Моя инновационная деятельность.

Ярцева Ксения Юрьевна

Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими инновационными наработками.

На данный момент работа ведется по двум направлениям:

  • использование облачных сервисов Google  в обучении (с 2012 г.)
  • апробирование программы внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-8 классов Криволаповой Н.А. (с 2013 г.)

Результаты моей инновационной деятельности:

  • Тема: "Использование облачных сервисов Google  в обучении"
  1. Открытый урок "Задачи на концентрацию" (11 кл.). Представлен на районном семинаре учителей математики Городецкого района "Формы работы с учащимися в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ" 28.02.2013 г.
  2. Мастер класс "Использование облачных сервисов Google  при организации учебной деятельности". Представлен на районном семинаре учителей математики Городецкого района "Формы работы с учащимися в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ" 28.02.2013 г.
  3. Доклад "Облачные технологии на службе учителя". Представлен на совещании районного методического объединения учителей информатики Городецкого района 10.10.2014 г.

       Документы, созданные с помощью облачных сервисов Google (доступ открыт по ссылке, Вы можете скопировать необходимый документ к себе на Google-диск. Не забудьте сначала создать свой аккаунт):

  1. "АНКЕТА УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК. АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ"       https://docs.google.com/forms/d/1Dn5s5Tw-ika8Wrnfo...
  2. "Анкеты для учащихся 9х классов. Отношение к урокам математики."     https://docs.google.com/forms/d/1rZY3UCxNlz8SwK5YR...
  3. Анкета "Диагностика личностного роста"     https://docs.google.com/forms/d/1189vfbgEatXwjk88O...
  4. Презентация "Задачи на концентрацию"      https://docs.google.com/presentation/d/1SMHgd0sRTZ...
  5. Тест "Комбинаторика. 1 вариант"    https://docs.google.com/forms/d/1Q9mISPYwHfbWmKw_c...
  6. Тест "Комбинаторика. 2 вариант"     https://docs.google.com/forms/d/1C7HtbiQcV94mxZB56...
  7. Презентация "Вычисление площадей с помощью интегралов"     https://docs.google.com/presentation/d/1fSE6A3ZgaP...
  8. Анкета  "Компьютерные игры в жизни подростка"    https://docs.google.com/forms/d/1aDLomdnES3AtCyglW...
  9. Диагостика подготовки к ЕГЭ https://docs.google.com/forms/d/123lmqVKemkWTGEdLC...
  10. Тренинг ОГЭ задания №1-5 https://docs.google.com/forms/d/1wNcHUOZfv5ql1d5Ms...

Если Вы заинтересовались данной темой, буду рада Вам помочь! По всем вопросам можно обратить по адресу ksenechka_zorina@mail.ru

 

  • Тема "Апробирование программы внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-8 классов Криволаповой Н.А. (с 2013 г.)"
  1. Рабочая программа кружка "Секрет успеха" для учащихся 5 класса
  2. Рабочая программа кружка "Секрет успеха" для учащихся 6 класса
  3. Разработка презентаций занятий кружка "Секрет успеха" для учащихся 5 класса
  4. Разработка презентаций занятий кружка "Секрет успеха" для учащихся 6 класса
  5. Дианостика сформированности познавательных способностей
  6. Доклад "Презентация программы внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми "Секрет успеха". Из опыта развития метапредметных компетенций". Представлен на районном семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Городецкого района "Опыт и перспективы работы школы по обеспечению преемственности при введении ФГОС НОО и ФГОС ООО" 18.11.2014 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Облачные сервисы Google Наполняйте свой мозг знаниями из самых разных областей, а не только из своей. Потому что в какой-либо чужой вам области, далекой от предмета ваших занятий, вы можете обнаружить неожиданный способ решения проблемы, с которой вам долгое время не удавалось справиться. Джефф О`Лири , бывший полковник ВВС США, в настоящее время - писатель.

Слайд 2

Облачные сервисы по хранению документов online . Зачем они нужны. “ облачный сервис” = интернет-сервис.

Слайд 3

Преимущества Доступ из браузера практически любых устройств - планшетов, компьютеров, смартфонов. Возможность создания, просмотра и редактирования документов. Возможность импорта обычных документов и их конвертация в интернет-формат. Совместный доступ к документам.

Слайд 4

Недостатки Достаточно мало функций, некоторые функции Office недоступны. Ограничение на размер документов, в случае превышения квоты документ переводится только на хранение, не имея преимуществ редактирования.

Слайд 5

Обзор услуг Google Google Docs — приложение для работы с документами, допускающее совместное использование документа. Google Dictionary — сервис для перевода отдельных слов на другие языки. Gmail — бесплатная электронная почта с большим объёмом места для хранения сообщений (более 7,2 Гб). Google Picasa Web — персональные галереи фотографий. Google Webmasters — инструменты для вебмастеров. Picnik — онлайн-сервис для редактирования фотографий. YouTube — видеохостинг.

Слайд 6

Создание и использование аккаунта Google Если думаешь, что тебе всё известно - ты чего-то не заметил. Томас Роберт Дьюар, английский предприниматель

Слайд 7

Зайдите на сайт www.gmail.com

Слайд 8

Создание аккаунта Google

Слайд 9

Заполните форму. Выберите регистрацию по телефону – это бесплатно. Введите свой номер телефона и поставьте флажок – «Пропустить эту проверку» Нажмите кнопку «Далее»

Слайд 10

Нажмите для начала работы

Слайд 11

После создания аккаунта вам доступна почта. Чтобы перейти к своему диску данных, нажмите «Диск»

Слайд 12

Для загрузки готовых документов

Слайд 13

Для создания тестов

Слайд 15

Название теста Оформление, Фон теста

Слайд 16

Текст вопроса Тип вопроса

Слайд 17

Без ответа на этот вопрос нельзя будет закончить тест Типы вопроса

Слайд 18

Редактирование вопроса Копирование вопроса (удобно, если варианты ответов повторяются) Удаление вопроса Создание следующего вопроса

Слайд 24

Работа с формой

Слайд 26

= if (С2=«правильный ответ»;1;0)

Слайд 27

= if (SUM(H2:L2)>1; SUM(H2:L2); 2)

Слайд 28

Возможность совместной работы с одним документом.

Слайд 29

Список пользователей, имеющих доступ к документу

Слайд 30

Ссылку копируем у активной формы (когда можно отвечать)

Слайд 31

Удачи в освоении «облачных сервисов»!



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №15»

«Согласовано»                                                                                                                    «Утверждаю»

Зам. директора по УВР:                                                                            Директор МБОУ СОШ №15:

____________Н.В. Коткова                                                                      __________А.И. Абрамов

«_____» сентября 2013 г.                                                                                «_____» сентября 2013 г.

Программа кружка

 «Секрет успеха»

для учащихся 5 класса

Составила:

учитель математики и информатики

 Ярцева К.Ю.


Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

— развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметноориентированного тренинга;

— формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

— формирование собственного стиля мышления;

— формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

— освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

• развитие интеллектуальных умений (5—7 классы)— 102ч;

• учимся работать с информацией (8 класс) — 34ч.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

правила конструирования определений, формулирования выводов;

• правила классификации и сравнения;

• методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

• способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

• правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

• способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

• правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

• слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в раз-личных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

• проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

• владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.


Учебно-тематический план курса 5 классы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

план

факт

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

Функциональные отношения между понятиями: часть — целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений. Практические задания, развивающие игры

2

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры

2

2

34

Итоговое тестирование

1

1

35

Анализ работы кружка. Подведение итогов.

1

1


Список обучающихся



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №15»

«Согласовано»                                                                                                                    «Утверждаю»

Зам. директора по УВР:                                                                            Директор МБОУ СОШ №15:

____________Н.В. Коткова                                                                      __________А.И. Абрамов

«_____» сентября 20__ г.                                                                                «_____» сентября 20__ г.

Программа кружка

 «Секрет успеха»

для учащихся 6 класса

Составила:

учитель математики и информатики

 Ярцева К.Ю.


Пояснительная записка

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но нередко учитель слишком облегчает ученикам осуществление этого процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики запоминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоминают). Опасность заключается в том, что сам ученик не обращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а механически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на познание, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того, что они не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и дорабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирования общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы — сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

— развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметноориентированного тренинга;

— формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;

— формирование собственного стиля мышления;

— формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;

— освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

Программа рассчитана на учащихся 5—8 классов (136ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

• развитие интеллектуальных умений (5—7 классы)— 102ч;

• учимся работать с информацией (8 класс) — 34ч.

В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

правила конструирования определений, формулирования выводов;

• правила классификации и сравнения;

• методы решения творческих задач: разрешение противоречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологический ящик;

• способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

• правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

• способы планирования и проведения наблюдений и исследований;

• правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

• слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в раз-личных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

• проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

• владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.


Учебно-тематический план курса 6 классы

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

план

факт

1

Диагностическое тестирование

1

2

Классификация понятий.

Обобщение и ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры

1

3

Сравнение понятий.

Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

4-5

Выделение существенных признаков

Существенные и несущественные признаки. Умение анализировать, находить закономерности, составлять цепочку рассуждений, формулировать выводы. Практические задания, развивающие игры

2

6-7

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений.

Дополнение текста. Практические задания, развивающие игры

2

8-9

Смысловые словосочетания.

Смысловые словосочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания, развивающие игры

2

10-11

Синонимы, антонимы.

Установление отношений между понятиями: Синонимы, антонимы. Практические задания, развивающие игры.

2

12-13

Творчество. Методы решения творческих задач.

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы их творчества. Методы решения творческих задач. Практические задания, развивающие игры

2

14-15

Метод контрольных вопросов.

Методы решения творческих задач. Метод контрольных вопросов.

Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, умение видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения.. Практические задания, развивающие игры

2

20

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка.

1

21-22

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

2

23-24

Конструирование в пространстве

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания, развивающие игры

2

25-26

Постановка и разрешение проблем.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

2

27-28

Разрешение проблемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций. Практические задания, развивающие игры

2

29-30

Метод разрешения противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разрешения противоречий: сущность метода.Практические задания, развивающие игры

2

31

Итоговое тестирование

1

32-34

Решение творческих задач

Творческие задачи (поводятся по задачам, предложенным учащимися)

3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие метапредметных компетенций на примере работы кружка «Секрет успеха» МБОУ СОШ №15 МО математики

Слайд 2

Программа курса проректор по науке и инновационной деятельности Института развития образования и социальных технологий г. Курган Криволапова Нина Анатольевна

Слайд 3

Основная цель занятий – развитие надпредметных умений

Слайд 4

Учебно-интеллектуальные умения

Слайд 5

Предметно-ориентированный тренинг —это система развивающих занятий по формированию и развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

Слайд 7

Этапы занятия

Слайд 8

Этапы занятия Интеллектуальная разминка Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Купил семена, приезжай тянуть. Помни, всё исчезнет после 12 ночи Ключ достал. Скоро буду. Подложили не свинью, а маленький шарик. Вывела на чистую воду. Получаю приданное. Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла. Хвост нашли. Плакать перестал. Купила самовар. Приглашаю к чаю.

Слайд 9

Этапы занятия Диагностический тренинг Проверьте свою смысловую память. Прочитайте внимательно набор пар слов, связанных между собой по смыслу. Шум – вода Стол – обед Мост – река Лес – медведь Рубль – копейка Дуб – жёлудь Дичь – выстрел Рой – пчела Гвоздь – доска Час - время Попробуйте их воспроизвести. Запишите в тетради.

Слайд 10

Этапы занятия Диагностический тренинг Проведите классификацию и разделите данные понятия на группы по какому-либо основанию. Подберите к каждой группе обобщающие слово. Плавление, точка, настольная лампа, нагревание, запятая, торшер, испарение, двоеточие, бра, остров, материк, люстра, охлаждение, полуостров, точка с запятой. Плавление, нагревание, испарение, охлаждение – физические процессы точка, запятая, двоеточие, точка с запятой – знаки препинание настольная лампа, торшер, бра, люстра – светильники (осветительные приборы) остров, материк, полуостров – часть суши

Слайд 11

Этапы занятия Логико-поисковые задания

Слайд 12

Этапы занятия Веселая переменка

Слайд 13

Этапы занятия Решение творческих нестандартных задач Робинзон, оказавшись на необитаемом острове , показал себя находчивым человеком. И вот уже около 300 лет каждое новое поколение восхищается его сообразительностью. Задача Робинзона. Начало темнеть. Робинзон подумал о костре, но спичек не было. Как же разжечь костёр, не имея спичек? Назовите все известные вам способы.

Слайд 14

Этапы занятия Решение творческих нестандартных задач Задача Шерлока Холмса. Чайник на плите кипел. Ватсон стоял около чайника и, медля с выключением, повторял: «Я люблю горячий чай, пусть погреется подольше». Ничего не выйдет, - заметил Холмс. На чём основывается его замечание?

Слайд 15

Этапы занятия Мозговая гимнастика

Слайд 16

Этапы занятия Информационный блок Включает в себя информацию, позволяющую ученику правильно выполнять приёмы мыследеятельности .

Слайд 17

Этапы занятия Рефлексия

Слайд 18

Система занятий в помощь реализации курса «Внеурочная деятельность. Сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы» Н.А. Криволапова М.: Просвещение, 2012 г.

Слайд 19

Развивающие игры «Развивающий логикон » — позволяет сформировать такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, поиск закономерностей Солнце З ? 6 О Н Луна С Ж 4 У ? Марс ? М ? ? С Установив закономерности, назовите, какая буква должна стоять вместо знака вопроса. Солнце З С 6 О Н Луна С Ж 4 У А Марс П М 4 А С

Слайд 20

«Чёрный ящик» — направлена на формирование умений выделять существенные и несущественные признаки, анализировать, выделять главное; «Рассыпанное предложение» — позволяет сформировать мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, поиска закономерностей; «Логические цепочки» — направлена на формирование таких мыслительных операций, как обобщение и ограничение понятий; «Лото» — направлена на формирование умения обобщать, выстраивать систему отношений между понятиями вид — род, причина — следствие и др.; «Домино» — направлена на формирование у учащихся такой мыслительной операции, как обобщение; Развивающие игры «Построение сообщения по алгоритму» — дисциплинирует мышление, формирует аналитические умения, учит находить и устанавливать закономерности; «Ассоциации и намёки» — способствует развитию гибкости мышления и его ассоциативности.

Слайд 21

Диагностика интеллектуального развития учащихся Для изучения уровня интеллектуального развития мож­но использовать тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера , ГИТ, ШТУР и др. В 5 и 6 классах в течение года тестирование проводится дважды: в начале учебного года ( диагностический тест ) и в конце ( итоговый тест ).

Слайд 22

Спасибо за внимание! Успехов в работе!



Предварительный просмотр:

Доклад «Развитие метапредметных компетенций
на примере работы кружка «Секрет успеха»

Учитель математики МБОУ СОШ №15

Ярцева К.Ю.

Формирование обобщённых умений предметного характера, т. е. специальных умений, происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые в первую очередь функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Успешность развития универсальных учебных действий в этих условиях решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Одним из путей формирования общеучебных умений и способов деятельности является организация специального предметно-ориентированного тренинга, построенного на материале курсов физики, химии, математики, биологии и других предметных областей.

Нами был выбран курс развития познавательных способностей учащихся, рекомендованный НИРО (автор проректор по науке и инновационной деятельности Института развития образования и социальных технологий г. Курган Нина Анатольевна Криволапова). На основе Программы данного курса нами разработана программа кружка «Секрет успеха». Работа кружка ведется второй год.  

Основной целью занятий является формирование надпредметных умений, т. е. учебно-интеллектуальных, учебно-информационных, учебнокоммуникативных и др. Среди них важное место занимают учебно-интеллектуальные умения, т. е. освоение учащимися приёмов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализа, аналогии, установления причинно-следственных связей, поиска закономерностей и др. Но вербальный интеллект нельзя развить в отрыве от содержания обучения. Поэтому деятельность обучающихся выстроена в виде предметно-ориентированного тренинга.

Предметно-ориентированный тренинг—это система развивающих занятий по формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, построенных на понятийном аппарате учебных предметов естественно-научного и гуманитарного циклов. Занятия, направленные на развитие приёмов и способов мыслительной деятельности, рассчитаны на работу со всем классом. Теоретические вопросы практически не изучаются. Содержанием занятий являются задачи и упражнения, связанные с учебным материалом изучаемых в основной школе предметов.

Формы занятий разнообразны: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по усмотрению учителя в зависимости от реальных возможностей учащихся. Для обеспечения целостности и непрерывности формирования приёмов мыследеятельности занятие должно включать следующие этапы: мотивацию, целеполагание, планирование, действие по реализации плана, самоконтроль, самоанализ, самооценку, оценку эксперта (диагностику), коррекцию.

Мотивация вообще является важным условием успешности любого вида деятельности, так как способствует активизации познавательной деятельности. Мотивация будет устойчивой, если она ориентирована на успех, новоизменения в мышлении, приобретение новых умений, способов деятельности. Направленность на достижение успеха стимулирует активность личности ребёнка. Сохранению устойчивой мотивации способствует соблюдение следующего принципа: по мере того как ребёнок овладевает какими-то навыками, приобретает новые умения, задания должны медленно и неуклонно усложняться.

Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определённых этапах занятий. Оно необходимо для планирования действий в соответствии с уровнем развития ребёнка. Для осуществления целеполагания можно воспользоваться словами эпиграфа, предваряющего каждое занятие, а также результатами интеллектуальной разминки или дидактического тренинга, которые наглядно показывают, что освоено учеником на данном этапе и над освоением каких общеучебных умений нужно поработать.

Каждое занятие ориентировано на формирование определённых учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений, т. е. на достижение конкретной цели. Учитель совместно с учениками составляет план действий и организует индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.

Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому особенно важно научить учащихся осуществлять самоанализ при выполнении заданий диагностических тренингов, интеллектуальной разминки, других заданий; постоянно проводить самоконтроль, сверяя свой вариант ответа с ответами других учеников; осуществлять самооценку успешности освоения различных умений и видов деятельности, осмысливать полученные знания, собственные приращения в освоенных умениях, новообразования в мышлении: не знал — узнал, не умел — научился, не понимал — понял и т. д.

Для создания ситуации успеха на занятиях предметноориентированного тренинга большое значение имеет оценка учителя, которая реализуется в виде поощрения, похвалы, поддержки, помощи. При этом нужно иметь в виду, что на первых порах важно поощрять саму деятельность школьников, а не её результат, а также сравнивать результаты одного и того же учащегося только с самим собой. Не меньшую роль играет взаимооценка, особенно при работе в паре или в группе, так как важно адекватно оценивать себя и других, учиться друг у друга.

Необходимым элементом занятий является этап диагностики, который осуществляется через диагностические тренинги. Ученик имеет возможность осуществлять самопроверку и самоанализ своих достижений и выявить уровень освоения тех или иных умений.

Курс развивающих занятий во внеурочной деятельности создаёт условия для развития у школьников познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

К преимуществам специально организованных занятий по формированию надпредметных умений и способов деятельности относятся прежде всего достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность. На каждое занятие отводится 1 ч в неделю.

В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся:

  1.  Разминка (3—5 мин). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

Интеллектуальная разминка — это система заданий (10— 15), которая направлена на проверку уровня усвоения определённых мыслительных приёмов и быстроты реакции ребёнка. Она всегда проводится в начале занятия. При работе над формулированием определений и выделением существенных признаков учащимся можно предложить, например, такие задания для разминки:

  •  Что можно видеть с закрытыми глазами?
  •  Кто говорит на всех языках?
  •  Дедушка, который раздаёт подарки.
  •  Маленький друг Карлсона.
  •  Съедобный герой русской сказки.
  •  Что у зайца позади, а у цапли спереди?
  •  Буква в русском алфавите, третья с конца.
  •  Чем заканчиваются день и ночь?
  •  Наибольшее однозначное число.
  •  Сколько дней в сентябре?
  •  Начало дня.
  •  Девочка, побывавшая в Зазеркалье.
  •  Слово, состоящее из 100 отрицаний.
  1.  Диагностический тренинг — это система упражнений или упражнение, которые позволяют провести диагностику уровня освоения определённых мыслительных приёмов с самопроверкой результатов. Диагностический тренинг может быть совмещён с тренингом психических познавательных процессов: памяти слуховой, зрительной, внимания, восприятия, воображения.

Например, в начале занятия учащимся предлагается в течение 5 с прочитать внимательно и запомнить 11 понятий, записанных заранее на доске.

Для включения содержания тренинга в тему занятия учащимся предлагается, например, выполнить следующие задания (подробное описание заданий со стимульным материалом приводится в «Сборнике заданий для развития познавательных способностей»):

  •  Воспроизведите записанные понятия по памяти. После того как учащиеся выполнят задание, проверить объём зрительной памяти.
  •  Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово. Самопроверка и проверка учителем позволит выяснить, насколько детьми усвоены логические операции классификации и обобщения понятий.
  •  Выберите среди приведённых понятий такие, которые каким-то образом связаны между собой. Данное задание направлено на выявление у учащихся способности устанавливать закономерности, находить взаимосвязь между явлениями и объектами (например: температура термометр градус Цельсия. Температура это физическая величина, термометр это прибор для измерения температуры, градус Цельсия — это единица измерения температуры).
  •  Определите цену деления термометра, верхний, нижний предел измерения, погрешность измерения. Это задание может быть предложено в том случае, если тренинг проводится в рамках урока физики.
  •  Тренинг памяти, внимания, воображения может осуществляться с помощью специальных упражнений, описанных в «Сборнике...».

Используемые на этом этапе упражнения не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

Для разгрузки учащихся, снятия напряжения необходимо чередовать познавательную деятельность с упражнениями для отдыха.

Упражнения для снятия глазного напряжения (2 мин). Эти упражнения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4—5 раз подряд с интервалом 15 с.

Упражнение 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

Упражнение 3. Вращать глазами по кругу: вниз, влево, вверх, вправо.

Упражнение 4. Закрыть глаза. Массировать веки круговыми движениями пальца 4—5 раз.

Упражнение 5. Закрыть глаза. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Спустя 1—2 с снять пальцы с века. Повторить 3—4 раза.

Упражнения 2 и 3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.

  1.  Логико-поисковые задания (25 мин) составляют основной комплекс упражнений, направленных на формирование приёмов мыслительной деятельности. На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка, биологии, физики и других наук. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ученик, который не совсем успешен в усвоении учебного материала, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, гак как решение логических поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
  2.  Весёлая переменка (3 мин). Это может быть динамическая пауза, минутка юмора, минутка для размышления.

Динамическая пауза представляет собой физкультминутку в составе занятия и развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.

Минутка юмора, где сообщается об интересных ситуациях в жизни учёных, знаменитых людей, способствует снятию нервного напряжения.

Минутка для размышления включает интересную и полезную информацию «Это интересно знать», «Это полезно знать».

  1.  Решение творческих нестандартных задач

(5—7 мин). Умение ориентироваться в тексте задачи — важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые есть в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, т. е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышение самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к её завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счёт прилежания и старательности. Примерами таких заданий, подробно описанных в «Сборнике...», могут быть следующие: «Разрешите противоречие», «Каверзные загадки», «Задачи Робинзона» и др.

  1.  Мозговая гимнастика (2 мин). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятий по РПС. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, улучшаются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнётся с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

Предлагаем несколько упражнений мозговой гимнастики.

  •  «Качания головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 с.
  •  «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости восьмёрки по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  •  «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, восприятие и речь): наденьте шапку, т. е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки, повторите упражнение три раза.
  1.  Информационный блок включает в себя информацию, позволяющую ученику правильно выполнять приёмы мыследеятельности.
  2.  Рефлексия. Рефлексивная деятельность — очень важный компонент любого занятия, она позволяет ребёнку осмыслить свои возможности, выявить причину затруднений, осуществить самооценку и взаимооценку, проявить себя в необычной ситуации, закрепить новоизменения в мышлении, в видах деятельности, освоенных учеником. Осуществить рефлексию можно различными приёмами. Например:
  •  работа с эпиграфом и выяснение заключённого в нём смысла;
  •  размышление на тему (на какие мысли вас наводит занимательный факт из жизни Т. Эдисона?);
  •  риторический вопрос (так что же больше всего ценил в своих учениках Э. Резерфорд?);
  •  незаконченное предложение (Для меня сегодня было интересным...; Больше всего меня удивило...).

Организуя деятельность учащихся, необходимо продумывать структуру занятия так, чтобы все дети были вовлечены в деятельность и каждый ребёнок в процессе был услышан, поощрён, замечен учителем. Этого можно добиться, широко используя групповые методы и коллективную мыслительную деятельность.

Для достижения наилучшего эффекта при организации и проведении занятий необходимо соблюдать следующие принципы:

  •  использование доступного и знакомого для учащихся предметного материала, для того чтобы при отработке основных приёмов мыслительной деятельности не возникало препятствия в виде непонимания содержания научных понятий. Вместе с тем необходимо помнить, что на этих занятиях именно способы интеллектуально-познавательной деятельности выступают основным объектом формирования;
  •  проведение занятий на уровне повышенного интереса, что позволяет сделать учащихся активными участниками интеллектуального тренинга, создать положительный эмоциональный фон занятий. С этой целью широко используются игровые методики. Активное участие учащихся в интеллектуальном тренинге является условием успешного освоения основных мыслительных операций;
  •  рефлексия выполняемых интеллектуально-познавательных действий. Осознание учащимися характера и основных этапов выполняемых действий позволит детям переносить сформированные интеллектуальные умения на иное содержание и успешно применять полученные навыки в учебной деятельности;
  •  оптимальное использование индивидуальных, групповых и коллективных методов при поиске и обсуждении решения задач. Это в значительной мере способствует формированию коммуникативной культуры, а также обеспечивает взаимообмен различными подходами к выполнению заданий.

Проведение занятий по развитию мышления в значительной степени облегчается при использовании «Сборника заданий для развития познавательных способностей». В нём представлена система занятий в соответствии с тематическим планированием. Кроме заданий, предложенных в сборнике, учитель подбирает часть заданий и развивающих игр по своему усмотрению, исходя из уровня подготовленности класса или группы детей.

Обучение должно быть победным, поэтому особую роль при проведении занятий играют одобрительные реплики, стимулирующие работу ребят и вселяющие, в них уверенность в своих силах («Хорошо, молодец! Не получилось — ничего страшного, зато я вижу, что ты активно работаешь, проявляешь умение мыслить, и успех, конечно же, придёт!»). Подавляющее большинство детей, как правило, стараются работать на таких занятиях изо всех сил, используя все свои возможности и способности. Очень важно помочь тому, кто послабее, поддержать и вдохновить, вселить уверенность в то, что все препятствия преодолимы.

Структура занятий может быть разнообразной, но обязательным условием является их проведение на уровне повышенного интереса. С этой целью в занятия включаются развивающие игры, интеллектуальные разминки, в ходе которых решаются творческие и логические задачи, тренинг внимания, памяти, рубрики «Это полезно знать», «Подумай и ответь».

Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, особенно тем, кто испытывает заметные трудности в различных видах учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установлении связей между явлениями, выражении своих мыслей.

При организации и проведении занятий активно используются развивающие игры. Игровая деятельность способствует развитию мышления учащихся, формированию основных мыслительных операций. В «Сборнике...» приведены такие игры, как:

  •  «Развивающий логикон» — позволяет сформировать такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, поиск закономерностей;
  •  «Чёрный ящик» — направлена на формирование умений выделять существенные и несущественные признаки, анализировать, выделять главное;
  •  «Белоснежка и семь гномов» — способствует развитию творческого мышления, умения оценивать объект с разных точек зрения и находить ему новое применение;
  •  «Рассыпанное предложение» — позволяет сформировать мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, поиска закономерностей;
  •  «Логические цепочки» — направлена на формирование таких мыслительных операций, как обобщение и ограничение понятий;
  •  «Лото» — направлена на формирование умения обобщать, выстраивать систему отношений между понятиями вид — род, причина — следствие и др.;
  •  «Домино» — направлена на формирование у учащихся такой мыслительной операции, как обобщение;
  •  «Ёж» — учащимся предлагается к одному общему понятию подобрать как можно больше частных, нанизывая их на иглы ежа;
  •  развивающая игра «Выражение»,
  •  развивающая игра «Построение сообщения по алгоритму» — дисциплинирует мышление, формирует аналитические умения, учит находить и устанавливать закономерности;
  •  развивающая игра «Ассоциации и намёки» — способствует развитию гибкости мышления и его ассоциативности.

Диагностика интеллектуального развития учащихся

Оценку влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательной и мотивационной сфер учащихся мы осуществляем по следующим критериям:

  •  динамика уровня интеллектуального развития ребёнка;
  •  динамика уровня обученности;
  •  динамика уровня сформированности учебно-информационных, учебно-исследовательских умений.

Для изучения уровня интеллектуального развития можно использовать тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, ГИТ, ШТУР и др.

В 5 и 6 классах в течение года тестирование проводится дважды: в начале учебного года (диагностический тест) и в конце (итоговый тест). Тестирование позволяет проверить наблюдательность, сообразительность, аналитические и методологические умения, навыки поиска закономерностей, абстрактное мышление, логику, осведомлённость.

Все задания теста закрытые, т. е. требующие выбора одного из четырёх ответов, который ученик считает наиболее правильным.

  •  тест состоит из 15 заданий с выбором ответа;
  •  только один из четырёх ответов правильный, поэтому нужно выбрать тот ответ, который кажется наиболее точным;
  •  на выполнение теста даётся 40 мин;

Тесты позволяют судить о динамике в интеллектуальном развитии ребёнка, оценить эффективность системы занятий, осуществить коррекцию умений в тех случаях, когда имеются низкие результаты. Считается, что данное умение не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности умения, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.

Тексты диагностических и итоговых тестов для 5 и 6 классов приведены в «Сборнике...».

Методическими особенностями проведения занятий являются следующие:

  1.  Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях по развитию познавательных способностей (РПС) в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
  2.  Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим основной упор делается на развитии внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
  3.  Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
  4.  С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий.
  5.  Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспекты курса.

Познавательный аспект предполагает:

  •  формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
  •  формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  •  освоение новой информации, способов и приёмов работы с информацией, методов её структурирования;
  •  освоение методов решения изобретательских задач.

Развивающий аспект включает в себя деятельность, направленную на:

  •  развитие речи: письменной и устной, монологической и диалогической, на обогащение и усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи, овладение учащимися художественными образами;
  •  развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  •  развитие психических познавательных процессов: памяти, внимания, воображения;
  •  развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, ориентации в пространстве и во времени, точности и тонкости различения тени, формы, цвета, звуков;
  •  развитие двигательной сферы: овладение мелкой моторикой, умением координировать свои двигательные действия, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений.