Программа кружок "Резьба по дереву"
Программа кружок "Резьба по дереву"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа мдля кружка "Резьба по дереву" | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г. ПОРОНАЙСКА
Согласовано Утверждаю
«_____» _______ 2013г. приказ от _________ № ___
зам.директора по УВР: директор МБОУ СОШ № 8 г.Поронайска: ____________ А.А.Шинкарева ____________Е.Н.Сафенкова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дополнительное образование
Художественная обработка древесины
Курса Резьба по дереву
срок реализации программы 1 год
Для учащихся (12 – 15 лет)
.
Учитель: ФЕДОРОВИЧ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ.
ПОРОНАЙСК
2013г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа научно – технического направления реализуется на основе учебного плана МБОУ СОШ № 8 г.Поронайска за счет часов дополнительного образования и составлена в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Национальная доктрина образования Российской федерации на период до 2025 г
-СанПиН к УДОД 2.4.1251-03
- Типовое положение об ОУ ДОД
- Устав ОУ
Курс рассчитан на 61,2 часа.
Рабочая программа кружка составлена на основе программ:
- Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 2008..
Программа составлена с учетом регионального компонента и с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Данная программа рассчитана и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "Резьба по дереву".
Целью обучения по курсу "Резьба по дереву" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- раскрыть, перед, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
- посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников в обществе.
Воспитанники должны -
Знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - различными видами резьбы;
Формы и методы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная.
- Беседы.
- Лекции
- Практическая работа
Методы обучения
Фронтальная и индивидуальная работа;
Интерактивные методы;
Исследовательский метод;
Практические;
Самоконтроль и устный контроль;
Форма отчетности – Выставка поделок.
Содержание программного курса.
Раздел 1. Виды и технологии художественной обработки дерева.
Древесина природный материал.
Сведения о народных промыслах.
Составление технологической карты.
Раздел 2. Геометрическая резьба.
Выбор инструмента.
Разметка изделия.
Виды резьбы и их подвиды.
Раздел 3.Технология и декоративные особенности трехгранновыемчатой резьбы.
Азбука геометрических элементов.
Узор геометрического характера.
Раздел 4.Контурная резьба.
Декоративное сочетание контурной и геометрической резьбы.
Декоративное сочетание резьбы на темном или светлом фоне.
Раздел 5. Творческое проектирование.
Выполнение простого изделия.
Выполнение изделия с резной заставкой.
Заключительное занятие, защита проектов.
\
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Список литературы
для педагога
- 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 2009.
- 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
- 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 2008.
- 4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 2008.
- 5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 2009.
- 6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2009.
- 7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
- 8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 2008.
- 9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 2009.
- 10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2009.
для обучающихся:
- 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 2008.
- 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 2008.
- 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 2008.
- 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2009.
- 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 2008.
- 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 2008.
- 7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2008.
- 8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 2008.
- 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 2009.
- 10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 2008.
Для родителей
- 1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 2009
- 2. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 2008.
3. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 2008.
Приложения:
1. Приложение №1. Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины" (Резьба по дереву).
Тематический план
№ п/п. | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Резьба по дереву | 15 | 53 | 68 | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. | 1 | 1 | 2 |
3. | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | 1 | 1 | |
4. | Основы материаловедения для художественных работ из дерева. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. | 1 | 4 | 5 |
5. | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | 3 | 3 | |
6. | Столярные соединения в художественных изделиях. Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву. | 2 | 2 | 4 |
7. | Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | 1 | 6 | 7 |
8. | Отделка изделия. | 1 | 3 | 4 |
9. | Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка. | 1 | 6 | 7 |
10. | Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента. | 1 | 4 | 5 |
11. | Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. | 1 | 4 | 5 |
12. | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | 1 | 6 | 7 |
13. | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | 1 | 14 | 15 |
14. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 |