Рабочая программа "Маленький волшебник"

Эрбист Любовь Леонидовна

Рабочая программа "Маленький волшебник" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Используется как внезанятийная кружковая деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

 Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования
(АКИПКРО)

Проект рабочей программы по теме «Маленький волшебник»

(развитие художественных и творческих способностей

 через организацию ручного труда)

                                   

Выполнила: Эрбист Любовь  Леонидовна  

Воспитатель первой

 квалификационной категории

МБДОУ ЦРР д/с 32 «Солнышко»

        Г. Яровое

г. Барнаул

2013г

1.Пояснительная записка

     Рабочая программа «Маленький волшебник» разработана для детей старшего дошкольного возраста.

     Я считаю данную рабочую программу актуальной, т.к. проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее важных проблем, ведь речь идёт о условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её освоения.

   Конструирование и ручной труд, так же как и игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, на сколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.    

   Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работая с подручными материалами,  включающими в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. При создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они им удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребёнка стремление добиваться положительного результата.

   Необходимость в создании данной рабочей программы существует, т.к. она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

   Рабочая программа реализуется через кружковую деятельность подгруппами 2 раза в месяц во вторую половину дня.

 Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

   

 Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

1. Ф.З. «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 - Ф.З.»

2. Долгосрочная целевая программа «Развитее дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011-2015г.

3. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от

  1. ноября 2009г.

     4. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к      устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»     вступил в действие с 01.10.2010г;

Цель рабочей программы:

Развивать творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные техники.

Задачи:

  1. Создать условия для приобретения умений и навыков в работе с различными материалами.
  2. Способствовать развитию воображения, художественно-творческих способностей.
  3. Поддерживать желание использовать полученные умения и навыки для оформления интерьера ДОУ.
  4. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

2.Предполагаемые результаты:

  • дети используют навыки работы с инструментами (ножницы, иголка, шило, линейка) и сопутствующими материалами;
  •  с интересом принимают участие в постройке композиций при помощи различных материалов;
  • делятся своими достижениями друг с другом, с родителями;
  • принимают активное участие  в оформлении группы и дошкольного учреждения;
  • представляют свои работы на выставках, конкурсах;
  • предлагают свою помощь в изготовлении подарочных открыток, поделок младшим дошкольникам;
  • применяют самостоятельно усвоенные знания с способы деятельности в повседневной жизни.

3. Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

месяц

Виды образовательной

деятельности

Формы образовательного сотрудничества

 с родителями

Условия реализации

Сентябрь

(природный материал)

НОД

1. Заготовка бросового и природного материалов

(шишек, семян, коробок, крышек)

---------------------------

2.Композиция из осенних листьев.

-совместная заготовка материалов для кружковой деятельности

--------------------------

-поручение родителям разгладить листья

Выставка коллекций «Необычные находки»

-------------------------

Конкурс-выставка композиций из листьев «Осень разноцветная»

Октябрь

(природный материал)

1.Композиция из семян и косточек «Вот такая осень»

-------------------------------

2.Открытка для бабушек и дедушек «Ветка рябины».

-консультация для родителей «Хорошо трудиться вместе»

-------------------------

-пригласить родителей для участия в фото-окне «Рядышком с бабушкой и дедушкой»

Придумывание рассказа-описания о понравившейся композиции

---------------------                            

Подарок для бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека.

Ноябрь (ткань)

1.Знакомство с иглой (Вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, делать стежки)

------------------------------

2. «Платочек» (стежки цветными нитками)

-совместная беседа о правилах техники безопасности

-------------------------

-пополнить коллекцию «Ткани»

Чтение сказки «Мастерица»

------------------------

Использование в сюжетно-ролевой игре «Семья»

Декабрь (бумага, бросовый материал)

1.Игрушка для новогодней ёлки «Кошечка»

------------------------------

2. изготовление поделок из бросового материала «Парад снеговиков»

-мастер-класс по изготовлению игрушек из бумаги

-------------------------

- совместная работа с детьми по изготовлению поделок

украшение группы

-------------------------

Конкурс – выставка «Парад снеговиков», награждение победителей

Январь (поролон, картон, бросовый материал)

1.Поделка «Гусеница»

2.Коллективная работа «Птичья столовая» (изготовление кормушек)

-пополнение коллекции бросового материала

-  Развешивание кормушек на участке детского сада

Игры с  новыми игрушками в настольном театре

 Презентация детских работ

Февраль (бумага, бросовый материал)

1.«Военная техника» (изготовление вертолётов, самолётов, танков по желанию)

-----------------------------

2.Создание макета военной базы

-привлечь родителей к созданию мультимедийной презентации о военной технике

-----------------------

-досуг, посвящённый Дню защитника Отечества

Подготовка к выставке, выставка

------------------------

Подарки папам и дедушкам

Март (кожа, нитки, салфетки, картон)

1.Медальон «Сердечко»

------------------------------

2.Изготовление праздничной открытки «Черёмуха душистая»

-круглый стол  «Дети о мамах»

------------------------

-праздничное чаепитие для мама и бабушек

Подарки детям соседней группы

------------------------

Подарки мамам и бабушкам

Апрель (бросовый материал)

1.Изготовление зданий домов из коробок.

-----------------------------

2.Изготовления макета кукольных домиков

-встреча с родителем нашей группы по профессии «строитель»

-----------------------

-встреча с родителями «Поделимся опытом»

Создание мини-музея « Дома нашего города»

------------------------

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Май (все виды материалов по желанию)

1.Коллективная работа к конкурсу «Нам деды завещали мир»

-----------------------------

2.Выставка работ для родителей и детей других групп

- встреча с ветеранами ВОВ

------------------------

-изготовление газеты о успехах и достижениях своих детей «Маленький волшебник»

Выставка  конкурсных работ

------------------------

Презентация мини-музея «Маленький волшебник»

4.Мониторинг результативности реализации рабочей программы.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

1.Знает и называет особенности материала, из которого сделана поделка.

2.Владеет приёмами работы с различными материалами.

3.Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4.Проводит анализ поделки.

5.Выполняет работу по замыслу.

6.Выбирает материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления деталей.

  • 3 балла-проявляет осознанность, активность, системность, самостоятельность, целенаправленность;
  • 2 балла – проявляеи ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого;
  • 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять,  вырезать, прокалывать)

Общее кол-во баллов

Природный

Ткань  

бумага

бросовый

                   

 

                               

 

 

  

 Сент.

май

 Сент.

май

 сент

май

 сент

май

 сент

май

 сент

май

 сент

май

5.Методическое обеспечение

1.  Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2.  Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г.;

3.  Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

4.  “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;

5.  Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;

6.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2010г.;

7.Малышева А.Н. «Занятия по аппликации в детском саду» АСТ 2010г.;

8.Меремьянина О.Р. «Планирование образовательной деятельности в условиях реализации федеральных государственных требований» Барнаул 2012г.;

9.Пашкевич Т.Д. «Организация эффективного взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждения с детьми в условиях введения ФГТ» Барнаул 2013г.