Рабочая программа дополнительного образования "Юный библиотекарь"
Дана рабочая программа дополнительного образования, используемая для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunyy_b-kar.docx | 34.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено руководителем МО учителей _________/С.В. Евстратова/ | Утверждено: Директор школы __________ /С.В. Замятина/ Приказ № _____ от «___» ______ 2013 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Юный библиотекарь»
2013-2014 учебный год
Образовательная область
«Художественно – эстетическая направленность»
Составила: Долгушина А.К.,
библиотекарь
с. Горки -2013
Лицензия А № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689 департамента образования
Ямало – Ненецкого автономного округа
Программа прошла экспертную оценку и рекомендована к реализации в системе
дополнительного образования детей на заседании экспертного совета школы 24.10.2008 г.
протокол №3
Программа утверждена на заседании методического объединения школы № 8 от 05.04.2010 год.
Программа рекомендована к использованию в системе дополнительного образования детей 25.03.2010 год (АМЦКО управления образования администрации Шурышкарского района)
Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана и на основании авторской программы дополнительного образования «Юный библиотекарь» Долгушиной А.К , 2008 г. Рабочая программа дополнительного образования ориентирована на учащихся с ОВЗ и реализуется на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,
3. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
Отличительная особенность данной программы: Программа рассчитана на дополнительное образование детей 12-16 лет, учащихся с ОВЗ с интеллектуальным нарушением в развитии в учебно-воспитательном процессе школы-интерната. Ее основным направлением служит повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способностей к осознанной учебной и читательской деятельности, способ коррекции индивидуальных недостатков детей с ОВЗ.
Срок реализации данной программы – 1 год. Программа предусматривает 27 часов. Программой определены темы, раскрывается их содержание, вид деятельности, коррекционная работа, указано количество часов на изучение конкретной темы.
Актуальность программы: В силу психологических особенностей детей с ОВЗ, отсутствия мотивации к интеллектуальному развитию проводить библиотечные уроки в коррекционной школе нецелесообразно, поэтому возникла возможность подбора группы детей с относительно сохранными интеллектуальными способностями, любознательными и активными для дополнительного образования по программе «Юный библиотекарь».
В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с основами библиотечно-библиографических знаний, правилами пользования библиотекой, книгой, культурой чтения. Занятия проводятся четыре раза в месяц в форме бесед, путешествий, библиографических игр, занятий по ремонту книг, конкурсов детских рисунков, теоретических и практических занятий, экскурсий и коллективных творческих дел. У детей формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении и чтении книг, пользования книгой и библиотекой. Для расширения знаний о книге и библиотеке обогащается словарный запас детей, вводятся соответствующие библиотечные термины и определения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся с ОВЗ.
Цель программы: Включение учащихся в полезную деятельность в свободное время, мотивация на эстетическое развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.
Основные задачи программы:
- Формировать первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки.
- Дать детям понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности.
- Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
- Прививать любовь к книге и культурному чтению.
- Содействовать расширению социальных контактов.
- Развивать умение участвовать в совместной деятельности.
- Корригировать недостатки познавательных процессов.
Основные формы коррекционной работы
- Развитие слухового внимания и памяти
- Обогащение словарного запаса, уточнение значений слов
- Коррекция и развитие связной устной речи ,действенного мышления
- Формирование интеллектуальных, организационных умений.
- Коррекция мелкой моторики рук
- Развитие аналитико-синтетической деятельности
Формы реализации программы:
- Неделя детской книги.
- Участие в конкурсах различного уровня.
- Подготовка тематических книжных выставок в библиотеке.
- Участие в общешкольном соревновании «По дорожке к успеху»
- Участие учащихся в школьных библиотечных мероприятиях.
Учащиеся должны овладеть навыками:
- Бережного обращения с книгой, учебником.
- Уметь найти нужную информацию в книгах и периодических изданиях.
- Уметь ориентироваться в книжном фонде.
- Знать правила пользования библиотекой.
Содержание программы:
Программа определяет деятельность по двум направлениям: теоретическая и практическая.
Теоретическое направление:
- Знакомства
- Беседы
- Путешествия
Практическое:
- Ремонт книг
- Организация книжных выставок
- Конкурсы рисунков
- Проведение массовых библиотечных мероприятий
- Экскурсия в сельскую библиотеку.
Распределение учебного времени:
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 час | 1 раз | 1 час | 27 часов |
Формы определения результативности: Подведение итогов проводится на традиционной Неделе детской книги. Для контроля умений и навыков организуются конкурсы стихов, викторины, участие детей в библиотечных мероприятиях, конкурсах различного уровня. Диагностика результатов обучения по данной рабочей программе отражается в конце учебного года и оформляется в индивидуальных карточках обучающихся
Литература:
Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.
Библиотечно-библиографическая классификация;- М.: Либерея -Бибинформ, 2008.
Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД РИПОЛ классик»,Издательство «Дом.»! век»,2007.
«Школьная библиотека» № 2 -2001 г.
«Школьная библиотека» № 3 -2001 г
«Школьная библиотека» № 4 -2001 г
«Школьная библиотека» № 5 -2001 г
«Школьная библиотека» № 6 -2001 г
Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | К-во часов | Вид деятель ности | Коррекционная работа | сроки |
1. | Дом, в котором живут книги. Путешествие по библиотеке. Понятие «читатель», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие. | 1 | Беседа, экскурсия по библиотеке | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | Сентяб рь |
2. | Как стать читателем библиотеки. Как самому выбрать книгу. Основные правила пользования библиотекой | 1 | Беседа, Практическое занятие | Развитие слухового внимания и памяти, коррекция и развитие связной устной речи | октябрь |
3. | История книги. Выставка книг. Первые книги (на камне, шелке, глине, воске, бересте, папирусе и др. материалах) . Изобретение бумаги. Рукописные книги. Древнейшие и средневековые библиотеки. | 1 | Беседа, презентация | Развитие слухового внимания и памяти,обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
4. | Изобретение книгопечатания. Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги. | 1 | Беседа, презентация, выставка книг | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
5. | Как печатаются книги сейчас | 1 | Беседа, презентация | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
6. | «Роль и назначение библиотеки». Понятие «абонемент», «читальный зал», «книжный фонд», «читательский формуляр», «стеллаж» | 1 | Беседа, экскурсия по библиотеке | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | ноябрь |
7. | Практическая работа. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. | 1 | практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | ноябрь |
8. | «Правила и умения обращаться с книгой». Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. | 1 | беседа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | ноябрь |
9. | Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | декабрь |
10. | Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | декабрь |
11. | Урок творчества. Изготовление закладок, обложек и других книжных поделок. «Книжкина больница» - выставка подлеченных книг. | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | декабрь |
12. | Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга. Как построена книга. | 1 | Беседа, презентация | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | Декабрь |
13. | Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. | 1 | Беседа, презентация | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | январь |
14. | Основные элементы книги: аннотация, предисловие, послесловие, содержание (оглавление), словарь. Основное назначение данных элементов. | 1 | Беседа, презентация | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | февраль |
15. | Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг и работе с ними. Определяем содержание книги при беглом чтении | 1 | Беседа, практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления ,формирование интеллектуальных, организационных умений | февраль |
16. | Конкурс рисунков «Любимые герои книг» | 1 | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления | февраль |
17. | Справочные издания. Что такое энциклопедии, словари, справочники. Работа со справочными изданиями. Выставка справочных изданий. | 1 | беседа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | февраль |
18. | Поиск информации в справочных изданиях. | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | Март |
19. | Поиск информации в справочных изданиях | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | март |
20. | Экскурсия в сельскую библиотеку | 1 | Беседа, практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | март |
21. | Газеты и журналы для детей. Что такое периодика. Отличия газет и журналов. | 1 | беседа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | март |
22. | Понятие: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. | 1 | беседа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | апрель |
23. | Премьера основных и лучших детских журналов: «А почему?», «Миша», «Простоквашино», «Мир техники для детей», «Юный техник», «Маруся», «Юный натуралист» и др. | 1 | беседа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | апрель |
24. | Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий» | 1 | Творческая работа | Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления | апрель |
25. | «Библиотечная мозаика» -игра. | 1 | Творческая работа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | май |
26. | Подготовка и участие в общешкольном сборе «По дорожке к успеху» | 1 | Практическая работа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | апрель |
27. | Заключительное занятие. | 1 | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | май | |
Итого часов: | 27 |