Занятие о птицах.

Кострюкова Лариса Яковлевна

 

Цель. Создание у детей радостного настроения: воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Задачи:

Образовательные:  закрепление знаний о зиме и её приметах. Формирование представлений об особенностях жизни и поведении птиц в холодное время года. Развитие познавательного интереса к родной природе. Познакомить с профессией "егерь".

 

Коррекционные: обогащение словаря детей словами: стая, нахохлиться, кочующие; совершенствование навыков отвечать на вопросы и отгадывать загадки; закрепление навыков работы с бумагой (оригами); развитие связной речи, мелкой моторики пальцев рук, ловкости.

 

Воспитательные: воспитание бережного и заботливого отношения к животному миру, сочувствия птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желания и готовности помогать им.

 

Оборудование: шапочки птиц, кормушка, заготовки для оригами из коричневой, черной, белой бумаги, цветные карандаши, снежинка, проектор.

 

Предварительная работа.

Беседа о зиме. Знакомство с перелетными и зимующими птицами. Дидактические игры. Рассматривание иллюстраций. Загадки, пословицы, поговорки о природе.

 

Литература.

«Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников» С.Н. Николаева, 2005 г.

«Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

 

Организация занятия.

Дети свободно входят в зал.

Воспитатель: -Дети, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

                              Придуманно кем-то и просто и мудро

                              При встрече здороваться.

Дети: - Доброе утро!

Ребенок 1: - Здравствуйте скажем и солнцу и птицам.

Ребенок 2: - Здравствуйте - милым улыбчивым лицам.

Воспитатель: - А теперь все глазки на меня. Я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то поймете, о чем мы с вами сейчас поговорим.

                                                                             (загадки о зиме)

 

- Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Так о чём же мы с вами поговорим?

                                                                                                                            (о зиме)

- А какое сейчас время года?

                                                      (зима)

- А как вы узнали?

                                 (называют приметы зимы)

- Ребята, а какой сейчас месяц?

                                                 (ответы детей)

- А какие ещё зимние месяцы знаете?

                                                            (ответы детей)

- Сейчас..............прочитает стихотворение о зиме, а вы послушаете, о потом  мне скажете о чём говорится в этом  стихотворении . (читают стих. Тютчева о зиме, а в это время на проекторе картины зимнего леса.)

- Ребята, а как в этом стихотворении поэт называет зиму?

                                                                                                (чародейка)

-Почему он её так называет?

                                                         (ответы детей)

- А почему автор так говорит о лесе : не мертвец и не живой.

                                                                                           (природа спит, отдыхает)

- Зима- красивое время года. Нравится вам зима?

                                                                                   (ответы детей)

- А чем она вам нравится, мы сейчас узнаем!

                                                              (проводится малоподвижная игра "что мне нравится зимой")

- Ребята, а давайте вспомним пословицы о зиме?

                                                                   (называют)

 - Ребята, молодцы, много знаете о зиме, но в этом году зима необычная у нас. В нашей стране происходят значимое событие! Что это за событие?

                                                                                        (олимпиада)

- А что такое олимпиада?

                                           (спортивные соревнования)

- А в каком городе проходит олимпиада?

                                                                ( в Сочи)

- А может быть вы знаете какие талисманы олимпиады?

                                                                                                   (ответы детей)

- А давайте сейчас посмотрим на экране на них!

                                                                                (просмотр)

- Какие они хорошие, веселые, добрые, улыбчивые, они нам наверняка принесут удачу! А мы сейчас тоже будем выступать, как спортсмены, выходите!

                         (подвижная игра «олимпиада», называю вид спорта, дети имитируют движения)

Воспитатель: - Вот какое прекрасное время года- зима! Ребята, а как вы думает всем ли зима нравится?

               (ответы детей)

- А кому трудно приходится зимой?

                                            (ответы детей)

-Можем мы помочь животным?

                                                      (ответы детей)

-Есть такая профессия "егерь". Скажем хором "егерь".

                                                                                                     (хором "егерь")

- Вот они следят за порядком в лесу, и подкармливают животных. Делают специально им кормушки, насыпают туда корм, а животные приходят и кормятся. Как вы думаете, какие животные приходят к кормушкам?

                                                     (ответы детей)

- Запомните эту профессию "егерь"! Егерь помогает животным, а кому мы можем помочь?

                                                                                                                                         (птицам)

- А как мы можем помочь им?

                                                     (ответы детей)

- Сейчас нам ..........прочтет стихотворение "мороз".

                                                                                              (читает стихотворение)

 

Игра "Покормим птиц". (выбирают зимующих птиц и сажают на кормушку, перелётных оставляют.

 

Воспитатель: - У нас уже висят кормушки, мы и дальше будем подкармливать птиц.

- А сейчас девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь!                                                                                                                                         (одевают шапочки)

Театрализованная игра "мы птицы".

                                                       ( приложение)

 

Стук в дверь. Входит Баба- Яга, плачет.

 

Воспитатель: - Здравствуй, Б.Я. что случилось?

Баба-Яга: - Ой, беда-беда! Ах, я так разволновалась, что с вами поздороваться забыла! Здравствуйте мои милые, здравствуйте мои хорошие!

                                                                                                        (гладит по голове детей)

Воспитатель: - Баба-Яга что случилось?

Б.Я.:- вот я и говорю -беда. Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цоколи на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать. Изредка простучит дятел и тишина. Вот беда- то какая, птицы пропали!

Воспитатель:- Баба-Яга, ты не расстраивайся, сейчас мы разберёмся, а ты посиди и послушай.

-Ребята, куда же птицы-то пропали?

                                               (улетели в тёплые края, а зимующие поближе к людям)

Баба- Яга: - А почему они улетели?

                                         (им голодно, им есть нечего)

- Ой сказали бы мне раньше, разве ж я бы их не накормила? Напекла бы пирогов, наварила каши.

 

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки есть кашу да пироги?

                                                (нет, они питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся в щели)

- Поэтому птицам, для которых основная еда -насекомые, зимой прокормится невозможно, и они осенью улетают в теплые края.

-А какие птицы у нас остаются?

                                                      (зимующие)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

                                                               (ответы детей)

- Бабушка, а вот одна птичка живет с тобой рядом, она морозов не боится, даже птенцов зимой выводит, скажите ребята, что это за птица?

                                                                             (клёст)

- А чтобы к тебе прилетали зимой птицы, повесь кормушки около своей избушки и подкармливай птиц.

                               (дарим Б.Я кормушку)

Баба-Яга: - Видела я ворону, но она очень высоко сидела.

 

Воспитатель: - Это к морозу, ты наверное примет народных не знаешь, бабушка! Сейчас тебе ребята расскажут.

                    (народные приметы)

- Ну а что бы тебе не было так грустно, мы тебе подарим подарок, сделаем птичек.

                                                                                                                  (оригами птички)

Баба-Яга: Я хожу по лесу, птичек своих ищу, вкусненькое им приготовила, а они это не едят, угощу вас!

                       (угощение для детей)

Баба-Яга прощается.

 

Воспитатель: -Ребята, у нас уже висят на участке кормушки, а некоторые родители ещё приготовили нам кормушки, давайте и их повесим на прогулке. На этом наше занятие окончено, пойдём покормим птичек.