Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания).
Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Продолжительность ОГЭ по обществознанию
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Все задания ОГЭ по номерам
Развернутый ответ
1. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий 2 балла
Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
2. Общество и человек (биологическое и социальное в человеке, общество как форма жизнедеятельности людей, социальные реалии) 1 балл
Анализа суждений по этим КЭС не будет, хоть они и есть в банке ФИПИ
3. Духовная культура, наука в современном обществе 1 балл
4. Сфера духовной культуры: анализ суждений 1 балл
Развернутый ответ
5. Поиск социальной информации из фотоизображения 3 балла
6. Задание-задача на финансовую грамотность 2 балла
Краткий ответ (выбор из предложенных вариантов)
7. Экономика, ее роль в жизни общества 1 балл
8. Экономическая сфера (предпринимательство, социальные реалии) 1 балл
9. Экономическая сфера: анализ суждений 1 балл
10. Социальная сфера (социальная структура общества, семья, социальные реалии) 1 балл
11. Социальная сфера: анализ суждений 1 балл
Развернутый ответ
12. Задание на анализ статистической информации (диаграммы, таблицы) 4 балла
Краткий ответ
13. Сфера политики (власть, государство, политика в жизни общества, социальные реалии) 1 балл
14. Сфера политики: анализ суждений 1 балл
15. Задание на установление соответствия 2 балла
16. Право, норма права, правонарушения 1 балл
17. Социальные отношения (Конституция России, органы государственной власти, трудовые и семейные правоотношения) 1 балл
18. Право: анализ суждений 1 балл
19. Задание на распределение (черты сходства/черты различия) 1 балл
20. Задание на выявление структурных элементов понятия с помощью таблицы (единственное с кратким ответом в виде слова) 1 балл
Развернутый ответ
21. Составление плана по тексту 2 балла
22. Анализ текста 2 балла
23. Иллюстрация примерами положений текста 3 балла
24. Формулирование объяснений, аргументов на основе текста 2 балла
Список тем ОГЭ - элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
1 Человек и общество
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2 Сфера духовной культуры
2.1 Сфера духовной культуры и её особенности
2.2 Наука в жизни современного общества
2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3 Экономика
3.1 Экономика, её роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов +
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
3.13 Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг
3.14 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения
4 Социальная сфера
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
5 Сфера политики и социального управления
5.1 Власть. Роль политики в жизни общества
5.2 Понятие и признаки государства
5.3 Разделение властей
5.4 Формы государства
5.5 Политический режим. Демократия
5.6 Местное самоуправление
5.7 Участие граждан в политической жизни
5.8 Выборы, референдум
5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни
5.10 Гражданское общество и правовое государство
6 Право
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма права. Нормативный правовой акт
6.3 Понятие правоотношений
6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
6.6 Федеративное устройство Российской Федерации
6.7 Органы государственной власти Российской Федерации
6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
6.10 Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
6.12 Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов
6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания
6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Распределение заданий ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
Каждое задание проверяет определённое умение.
Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).
Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.
Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).
Оценивание ОГЭ по обществознанию
За правильный ответ на каждое задание с кратким ответом, кроме задания 15, ставится 1 балл. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.
Задания с развернутым ответом - от 2 до 4 баллов. Задание №12 – 4 балла, №5 – 3 балла, №23 – 3 балла, №1,6,15,21,22,24 – 2 балла
Максимальное количество баллов - 37
Перевод баллов в оценку по пятибалльной системе
0-13 баллов - оценка 2
14-23 балла - оценка 3
24-31 балл - оценка 4
32-37 баллов - оценка 5
Рекомендуемый минимальный балл для отбора в профильные классы - 29
Все понятия к заданию 1 ОГЭ по обществознанию
Для вас мы на ГДЗответ ру собрали ВСЕ понятия к заданию 1 ОГЭ по обществознанию, которые встречаются в открытом банке заданий ФИПИ. Для начала определимся, какое понятие к какой сфере / формам и т.д. относится. Можете все это распечатать и зазубрить.
Задание 1 проверяет освоение теоретических знаний, в частности ключевых обществоведческих понятий. В задании НЕ требуется дать определение понятия, речь идёт именно о раскрытии смысла в любом количестве написанных обучающимся предложений.
Выучите это все, и 2 балла у вас в кармане.
Часть этих понятий пойдет и к заданию 20.
Требование задания предполагает именно раскрытие смысла, а не формулирование определения понятия. Смысл может быть раскрыт в любом количестве предложений произвольной конструкции (по усмотрению обучающегося) через указание существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия и/или отличающих его от других понятий.
Обучающийся, безусловно, может дать и строгое научное определение понятия. Однако это не является обязательным требованием, поскольку целью изучения обществознания в основной школе является понимание важнейших категорий общественных наук и получение опыта их применения для анализа социальных объектов, явлений, процессов, в том числе личного социального опыта, а не дословное заучивание теоретических конструктов.
При раскрытии смысла понятия рекомендуется учитывать некоторые правила:
– засчитываются существенные признаки понятия / важнейшие функции соответствующего социального объекта;
– не засчитывается характеристика родовой принадлежности тем же понятием, смысл которого должен быть раскрыт (например, «социальная группа – это группа людей…»);
– не засчитывается характеристика смысла понятия через отрицание (например, «рыночная экономика – это экономика, в которой нет преобладания государственной собственности на средства производства…») или только через этимологию слова (например, слово «демократия» в переводе с греческого – «власть народа»), метафору или аллегорию (например, «налоги в государстве подобны парусам корабля…»);
– не засчитывается пример конкретного объекта, подменяющий раскрытие смысла понятия через пример (например, «монархия – это Великобритания»).
Сферы / формы /типы для ОГЭ обществознание
Социальные нормы: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные, правовые нормы.
Формы духовной культуры: религия, мораль, образование, наука и искусство.
Виды деятельности: игра, учеба, труд и общение.
Формы территориально-государственного устройства: унитарное государство, федеративное (федерация), конфедерация.
Формы правления: монархия, республика.
Типы политических режимов: демократический режим, гибридный режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, анархия.
Государственные символы: гимн, герб, флаг.
Список понятий для ОГЭ обществознание
Формы (области) духовной культуры:
Наука – форма духовной культуры, направленная на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире.
Искусство — духовная деятельность человека, направленная на отображение действительности через художественные образы.
Мораль — совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
Религия — внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы — Бога (или богов), который является предметом поклонения.
Образование — это процесс и результат усвоения человеком навыков, умений и теоретических знаний.
Виды искусства:
Литература – это отражение авторского замысла в словесно-письменных образах.
Театр – это вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актёры перед зрителями.
Принципы морали:
Патриотизм – это любовь и преданность Отечеству, готовность подчинить свои частные интересы интересам страны.
Гуманизм – это отношение к человеку как к высшей ценности, утверждение его права на свободу, счастье, проявление и развитие своих способностей.
ИЛИ
Гуманизм — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Милосердие — чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сама такая помощь, прощение, например, благотворительность.
Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение.
Категория морали:
Нравственный долг — это нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения.
Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство.
Долг — это нравственная необходимость, которая закрепляется в качестве субъективного принципа поведения.
Характеристика науки:
Объективность — отношение к объекту (явлению) и его характеристикам, процессам, как к независимому от воли и желания человека.
Доказательность — необходимое свойство рассуждений, приводящих к расширению знания.
Формы (виды) деятельности:
Труд — форма деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра — особая форма деятельности, целью которой является развлечение, отдых.
Учёба — форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений, развитие психических процессов и способностей.
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Структура деятельности:
Мотив — побуждение к деятельности.
Субъект — тот, кто осуществляет какую-либо деятельность. Субъектом может являться как отдельный человек, так и группа людей.
Объект — то, на что направлена деятельность: природные материалы, предметы, сферы общественной жизни, процессы, явления, различные группы людей, другой человек).
ИЛИ
Объект – это то, на что направлены действия. (с ФИПИ)
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
ИЛИ
Цель – это предвосхищаемый результат, идеальный образ результата в сознании человека. (с ФИПИ)
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично), продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Политическая сфера:
Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей.
Формы правления:
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определённый срок.
Монархия – это форма правления, при которой власть передаётся по наследству и монарх пользуется ею в течение неограниченного срока.
Формы государственно-территориального устройства:
Федерация – добровольное объединение нескольких административное-территориальных образований, обладающих определённой политической самостоятельностью.
ИЛИ
Федерация — устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.
Унитарное государство – государство, которое имеет единые органы государственной власти, построенные по системе вертикального подчинения.
Типы политических режимов:
Авторитарное государство – способ политической организации общества с ограничением прав и свобод граждан и сосредоточением власти в руках одного лица или группы лиц.
ИЛИ
Авторитарное государство (авторитарный режим) — политический режим, при котором власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц, а население лишено права осуществлять контроль за процессом принятия политических решений, равно как и их исполнением.
Тоталитарный режим – всеобъемлющий контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни граждан.
Тоталитарное государство — политический режим, при котором осуществляется всеобъемлющий контроль всех сторон жизни граждан.
ИЛИ
Тоталитарное государство (тоталитаризм) — форма государства, при котором оно осуществляет всеобъемлющий контроль над всеми сферами общественной жизни.
Демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.
Демократический режим:
Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Плюрализм означает наличие оппозиции во власти, наличие различных политических идеологий, взглядов, концепций.
Гласность — политика открытого освещения насущных проблем общества и свободы информации.
Конкурентные выборы подразумевают разнообразие кандидатов из разных политических партий.
Формы политического участия граждан:
Референдум — всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.
ИЛИ
Референдум – это прямое голосование граждан страны, проживающих на определённой территории, для решения наиболее важных вопросов в различных сферах государственной и общественной жизни.
Участие в митингах — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Выборы — процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемую посредством голосования лиц, обладающих избирательным правом.
Членство в партии — это принадлежность организованной группе единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть власти в государстве. © gdzotvet.ru
Государственные символы:
Герб — визуальный опознавательный знак, составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия государства от других.
ИЛИ
Герб – это официальная эмблема государства; изображается на флагах, денежных знаках, печатях и некоторых официальных документах. (с ФИПИ)
Флаг — один из символов государства; представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище различной формы с определённым соотношением сторон, прикрепленное с одной стороны к древку (или шнуру).
ИЛИ
Флаг – полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. (с ФИПИ)
Гимн — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.
Экономическая сфера:
Прибыль – это разница между доходом субъекта хозяйственной деятельности и издержками на изготовление и продажу товара, оказание услуги, выполнение работы.
Издержки производства – это затраты, связанные с изготовлением товаров, оказанием услуги, выполнение работы.
Производство — процесс создания товаров и услуг, необходимых для существования человека, удовлетворения его потребностей.
Кредит — это деньги, которые вы одалживаете у банка на покупку товаров или услуг.
Производительность труда — результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени (например, за день, месяц, год).
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) — инициативная, самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность деятельность человека, направленная на получение прибыли.
Спрос — желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наёмным работникам предприятий и учреждений.
Выручка (также встречается как оборот и объём продаж) — полная сумма требований (в том числе неоплаченных), предъявленных предприятием или предпринимателем покупателям в результате реализации произведённой продукции, услуг, работ за определённый период.
Банк – финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или в кредит за определенную плату.
Сбережения — финансовые доходы населения, отличительными особенностями которых являются длительный период хранения и накопительный характер.
Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.
Предложение производителей — желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Маркетинг – это деятельность по разработке, изготовлению и сбыту продукта на основе предварительного изучения потребностей рынка.
Трудовые отношения:
Время отдыха - это период, в течение которого работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Работник – это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, обязующееся добросовестно выполнять предложенную работу за плату и соблюдать трудовую дисциплину.
Работодатель – это физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником, предоставляющее работу в соответствии с трудовым договором.
Рабочее время - это временной промежуток, когда работник должен выполнять свои должностные обязанности, закреплённые в трудовом договоре.
Социальная сфера:
Этнос — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания.
Страта – социальный слой или группа в иерархической структуре общества, объединённый неким общим социально значимым признаком (имущественным, профессиональным или иным).
Нация – это исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.
Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью.
Виды социальных норм:
Традиция – это множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
Этикет – это система правил, описывающих подобающее поведение человека в обществе.
Право — нормы, которые устанавливаются и санкционируются государством.
Мораль — это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей.
Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения в конкретных ситуациях, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Биологическая природа человека:
Инстинкт – это сложные врожденные реакции организма, возникающие на внешние или внутренние раздражения.
ИЛИ
Инстинкт – это врождённая склонность, которая помогает индивиду с самого детства бороться за своё выживание (с ФИПИ)
Рефлекс – одинаковая в сходных условиях реакция организма на воздействие окружающей среды.
Социальная природа человека:
Профессия – это род трудовой деятельности человека, требующий определённых теоретических знаний и практических умений, приобретаемых в ходе специальной подготовки.
ИЛИ
Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.
Образование – это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.
ИЛИ
Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жизни.
Прирожденный статус человека:
Пол — это системная совокупность анатомо-физиологических особенностей, отличающих мужчину от женщины.
ИЛИ
Пол – принадлежность к большой социальной / определённой демографической группе, имеющей общие гендерные признаки. (с ФИПИ)
Раса — исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными морфологическими особенностями. В основе понятия «раса» лежит биологическое сходство людей и общность населяемой ими территории.
ИЛИ
Раса – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие физические особенности: цвет кожи, форму носа, структуру волос; разрез глаз и т.п. (с ФИПИ)
Способы решения конфликтов: ©gdzotvet
Компромисс — соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
Переговоры — мирное обсуждение сторонами решения проблемы.
Арбитраж — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
Типы семьи по составу:
Нуклеарная семья – семья, которая состоит из супружеской пары и их несовершеннолетних детей.
Расширенная семья – семья, которая включает в себя представителей трёх или более поколений родственников.
Признаки правонарушения:
Вина — это психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности.
Опасные последствия – результаты правонарушения, наносящие вред жизни, здоровью или материальному благополучию людей.