Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики

Ященко Светлана Викторовна

Опыт работы по теме: "Групповая форма обучения на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения

  1. Цель российского образования XXI века создание условий для самореализации ученика в учебном процессе, формирование у школьника готовности быть  субъектом продуктивной, самостоятельной  деятельности на всех этапах своего жизненного пути.
  2. Но глобальная компьютеризация, увеличение умственной нагрузки учащихся заставляют учителей постоянно искать новые эффективные методы обучения, методические приемы, которые активизировали бы познавательную деятельность учащихся, стимулировали бы к самостоятельному приобретению знаний.
  3. Урок – это ажурная салфетка, на которой вышита композиция, состоящая из современных технологий, методов и форм работы. Каждая вышита на определенном месте, имеет свою индивидуальность, но все они дополняют друг друга и составляют единое целое.
  4. Современные образовательные технологии на воспитание у ученика таких ценностей, без которых не может существовать современное общество.
  5. Среди разнообразных новых педагогических технологий, методов и форм работы наиболее приемлемая, с моей точки зрения, является групповая форма работы.
  6. Групповая форма обучения решает три основных задачи, которые позволяют вовлечь каждого ученика в учебную работу, прививать интерес к предмету, развивать математическую речь, создавать психологический комфорт на уроке.
  7. Групповая форма работы основана на нашем жизненном опыте. Ее эффективность мы можем наблюдать на фрагменте фильма; «Иван Бровкин на целине». Когда Бровкин получает телеграмму о приезде матери, перед ним встает вопрос: «Где же им жить?» - ведь собственного дома у него не было. Председатель колхоза решает в тайне от Бровкина помочь ему. Он собирает сельчан, организует бригады и направляет их на строительство дома. Каждый из его участников занимается порученным ему делом. Благодаря дружной, четко спланированной работе дом в течение одного дня был построен. Какой восторг, испытал Бровкин, увидев его новеньким, построенным для него односельчанами.
  8. Если посмотреть на этап групповой работы на уроке, то она мало, чем отличаются от этапов в нашей повседневной жизни.
  9. А вот как я использую групповую работу в своей практической деятельности. От того, на каком этапе урока используется данная форма работы, какие цели при этом ставлю перед собой, зависит формирование рабочих групп. На этапе проверки д/з, тестов, м/д, учащиеся работают в статистических парах – это пара объединяющихся учеников, сидящих за одной партой. В таких же парах, после изучения темы, ребята готовят карточки с заданиями, которыми они обмениваются на следующем уроке. Во время урока она выступают как в роли учителя, так и в роле ученика.
  10.  Необходимо отметить: активизировать познавательную          деятельность учащихся мне помогают исторические задачи, которые встречаются в художественной литературе. Обсуждение и решение задач происходит в динамических группах – это микрогруппы по 4 объединяющихся ребят сидящих за соседними партами. Перед изучением темы: «Решение задач на наибольшее и наименьшее значение » ученики знакомятся  с рассказом Л.Н Толстого «Много ли человеку земли надо». Для ответа на вопрос задачи каждой группе нужно провести исследование, составить таблицу зависимости площади от длины его сторон, от форм, и придти к выводу, что наибольшую площадь имеет квадрат со стороной 10 см. Это помогло ученикам более глубоко вникнуть в проблему и самим предложить пути ее решения.
  11.  После изучения темы «Задачи на движения» я предлагаю учащимся в своих группах обсудить события, происходящие с героями романа и поразмышлять над ними. Каждая группа предложила ответ на поставленный вопрос и аргументировала его. Но каково было их удивление, когда знакомясь с дальнейшим развитием событий в романе, они увидели, с какой математической точностью и логикой автор описывает ошибку тех, кто пошел вниз по течению реки, воспользовавшись только математическими знаниями и не учитывали жизненный опыт.
  12.  При изучении свойств функций в 10 классе я работаю с пословицами как с опросными сигналами. Ведь пословицы – это отражение устоявшихся закономерностей, выверенных многовековым опытом народа, а график это перевод пословицы на язык математики. Каждая группа делает презентацию по данной теме, в которой пословицы отражают различные свойства функций.
  13.  Во время объяснения теоремы: «Признаки параллельности плоскостей» я составляю опорный конспект. После этого, учащиеся в группах объясняют эту теорему друг другу. Т.е развивают математическую речь, улучшают внимание, память микроклимат в группах.
  14.  С появлением в ЕГЭ задач по банковским вкладам, передо мной встал вопрос: как объяснить ребятам методы решения таких задач, если у них нет жизненного опыта. И мне на помощь пришла игра «Банкиры». Весь класс разбился на группы – в дальнейшем это были банки. Группы были сформированы лидерами (управляющими банками) из числа учащихся, у которых 4-5 по предмету, пользующихся авторитетом в классе, и умеющих организовать работу в группе. У каждого банка уставной капитал   50 тысяч рублей. Каждое задание – это акции, (которые можно продать или купить), их номинальная стоимость определяется спросом. Акции могу приносить прибыль (если вы их удачно купили, т. е решили задачу ) и капитал банка увеличился на 25%, или акция приносит убыток банку, и его капитал уменьшается на 25%. Игра идет до тех пор, пока один из банков обанкротится. С помощью этой игры были изучены задачи на банковские вклады, повторили задачи на смеси и сплавы, задачи на движение. Такой вид работы вызвал большей интерес у учащихся.
  15.  По такому же принципу я формирую группы при проведении зачетов. Зачетная система дает возможность сконцентрировать материал в блоке, преподносить его как единое целое. Задания, которые получает группа разноуравненные, это дает возможность каждому ученику учебный успех. Жеребьевка определяет, кто будет защищать задания от группы. Повышается ответственность каждого перед количеством, мотивация к учению.
  16.  Но зачеты я провожу и в разновозрастных группах. Учащиеся 9, 11 классов после повторения определенной темы готовят карточки с теоретической вопросами, и практической разноуровневой частью. Младшие школьники перед изучением темы знакомятся с перечнем вопросов на зачетке. После изучения темы она сдают зачет старшеклассникам. Такой вид работы расширяет рамки общения в социуме, повышает мотивацию к учению.
  17.  При организации проектного обучения создаются группы по интересам. Ребята выбирают темы проектов, например: 1) Математика и вооружение стран. 2) Золотое сечение и жизнедеятельность человека. 3) Симметрия в окружающем мире. 4) Искусство оригами. Учащиеся собирают материал, изучают его, выполняют проектную задачу и защищают его. Так, защита по теме «Оригами» (по просьбе учащихся 5 класса) переросла во внеурочные занятия в течение недели. В этом году учащиеся 8 класса выбрали тему «Интерьер моей комнаты» они изучили стили оформления комнат, выбирали свой стиль, делают макеты своих комнат. Защита проекта будет осуществлена перед родителями, с полными математическими расчетами, затрат идущих на ремонт комнаты.
  18.  Смешанные группы я организую  при проведении внутреурочных мероприятий, где активными участниками являются не только учащиеся, но и их родители. Без сотрудничества с родителями организация учебного процесса не будет успешной. В этом году я провела игру между двумя 5 классами. В команды входили как и учащиеся, та и родители. После проведения игры, на вопрос «Какие эмоции у вас вызвала игра» 60-летний мужчина (дедушка одной из учениц) сказал: «Вау, я давно не испытывала таких эмоций». Этой фразой сказано все об эффективности группой работы.
  19.  Прослушав послание В.В Путина к федеральному собранию я в большей степени убедилась в необходимости и важности групповой формы работы. Получая жизненный опыт работы в группах, у учащихся формируются навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, столь необходимые для развития личности. Во время коллективной работы ученики учатся слушать и слышать собеседника, выдвигать и реализовывать свои идеи, аргументировано доказывать свою точку зрения. Все это поможет им развивать, добиваться творческих побед не только в школе, но и в вузах, семье, обществе. А я, как учитель, делаю все, чтобы мои ученики самореализовались, были успешными, обладали нравственными ценностями, шли в ногу со временем и были вместе со своей страной.