Использование ИКТ

Кристина Анатольевна Лысенко

                        Коммуникативная культура — важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. «Овладение культурой речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и  социокультурной сферах (формирование коммуникативной компетенции)» — в соответствии с принятыми образовательными федеральными стандартами первая из задач, конкретизирующих общую цель изучения школьного курса русского языка и литературы.

                        Коммуникативная компетентность - готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: - получать необходимую информацию; - представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей. Уроки с использованием ИТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по предмету, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Ученики чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта.

                        Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к классической и современной литературе, хорошо подготовиться к выпускному письменному экзамену (сочинению), а также к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку или литературе.

                         Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

                        Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

                  Одной из возможностей использование мультимедийных технологий на уроке является подготовка и проведение интегрированных уроков. Можно провести урок русской литературы в компьютерном классе, например, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Такую презентацию учитель может подготовить сам или поручить созданию презентации учащимся. Эта презентация может быть использована во время урока – лекции, урока-беседы или как мультимедийное пособие для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку.

                  Я убедилась на своем опыте, что компьютеры вызывают стойкий интерес у школьников, помогают им учиться с увлечением, добиваться высоких результатов. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь пользоваться компьютерной техникой. Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, организации и проведении уроков, отдельных элементов внеклассных мероприятий. По русскому языку проводила уроки по теме: «Обобщающее повторение по теме «Имя существительное», «Имя числительное», «Местоимение», «Правописание Н и НН в прилагательных» и др. Организую индивидуально – дифференцированную работу с учащимися; включаю в программу задания творческого характера – для сильных как дополнительный материал, стараюсь актуализировать их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения конкретной темы. Для дополнительной информации использую фрагменты из научно-популярных книг о языке. На экране компьютера даются не только сведения, но и рисунки из этой книги. Так развивается любознательность учащихся. Также стараюсь использовать задания, обеспечивающие все этапы формирования орфографического навыка: нахождение и обозначение орфограмм, обоснование условий выбора правильного написания; самостоятельное решение орфографической задачи. Использую игровые кадры «Четвертое лишнее», «Собери слово» и др. Новые информационные технологии существенно влияют на развитие речи школьника и его двигательную сферу, создают условия для компенсации моторных и речевых затруднений, развития деятельности, поведения памяти.

                  При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.

                  Практика показывает, что изучение русского языка с использованием компьютерных программ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения русскому языку. Конечно, на уроках русского языка и литературы нельзя использовать компьютер постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

 

                        Я работаю по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher),

- работа с ресурсами Интернет,

- создание электронного учебника в СДО.

                        В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»), интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.

                        Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

                        Особое внимание уделяю продуктам серии «Уроков Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием программ компании «Кирилл и  Мефодий» всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

 

                        Создание проектов, презентаций, работа в программе Microsoft Publisher требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.

                 Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

·     повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

·     увеличивает объем использования наглядности на уроке;

·     экономит время учителя при подготовке к уроку.

 

                 Активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике.

                        Особо хочется рассказать о методе проектов, используемом в рамках ИТ. При внедрении проектной технологии было тысячи «против» и совсем немного «за». И бесконечная череда вопросов: как? когда? зачем? Но чем больше я вникала в эту проблему, тем яснее понимала: проектная деятельность — один из  лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное — продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.

                        Метод проектов прижился, был введён в структуру уроков. Обращение к нему возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

                        Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проекта, что стимулирует само- и  взаимообучение, развитие коммуникативных навыков (обмен материалами, обсуждение их). Коллективная работа по методу проектов избавляет участников от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию.

                        Приоритетным направлением в работе с проектами стал повышение уровня информационной культуры, а именно работа учащихся с ресурсами Интернет. В этом большую помощь оказывают учителя информатики. Метод проектов может включать различные приёмы, т. к. основан на личном желании ученика узнать предмет для применения знаний впоследствии. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера (она не по силам многим ученикам, для некоторых не представляет практического интереса, да и не все могут ставить перед собой цели, а значит, не могут определиться, что им нужно), но и поиск, обработку данных по теоретической или практической проблеме, связанной с существующей реальностью. Такие проекты называются информационными и их способны выполнять все учащиеся старших классов. В некоторых случаях информационные проекты способствовали возникновению интереса к проведению исследования по данной теме.

                        Результатом стали компьютерные презентации, некоторые из которых были представлены на государственной аттестации по литературе при защите рефератов. (Реферат является практически идеальным вариантом проверки и оценивания ключевых компетенций школьника (коммуникативной, культороведческой, информационной, языковой, исследовательской).

 

                Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.  Она  приводит к целому ряду положительных эффектов:

· обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

· психологически облегчает процесс усвоения;

· возбуждает живой интерес к предмету познания;

· расширяет общий кругозор учащихся;

· повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

 

 

                Работа с программой Microsoft Publisher  позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для 

·        оформления результатов групповой работы

·        выпуска газеты, информационного листка

           Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д. 

                   Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

 

                   Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

                   Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.

                   Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

·     создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

·      увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;

·     повышает качество обучения;

·     усиливает интерес к изучению предмета;

·     рационально распределять время урока; 

·      доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

                        При объяснении нового материала на уроке  я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

                        Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

                   Применение компьютерных технологий позволяет мне:

·        наполнить уроки новым содержанием;

·        развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность                   учащихся;

·        формировать элементы информационной культуры;

·        прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

·         поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

·        идти в ногу со временем.

 

                        Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Применение информационных технологий необходимо, т.к. они способствуют: совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); активизируют познавательную деятельность учащихся; осовременивают урок.

                        Сам факт проведения урока русского языка в кабинете информатики интригует детей, появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. От внешней мотивации появляется интерес к предмету русского языка и литературы. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний

                        Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д.

                        Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

                        Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- наконец, формирование общеучебных умений и навыков.

                        Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

                        В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

                        Во внеурочное время ребята также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

                        Использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.

                        Процесс управление качеством образования выходит на новый уровень, что подтверждается результатами учебной и внеурочной деятельности учащихся. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

                        Итак, очевидна необходимость более эффективного использования существующих возможностей для применения информационных технологий уже сейчас. Ведь внедрение их в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_kompyuternykh_tekhnologiy.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: