Рабочая программа "Маленький волшебник"
Рабочая программа "Маленький волшебник" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Используется как внезанятийная кружковая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevoe_gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
(АКИПКРО)
Проект рабочей программы по теме «Маленький волшебник»
(развитие художественных и творческих способностей
через организацию ручного труда)
Выполнила: Эрбист Любовь Леонидовна
Воспитатель первой
квалификационной категории
МБДОУ ЦРР д/с 32 «Солнышко»
Г. Яровое
г. Барнаул
2013г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Маленький волшебник» разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Я считаю данную рабочую программу актуальной, т.к. проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее важных проблем, ведь речь идёт о условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её освоения.
Конструирование и ручной труд, так же как и игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, на сколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами, включающими в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. При создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они им удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребёнка стремление добиваться положительного результата.
Необходимость в создании данной рабочей программы существует, т.к. она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Рабочая программа реализуется через кружковую деятельность подгруппами 2 раза в месяц во вторую половину дня.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - Ф.З.»
2. Долгосрочная целевая программа «Развитее дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г.
3. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от
- ноября 2009г.
4. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» вступил в действие с 01.10.2010г;
Цель рабочей программы:
Развивать творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные техники.
Задачи:
- Создать условия для приобретения умений и навыков в работе с различными материалами.
- Способствовать развитию воображения, художественно-творческих способностей.
- Поддерживать желание использовать полученные умения и навыки для оформления интерьера ДОУ.
- Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
2.Предполагаемые результаты:
- дети используют навыки работы с инструментами (ножницы, иголка, шило, линейка) и сопутствующими материалами;
- с интересом принимают участие в постройке композиций при помощи различных материалов;
- делятся своими достижениями друг с другом, с родителями;
- принимают активное участие в оформлении группы и дошкольного учреждения;
- представляют свои работы на выставках, конкурсах;
- предлагают свою помощь в изготовлении подарочных открыток, поделок младшим дошкольникам;
- применяют самостоятельно усвоенные знания с способы деятельности в повседневной жизни.
3. Календарно-тематическое планирование
Дата проведения месяц | Виды образовательной деятельности | Формы образовательного сотрудничества с родителями | Условия реализации |
Сентябрь (природный материал) | НОД 1. Заготовка бросового и природного материалов (шишек, семян, коробок, крышек) --------------------------- 2.Композиция из осенних листьев. | -совместная заготовка материалов для кружковой деятельности -------------------------- -поручение родителям разгладить листья | Выставка коллекций «Необычные находки» ------------------------- Конкурс-выставка композиций из листьев «Осень разноцветная» |
Октябрь (природный материал) | 1.Композиция из семян и косточек «Вот такая осень» ------------------------------- 2.Открытка для бабушек и дедушек «Ветка рябины». | -консультация для родителей «Хорошо трудиться вместе» ------------------------- -пригласить родителей для участия в фото-окне «Рядышком с бабушкой и дедушкой» | Придумывание рассказа-описания о понравившейся композиции --------------------- Подарок для бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека. |
Ноябрь (ткань) | 1.Знакомство с иглой (Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, делать стежки) ------------------------------ 2. «Платочек» (стежки цветными нитками) | -совместная беседа о правилах техники безопасности ------------------------- -пополнить коллекцию «Ткани» | Чтение сказки «Мастерица» ------------------------ Использование в сюжетно-ролевой игре «Семья» |
Декабрь (бумага, бросовый материал) | 1.Игрушка для новогодней ёлки «Кошечка» ------------------------------ 2. изготовление поделок из бросового материала «Парад снеговиков» | -мастер-класс по изготовлению игрушек из бумаги ------------------------- - совместная работа с детьми по изготовлению поделок | украшение группы ------------------------- Конкурс – выставка «Парад снеговиков», награждение победителей |
Январь (поролон, картон, бросовый материал) | 1.Поделка «Гусеница» 2.Коллективная работа «Птичья столовая» (изготовление кормушек) | -пополнение коллекции бросового материала - Развешивание кормушек на участке детского сада | Игры с новыми игрушками в настольном театре Презентация детских работ |
Февраль (бумага, бросовый материал) | 1.«Военная техника» (изготовление вертолётов, самолётов, танков по желанию) ----------------------------- 2.Создание макета военной базы | -привлечь родителей к созданию мультимедийной презентации о военной технике ----------------------- -досуг, посвящённый Дню защитника Отечества | Подготовка к выставке, выставка ------------------------ Подарки папам и дедушкам |
Март (кожа, нитки, салфетки, картон) | 1.Медальон «Сердечко» ------------------------------ 2.Изготовление праздничной открытки «Черёмуха душистая» | -круглый стол «Дети о мамах» ------------------------ -праздничное чаепитие для мама и бабушек | Подарки детям соседней группы ------------------------ Подарки мамам и бабушкам |
Апрель (бросовый материал) | 1.Изготовление зданий домов из коробок. ----------------------------- 2.Изготовления макета кукольных домиков | -встреча с родителем нашей группы по профессии «строитель» ----------------------- -встреча с родителями «Поделимся опытом» | Создание мини-музея « Дома нашего города» ------------------------ Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» |
Май (все виды материалов по желанию) | 1.Коллективная работа к конкурсу «Нам деды завещали мир» ----------------------------- 2.Выставка работ для родителей и детей других групп | - встреча с ветеранами ВОВ ------------------------ -изготовление газеты о успехах и достижениях своих детей «Маленький волшебник» | Выставка конкурсных работ ------------------------ Презентация мини-музея «Маленький волшебник» |
4.Мониторинг результативности реализации рабочей программы.
Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда
1.Знает и называет особенности материала, из которого сделана поделка.
2.Владеет приёмами работы с различными материалами.
3.Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4.Проводит анализ поделки.
5.Выполняет работу по замыслу.
6.Выбирает материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления деталей.
- 3 балла-проявляет осознанность, активность, системность, самостоятельность, целенаправленность;
- 2 балла – проявляеи ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого;
- 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
№ п/п | Список детей | Свойства материалов | Овладение приемов работы с материалами | Развитие конструктивных способностей (резать, клеить, рвать, измерять, вырезать, прокалывать) | Общее кол-во баллов | |||||||||||||
Природный | Ткань | бумага | бросовый |
|
| |||||||||||||
|
| Сент. | май | Сент. | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май |
5.Методическое обеспечение
1. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
2. Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;
3. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
4. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
5. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
6.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2010г.;
7.Малышева А.Н. «Занятия по аппликации в детском саду» АСТ 2010г.;
8.Меремьянина О.Р. «Планирование образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных требований» Барнаул 2012г.;
9.Пашкевич Т.Д. «Организация эффективного взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми в условиях введения ФГТ» Барнаул 2013г.