Методическая копилка
Учебно-методический комплекс дисциплины "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" (1 курс всех специальностей СПО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК Математика 1 курс СПО | 77.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»
Цикловая комиссия «Математика и информатика»
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
________________ Г.А. Белоусова
«___» _____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
По специальности:
11.02.11 «Сети связи и системы коммутации»
Согласовано Методист ________________И.В. Черкасова «___»_____________ 2015 г. | Разработчик: Нураева Э. В. Обсуждено на заседании цикловой комиссии «Математика и информатика» «___»_______________2015 г. Протокол №___ Председатель цикловой комиссии _______________/Чемеркина О.В. |
Ставрополь, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования для специальности 11.02.11 Сети связи и системы коммутации.
В программе предусмотрена реализация следующих целей:
- формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления, понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
- формирование представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- формирование представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы представлено одиннадцатью темами:
- действительные числа, комплексные числа, приближенные вычисления и вычислительные средства;
- функции, их свойства и графики;
- степенная, показательная и логарифмическая функции;
- тригонометрические функции;
- прямые и плоскости в пространстве;
- уравнения и неравенства;
- векторы и координаты;
- производная и ее приложения;
- интеграл и его приложения;
- геометрические тела и поверхности;
- элементы теории вероятности и математической статистики.
При отборе содержания использован целесообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, востребованные в жизни и в практической деятельности. Содержание каждой темы включает теоретический и практический материал, реализуемый в форме практических занятий с использованием средств ИКТ.
В программе разработаны содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, требования к результатам обучения.
Данная программа рассчитана на максимальный объем учебной нагрузки обучающегося 435 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 290 часов;
самостоятельной работы обучающегося 145 часов.
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Входной контроль.
- ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. КОМПЛЕКСНЫЕ ЧИСЛА. ПРИБЛИЖЕННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Понятие о числе. Натуральные, целые, рациональные, иррациональные, действительные числа. Действия с действительными числами. Комплексные числа. Действия над комплексными числами. Возведение комплексных числе в степень. Нахождение комплексных корней квадратных уравнений. Приближенное значение величины. Погрешности. Вычисления с помощью микрокалькулятора.
Самостоятельная работа:
Приближенное значение величины и погрешности приближений
Комплексные числа
Свойства степени с действительным показателем
История комплексных чисел
- ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ
Числовые функции. Их способы задания и свойства. Область определения и область значения функций. Графики и свойства функций. Построение графиков функций, заданных различными способами. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значение, точки экстремума функции. Исследование функции на четность, ограниченность. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.
Обратные функции. Область определения и область значения обратной функции. Построение графика обратной функции.
Сложная функция (композиция). Геометрические преобразования графиков функций. Построение графиков с помощью геометрических преобразований. Решение упражнений по теме: «Функции, их свойства и графики»
Самостоятельная работа:
Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях
Область определения и область значения обратной функции
- СТЕПЕННАЯ, ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ
Понятие корня и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными и действительными показателями, их свойства.
Степенная функция, ее свойства и графики.
Показательная функция, ее свойства и графики. Простейшие показательные уравнения. Методы решения показательных уравнений. Простейшие показательные неравенства. Решение показательных неравенств.
Логарифмы. Основное логарифмическое тождество. Свойства логарифмов. Переход к новому основанию. Преобразование логарифмических выражений. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений. Решение логарифмических неравенств.
Решение упражнений по теме: «Показательная, логарифмическая и степенная функции».
Самостоятельная работа:
Логарифм числа
Правила действия с логарифмами
Преобразование рациональных, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений
История логарифма
- ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Углы и их измерения. Радианная мера угла.
Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Основные тригонометрические тождества. Тригонометрические функции углового аргумента. Синус, косинус, тангенс суммы и разности аргументов. Формулы приведения. Формулы двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Формулы суммы и разности синусов, косинусов. Свойства и графики тригонометрических функций синус и косинус. Свойства и графики тригонометрических функций тангенс и котангенс.
Обратные тригонометрические функции.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Решение тригонометрических неравенств. Решение упражнений по теме: « Тригонометрические функции».
Самостоятельная работа:
Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента
Простейшие тригонометрические неравенства
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа
Обратные тригонометрические функции
Решение неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла
- ПРЯМЫЕ И ПЛОСКОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ
Аксиомы стереометрии и простейшие следствия из них. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между прямыми. Параллельность прямой и плоскости, параллельность плоскостей. Параллельное проецирование. Изображение фигур в стереометрии. Перпендикулярность прямой и плоскости. Связь между перпендикулярностью и параллельностью прямых и плоскостей в пространстве. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
Двугранный угол. Перпендикулярность двух плоскостей. Геометрические преобразования пространства.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур. Решение задач по теме: «Прямые и плоскости в пространстве».
Самостоятельная работа:
Параллельное проецирование
- УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Равносильность уравнений, неравенств, систем. Способы решения линейных уравнений и неравенств. Метод разложения на множители. Метод введения новой переменной. Метод подстановки. Графический метод решения уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и неравенства и основные приемы их решения.
Решение систем неравенств. Метод интервалов. Уравнения и неравенства с параметрами. Решение упражнений по теме «Уравнения и неравенства».
Самостоятельная работа:
История развития математики
Уравнения и неравенства с параметрами
- ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ
Прямоугольные координаты на плоскости и в пространстве. Простейшие задачи в координатах. Сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число. Координаты середины отрезка. Расстояние между двумя точками. Векторы на плоскости и в пространстве. Действие над векторами. Действие над векторами с заданными координатами.
Разложение вектора по направлениям, угол между векторами, проекция вектора на ось. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями.
Уравнение линии, прямой, окружности. Решение упражнений по теме: «Векторы и координаты». Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Самостоятельная работа:
Уравнения сферы, плоскости и прямой
- ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Числовая последовательность. Предел числовой последовательности. Предел функции в точке. Основные свойства предела. Предел функции на бесконечности. Непрерывные функции, свойства непрерывных функций. Решение задач по нахождению пределов функций.
Определение производной, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные основных элементарных функций. Производные суммы, разности, произведения и частного. Вторая производная, ее физический смысл. Нахождение скорости и ускорения с помощью производной. Дифференцирование сложных функций. Признак постоянства, возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Исследование функции на экстремум. Исследование функции с помощью производной.
Применение производной к построению графиков. Применение производной к исследованию и построению функций. Наибольшее и наименьшее значение функции. Выпуклость графика функции, точки перегиба.
Применение производной к решению задач в профессиональной деятельности. Решение упражнений по теме: «Производная и ее приложения».
Самостоятельная работа:
Понятие о пределе последовательности
Существование предела монотонной ограниченной последовательности
Суммирование последовательностей
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма
Понятие о непрерывности функции
Производные обратной функции и композиции функции
Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком
Выпуклость графика функции. Точки перегиба
- ИНТЕГРАЛ И ЕГО ПРИЛОЖЕНИЯ
Определение первообразной. Правила нахождения первообразной.
Неопределенный интеграл и его свойства. Формулы интегрирования. Вычисление простейших интегралов. Методы интегрирования. Определенный интеграл и его геометрический смысл. Нахождение площадей криволинейных трапеций. Нахождение площадей фигур.
Применение производной и интеграла к решению практических задач. Решение упражнений по теме: «Интеграл и его приложения».
Самостоятельная работа:
Примеры применения интеграла в физике и геометрии
- ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА И ПОВЕРХНОСТИ
Многогранники. Правильные многогранники.
Призма. Параллелепипед и его свойства. Пирамида. Свойства параллельных сечений в пирамиде.
Тела вращения. Поверхность тел вращения. Цилиндр, конус. Шар и сфера. Касательная плоскость к шару.
Понятия объема и площадей поверхностей геометрических тел. Определение объемов многогранников. Определение объемов тел вращения.
Площади поверхностей и объемы геометрических тел. Нахождение площадей поверхностей и объемов геометрических тел. Решение упражнений по теме: «Геометрические тела и поверхности».
Самостоятельная работа:
Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур
Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Наклонная призма
Усеченная пирамида
Усеченный конус
Осевые сечения и сечения, параллельные основанию
Касательная плоскость к сфере
Подобие тел. Отношение площадей поверхностей и объемов подобных тел
- ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ
Основные понятия комбинаторики. Правило произведения. Подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
Определение вероятности и операции над ними. Основные теоремы и формулы теории вероятности. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Понятие о законе больших чисел.
Основные задачи и понятия математической статистики. Представление данных, генеральная совокупность. Выборка, среднее арифметическое, мода, медиана. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Самостоятельная работа:
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики
Понятие о независимости событий
Дискретная случайная величина, закон ее распределения
Числовые характеристики дискретной случайной величины
Понятие о законе больших чисел
Генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана
Понятие о задачах математической статистики
Решение практических задач с применением вероятностных методов
В программе курсивом выделен материал, который при изучении контролю не подлежит.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем | Количество часов | |
теория | практика | |
Введение. Входной контроль | 2 | |
Действительные числа. Комплексные числа. Приближенные вычисления и вычислительные средства | 2 | 12 |
Функции, их свойства и графики | 26 | |
Степенная, показательная и логарифмическая функции | 34 | |
Тригонометрические функции | 28 | |
Прямые и плоскости в пространстве | 22 | |
Уравнения и неравенства | 18 | |
Векторы и координаты | 22 | |
Производная и ее приложения | 2 | 38 |
Интеграл и его приложения | 20 | |
Геометрические тела и поверхности | 24 | |
Элементы теории вероятности и математической статистики | 40 | |
Итого | 4 | 286 |
ВСЕГО | 290 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен знать/понимать:
- цели обучения математике;
- основные понятия и формулы «Математики: алгебры, начал математического анализа и геометрии»;
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
- значение вопросов, возникающих в самой математике для развития математической науки;
- историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии, теории вероятности и математической статистики;
- применимость на практике полученных знаний.
По теме «Действительные числа. Комплексные числа. Приближенные вычисления и вычислительные средства» уметь:
- выполнять с заданной точностью на инженерном или программируемом (в режиме вычислений) микрокалькуляторе, арифметические действия, решать уравнения;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Функции, их свойства и графики» уметь:
- вычислять значения элементарных функций;
- пользоваться различными способами задания функции;
- находить области определения функции:
- применять геометрические преобразования (сдвиг и деформацию) при построении графиков;
- устанавливать по графику функции ее важнейшие свойства (монотонность, ограниченность, четность, нечетность, периодичность, непрерывность);
- преобразовывать графики функций путем сдвига и деформации;
- находить значение функции, заданной аналитически или графически, по значению аргумента и наоборот;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Степенная, показательная и логарифмическая функции» уметь:
- строить графики известных степенных функций;
- строить графики показательных и логарифмических функций и на них иллюстрировать свойства функции;
- решать несложные показательные и логарифмические уравнения;
- вычислять значения показательных и логарифмических выражений с помощью вычислительных средств;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Тригонометрические функции» уметь:
- вычислять значения тригонометрических функций о заданной степенью точности;
- преобразовывать тригонометрические выражения, используя тригонометрические формулы;
- строить графики тригонометрических функций и на них иллюстрировать свойства функций;
- применять геометрические преобразования (деформацию и сдвиг) при построении графиков тригонометрических функций;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Прямые и плоскости в пространстве» уметь:
- устанавливать в пространстве параллельность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей, используя признаки и основные теоремы о параллельности;
- применять признак перпендикулярности прямой и плоскости, теорему о трех перпендикулярах, признак перпендикулярности для вычисления углов и расстояний в пространстве;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Уравнения и неравенства» уметь:
- решать уравнения и неравенства различными методами;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Векторы и координаты» уметь:
- выполнять действия над векторами;
- разлагать вектор на составляющие;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Производная и ее приложения» уметь:
- дифференцировать функции, используя таблицу производных и правила дифференцирования;
- вычислять значение производной функции в указанной точке;
- находить угловой коэффициент и угол наклона касательной к графику функции в данной точке;
- находить скорость изменения функции в точке;
- применять производную для исследования реальных физических процессов (нахождения скорости неравномерного движения, угловой скорости, значения переменного тока, линейной плотности неоднородного стержня и т. д.);
- находить производные второго порядка, применять вторую производную для решения физических задач;
- находить дифференциал функции, с помощью дифференциала приближенно вычислять значение и приращение функции в указанной точке;
- применять производную для нахождения промежутков монотонности и экстремумов функции;
- проводить исследования и строить графики многочленов;
- находить наибольшее и наименьшее значения функции непрерывной в промежутке;
- решать несложные прикладные задачи на нахождение наибольших и наименьших значений реальных величин;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Интеграл и его приложения» уметь:
- находить неопределенные интегралы, сводящиеся к табличным с помощью основных свойств я простейших преобразований;
- выделять первообразную, удовлетворяющую заданным начальным условиям;
- вычислять определенный интеграл с помощью основных свойств и формулы Ньютона-Лейбница;
- находить площади криволинейных трапеций;
- решать простейшие прикладные задачи, сводящиеся к нахождению интеграла;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Геометрические тела и поверхности» уметь:
- вычислять и изображать основные элементы призм, пирамид, цилиндра и конуса, шара;
- вычислять и строить площади простейших сечений многогранников и круглых тел;
- находить объем прямой призмы, пирамиды, прямого цилиндра, конуса, шара;
- находить площади поверхностей призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме «Элементы теории вероятности и математической статистики» уметь:
- оценивать по относительной частоте события его вероятность, и наоборот, подсчитывать вероятность события, пользуясь классическим определением вероятности и используя простейшие комбинаторные схемы;
- вычислять вероятности суммы несовместных событий, произведения независимых событий;
- вычислять вероятности событий, связанных со случайной величиной, по заданному закону распределения этой величины;
- вычислять математическое ожидание случайной величины по закону ее распределения, а также пользуясь свойствами математического ожидания;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
- Башмаков М.И. Математика. Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков. – 6 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, - 256 с.
- А. В. Погорелов «Геометрия», учебное пособие для средней школы, Москва, «Просвещение», 2014 г., 175 с.
Дополнительные источники:
- Лисичкин В.Т. Математика в задачах с решениями: учебное пособие / В.Т. Лисичкин, И.Л. Соловейчик. - 5-е изд., стереотип. – ЭБС: Лань, 2014. - 464с.
- Нелин Е.П. Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10 класс, учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Е.П. Нелин, В.А. Лазарев, – М.: Илекса, 2015. - 312с.
- Виленкин Н.Я. Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций (углублённый уровень) / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - 18-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. - 312с.
- Виленкин Н.Я. Математика, алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций (углублённый уровень) / Н.Я. Виленкин, О.С. Ивашев-Мусатов, С.И. Шварцбурд. - 18-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. - 312с.