"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Отчёт о проделанной работе за 2016-2017 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_vosstanovlen.doc | 118 КБ |
zhivotnyy.docx | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Отчет об инновационной деятельности за 2016 год | |
Информационная карта инновационной деятельности | |
Полное наименование образовательной организации (учреждения) | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан |
Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта. | раб.тел.: 8(84364) 2-94-88 сот.тел.: 89063220845 эл.адрес:23133002465@edu.tatar.ru |
Тема инновационной разработки | Реализация регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования посредством проектной деятельности в ознакомлении с природой, культурой и бытом родного края |
Автор, авторский коллектив инновационной разработки | Минемуллина Эльмира Альбертовна |
Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме) | На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В Федеральном законе указывается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного…материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …». В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации». 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с данными требованиями образовательная программа нашего дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.. 40% в программе отводится для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появилась часть, отвечающая за реализацию регионального компонента. Данное направление разработано в соответствии с Региональной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р.К.) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 гг., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста. Его реализация основывается на принципах целостности и интеграции содержания дошкольного образования, комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приемов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном контексте именно праздники являются наиболее привлекательными для ребенка, а знакомство с календарными праздниками той местности, в которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – в данном контексте на первое место выходит именно проектная деятельность. В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре, быту, а также знакомства с родным поселком, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена. Не имея достаточного количества информации, знаний о родном поселке, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Исходя из вышесказанного, предлагается рассмотреть инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования средствами проектной деятельности - на примере реализации проектов по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования. Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви к природе и привязанности к родному краю. Задачи проекта: - разработать и апробировать единую педагогическую систему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования; - внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникативные) в образовательный процесс, а также обеспечивать развитие технологии проектной деятельности; - совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для повышения мотивации детей к овладению историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона; - формировать банк данных методических и дидактических материалов по ознакомлению с родным раем; - повысить компетентность родителей в данном направлении посредством партнерских взаимоотношений; - развивать взаимодействие с социумом по теме проекта; - обеспечивать информационную открытость проектной деятельности; - распространить опыт работы по данному направлению среди педагогов п.г.т. Кукмор и Кукморского района. I этап – организационный (2015-2016 гг.): -подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности; - подбор и изучение специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала; -подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с детьми с целью выявления сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, анкетирование родителей); - анализ результатов педагогической диагностики; - разработка проектов в рамках комплексно-тематического планирования работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы; -обогащение развивающей предметно-пространственной среды для повышения мотивации детей к овладению историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона (создание медиатеки – видео и мультимедийные презентации для просмотра детьми, оформление альбомов «Кукмор: вчера. сегодня, завтра», «Этнокультурный состав кукморского района», «Гордость нашего Кукморского района», «Праздники и традиции», «Природа родного края»; лэпбуков – тематических папок по ознакомлению с родным поселком). II этап – организационный (2016-2017 гг.): - реализация проекта (выполнение основных мероприятий в соответствии с комплексно-тематическим, календарным планированием и разработанными проектами, совместные мероприятия с семьями воспитанников, пополнение развивающей предметно-развивающей среды); -разработка авторских разработок (конспектов занятий, сценарии досугов, развлечений, театральных постановок, дидактических игр). III этап – обобщающий (2017-2018 гг.): - составление отчёта по результатам, представление методических рекомендаций; - создание картотеки с видео-презентациями. - презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта; - оформление выставки «Наш поселок – это мы!» - создание альбома «Поселок мой - Кукмор», - оформление мини-блокнота с использованием технологии «дидактический синквейн»: «Стихи о родном крае»; - обобщить опыт в виде методического пособия. Ожидаемые результаты: - разработана и апробирована единая педагогическая система ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования; - внедрены современные педагогические технологии: «дидактический синквейн», информационно-коммуникационные; формы совместной деятельности воспитателя, родителя и детей – «Лэпбук» - тематическая папка; - обеспечивается развитие технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края, в том числе через реализацию комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; - сформирован банк данных методических и дидактических материалов по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края. Созданы рекомендаций для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей по данному направлению. - создана страничка на сайте нашего дошкольного учреждения «Мой родной край»» для всех участников образовательного процесса: рекомендации для родителей; учебно-методический материал; учебно-игровые материалы для детей. -развивается развивающая предметно-пространственная среда для повышения мотивации детей к овладению историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона; -улучшается материальная обеспеченность образовательного процесса через совершенствование игровых центров в группе; - обеспечивается сетевое взаимодействие по теме проекта; - обеспечивается информационная открытость проектной деятельности через сайт дошкольной образовательной организации, личного сайта воспитателя ДОУ, СМИ, мероприятий районного уровня; - вовлекаются родители в образовательный процесс в качестве активных его участников в групповых, семейных проектах по заданной тематике. |
Сведения о распространении инновационного опыта: - участие в научно-практических конференциях - открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики; -участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности; -печатные работы за отчетный период и др | - мастер - класс "Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста" в рамках муниципального семинара-практикума «Игровые технологии обучения правилам дорожного движения» для воспитателей Кукморского муниципального района (приказ Управления образования Исполкома кукморского муниципального района РТ от 28.01.2016 г. № 63); - конкурс профессионального мастерства среди педагогов ДОУ «Лучший лэпбук для эффективной работы в обучении детей татарскому/родному языку, Минемуллина Э.А. награждена Грамотой за 1-е место (лэпбук-тематическая папка «Нинди төстә? Какого это цвета?» по проекту «Уйный-уйный үсәбез»), 2016 г.; - в рамках республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад» (детский сад стал победителем конкурса) выездной комиссией были представлены авторские дидактические игры и лэпбуки – тематические папки по обучению детей татарскому/родному языку и ознакомлению с родным краем. - в рамках районного семинара (творческая мастерская) для педагогов детских садов по теме «Новые подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников детских садов» круглый стол «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО»; - приняла участие в II всероссийском конкурсе лэпбуков «От идеи до воплощения» (результаты ожидаются), 2016 г. |
Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др. | - региональный конкурс творческих семейных проектов «Семейный очаг», организованный МБУ «ИМЦ» и МАУ ДО «Центр детского творчества № 16 «Огниво» г.Набережные Челны: в номинации «Страницы семейного альбома» Алексеева К., Диплом I степени; в номинации «Мир увлечений» Туктамышев А., Диплом III степени, 2016 г.; - республиканский очный конкурс чтецов «Стихи о природе», организованный НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», Яппарова А., Диплом призера; республиканский очный конкурс чтецов «Семья», Иванов А., Диплом победителя; республиканский очный конкурс чтецов «Вклад в Победу», Федорова Д., Диплом призера, 2016 г.; - республиканский конкурс для дошкольных образовательных учреждений РТ с удмуртским этнокультурным компонентом «Мудорвай» («Росточек»), организованный РОО «Национально-культурная автономия удмуртов Республики Татарстан» г.Казань, Семенова А., Диплом лауреата I степени в номинации «Стихотворение», 2016 г.; - всероссийский детско-юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества «По любимым сказкам», организованный Системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ», Гордеев В. (название рисунка «Охота под водой»), Алексеева К. (название рисунка «Дружба крепкая») 1 место по Республике Татарстан, Ногманова Д. (название рисунка «Смелый батыр»), 2 место, 2016 г. |
Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; „ - открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.) | Открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района. |
Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы |
Приступая к работе мною была подобрана и изучена литература по вопросам проектной деятельности, тематической и художественной литературы о родном крае, изучен материал из опыта работы педагогов по данной теме, размещенный в сети интернет.(см. Приложение 1).
Приступая к работе, мною была проведена диагностика по выявлению знаний детей о родном крае. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего поселка, культуре и быте его жителей и достопримечательностях, учитывая эти результаты, нами поставлены следующие задачи:
1.Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему краю.
2.Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улицах, школы и т.д.), воспитывать уважение и гордость.
3.Познакомить детей с культурным наследием родного края.
4.Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни поселка.
5.Просвещать родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного поселка.
6.Обогащать научно-методический, педагогический опыт работы образовательного учреждения комплексно-тематическим, перспективным планами, сериями конспектов занятий и др. в вопросах в процессе ознакомления с природой, культурой и бытом родного поселка.
Поставленные задачи реализовывались через виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую, изобразительную и конечно музыкальную в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада.
Разработан комплексно-тематический план работы и в рамках данного плана с детьми старшей группы с использованием метода проектов и различных форм работы осуществлялась реализации данного направления. (см. Приложение 2).
Обогащена развивающая предметно-пространственная среда для повышения мотивации детей к ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края осуществлялось с учетом исторического, культурного, географического, природно-экологического своеобразия родного региона: (см. Приложение 3).
- Уголок «Моя большая и малая Родина»;
- Альбомы, иллюстрации;
- Куклы в национальных костюмах;
- Медиатека из видео и мультимедийных презентаций;
- Карта п.г.т. Кукмор, г.Казани;
- Методическая, краеведческая, художественная литература;
- Буклеты, наборы открыток;
- Лэпбуки – тематические папки, содержащие дидактические игры по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края и обучения детей татарскому/родному языку с сипользованием УМК в обучении детей татарскому языку.
- Дидактические игры;
- Муляжи национальных блюд, выполненные с использованием технологии тестоплатики.
В работе используются педагогические технологии:
- информационно-коммуникационные (в рамках муниципального семинара-практикума «Игровые технологии обучения правилам дорожного движения» для воспитателей Кукморского муниципального района (приказ Управления образования Исполкома кукморского муниципального района РТ от 28.01.2016 г. № 63), мною проведен мастер - класс "Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста"; (см.Приложение 4).
- внедрена в практику работы одна из форм совместной деятельности воспитателя, родителя и детей – «Лэпбук» - тематическая папка (проведен семинар-практикум по теме «Игровое взаимодействие детей и родителей», консультация по теме «Воспитание у детей любви к родной природе, родному краю, родному языку» для педагогов детского сада в рамках реализации годового плана воспитательно-образовательной работы на 2015-2016 учебный год; приняла активное в создании серии лэпбуков в обучении детей татарскому/родному языку в рамках конкурса по ДОУ и представила свои авторские разработки в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад». Данный опыт распространен в рамках всероссийского конкурса лэпбуков «От идеи до воплощения»); (см. Приложение 5).
- обеспечивается развитие технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края, в том числе в рамках реализации комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (разработаны малые проекты «С чего начинается Родина?», «Знакомство народной культурой и традициями», «Движение без опасности».(см. Приложение 6).
По реализации моей инновационной деятельности в 2016 году активными участниками являются воспитанники старшей группы, родители, педагоги детского сада, а также социальные партнеры: (Приложение 7).
- краеведческий музей п.г.т. Кукмор, Здесь детям были представлены тематические экскурсии «Быт и промыслы нашего поселка», «Природа нашего края» с мультимедийной презентацией «Родники моей души» замечательного фотографа нашего района Марсутдинова Фаниля Минифвасиловича, «Национальные костюмы жителей нашего края», интерактивные экскурсии с мультимедийной презентацией «Путешествие вглубь веков, археологическое прошлое нашего края»; (см. Приложение 7).
- музей МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор». Интересным и запоминающимся стал для детей музей школы. В рамках реализации Плана мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, воспитанникам предоставили возможность посетить музей школы. Руководитель музея, учитель татарского языка Хасанова Г.Г. рассказала детям о героях войны-уроженцах Кукморского района, Республики Татарстан, их подвигах. дети слушали, затаив дыхание и активно отвечали на вопросы. Благодаря помощи руководителя музея был создан альбом «Гордость нашей края».
- посещение выставок картин МБОУ ДОД «Кукморская школа искусств», а также просмотр слайд-презентации, созданный учащимися данной школы братьями Азатом и Иреком Миннимуллиными «Кукмор: вчера, сегодня, завтра». На основе данной презентации был создан альбом для воспитанников детского сада;
- в рамках тематической недели в детском саду "Знакомство с народной культурой и традициями" была организована экскурсия для детей старшей, подготовительной к школе группы № 1 в ПАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат". У входа детей встретила заместитель директора по социальным вопросам Кисиль Ирина Юрьевна и провела экскурсию по комбинату. Интересный, увлекательный рассказ и показ процесса изготовления валенок наших воспитанников очень удивил. Детям показали процесс вышивки узоров не только на валенках, но и на чунях, тапочках и многих других изделиях из войлока;
- в рамках реализации Плана преемственности между детским садом и школой, были организованы и проведены ряд мероприятий для воспитанников - будущих выпускников нашего детского сада. Так первым маршрутом стала экскурсия в библиотеку школы, на пороге которой нас встретила библиотекарь школы Шафигуллина Н.Н. Она рассказала о важном значении для детей чтения художественой литературы, а воспитанники прочли стихотворения, которые они подготовили к конкурсу юных чтецов "Любимые стихотворения Г.Тукая" среди воспитанников детского сада, прошедший в рамках тематической недели "Неделя книги". Активные участники конкурса били награждены библиотекарем Шафигуллиной Н.Н. сертификатом участника;
- также воспитанники посетили Центральную районную библиотеку Кукморского муниципального района.(см.Приложение 4)
- в рамках тематической недели "Мой поселок, моя страна", воспитанники подготовительной к школе группы побывали с экскурсией в ОГИБДД Кукморского ОВД. Детей встретили начальник ОГИБДД Кукморского ОВД капитан полиции Фахрутдинов Ф.К. и директор Кукморского филиала ГУ "Дирекция ФН и ОП БДД РТ" Яковлева Е.В. Они рассказали детям о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов и напомнили о важности соблюдения правил дорожного движения. В осенние месяцы из-за сокращения продолжительности светового дня, а также ввиду неблагоприятных условий, количество погибших в ДТП пешеходов возрастает, немалое количество среди них дети, причем половины трагедий приходится на темное время суток. Поэтому побеседовали с детьми о том, что необходимо использовать одежду и предметы со световозвращающими элементами.
Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни поселка.
Работу по ознакомлению дошкольников с природой, бытом и родным краем проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Был разработан план работы с родителями с использованием разнообразных форм работы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, фрагменты ОД с родителями воспитанников, мастер-классы, конкурсы поделок и рисунков и т.д.). Были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах поселка, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага п.г.т. Кукмор, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях поселка.(Приложение 8).
В результате работы в 2016 году по данной теме были созданы: (Приложение 9.)
- альбомы «Кукмор: вчера. сегодня, завтра», «Этнокультурный состав Кукморского района», «Гордость нашего Кукморского района», «Природа родного края»;
- лэпбуки – тематические папки по обучению детей татарскому/родному языку с использованием УМК в обучении татарскому языку «Нинди төстә? Какого это цвета?» по проекту «Уйный-уйный үсәбез»; по ознакомлению с родным краем «Жители нашего края».(лэпбуки приняли участие в конкурсе по ДОУ, республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад», всероссийском конкурсе «От идеи до воплощения»).
- презентации по проектам «С чего начинается Родина?», «Знакомство с культурой и традициями народа», по лэпбуку «Жители нашего края», конкурс чтецов по стихотворениям Г.Тукая.
- разработаны конспекты занятий «Из истории транспорта» (разработка приняла участие в районном этапе республиканского конкурса «Лучший воспитатель ДОО по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма), «Мягкая вода, быстрая вода..» (просмотр образовательной деятельности в рамках коллективного просмотра образовательного процесса).
- продолжается работа по использованию технологии «Синквейн» при проведении образовательной деятельности в воспитательно-образовательной работе.
Кукмор – наш поселок, в котором мы живем. Кукмор сейчас преображается, становится краше. Пусть его история не уходит в прошлое. Для нас очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились ее прошлым и настоящим.