Конспекты открытых уроков "Сила трения. Виды сил трения" 7 класс
Подробный конспект урока с технологической картой урока и презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_sila_treniya_7_klass.rar | 13.23 КБ |
prezentatsiya1.rar | 107 КБ |
prezentatsiya3.rar | 51.33 КБ |
prezentatsiya2.rar | 399.2 КБ |
prezentatsiya4.rar | 258.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная тема: «Взаимодействие тел» 7 класс
Тема урока: «Сила трения. Виды сил трения»
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
- Обучающие:
- Ввести понятие силы трения;
- Познакомить учащихся с причинами возникновения силы трения;
- Познакомить учащихся с видами сил трения;
- Выяснить от чего и как сила трения зависит;
- Познакомить с полезным и вредным значением силы трения;
- Развивающие:
- Способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности учащихся;
- Развивать умения учащихся анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Воспитательные:
- Формировать навыки делового общения при изучении нового материала, навыки взаимного сотрудничества;
- Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников;
- Развивать интерес к предмету (физике)
Оборудование к уроку: Мультимедиапроектор, экран, компьютер, деревянные бруски, трибометры, наборы грузов, динамометры, круглые карандаши, 2 стеклянные пластины, толстая книга, кусочки наждачной бумаги, презентация на тему: «Сила трения».
Этап урока | Задачи этапа | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Контроль |
1.Организационный | Подготовка учащихся к работе на уроке | 1 мин | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой учащихся | Включение учащихся в работу | |
2.Этап проверки знаний | Проверка и оценка знаний учащихся по теме: «Сила» | 2 мин | Проводит беседу по уточнению ранее усвоенных знаний | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос |
3.Подготовка к активной познавательной деятельности | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | 2 мин | Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока | Формулируют тему урока и цели урока | |
4.Этап усвоения новых знаний | Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока; побуждать учащихся самих искать способы решения задачи | 30 мин | 1. Организует беседу и подводит учащихся к мысли о том, что такое:
2. Выдвигает проблему:
3. Организует поисковую работу учащихся – постановка цели и составление плана действий 4. Организует самостоятельную работу учащихся с оборудованием 5. Наблюдает за ходом выполнения эксперимента 5. Организует обсуждение полученных результатов 6. Подводит учащихся к выводу от чего и как зависит сила трения (в том числе сила трения скольжения) – от нагрузки, материала поверхностей и качества их обработки, не зависит от площади соприкосновения тел. Также подводит к мысли, что сила трения качения меньше силы трения скольжения и силы трения покоя при равной нагрузке. 7. Подводит учащихся о полезном и вредном значении силы трения и способах увеличения или уменьшения силы трения по мере необходимости (приводит примеры) | 1. Высказывают свое мнение 2. Высказывают свои предположения 3. Высказывают свои предположения, предлагают ход выполнения экспериментов 4. Работают в группах по 4 человека, выполняя практическое задание, в ходе которого устанавливают закономерности 5. Высказывают свое мнение (мнение группы) 6. Формулируют выводы на основе полученных результатов 7. Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры | Фронтальный опрос Работа в группах |
5. Этап закрепления новых знаний | Установить усвоены или нет содержания новых понятий, устранить обнаруженные пробелы | 6 мин | Задает вопросы по изученному материалу (проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний) | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальный опрос |
6.Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Разъяснение методики выполнения домашнего задания | 2 мин | Комментирует домашнее задание, дает разъяснения по его выполнению | Слушают учителя | |
7.Рефлексия | Осознание учащимися способов деятельности, обнаружение смысловых особенностей | 2 мин | Подведение итогов урока, выставление оценок за работу на уроке с комментариями | Отвечают на вопросы, слушают учителя, делают комментарии |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:
- Карта для выполнения практического задания
- Презентация к уроку
Группа №___
1) _____________________________________
2)______________________________________
3)______________________________________
4)______________________________________
Проверить от чего зависит сила трения скольжения?
Опыт №1:
Нагрузка | Без груза | С одним грузом | С двумя грузами |
Сила трения Fтр., Н |
Вывод:________________________________________________________________________________________________________
Опыт №2:
Материалы поверхностей | Дерево - дерево | Дерево – наждачная бумага |
Сила трения Fтр., Н |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________
Опыт №3:
Площадь соприкосновения поверхностей | Узкая грань | Широкая грань |
Сила трения Fтр., Н |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________
Опыт №4:
Виды сил трения | Сила трения покоя | Сила трения скольжения | Сила трения качения |
Сила трения Fтр., Н |
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________
Подробный конспект урока:
I. Организационный этап: Приветствие учителя, подготовка рабочих мест учащихся.
I I. Этап подготовки к активному усвоению знаний:
1. Что такое сила?
2. Прибор для измерения силы? Принцип его действия?
3. Равнодействующая сил?
4. Как движется тело, если равнодействующая сил равна нулю?
III. Этап усвоения новых знаний:
Учитель: 1) Давайте вспомним, как движутся санки с горы?
2) Что можно сказать о характере движения велосипеда, после того, как велосипедист перестает крутить педали?
3) Приведите еще пример аналогичного движения?
4) Что объединяет все эти примеры?
Ученик: Во всех случаях у тел изменялась скорость движения – уменьшалась.
Учитель: Что является причиной изменения скорости движения тела?
Ученик: Действие на тело силы.
Учитель: Какая сила здесь является причиной уменьшения скорости тел и их остановки?
Ученик: Сила трения.
Учитель: Какая тема сегодняшнего урока? Что мы должны сделать сегодня на уроке?
Учитель: Давайте выясним, куда направлена сила трения и попытаемся дать определение силы трения.
Опыт №1: Толкаем брусок, он останавливается. (Презентация 1)
Вопрос: Куда направлена сила трения?
Ученик: В сторону, противоположную движению вдоль поверхности соприкосновения тел.
Учитель: Сила трения – сила, возникающая при движении или попытке движения одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению или возможному движению вдоль поверхности соприкосновения тел.
Учитель: давайте выясним причины появления силы трения.
Вернемся к опыту №1. Если посмотреть внимательно на поверхность стола и бруска, то можно увидеть, что даже гладкие на первый взгляд поверхности имеют неровности, царапины, которые при движении тел цепляются друг за друга.
Опыт №2: Две стеклянные пластины прижимаем друг к другу. А потом пытаемся сдвинуть одну пластину относительно другой. Сделать это довольно сложно. Почему?
Причина: если поверхности хорошо отшлифованы, то часть молекул располагается так близко, что начинают действовать силы притяжения между молекулами соприкасающихся тел.
Вывод: Причины возникновения сил трения две.
- Неровности, шероховатости соприкасающихся поверхностей;
- Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Знакомство с видами сил трения:
(Презентация 2)
Учитель:
1) Попробуем сдвинуть с места тяжелый шкаф. Мы толкаем шкаф, а он остается на месте. Почему? Какая сила препятствует движению тела? Куда будет направлена сила, препятствующая движению тела?
Если увеличить прикладываемую силу, то сила трения покоя тоже станет больше, до тех пор, пока тело не сдвинется с места.
2) Сила трения скольжения в каком случае возникает? Приведите примеры.
3) Сила трения качения в каком случае возникает? Приведите примеры.
Сколько видов сухого трения существует?
Запись конспекта (слайды презентации).
Предлагаю отдохнуть в литературной гостиной и в приведенных примерах определить, какая сила трения действует на тело?
- В зимние сумерки нянины сказки Саша любила,
Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья с горы ледяной (сила трения скольжения)
2)Вдоль опушки Вова едет на своем велосипеде,
И везет варенье всем на угощенье (сила трения качения)
- Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку – тянут – потянут, вытянуть не могут!
(сила трения покоя)
Учитель: Сейчас вы будете выполнять практическое задание, а для его выполнения необходимо научиться измерять силу трения скольжения. Как измерить силу трения скольжения? Необходимо прикрепить динамометр и равномерно двигать брусок по столу (доске), держа динамометр горизонтально. Тогда динамометр покажет силу упругости, которая будет равна по величине силе трения.
Учитель: Как вы думаете, от чего может зависеть сила трения скольжения? Как это проверить? Какое оборудование вам понадобиться?
Учащиеся выдвигают свои версии. Далее выполняют практическое задание, в ходе выполнения которого они установить некоторые закономерности. (Презентация 3)
После выполнения практического задания идет обсуждение полученных результатов. Учащиеся должны придти к следующим выводам:
- Сила трения зависит от нагрузки (силы нормального давления). Чем нагрузка больше, тем больше сила трения;
- Сила трения зависит от материала поверхностей и качества их обработки;
- Сила трения скольжения не зависит от площади соприкасающихся поверхностей;
- При одинаковой нагрузке сила трения скольжения меньше силы трения скольжения и меньше силы трения покоя (сила трения покоя самая большая из этих сил).
Вывод записываем в тетрадь.
(Презентация 4)
Учитель: приведите примеры полезного значения силы трения (ходит человек, движение и остановка различных видов транспорта, тела остаются на своих местах благодаря силе трения покоя и др.)
Приведите примеры вредного значения силы трения (износ деталей, поверхностей, шин автомобиля, подошва обуви, одежда изнашивается и др.)
Учитель: Дома подумайте над вопросом: Если сила трения полезна, то ее стараются увеличить. Какими способами? Если сила трения вредна, то ее стараются уменьшить. Какими способами?
IV. Этап закрепления полученных знаний:
Фронтальный опрос:
- Какую силу называют силой трения?
- Причины появления силы трения
- Какие виды сил трения вы знаете?
- От чего сила трения зависит?
- Как изменится сила трения скольжения, если нагрузку увеличить в 5 раз? Увеличить площадь поверхности в 3 раза?
- Зачем медицинские иглы полируют до блеска?
- Почему трудно начать движение, стоя на льду и легко, стоя на асфальте?
Домашнее задание: Параграфы 30 -32 читать, опорный конспект выучить, заполнить таблицу, используя текст учебника:
Полезное значение силы трения | Вредное значение силы трения |
На «5» Сочинить рассказ: «Один день без силы трения»
V. Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Подписи к слайдам:
определение силы трения;причины возникновения трения;виды сил трения;способы изменения силы трения;трение в природе и технике.
Пример действия силы трения на автомобиль
После выключения двигателя автомобиль должен двигаться прямолинейно и равномерно, т.к. на него не действуют другие тела, но он через некоторое время останавливается под действием силы, которая называется силой трения.
Сила трения – сила, возникающая при движении или попытке движения одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную движению или возможному движению вдоль поверхности соприкосновения тел.
Направление силы трения
Fтяги
Fтр
Fтяги
Fтр
Сила трения направлена противоположно направлению движения, вдоль поверхности соприкосновения тел
Причины силы трения:
1) Шероховатости (неровности) поверхностей соприкасающихся тел
2)Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел
Подписи к слайдам:
Задание №2:Измерить силу трения скольжения деревянного бруска, поместив на него один груз:по деревянной линейкепо куску наждачной бумагиСравнить силы трения и сделать вывод!
Задание №3:Измерить силу трения скольжения деревянного бруска с одним грузом по деревянной линейке:положив брусок на широкую граньположив брусок на узкую граньСравнить силы трения и сделать вывод!
Задание №4:Измерить при одинаковой нагрузке (на брусок поместить 2 груза):Силу трения покояСилу трения скольженияСилу трения качения (поместив брусок на 2 круглых карандаша)Сравнить при одинаковой нагрузке силы трения покоя, скольжения, качения и сделать вывод!
Подписи к слайдам:
Трение скольжения
Трение качения
Трение покоя
Fтр
*
Сила трения покоя
Сила трения покоя возникает между телами, неподвижными относительно друг друга.
Fтр
Сила трения скольжения
Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.
*
Сила трения качения
Сила трения качения возникает при качении одного тела по поверхности другого тела.
Подписи к слайдам:
*
Уменьшение трения
1) Смазка
2)Применениеподшипников (шариковыеи роликовые)
3) Уменьшение нагрузки4) Шлифование поверхностей
Увеличение трения
1) Увеличение шероховатостей поверхностей:(дюбель – крепление для стен делают с насечками, шины – ребристые, скользкие дороги посыпают песком и т.п.)2) Увеличение нагрузки
Вопросы:Какую силу называют силой трения?Причины силы трения? Какие виды сил трения вы знаете?От чего зависит сила трения?Как изменится сила трения скольжения, если площадь соприкосновения тел уменьшить в 3 раза?6) Как изменится сила трения, если нагрузку увеличить в 5 раз?
7) Почему трудно начать движение, стоя на гладком льду, чем стоя на асфальте?8) Зачем медицинские иглы полируют до блеска?9) Грузовой автомобиль забуксовал на скользкой дороге. Что должен сделать шофер, чтобы увеличить трение ведущих колес о дорогу?
Подведем итог:
Существует на свете сила трения.Она имеет большое значение! Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.Все по себе очень важныИ в этом мире, конечно, нужны.
Домашнее задание:
Параграфы №30-32, конспект учитьТаблица:
Вредное значение силы трения
Полезное значение силы трения
3)* Сочинить рассказ: «Один день без силы трения»