Занятие о птицах.
Цель. Создание у детей радостного настроения: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: закрепление знаний о зиме и её приметах. Формирование представлений об особенностях жизни и поведении птиц в холодное время года. Развитие познавательного интереса к родной природе. Познакомить с профессией "егерь".
Коррекционные: обогащение словаря детей словами: стая, нахохлиться, кочующие; совершенствование навыков отвечать на вопросы и отгадывать загадки; закрепление навыков работы с бумагой (оригами); развитие связной речи, мелкой моторики пальцев рук, ловкости.
Воспитательные: воспитание бережного и заботливого отношения к животному миру, сочувствия птицам, которые страдают зимой от холода и голода, желания и готовности помогать им.
Оборудование: шапочки птиц, кормушка, заготовки для оригами из коричневой, черной, белой бумаги, цветные карандаши, снежинка, проектор.
Предварительная работа.
Беседа о зиме. Знакомство с перелетными и зимующими птицами. Дидактические игры. Рассматривание иллюстраций. Загадки, пословицы, поговорки о природе.
Литература.
«Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников» С.Н. Николаева, 2005 г.
«Войди в природу другом» З.Ф. Аксенова.
Ход занятия.
Организация занятия.
Дети свободно входят в зал.
Воспитатель: -Дети, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
Придуманно кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться.
Дети: - Доброе утро!
Ребенок 1: - Здравствуйте скажем и солнцу и птицам.
Ребенок 2: - Здравствуйте - милым улыбчивым лицам.
Воспитатель: - А теперь все глазки на меня. Я вам сейчас загадаю загадки, если вы их отгадаете, то поймете, о чем мы с вами сейчас поговорим.
(загадки о зиме)
- Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Так о чём же мы с вами поговорим?
(о зиме)
- А какое сейчас время года?
(зима)
- А как вы узнали?
(называют приметы зимы)
- Ребята, а какой сейчас месяц?
(ответы детей)
- А какие ещё зимние месяцы знаете?
(ответы детей)
- Сейчас..............прочитает стихотворение о зиме, а вы послушаете, о потом мне скажете о чём говорится в этом стихотворении . (читают стих. Тютчева о зиме, а в это время на проекторе картины зимнего леса.)
- Ребята, а как в этом стихотворении поэт называет зиму?
(чародейка)
-Почему он её так называет?
(ответы детей)
- А почему автор так говорит о лесе : не мертвец и не живой.
(природа спит, отдыхает)
- Зима- красивое время года. Нравится вам зима?
(ответы детей)
- А чем она вам нравится, мы сейчас узнаем!
(проводится малоподвижная игра "что мне нравится зимой")
- Ребята, а давайте вспомним пословицы о зиме?
(называют)
- Ребята, молодцы, много знаете о зиме, но в этом году зима необычная у нас. В нашей стране происходят значимое событие! Что это за событие?
(олимпиада)
- А что такое олимпиада?
(спортивные соревнования)
- А в каком городе проходит олимпиада?
( в Сочи)
- А может быть вы знаете какие талисманы олимпиады?
(ответы детей)
- А давайте сейчас посмотрим на экране на них!
(просмотр)
- Какие они хорошие, веселые, добрые, улыбчивые, они нам наверняка принесут удачу! А мы сейчас тоже будем выступать, как спортсмены, выходите!
(подвижная игра «олимпиада», называю вид спорта, дети имитируют движения)
Воспитатель: - Вот какое прекрасное время года- зима! Ребята, а как вы думает всем ли зима нравится?
(ответы детей)
- А кому трудно приходится зимой?
(ответы детей)
-Можем мы помочь животным?
(ответы детей)
-Есть такая профессия "егерь". Скажем хором "егерь".
(хором "егерь")
- Вот они следят за порядком в лесу, и подкармливают животных. Делают специально им кормушки, насыпают туда корм, а животные приходят и кормятся. Как вы думаете, какие животные приходят к кормушкам?
(ответы детей)
- Запомните эту профессию "егерь"! Егерь помогает животным, а кому мы можем помочь?
(птицам)
- А как мы можем помочь им?
(ответы детей)
- Сейчас нам ..........прочтет стихотворение "мороз".
(читает стихотворение)
Игра "Покормим птиц". (выбирают зимующих птиц и сажают на кормушку, перелётных оставляют.
Воспитатель: - У нас уже висят кормушки, мы и дальше будем подкармливать птиц.
- А сейчас девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь! (одевают шапочки)
Театрализованная игра "мы птицы".
( приложение)
Стук в дверь. Входит Баба- Яга, плачет.
Воспитатель: - Здравствуй, Б.Я. что случилось?
Баба-Яга: - Ой, беда-беда! Ах, я так разволновалась, что с вами поздороваться забыла! Здравствуйте мои милые, здравствуйте мои хорошие!
(гладит по голове детей)
Воспитатель: - Баба-Яга что случилось?
Б.Я.:- вот я и говорю -беда. Ребятишки, моя избушка стоит в дремучем еловом лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цоколи на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать. Изредка простучит дятел и тишина. Вот беда- то какая, птицы пропали!
Воспитатель:- Баба-Яга, ты не расстраивайся, сейчас мы разберёмся, а ты посиди и послушай.
-Ребята, куда же птицы-то пропали?
(улетели в тёплые края, а зимующие поближе к людям)
Баба- Яга: - А почему они улетели?
(им голодно, им есть нечего)
- Ой сказали бы мне раньше, разве ж я бы их не накормила? Напекла бы пирогов, наварила каши.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки есть кашу да пироги?
(нет, они питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся в щели)
- Поэтому птицам, для которых основная еда -насекомые, зимой прокормится невозможно, и они осенью улетают в теплые края.
-А какие птицы у нас остаются?
(зимующие)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
(ответы детей)
- Бабушка, а вот одна птичка живет с тобой рядом, она морозов не боится, даже птенцов зимой выводит, скажите ребята, что это за птица?
(клёст)
- А чтобы к тебе прилетали зимой птицы, повесь кормушки около своей избушки и подкармливай птиц.
(дарим Б.Я кормушку)
Баба-Яга: - Видела я ворону, но она очень высоко сидела.
Воспитатель: - Это к морозу, ты наверное примет народных не знаешь, бабушка! Сейчас тебе ребята расскажут.
(народные приметы)
- Ну а что бы тебе не было так грустно, мы тебе подарим подарок, сделаем птичек.
(оригами птички)
Баба-Яга: Я хожу по лесу, птичек своих ищу, вкусненькое им приготовила, а они это не едят, угощу вас!
(угощение для детей)
Баба-Яга прощается.
Воспитатель: -Ребята, у нас уже висят на участке кормушки, а некоторые родители ещё приготовили нам кормушки, давайте и их повесим на прогулке. На этом наше занятие окончено, пойдём покормим птичек.