Опыт работы воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 16 «Жемчужинка» города Тулуна Витиорец Татьяны Ивановны
Тема: Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_vitiorets_tanya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада № 16 «Жемчужинка» города Тулуна Витиорец Татьяны Ивановны
Тема: Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
По мнению известных психологов Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, в дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Такое специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению диалогической речью.
Анализ проведенных диагностических результатов показал нам, что 34% старших дошкольников овладели лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.
На мой взгляд, организация журналисткой деятельности старших дошкольников с применением метода интервьюирования, усиливает речевую мотивацию, создает условия для формирования, построения самостоятельного высказывания и рассуждения. Раскрывает творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развивает навыки межличностного взаимодействия со сверстником и взрослыми.
Исходя из этого в детском саду, был создан кружок «Юные журналисты», цель которого заключалась в следующем: формирование культурной, творческой, социально-активной личности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач деятельности кружка выделила следующие:
- Развивать связную диалогическую речь.
- Развивать коммуникативность и умение лично взаимодействовать детей друг с другом.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Закреплять навыки ведения диалога
- Способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
- Развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
- Формировать первоначальные представления о профессиональных журналистских качествах.
Основополагающее направление работы кружка «Юный журналист» -помочь дошкольнику ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему коммуникации общения. Для успешной работы кружка в группе был создан «Уголок журналиста», состоящий из эмблемы, фотоаппарата, полки изданий, блокнота, карандаша, микрофона, кинокамеры, магнитофона, диктофона, компьютера. Также составила перспективный план.
Работа кружка включала различные виды и формы деятельности:
• познавательно-речевую: беседы на темы, возникающие в написании статей, викторины, дидактические игры;
• игровую: игра «Гость в редакции», «Журналист берет интервью», игровые ситуации;
• продуктивную: рисование иллюстраций к статьям, использование различных способов аппликаций, создание коллажей;
• беседы с воспитателями, родителями;
• направленное наблюдение за ребенком, его общением с взрослыми и детьми, выполнение им различных видов деятельности.
Работа кружка начиналась со знакомства с газетой «Жемчужинка. RU», которая издаётся педагогами нашего детского сада. Дети знакомились с её внешним обликом, внутренним содержанием. После чего дошкольникам предоставлялась возможность вспомнить газеты «Жемчужинка.RU» прошлых лет. Мы вместе читали рубрики «Спортивная колонка», «Новости детского сада», «Гости детского сада», «Записки счастливой мамы» и многие другие, предлагали свои. Целью таких занятий являлось расширенное представление детей о газете, после проведения которых, у воспитанников возникала потребность узнать, кто издает газеты. На занятиях кружка «Юный журналист» дети подробно знакомились с профессиями журналиста, фотографа, редактора, а также с орудиями их труда. Занятия включали задания, которые помогали детям приобрести навыки и умения, которые нужны людям этих профессий. Они отмечали, что журналист должен быть наблюдательным, внимательным, с хорошей зрительной памятью, фотограф –добросовестный, талантливый, с творческим воображением, редактор грамотно составляет тексты, сообразительный.
После того, как у детей сформировался целостный образ журналиста, мы приступали собственно к созданию газеты: распределяли роли, брали интервью, ходили в творческие командировки, которые организовывались в ДОУ (посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями детского сада), а также и вне ДОУ (экскурсии, творческие мероприятия).
Перед интервью проводила предварительную работу, которая состояла из обсуждения вопросов, которые можно задать в данной ситуации. После того, как дети составляли статьи, я, как редактор, набирала их на компьютере, и мы приступали к монтажу и дизайну газеты: клеили, рисовали иллюстрации, печатали фотографии.
Большое значение на занятиях кружка придавала развитию эмоционально-волевой сферы детей. Занятия с элементами тренинга были направлены на развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы, состояли из игр и упражнений на представление о языке эмоций, как о знаках, подаваемых человеком о себе, знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, понимания ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения.
Анкетирование родителей детей, которые посещают кружок, показало, что они хотят принимать участие в издании газеты в роли внештатных корреспондентов.
Для педагогов в газете существует рубрика «Новости из групп», где они вместе с детьми рассказывали о жизни и событиях в группе. Совместно писали статьи, подбирали фотографии и приносили их в редакцию газеты.
Кружок «Юные журналисты» формировал социальную компетентность, дети в ходе издания газет научились высказывать свое мнение, учитывать пожелания других, подстраиваться под ситуацию. Дети получали удовольствие от собственной деятельности. Интересное дело, связанное с общим, развивало их инициативность.
В процессе подготовки газеты дети приобрели способность ставить общие цели, научились планировать совместную работу, согласовывать мнения и действия, стали более ответственны.
Анализ проводимой кружковой работы показал, что 68% старших дошкольников овладели различными формами диалога со сверстниками, они научились рассуждать, слышать партнера.