенность урока, моторная плотность урока; обратная связь; наибольший результат; наименьшие «затраты»; педагогическая находка учителя; личность учителя; взаимодействие учителя и ученика; умение мыслить; сотрудничество учителя и ученика; стиль общения; достижение целей; толчок к поиску; ТСО

Слайд 25

ИГРА «АССОЦИАЦИИ» Подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию « Активные формы и методы обучения ». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «мотивация».

Слайд 26

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 27

Прием “Написание эссе” Смысл э того приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут .

Слайд 28

Все дети могут успешно учиться, если УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ УЧИТЬ.

Слайд 29

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!!!

Слайд 30

Уважаемые коллеги, желаем успехов!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности. Опыт. Проблемы .

Слайд 2

Цель: активизировать внимание на том, что учебно – дидактические игры – один из видов активной деятельности; что игры в равной степени способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности.

Слайд 3

Функции Образовательная. Воспитательная. Развивающая. Развлекательная. Коммуникативная. Самореализации. Диагностическая. Коррекции. Социализации. Терапевтическая. Профориентационная.

Слайд 4

Классификация педагогических игр По области деятельности: а) физические; б) интеллектуальные; в) трудовые; г) социальные; д) психологические. По характеру педагогического процесса: а) обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные. По игровой методике: а) предметные; б) сюжетные; в) ролевые; г) деловые; д) имитационные; е) драматизации. По предметной области: а) математические, химические, биологические, физические, экологические; б) музыкальные, театральные, литературные» в) трудовые, технические; г) физкультурные, спортивные, военно – прикладные; д) обществоведческие, экономические. По игровой среде: а) без предметов, с предметами; б) настольные, комнатные, уличные, на местности; в) компьютерные, ТСО. По количеству участников: а) индивидуальные, б) парные; в) групповые; г) коллективные. По времени проведения: а) занимающие часть урока; б) занимающие весь урок; в) занимающие несколько уроков.

Слайд 5

Технология игры Этап подготовки Разработка игры разработка сценария. план игры. общее описание игры. содержание инструктажа. подготовка материального обеспечения Ввод в игру постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила распределение ролей формирование групп консультации Этап проведения Работа над заданием работа с источниками тренинг мозговой штурм работа с игротехником Дискуссия -выступления защита результатов работа экспертов Этап анализа и обобщения вывод из игры анализ, рефлекия оценка и самооценка работы выводы и обобщения рекомендации

Слайд 6

Требования к организации игр Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к чёткому соблюдению установленных правил и, главное к активизации учащихся.

Слайд 7

Используете ли Вы в своей работе учебно – дидактические игры? (%) 1 – не использую 2 – использую иногда 3 – использую редко 4 - использую часто


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность учителя на уроке

Слайд 2

Цель: осмысление педагогами собственной деятельности

Слайд 3

Деятельность учителя на уроке Постановка цели урока. Отбор содержания. Определение методов и средств обучения. Формирование качеств личности обучающегося. Учёт особенностей коллектива. Получение результата деятельности учителя на уроке.

Слайд 4

«Цель урока» необходимо теоретически и примерами с уроков коллег ответить: Что такое цель урока? Что такое задача урока? Мы на урок ставим цель или задачу? В каком случае? Какие бывают цели? Чем определяется содержание цели? Есть ли правила постановки цели? Если есть, то назовите их. Как перевести цель в результат? Критерии достижения цели.

Слайд 5

«Содержание урока» предлагается осмыслить ряд вопросов и подкрепить свои доводы примерами из практики: Что такое содержание урока? Как мы определяем, чему учить? Как сделать содержание урока интересным? Что такое интерес? Чем определяется логическая структура содержания урока? Как содержание должно учитывать психологические особенности восприятия и памяти учащегося?

Слайд 6

«Методы преподавания» Предлагаются вопросы больше практического содержания: Что такое метод? Что такое приём? Есть ли система методов? Если есть, то какая? От чего и как зависит выбор метода? Существует ли связь методов и содержания? Докажите. Существует ли связь методов и средств? Докажите. Как вы определяете правильность выбранных методов? Покажите на примере из практики.

Слайд 7

«Средства преподавания» предлагаются вопросы: Что такое средство преподавания? Есть ли система средств? Если есть, то какая? От чего зависит выбор средств преподавания на уроке? Существует ли связь методов и средств? Докажите. Существует ли связь средств и содержания? Докажите. Как вы определяете правильность выбранных средств? Покажите на примере из практики.

Слайд 8

«Личность обучающегося» предлагаются вопросы, над которыми нужно работать вместе со школьным психологом: Что такое личность? Что такое индивид? Как может влиять личность на коллектив в ходе урока? Примеры из практики. Как может влиять коллектив на личность в ходе урока? Примеры из практики. Какие вы знаете способности личности? Примеры использования способностей личности в ходе учебного занятия. Какова система взаимодействия личности с личностью? Способы мотивации личности на уроке. Приведите примеры.

Слайд 9

«Коллектив» предлагаются вопросы, над которыми нужно работать вместе со школьным психологом: Что такое коллектив класса во время урока? Назовите показатели коллектива. Виды совместимости в коллективе во время урока. Формы организации коллектива во время урока. Приведите примеры из практики. Методы организации коллектива во время урока. Приведите примеры из практики. Способы мотивации коллектива на уроке. Приведите примеры из практики.

Слайд 10

«Результат урока» предлагаются вопросы: Что такое результат на уроке? Как определить результат на уроке? (Методы, средства). Взаимосвязь цели и результата на уроке. Приведите примеры. Взаимосвязь содержания и результата на уроке. Приведите примеры. Учёт особенностей личности и коллектива, их влияние на результат урока. Как определить результат деятельности учителя в целом? Ваши варианты. Как определить результат деятельности школы и какие параметры вы могли бы предложить в механизм оценки деятельности школы?

Слайд 11

Деятельность учителя на уроке



Предварительный просмотр:

Технология, основанная на уровневой дифференциации

При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).  Таким образом, практика работы показывает необходимость использования уровневой дифференциации на всех ступенях обучения с 5 по 11 класс.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различном уровне. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований в усвоении содержания. Именно на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Цель уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Аргументы в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Дифференциация бывает внешняя (профильная) и внутренняя (уровневая).

Рассмотрим уровневую дифференциацию.

Уровневая дифференциация -  это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении учебного материала, а иногда по психическому состоянию.

Чаще всего дифференциация реализуется через деление класса на микрогруппы, которые различаются по двум критериям: обученности и обучаемости.

Обученность - это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики развития ученика, которые сложились к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений; качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность); способы и приемы их приобретения.

Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого также зависит успешность обучения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Существуют методики диагностики возможностей и уровня развития обучающихся, но в условиях дефицита учебного времени на уроках мы не всегда можем провести  комплексную научную диагностику, поэтому  используем результаты диагностических работ в начале учебного года и результаты годовых контрольных работ.

Доказано, что большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают. Поэтому в процессе обучения обычно выделяют три уровня учащихся, для которых дифференцируются как цели, так и формы обучения (Таблица 1).

Таблица 1. Уровневая  дифференциация

 

Группы учащихся

Цели обучения

Вид заданий

1

Низкий уровень (20%)

 - Пробудить интерес;

 - Ликвидировать пробелы;

 - Сформировать умение работать  по образцу.

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

2

Средний уровень (65%)

 -  Устойчивый интерес к предмету;

 - Закрепить и повторить имеющиеся знания;

 - Сформировать умение работать самостоятельно.

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

3

Высокий уровень (15%)

 - Сформировать новые способы действий, умение выполнять задания повышенной сложности и нестандартные задания;

 - Развить умение самостоятельной организации обучения.

Творческие

Уровневая дифференциация обучения предусматривает наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся.

Использование технологии уровневой дифференциации на уроке предполагает:

  1. работу с несколькими группами учащихся на разных уровнях усвоения материала;
  2. наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Определения

Технология — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ...

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

В узком смысле слово "техника" — это инструментальные средства, используемые человеком в своей деятельности по преобразованию природы, это некоторые "объекты" (артефакты), созданные человеком, имеющие свою внутреннюю природу и логику действия (работы), которая изучается техническими науками, а их создание и использование связано со специфическим видом человеческой деятельности — инженерией. 

В широком смысле термин "техника" имеет как бы и внетехнологический смысл — социальный, ценностный, историко-цивилизационный, ее понимают как продукт человеческой цивилизации. В широком смысле она есть инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики. При этом нередко "внетехнический", точнее "внетехнологический", смысл техники рассматривают как дополнение к инстру-ментальности, как смысл, находящийся за пределами самой техники. Мы полагаем, однако, что он составляет содержательное, внутренне присущее самой технике проблемное поле. 


Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому

Понятие, введенное Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие».

Мной разработана диагностика уровня “обученности” по математике. Зона ближайшего развития определяется в начале изучения каждой темы. Происходит это после изложения нового материала, первичного его закрепления на конкретных и общих примерах, а также после демонстрации образца применения его в нестандартной ситуации.

Работа рассчитывается на 15 минут. Когда 3-4 ученика класса уже выполнили задание, листочки собираются. Если выполнены четыре задания, это высокий третий уровень “обучаемости”; три задания, это средний второй уровень “обучаемости”; два задания, это низкий первый уровень обучаемости.

По результатам теста ученик с помощью учителя намечает пути дальнейшей работы. При дальнейшем изучении темы зону ближайшего развития необходимо определять на каждом занятии. Например, по результатам проверки выполнения домашнего задания.

Очень важным элементом обучения после определения зоны ближайшего развития является постановка цели деятельности. Учащийся ставит перед собой цель перед каждым учебным занятием. Этим он программирует себя на продуктивную деятельность в течение всего занятия.

В конце изучения темы проводится диагностика “обученности”



Предварительный просмотр:

Методы преподавания.

Образование – это индустрия, направленная в будущее.

С.П. Капица.

Вопрос о том "Как обучать?" особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве. Обучение в школе должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути ее достижения, добиваться успехов в этой деятельности.

Исследования психологов и педагогов доказывают, что отсутствие успехов в учебе, отставание многих учащихся объясняется не врожденным отсутствием способностей, а применением непродуктивных способов учебной работы, неумением школьников учиться. Следовательно, перед школой стоит важная задача – научить каждого ребенка учиться. Однако это умение не возникает само собой, а является результатом большой совместной деятельности учителя и учащихся, результатом применения в учебном процессе различных методов и приемов обучения, лучше сказать, системы методов и приемов обучения (т.е., педагогических технологий).

Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения - это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип. Педагогическая технология всегда комплексна, включает в себя различные методы, приемы и средства обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям.

По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер):

  1. объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);
  2.  репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);
  3.  проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);
  4.  частично-поисковые;
  5.  эвристические;
  6.  исследовательские.

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский):

  1.  организационно-действенному - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  2.  стимулирующему - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3.  контрольно-оценочному - методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

  1.  монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
  2.  диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

  1. словесные: рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;
  2. наглядные: демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;
  3. практические: упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

  1. сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);
  2. поведение (упражнение, тренировка и т.д.);
  3. чувства - стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения).

Методы преподавания - средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения - средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных - использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно - деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы: сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). Методические приемы - действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Методы обучения постоянно дополняются современными методами обучения, главным образом ориентированными на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. познавательной деятельностью.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно учитель сочетает различные методы обучения, руководствуясь содержанием урока, имеющимися у него приемами и средствами, ожидаемым результатом. Таким образом каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности формирует свою систему методов и приемов, благодаря которой добивается результатов.

Выбор методов зависит от целей и содержания образования. Если цель школы – воспитать творчески мыслящих, сознательных членов общества, то все достижения педагогической науки должны быть использованы для того, чтобы научить детей самостоятельно мыслить, действовать коллективно, развивая максимум инициативы и творчества.

Методы обучения имеют психологическое обоснование. При выборе методов мы учитываем возрастные возможности усвоения знаний. Уровень развития личности ребенка оказывает существенное влияние на выбор способов преподавания и учения. Глубокое понимание особенностей мыслительной деятельности учащихся и свойств личности позволяет найти эффективные методы обучения. Например, у шести – семилетних учеников ведущими методами будут игровые: сюжетно-ролевые, дидактические игры, наглядные методы, т.к. внимание носит непроизвольный и кратковременный характер.

Также выбор методов обучения напрямую связан с анатомо-физиологическими, биологическими особенностями развивающегося организма. Неоправданно, например, использование такого словесного метода, как лекция, рассказ у младших школьников и обучающихся 5 – 7 классов, т.к. дети не могут долгое время удерживать внимание, воспринимать монологическую речь. Преимущество отдается беседе. Этот метод можно использовать на различных этапах урока.

Методы обучения должны иметь глубокое теоретическое обоснование. Однако вне практического использования методы обучения теряют смысл. На выбор системы методов обучения существенное влияние оказывают сложившиеся традиции преподавания и учения. Педагогическая наука обобщает передовой опыт работы школ и учителей, раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов.

Итак, выбор методов обучения - дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. В зависимости от времени и места его применения, особенностей сочетания в нем различных способов, приемов и средств один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным. Найти удачный метод обучения в каждом конкретном случае означает найти удачную комбинацию различных приемов и средств, позволяющих достичь поставленной заранее цели (или целей) наиболее оптимальным в данных условиях путем. Чтобы успешно применять в процессе обучения предмету тот или иной метод (или использовать ту или иную форму обучения), учителю необходимо в совершенстве овладеть этим методом. Это означает:

1) понимать сущность этого метода и уметь применять его в различных конкретных ситуациях обучения;

2) знать наиболее часто встречающиеся формы проявления того или иного метода в процессе обучения (явные или скрытые);

3) знать положительные и отрицательные стороны применения этого метода, проявляющиеся в процессе обучения; уметь оценивать его эффективность;

4) знать, какие вопросы содержания программы целесообразно изучать - именно этим методом;

5) уметь научить учащихся работать именно этим методом в процессе изучения ими учебного материала.

Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, это предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.

Важную роль в этом процессе (образования человека) играет современный урок. Это понятие включает в себя следующие основные компоненты:

  • организационный;
  • целевой;
  • мотивационный;
  • коммуникативный;
  • содержательный;
  • технологический (выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для темы, класса и т.д.);
  • контрольно – оценочный;
  • аналитический (итоги урока, анализ деятельности учащихся).

Современный урок немыслим ни без одного из указанных компонентов. Одним из важнейших из них является технологический.

Каким же образом учитель осуществляет выбор методов обучения?

  1. Учитель опирается на рекомендации психолога, учитывает основные принципы преемственности.
  2. Учитель учитывает классификационные признаки группировки методов, их многообразие.
  3. Учитывает, как тот или иной метод способствует наиболее оптимальному раскрытию содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и с учетом подготовленности учащихся.
  4. Учитывает, как добиться максимальной самостоятельности учащихся в учении и других видах деятельности.
  5. При выборе методов учитель анализирует наблюдения, результаты анкетирования по разным вопросам.

Возможны три уровня принятия решения о выборе методов обучения.

  1. Стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно – воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
  2. Решения принимаются методом проб и ошибок: учитель пытается менять систему методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования.
  3. Рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

В заключении добавим, что, по мнению современных дидактов, процесс образования на столько быстрее продвигается, на сколько ему позволяют выбранные методы.