Работа с родителями
Родительское собрание на тему:
«Значение детского чтения в формировании интеллектуальных умений ребёнка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа с родителями | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса использую следующие методы и приёмы:
«Размышления вслух» о прочитанном.
Такую форму работы применяю на этапе анализа произведения. Так же она эффективна при анализе характера и поступков героев, при этом необходимо стремиться к тому, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей. Необходимо продумать начало беседы, так как оно делает весь анализ произведения целенаправленным и необходимым для учащихся. Продумывая вопросы беседы, нужно осознавать, зачем, для чего, с какой целью задан тот или иной вопрос. Их назначение в том, чтобы направить внимание на такую особенность художественной детали произведения, которая может остаться незамеченной, возбудить мысль и чувства школьников, чтобы способствовать обогащению их духовного мира, вызвать живой обмен мнениями. При размышлении вслух уделить внимание вопросам, выявляющим отношение к прочитанному произведению. (Что ты почувствовал? О чём подумал? Что хочется сказать об этой сказке?) Нужна специальная работа по обучению детей обмену мнениями. Они должны не перебивать друг друга, а учиться развивать мысль, высказанную товарищем, отстаивать свою позицию. Беседа не должна состоять из одних вопросов, желательно, чтобы она сопровождалась интересными репликами и высказываниями учителя.
Составление плана
Этот вид работы использую на заключительном этапе работы с текстом произведения и считаю наиболее результативным для воссоздания прочитанного в воображении учащихся. Особенно помогает в этом картинный план. Наибольшие затруднения испытываем в обучении детей делению текста на смысловые части, поэтому в начале обучения составлению плана предлагаются задания подготовительного характера: разнообразные упражнения с картинным планом; деление текста на части, относительно законченные по смыслу; восстановление деформированного плана; перечисление основных событий по порядку; правильное расположение частей деформированного текста согласно плану.
Подробный, выборочный, творческий пересказ.
Когда используется подробный пересказ, слежу за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся. Выборочный пересказ провожу как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не вызывает затруднений младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Предлагаю пересказать по опорным словам, выбранным заранее. Творческий пересказ – это трансформация текста. Он очень эффективен для переосмысления произведения.
Графическое и словесное рисование
Очень эффективные приёмы, помогающие образно и ярко «оживить» прочитанное. Работу иллюстративного характера начинаю с анализа книжных иллюстраций, картин. Эта работа не вызывает затруднений у детей. При её организации предлагаются детям разнообразные задания:
- Нарисовать рисунок (картину) к тексту.
- Найти в тексте подписи к каждому рисунку.
- Сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста.
- Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.
План словесного рисования:
- «рисуется» место, где происходит событие;
- изображаются действующие лица;
- добавляются необходимые детали;
- «раскрашивается» контурный рисунок.
Составление диафильма ( или «книжки-малышки»)
Диафильм – это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжён титрами (подписями). Очень интересный приём, помогающий восстановить в памяти последовательность событий произведения, более ярко представить прочитанное. «Книжки-малышки» - это серия рисунков расположенных в соответствии с эпизодами произведения.