КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для написания программы учителя.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для написания рабочей программы учителя
Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования закрепляет за образовательным учреждением право на разработку Основной образовательной программы начального общего образования.
В Стандарте подробно изложены требования к структуре этого документа, основой которой должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.
ФНМЦ им. Л.В. Занкова предлагает методические материалы в помощь учителям, разрабатывающим Рабочие программы для своего класса[1].
Главным документом образовательного учреждения, описывающим механизм реализации требований ФГОС, является Основная образовательная программа образовательного учреждения. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
Для конкретизации работы по ее реализации в конкретном классе по каждому учебному предмету учителем разрабатывается рабочая программа. Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.
При составлении рабочей программы учитываются следующие факторы: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень подготовки учащихся; степень их учебной мотивации; образовательные потребности семьи и ребенка; возможности педагога; уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения и другие.
Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта. (В нашем случае учебно-методический комплект по системе Л.В. Занкова.)
Созданная учителем рабочая программа по предмету рассматривается одним из структурных подразделений образовательного учреждения: рабочей группой, экспертным советом, методическим объединением (советом), кафедрой и т.п., затем утверждается руководителем образовательного учреждения.
Рабочая программа является индивидуальным творческим документом учителя, позволяющим ему осуществлять долгосрочное целенаправленное планирование своей деятельности.
Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• планирование учебной деятельности (календарно-тематическое планирование) с выделением характеристик деятельности учащихся;
• сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и об оснащении учебного процесса.
Рассмотрим более подробно наполнение каждого из перечисленных элементов.
На титульном листе указываются (образец оформления титульного листа рабочей программы показан на схеме 1):
– название образовательного учреждения;
– название учебного предмета;
– обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;
– сроки действия рабочей программы (учебный год);
– краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя; его разряд или квалификационная категория, информация о педагогическом стаже, об опыте работы с данным учебно-методическим комплектом);
место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.
В пояснительной записке должны быть указаны:
– авторская программа и учебники (необходимо указать Ф.И.О. авторов, год издания), которые используются в процессе обучения;
– педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
– особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.п.);
– особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;
– информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений (эта корректировка будет осуществляться в дальнейшем в течение всего учебного года, так как учитель будет получать новую информацию о развитии учащихся, наблюдая их на уроках, анализируя проверочные работы на каждом этапе и т.п.);
– информация (при необходимости) об изменении содержательной части авторской программы с обоснованием этих изменений и описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то рабочая программа учителя, как правило, требует согласования и рецензии компетентного органа образования или иной компетентной организации (научно-методического центра, института повышения квалификации работников образования и т.п.).
Схема 1
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № __
Согласовано «Утверждаю» ____________
на метод. объединении директор ГОУ СОШ______ _
_______________ 201_ г. __________________ 201_ г.
Председатель методического
объединения
_________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 1 КЛАССА НА 201_/201_ УЧЕБНЫЙ ГОД
(Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса.
Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы
учитель начальных классов
_______________________
Педстаж ___ лет,
высшая квалификационная категория.
201_ год
Пояснительная записка (вариант)
В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса ГОУ СОШ № ___ положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой и обеспеченная учебником (Н.В. Нечаева. Русский язык: Учебник для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.); методическими рекомендациями (Н.В. Нечаева. Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации к курсу. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 96 с.).
Цель курса – освоение учащимися коммуникативной функции языка.
Ведущая задача – развитие речи во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех ее функциях: общения, сообщения, воздействия.
Для решения поставленной задачи важны три условия: мотивация (потребность в речевом высказывании и восприятии), содержательность речи и ее правильность. Все три условия взаимосвязаны: желание в речевом общении возникает, если понятен и интересен предмет речи, если человек владеет системой языка, на котором осуществляется коммуникация. Мотивация и содержательность речи не могут возникнуть только в результате изучения учебного предмета «Русский язык». Они формируются лишь на общепредметном уровне, тогда как обеспечение правильности речи – в основном прерогатива русского языка. Правильность речи обеспечивается владением лексикой, грамматикой, орфоэпией, правописанием, графикой русского языка, навыками чтения на русском языке.
Язык изучается человеком не ради самого языка, не ради познания его звукового и грамматического строя, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Сущность обучения языку состоит, следовательно, не в заучивании правил, а в соотнесении действительности с ее языковым выражением, т.е. в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств в речи.
Следовательно, мы должны создать условия для того, чтобы ребенок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации. Курс русского языка характеризует его яркая практическая направленность на пользование языком. Правильность речи обеспечивают теория языка и опыт речевого общения в устной и письменной форме.
Задача развития речи решается в неразрывном единстве с усвоением средств речи – языковой системы, а методологической основой ее решения служит система общего развития школьников (система Л.В. Занкова).
Непрерывный курс русского языка построен в соответствии с единой целью и задачей, которые определены выше. В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в слово, дети устанавливают зависимость его смысла от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Вся работа в этот период подчинена продуктивному обучению детей чтению и письму. Далее до конца начальной школы ученики погружаются в осознание зависимости смысла высказывания от используемых средств языка. Именно высказывание (предложение, текст) как смысловая единица речи структурирует программу русского языка в начальных классах. В основной школе системообразующим фактором курса выступает стилистика.
Такое структурирование материала позволяет любое языковое явление рассматривать с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи. Оно обнаруживает объективно существующие связи внутри системы языка, а главное, между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации. Таким образом, создаются условия для разностороннего анализа любого речевого материала, а это значит, что каждый ребенок найдет нишу для успешной познавательной деятельности. Так, школьники учатся рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Такой подход позволяет постепенно наращивать и усложнять уровень теоретических обобщений, которыми должен оперировать ученик. Разносторонность анализа также обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников и формируется прочность усвоения программного материала.
Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей; анализа медицинских карт) (вариант).
В классе 25 учащихся, 15 девочек, 10 мальчиков. Все дети на момент поступления в школу достигли возраста 6,5 лет. У 7 учащихся неполные семьи – детей воспитывают мамы; 1 ребенок сирота, воспитывается опекуном, бабушкой.
Большинство детей не имеют хронических заболеваний. У 1 ребенка (А.Б.) заикание, наблюдается у логопеда; у 1 ребенка (В.Г.) – диагностированная гиперактивность, наблюдается у психоневролога; у 1 ребенка (Д.Г.) – нарушение осанки, наблюдается у ортопеда.
В целом класс успешно завершил период обучения грамоте. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса русского языка и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, построения монологического высказывания, выработке произвольного внимания как наиболее проблемным для данного класса.
Самой важной частью в разработке раздела «Планирование учебной деятельности» является подробное описание учителем планируемых результатов обучения, на которых основана современная рабочая программа. «...Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса»[2].
В «Примерной программе» содержится раздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального образования», подробно описывающий базовые предметные знания и универсальные учебные действия (УУД) по каждому из предметов начальной школы. До этого традиционно в программах рассматривался только содержательный компонент (Что учащиеся должны знать?). Современные программы в соответствии с Концепцией развития современного образования ориентированы на деятельностный компонент (Что учащиеся могут выполнить самостоятельно?). Этот подход делает образовательную модель более конкретной и управляемой и позволяет большинству учащихся начальной школы освоить исполнительскую компетентность, лежащую в основе умения учиться.
Описание планируемых результатов внутри каждой темы следует начинать с более простых понятий и УУД, далее – по возрастанию их усложнения. Большинство элементов описываются на базовом уровне, доступном для освоения всеми учащимися – в зоне их актуального развития. Лишь немногие элементы могут соответствовать зоне ближайшего развития каждого школьника, они формируют материал повышенного уровня трудности. В «Примерной программе» элементы углубления выделены в тексте курсивом. При разработке учебной программы их также следует особо выделять (цветом, шрифтом или введением отдельной рубрики).
При оформлении планируемых результатов следует придерживаться способов, которые кажутся учителю наиболее удобными, оптимальными для него (например, описывать УУД с помощью глаголов в инфинитиве: «учащиеся научатся: называть, описывать, характеризовать, объяснять, показывать на рисунке, карте, схеме, графике, находить черты различия и сходства» – или как–то иначе). Однако важно соблюдать единые правила при оформлении всей программы.
Рабочая программа учителя является уникальным авторским документом, отражающим не только требования Стандарта, но также и особенности их реализации (содержание, методические подходы, сроки и порядок изучения и т.п.), намеченные с учетом конкретных условий, возможностей, особенностей учащихся, учителя, образовательного учреждения, социума. Поэтому рабочая программа одного педагога может и должна отличаться от аналогичного документа другого учителя, даже если они работают по одному комплекту в одном образовательном учреждении. Конечно, эти отличия будут не слишком велики по объему, но самое важное здесь – чтобы учитель видел и учитывал уже на стадии общей стратегии того или иного предметного курса индивидуальный, уникальный характер реализации курса именно в этом классе, с этими учащимися.
Кроме того, рабочая программа будет отражать и индивидуальность учителя: его опыт, методические находки, стиль мышления и т.п. Поэтому даже форма составления документа может быть разной – в каждом отдельном случае ориентированной на оптимальный для этого учителя алгоритм работы с нею.
Чтобы зафиксировать названные выше положения, мы предлагаем несколько разных по форме вариантов составления календарно-тематического планирования, имея в виду, что после их анализа у каждого учителя возникнет свой вариант, наиболее удобный именно для него. В приведенном нами варианте календарно-тематического планирования в разделе «Возможные виды деятельности учащихся» также даны варианты ее описания (см. табл. 1).
Таблица 1
Варианты оформления календарно-тематического планирования
Вариант 1
Календарные сроки | Номера уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся / Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся[3] | |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | |||||
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2
Календарные сроки | Номера уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся / Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся[4] | |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | |||||
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 3
Календарные сроки | Номера уроков | Тема (раздел), кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | |
освоение предметных знаний | универсальные учебные действия | ||||
|
|
|
|
|
|
Источники материалов
для составления рабочей программы
Сроки | Номера уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | |
предметные знания | универсальные учебные действия | ||||
Планирует автор*[5] / методист*/ учитель | Планирует автор* / методист* / учитель | Планирует учитель на основе авторской программы курса | Планирует учитель на основе программы развития УУД («Программа формирования УУД») | Планирует учитель на основе раздела «Характеристика деятельности учащихся» («Примерные программы по учебным предметам») |
Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и оснащении учебного процесса - заключительный раздел рабочей программы. Они представляют собой методическую копилку учителя, которую он постоянно пополняет новыми сведениями и перечнями всего того, что оптимизирует процесс обучения. Например:
– список литературы для учащихся, развивающей их познавательный интерес к предмету;
– список методической литературы для учителя;
– база заданий (КИМов);
– база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);
перечень иллюстрационных таблиц, карт, макетов, муляжей, различных тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.
В табл. 2 приведен пример календарно-тематического планирования к учебнику «Русский язык. 1 класс» (авт. Н.В. Нечаева).
Таблица 2
Календарно-тематическое планирование. Вариант 3 (фрагмент)
Номера уроков. Тема (раздел), кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся | |
предметные умения | универсальные учебные действия | ||
1-5 уроки 1. Речь устная и письменная (5 ч) | Развитие речи. Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного). Различать особенности общения в школе, на улице и дома; со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми[6]. Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций. Оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации. Пользоваться правилами речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией. Анализировать свой жизненный опыт общения, а также ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов. Фонетика, орфоэпия, графика. Различать звуки речи. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому составу словах. Выполнять звуко-буквенный разбор слова по данному в учебнике образцу. Различать звуки и буквы. Использовать небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания. Обращать внимание на орфоэпические нормы речи, чистоту произношения. Лексика. Среди данных словосочетаний находить словосочетания с прямым и переносным значениями заданного многозначного слова. Синтаксис. Понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи. Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения. Орфография и пунктуация. Раздельно писать слова при списывании. Употреблять прописную букву в начале предложения. Иметь представление о понятии «орфограмма», о соотношении звука и буквы. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. Находить опасные места при оформлении предложения. Пользоваться справочником правописания | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять знание основных моральных норм поведения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые факты языка, выделять их отличительные признаки, находить в тексте ответ на поставленный вопрос, активизировать словарь при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет...). Осуществлять синтез (как составление целого из его частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию языкового материала по заданным основаниям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.
Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятное для партнера высказывание. | Упражнение в понимании и овладении устной речью: в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного общения: мелодики речи, логического ударения, паузы, силы, тембра голоса, темпа речи, мимики, жестов, движений (терминологией пользуется учитель) в естественной ситуации общения на уроке, в школе, а также при инсценировании заданной учителем ситуации. Например: «Расскажи, как надо переходить дорогу, используя только мимику, жесты, движения». Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике: выбор поведения, речевых средств, адекватных роли. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, внесение необходимых коррективов. Пользование в повседневной жизни нормами речевого этикета: словами приветствия, прощания, благодарности, обращения. Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. Слушание ответов одноклассников. высказывание своей точки зрения в понятной для партнера форме. Комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением. Выражение удовлетворения по поводу своих достижений и достижений одноклассников. Упражнение в понимании письменной речи и владении ею. Адекватное восприятие оценки своей речи и выполненной работы со стороны учителя. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника Освоение правил работы с заданиями к упражнениям. Установление числа и последовательности звуков в слове. Определение характеристики гласных и согласных звуков. Анализ звукового состава слов. Составление модели слова, подбор слова к заданной модели. Сравнение роли в речи звуков и букв. Упражнение в произнесении трудных в орфоэпическом отношении слов для учеников данного класса. Выделение в речи и демонстрация понимания смысла многозначных слов. Упражнение в их использовании. Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне – определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца. Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце. Выделение (маркировка) в предложении «опасных мест» при его записи (написание с большой буквы первого слова, пробелы между словами, знаки препинания в середине и в конце предложения). Анализ слов с точки зрения расхождения написания и произношения гласных и согласных звуков (букв). Группировка слов, в которых есть орфограммы и в которых их нет. Нахождение и маркировка в словах орфограмм (знакомых и еще не изученных). Упражнение в написании слов с непроверяемыми орфограммами (в соответствии с этапом обучения). Упражнение в ориентировании в орфографическом словаре и в словарных статьях, приведенных в учебнике |
[1] Материал опубликован в кн.: Реализация нового образовательного cтандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева, Е.Н. Петрова, А.Ю. Плотникова, С.Г. Яковлева. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011.
[2] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010.
[3] Данный раздел заполняется исходя из педагогической целесообразности: потенциала, интересов и желаний учащихся; особенностей темы (раздела); возможностей учителя и образовательного учреждения и т.п.
[5] Здесь и далее знаком * помечены следующие источники: автор - автор программы и учебника по предмету; методист - автор методических рекомендаций к курсу и /или поурочного планирования.
[6] Курсивом выделены умения, которым обучающийся получит возможность научиться.