Консультация для родителей
Влияние семьи на воспитание детей
Консультация для родителей
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
В. Сухомлинский
Воспитание ребенка — очень специфический и сложный процесс. Все родители хотят, чтобы их чадо стало всесторонне развитой и независимой личностью, способной преуспеть в дальнейшей жизни. Основная проблема, возникающая у детей в любом возрасте, - это проблема взаимоотношений с родителями. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность с детьми. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, как надо строить взаимоотношения с детьми школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать непростую ситуацию.
Признаки, характеризующие семью
-гармоничность отношений в семье;
- особенности воспитательных усилий родителей.
Первая группа семей
- взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности;
-возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов;
-такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща.
У детей, воспитывающихся в таких семьях можно наблюдать:
-общительность,
-коллективизм,
-доброжелательное отношение к окружающим их людям,
-уважение к старшим.
Вторая группа семей
-здесь также присутствует согласованность семейных отношений;
-но отношение к воспитанию детей более пассивное;
-взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием;
-в таких семьях авторитет родителей невысок.
У детей, воспитывающихся в таких семьях можно наблюдать
наряду с определенными положительными качествами и отрицательные:
- лень,
-упрямство,
-лицемерие.
Третья группа семей
-наиболее характерная их черта – конфликты;
-в педагогическом плане такие родители несостоятельны.
Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей
-это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило:
«Чтоб учился отлично и вел себя прилично».
-отношения между родителями и детьми лишены близости, открытости, взаимопонимания.
В результате такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.
«Ребенок – это зеркало, в котором родителя могут увидеть себя»
Отношения в семье сильно влияют на развитие ребенка. Семья для ребенка — это целый мир, в котором он познает основы поведения в обществе, учится любить, ненавидеть и сочувствовать. От разных отношений ребенка с родителями ребенок растет общительным, доброжелательным и открытым, или же злым, лицемерным и лживым.
Письмо к маме и папе
1. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Это позволит мне знать меру и место.
2. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение.
3.Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
4. Не делайте мне замечания в присутствии других людей.
На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
5. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства.
Ваше извинение и признание ошибок вызывает у меня к вам удивительно теплые чувства.
6. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе.
Стоит беспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
7. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим другом.
8. Ваши добрые мысли и пожелания, которые вы мне дарите каждый день,
если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей.
Помните! Что у вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо — ваш ребенок!
Причины серьезных нарушений поведения детей
1. Борьба за внимание. Ребенку не хватает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.
Дети часто обижены на родителей. Причины могут быть разными: мать с отцом разошлись, в доме появился отчим, родители более внимательны к младшему, ребенка отлучили от семьи.
2. Борьба за самоутверждение — борьба против чрезмерной родительской опеки и власти.
3. Потеря веры в собственный успех. У ребенка низкая самооценка, он теряет уверенность в себе.
Отношения между родителями
- Конфликты и трения между родителями делают ребенка непослушным и агрессивным, травмируют его, что негативно сказывается на его последующем развитии. Даже скрытые конфликты влияют на развитие ребенка.
- Также на ребенка влияет равнодушие родителей, от которого ребенок становится жестоким, и испытывает трудности в общении со сверстниками.
- Позитивная атмосфера в семье способствует благополучному развитию ребенка. Семья для ребенка — это все, поэтому от поведения родителей в семье напрямую зависит поведение ребенка в обществе.
Основные параметры нарушения воспитания
1. Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
2. Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
3.Несоответствие требований и ожиданий родителей.
4. Негибкость родителей.
5. Несогласованность в обращении с детьми.
6. Безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
7. Воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
8. Недоверие к возможностям детей.
9. Нечуткость.
Ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Пять принципов влияния родителей на ребенка
1. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенка во внешнем мире.
2. Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе.
3. Родители являются основным источником жизненного опыта.
4.Родители влияют на поведение ребенка методами поощрения или наказания.
5. Общение в семье является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок ребенка.
Если поведение ребенка ставит нас в тупик...
1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»
Совет родителям: Обещание больше не любить своего ребенка — одно из сильнейших средств воспитания. Как правило, эта угроза не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единоожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие вашего ребенка — ребенок будет воспринимать вас как людей лживых. Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю»
2. Безразличие. «Делай что хочешь, мне все равно»
Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, он начнет вас проверять, совершая плохие поступки и ждет, будет ли критика.
Вместо показного безразличия сказать: «В этом вопросе я с тобой не согласна, но я хочу помочь тебе , ты можешь в любой момент спросить у меня совета»
3.Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
Мнение родителей: детям нельзя давать поблажек, иначе они окнчательно сядут на шею.
Совет родителям: дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминают дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все. Когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим — почему и зачем»
4. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»
Мнение родителей:дети должны получать самое лучшее. Детство — самая короткая пора, оно должно быть прекрасно.
Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Можно сказать: «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».
5. Ваше настроение. «Может или нет. Это зависит от настроения».
Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто родители «выпускают пар» на ребенке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного.
Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радуют хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в году своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.