Методическая копилка
разработки уроков, тестов, классных часов, внеклассных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril1.doc | 24 КБ |
pril2.doc | 28 КБ |
pril3.doc | 26.5 КБ |
pril4.doc | 22.5 КБ |
pril5.doc | 23.5 КБ |
kontrolnyy_test_po_teme_ivan_groznyy.doc | 29.5 КБ |
tseli_uroka.doc | 45.5 КБ |
kreshchenie_rusi.ppt | 1.11 МБ |
kultura_rusi_14_-_15_vv.ppt | 1.99 МБ |
urok_istorii_abdulmanova_p.a.rar | 1.34 МБ |
urok_istoii._6_klass._kultura_rusi_14_-_15_vv._uchitel_abdulmanov_p.a._mou_sosh_no_4.rar | 2.09 МБ |
otkrytyy_urok_dlya_10-go_klassa_po_teme.ppt | 493 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Работа с моделью
(только имена существительные)
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
- Историческая справка
«Как и все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17 – 20 лет при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Эта ранняя привычка к тревожному уединённому размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нём болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, умение направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он не размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен так разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван – один из лучших ораторов и писателей ХVI века, потому что был самый раздражённый москвич того времени…
Грозный больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы также, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после него.
Важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательным писателем, пожалуй, даже бойким политическим мыслителем, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление политической мысли при его нервной возбуждённости лишало его политического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.»
- Отрывок из книги «Иван Грозный», Р.Г.Скрынников, историк
«В 14 лет он «начал человеков ураняти». Кровавые забавы тешили «великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топтал конями народ, бил и грабил простонародье».
В зрелом возрасте Иван Грозный поражал людей своими обширными познаниями. После 34 лет он занялся литературным трудом и стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Писания Ивана свидетельствовали о его уме и начитанности.
В своих писаниях Грозный предстаёт человеком, от природы одарённым острым умом. Его достоинства – политический темперамент, талант публициста, образованность – были весьма необычны для людей его положения. Но причудливое сплетение противоположных свойств в натуре царя Ивана поражало уже его современников. Они не скрывали удивления, описывая безрассудную мнительность и «мудроумие» ИванаIV, его невероятную жестокость и заботу о воинстве, его гордыню и смирение.
В характере Ивана была одна удивительная черта: при всей своей подозрительности и жестокости он, как верно подметил В.О.Ключевский, обладал особой привязчивостью. Людям, умевшим доказать ему свою преданность, Грозный доверял безгранично. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, царь постоянно подчинялся влиянию фаворитов.
На основании царских писем В.О. Ключевский создал знаменитый психологический портрет Ивана-ребёнка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребёнок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.
Предварительный просмотр:
Приложение 3.
- Научные споры об опричнине.
Историки ХIХ века
В середине ХIХ века С.М.Соловьёв рассматривал исторический процесс с точки зрения становления государственности. Всё, что способствовало упрочению государства, признавалось положительным, так как в государственной власти Соловьёв и его последователи видели движущую силу истории.
Деятельность Грозного, по мысли Соловьёва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван IV в этом преуспел. Однако соловьёв осуждал жестокость Ивана Грозного. «Не произнесёт историк, - писал он, - слово оправдания такому человеку».
С.М. соловьёв писал, что деятельность Ивана Грозного была при всех жестокостях шагом вперёд, к победе государственных начал.
Выдающийся историк С.Ф.Платонов считал, что содержанием царствования Ивана IV являлась борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути централизации – боярством. Реформ 50-х годов ХVI века было недостаточно, потребовалось организованное в масштабах страны насилие – опричнина.
Историки 20 – 50-х гг. ХХ века
Этот взгляд развивали и такие историки как М.Н. Покровский, И.И.Смирнов, Р.Г.Скрынников и др.
Крупные бояре – вотчинники рассматривались как сторонники «удельной старины», т.е. раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних феодалов – помещиков – боярских детей и дворян, олицетворял централизаторские тенденции. Опричнина оправдывалась, как решительный шаг, ослабивший экономические и политические позиции боярства, укрепивший положение мелких и средних служилых людей, царскую власть и в итоге завершивший централизацию России.
Личность Ивана грозного импонировала Сталину. Этого было достаточно, чтобы в 30 – 50-е гг. данная теория оставалась господствующей.
- Проанализируйте представленную ниже схему и установите:
У кого из историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты.
Н.М Карамзин: С.М. Соловьёв:
Необузданный характер Ивана IV Возникла ради утверждения
Грозного, патологические свойства государственного начала,
его безнравственной души, противостоящего родовым
склонной к разврату и душегубству. отношениям. Жестокость
порождение суровой эпохи.
С.Ф.Платонов : В.О.Ключевский:
Нацелена на истребление князей, Бесцельная затея, «плод чересчур
что способствовало укреплению пугливого воображения царя».
самодержавия. Направлена против лиц, а не против
системы.
В.Б.Кобрин:
…Долг историка поразмыслить, наиболее ли удачный путь к цели был избран, с наименьшими или с наибольшими затратами был пройден путь. Существовала ли в реальной жизни альтернатива пути, по которому пошёл царь Иван, вводя опричнину? Да, существовала. Это показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он обещал результаты более прочные и исключал становление снабжённой государственным аппаратом деспотической монархии. Но этот путь не обещал результатов немедленных.
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
Историки о правлении Ивана Грозного
Великий историк Н.М.Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов». Какова её суть?
Первое время Царь Иван был «добрым и нарочитым», от бога «препрославленный», который затем «грех ради наших сопротивным обретеся». Эта концепция стала официальной в первой половине ХVII века.
Карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.
«…добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти, стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, по тёмным слухам о жестокости Иоанновой до ныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!»
По мнению В.О. Ключевского, царь – властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.
Предварительный просмотр:
Приложение 5
Работа с моделью
(только имена существительные)
Предварительный просмотр:
Контрольный тест по теме « Правление Ивана IV»
1)Иван IV венчался на царство в
а) 1547г.
б) 1549г.
в)1550г.
г)1552г.
2) После смерти Василия III на престоле оказался Иван IV, который правил
а) 1505-1533г.
б) 1533-1584г.
в) 1462-1505г.
г)1584-1598г.
3) В 1549 году
а) создано стрелецкое войско
б) было отменено местничество
в) был созван первый Земский собор
г) ликвидированы кормления
4) Какое событие произошло раньше других
а) Стоглавый собор
б) взятие Казани
в) начало опричнины
г) введение заповедных лет
5) Что произошло позже других событий
а) принятие Судебника Ивана IV
б) присоединение Астрахани
в) начало походов Ермака
г) окончание Ливонской войны
6) В период правления Ивана IV по форме правления Россия стала
а) сословно-представительной монархией
б) неограниченной монархией
в) конституционной монархией
г) парламентской монархией
7) В результате опричнины
а) был подъем хозяйства страны
б) в стране наступили разруха и запустение
в) было ограничено крепостное право
г) оживилась торговля, т.к. Россия получила выход к Балтийскому морю
8) Первыми книгопечатниками на Руси были
а) Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец
б) Феофан Грек и Дионисий
в) А.Адашев и А. Курбский
г) Макарий и Ф.Колычев
9) Установи правильное соответствие между деятелями и деятельностью
1) митрополит Макарий а) денежная реформа
2) Елена Глинская б) строительство Свияжской крепости
3)Иван Выродков в) обряд венчания на царство
4) Ермак Тимофеевич г) походы в Сибирь
10) Какие реформы были проведены Избранной радой?
а) создание стрелецкого войска
б) учреждение опричнины
в) ограничение местничества
г) введение заповедных лет
д) принятие нового Судебника
е) введение патриаршества
11) Какие последствия имела ликвидация Казанского и Астраханского ханств
а) Крымское ханство добровольно вошло в состав России
б) началась война с Турцией
в) вся Волга оказалась во владениях России
г) укрепилась безопасность Русского государства
д) усилилось крепостное право
е) увеличилось число нерусских народов в составе России
12) Соотнеси деятелей и деятельность
1) Филипп Колычев а) руководил осадой г. Пскова
2) Андрей Курбский б) открыто выступил против опричнины
3) Сильвестр в) бежал в Литву
4) Стефан Баторий г) духовник Ивана IV
13) Каковы были результаты Ливонской войны (выбери правильные ответы)
а) Россия получила выход к Балтийскому морю
б) Россия потеряла все земли, завоеванные в Прибалтике
в) были огромные людские потери
г) хозяйству страны был нанесен значительный ущерб
д) Россия потеряла город Псков
Выполни задания к тексту.
« Поскольку царь был владельцем этого удела, то никаких других собственников с полными правами … быть не могло. Князья, бояре, дворяне, приказные люди, которые не признавали этот порядок, выселялись насильно … а их собственность конфисковывалась … Выселения, конфискации собственности сопровождались террором, обвинениями в заговоре против царя и т.п. <… > Особенно досталось Новгороду, где сохранялись сильные частнособственнические тенденции, существовала влиятельная оппозиция и сопротивление централизации и огосударствлению. Все летописцы свидетельствуют, что царь «громил Великий Новгород» … Погром в Новгороде продолжался более пяти недель…»
14) О каком царе идёт речь в тексте?
15) Используя текст и знания из курса истории, назовите год, когда состоялся погром Новгорода, а так же известных жертв террора.
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Развивающие:
Сформировать объективное понимание эпохи Ивана Грозного на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний;
Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками;
Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
Развивать умения систематизировать материал.
Образовательные:
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся об эпохе Ивана IV.
Воспитательные:
Возбудить интерес учащихся к прошлому;
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения;
Воспитывать культуру мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Наглядность:
Настенная карта “Русское государство в ХVI в.(при Иване IV)”, на доске.
Атласы по истории России с древнейших времён до ХVIII века, на партах.
Карточки с датами (для работы на доске).
Дополнительная литературе по теме, на партах.
Исторические источники, документы (ксерокопии), на партах.
Карточки с терминами и их значения (для работы на доске).
Дидактические карточки с заданиями (для работы учащихся в группах).
Портрет Ивана IV Грозного (на доске).
Иллюстрации по теме урока (на доске).
Ход урока
Организационный момент
В ходе урока запланирована групповая работа учащихся, поэтому парты в классе стоят для групп. Ребята разбились на группы заранее, по интересам, по 5 – 6 человек. Таким образом, получилось всего 4 рабочие группы.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке – гости! Давайте поздороваемся, посмотрим на них, чтобы в течение урока не отвлекаться. Садитесь, настраиваемся на работу.
План: (доске)
Тема урока.
Дата.
Модель “Правление Ивана IV”.
Настенная карта.
Домашнее задание (на закрытой доске).
Вводная часть урока
Сегодня мы с вами ещё раз обратимся к правлению Ивана Грозного, вспомним наиболее яркие события его царствования и, конечно, узнаем много нового о его правлении.
Цель нашего урока: дать оценку правления Ивана Грозного и высказать собственное отношение к этому времени.
А к цели нам прийти поможет модель, которая изображена на доске.
Приложение 1
С ней нам сегодня предстоит работа. И, чтобы мы смогли дать оценку правлению Ивана IV, мы рассмотрим следующие моменты (на координатах модели):
- личные качества Ивана IV,
- ведущая идея,
- основные моменты его деятельности,
- последствия правления,
- оценки историков о правлении Ивана IV.
Итак, для разминки вспомним некоторые моменты и даты.
Вопросы для вводной беседы:
назовите годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
назовите годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).
назовите годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.
дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1647).
деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).
годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).
период опричнины (1565 – 1572).
А теперь предстоит работа с моделью (нарисована на доске).
Итак, первая координата – “Личные качества Ивана IV”.
Работа в группах.
Задание:
Работая с историческими источниками, которые я вам сейчас раздам, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера.
Приложение 2
Обсуждение и заполнение координаты.
Великий историк С.М. Соловьёв писал о маленьком Иване IV: “Ребёнок родился с блестящими дарованиями; может быть, он родился также с восприимчивостью, легко увлекающегося, страстною природою, но , без сомнения, эта восприимчивость, раздражительность, если не были произведены, то по крайней мере, были развиты до высшей степени воспитанием, обстоятельствами детства его”.
Вывод:
Иван IV – неординарная личность!
Итак, какова была ведущая идея царя и кто его направлял?
Следующая координата – ведущая идея.
Работа в группах.
Задание:
Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя.
(Единоличная власть, самодержавие).
Обсуждение и заполнение координаты.
Вопрос:
Какие качества мешали Ивану IV править единолично?
(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).
Вопрос:
Поскольку Иван IV не мог править единолично, так кто же был в его окружении в первый период правления?
(Макарский, Курбский, Сильвестр, Адашев, Висковатый и др.)
Обсуждение и заполнение координаты.
Вопрос:
Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (реформа).
Вопрос:
Назовите окружение Ивана IV во второй период его правления
(Скуратов, Грязной, Басманов и др.)
Вопрос:
Какая деятельность объединяла этих людей, подберите имя существительное (опричнина, террор)
Вопрос:
Чем отличаются эти два окружения?
(Отрицательное и положительное.)
Историк Р.Г. Скрынников в своей работе “Иван Грозный” пишет по этому поводу:
“В целом кружок лиц, поддерживающих программу крутых мер и репрессий против боярской оппозиции, был очень немногочислен, в него не входил ни один из влиятельных членов Боярской думы за исключением разве что А.Д. Басманова”.
Приложение 3
Итак, реформа и опричнина – это внутренняя политика Ивана IV. А внутренняя политика определяла внешнюю политику. Рассмотрим деятельность Ивана IV.
Следующая координата – деятельность Ивана IV.
Работа в группах.
Задания по карточкам:
Первой группе: работая с учебником (с. 202-204), подобрать имена существительные, которые характеризуют реформы Избранной Рады и их последствия.
Второй группе: работая с книгой Г.В. Черниковой “История России
IХ – ХVII века” (с. 238-245), составьте цепь событий, которые предшествовали опричнине и, которые включали период опричнины. Каковы были последствия опричнины?
Третьей группе: работая с учебником (с. 205-210), выделите два направления внешней политики Ивана IV, составьте цепь основных событий. Какие последствия имела эта деятельность?
Четвёртой группе: работая с учебником (с.211 – 2140), выделите одно из направлений внешней политики. Каков был итог войны?
Обсуждение и заполнение координаты.
Вывод:
Историки говорят, что … на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны совет7иков и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.
Итак, реформы не дали быстрого результата. Тогда Иван IV пошёл другим путём. (Работа с картой, атласами).
Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевается поданных.
Внещняя и внутренняя политика оказались взамно связанными. Иван IV расширил границы русского государства. (Работа с картой)
Работа по заполнению следующей координаты – последствия.
Представители от каждой группы называют:
Реформы – усиление крепостного права.
Опричнины – экономический кризис (разорение), подорваны пережитки удельной старины.
Укрепление власти царя – неограниченной.
Внешней политики – расширение границ, неудачи в войнах Крыма и Ливонии.
Династический кризис (убив сына).
Вывод:
Иван Грозный правил Русью 51 год. Он впервые взял на себя личную ответственность за судьбу страны и стал первым титулованным царём всея Руси. Иван IV хотел централизации власти двумя путями (какими?).
Реформы – сильно продвинули страну по пути централизации. Но на это требовались десятилетия.
Опричнина – с её помощью царь достиг укрепления режима личной , неограниченной власти. Но парадокс заключался в том, что одновременно эта власть оказалась ограниченной. Иван Грозный сам сузил свои возможности: ведь первая половина его царствования была отмечена внешнеполитическими успехами, а вторая – неудачами. А чтобы побеждать, нужны реальные силы, а не только гневные окрики и опалы. Опричнина и война поставили страну на грань катастрофы.
Итак, что же историки говорят о правлении Ивана IV?
1. Научные споры об опричнине.
Как к опричнине относятся историки? (работа с документами).
Работа в группах. Обсуждение.
2. Историки о правлении Ивана IV Грозного.(работа с документами).
Приложение 4
Вопросы для итоговой беседы:
Имеем ли мы право назвать царствование Ивана IV эпохой?
Какая из оценок опричнины и царствования Ивана IV в трудах отечественных учёных вам кажется наиболее убедительной? Подкрепите её рассуждениями.
Вернёмся к цели нашего урока. Дайте оценку правления Ивана IV и выскажите собственное отношение к этому времени.
Приложение 5
Домашнее задание:
Повторить вслух рассказ о правлении Ивана Грозного по модели.
Написать мини-сочинение “Что бы вы ответили собеседнику, утверждающему, что Иван Грозный был прогрессивным деятелем, сделал много полезного для Русского государства?”.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОНЯТИЕ СКЛАДЫВАНИЕ ФУНДАМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ВЛИЯНИЯ РАСПРАСТРАНЕНИЕ ЦЕНТРЫ УСЛОВИЯ ТРАДИЦ И И И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Феофан Грек Андрей Рублёв Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти ФОЛЬКЛЁР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯ И ХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ М ОСКВЫ ИКОНОПИСЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТЬ СЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ШЕДЕВРЫ ПАТРИОТИЗМ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОТСТАВАНИЕ Х IV – XV вв . СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИТОГИ ПОНЯТИЕ МЕСТО ПРИЧИНЫ УЧАСТНИКИ РАЗВИТИЕ ЗНАЧЕНИЕ ВРЕМЯ КУЛЬТУРА РУСИ XIV-XV вв.
КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ : Упадка из-за татарского ига. Возвышения Москвы и Литвы. Постоянной военной опасности. Становления самодержавия Превращение Руси в оплот мирового православия Схема
УГАСШЕЙ ВИЗАНТИИ ТАТАРСКОЕ ТРАДИЦИИ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ НАРОДОВ РОССИИ ПОЛЬШИ ЛИТВЫ ВЛИЯНИЯ Схема
ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПСКОВ НОВГОРОД МОСКВА Схема ТВЕРЬ
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Становления самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы». Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру. Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства. Схема
Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема
Летописание Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра. В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания. Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы. Схема
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». . Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей. Схема
ЖИТИЯ Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями. Сергий Радонежский Схема
«Хождение за три моря» Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии. Схема
КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.
«МОСКВА НЕ СРАЗУ СТРОИЛАСЬ» Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской. Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на , Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV—начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства. Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин) Схема
НАЗАД Московский кремль в Х II в
НАЗАД Московский кремль при Иване Калите
НАЗАД Московский кремль при Дмитрии Донском
НАЗАД Московский кремль при Иване III
НАЗАД УСПЕНСКИЙ СОБОР АРИСТОТЕЛЯ ФИОРОВАНТИ
иконопись В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи. Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой. Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами. Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ. Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии. Схема
АНДРЕЙ РУБЛЁВ Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески. Схема
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи. НАЗАД
ФЕОФАН ГРЕК Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека). Схема
ИТОГИ Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры. Конец XIV—XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности. Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Схема
ОБОЗНАЧИЛИСЬ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РУСИ Доминирующая роль патриотической тематики Зарождение светских и реалистических черт Слияние в общерусской культуре национальных струй Общий средний уровень её развития Культурное отставание России от Европы Схема
ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества. ФРЕСКА — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм. Схема
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая разработка урока истории для 6-го класса.Учитель: Абдульманов П.А.
“Урок – это совместное творчествоучителя и учащихся, помогающеепостичь сущность исторических событий,их причины и последствия””
Цели урока:Образовательныеобеспечить усвоение знаний о происхождении и особенностях древнерусской культуры.
Воспитательные1) способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; способствовать развитию чувства прекрасного;2) формировать чувство гордости за национальную культуру.Развивающие способствовать развитию исторического мышления на базе материала школьного учебника, формировать умение использовать дополнительную литературу, самостоятельно работать с ней, вести поисковую работу; умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений;Формировать творческие способности учащихся, чувство цвета и формы; умение излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
Задачи урока: 1.Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры. 2. Формировать умения: - излагать грамотно свои мысли; - развивать монологическую речь; - прослеживать причинно-следственные связи; - творчески подходить к выполнению домашнего задания; - работать самостоятельно; - работать в нестандартной обстановке.
Ход урока 1. Оргмомент.2. Опрос домашнего задания:доклад творческих групп;оценка качества творческих работ учащихся, представленных на выставке;тестирование.3. Объяснение нового материала с использованием мультимедийной презентации.4. Закрепление пройденного материала.5. Итог урока.6. Оценки за урок.7. Домашнее задание. План изучения новой темы:
1.Что такое «Культура».2.Происхождение древнерусской культуры.3.Фольклор.4.Литература.5.Архитектура и изобразительное искусство.6.Художественное ремесло.
Тип урока: комбинированный
Приёмы и методыСловесный: беседа, объяснение материала, рассказ.Наглядный: демонстрация видеофрагментов.Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературойВыполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе).
Оборудование урока:
История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г; Мультимедийная презентация;Выставка творческих работ учащихся.
КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества
ВЛИЯНИЯ ЦЕНТРЫ
УСЛОВИЯ ТРАДИЦИИ И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Феофан Грек Андрей Рублёв Афанасий Никитин Аристотель Фиорованти
ФОЛЬКЛОР ЛЕТОПИСАНИЕ ИСТОРИЧ. ЛИТЕРАТУРА ЖИТИЯ И ХОЖДЕНИЯ ЗОДЧЕСТВО РОСТ МОСКВЫ ИКОНОПИСЬ
ВОЗРОЖДЕНИЕ САМОБЫТНОСТЬ СЛИЯНИЕ ТРАДИЦИЙ ШЕДЕВРЫ
ПАТРИОТИЗМ ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ОТСТАВАНИЕ
ХIV – XV вв. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ