"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Минемуллина Эльмира Альбертовна

Отчёт о проделанной работе за 2016-2017 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_vosstanovlen.doc118 КБ
Файл zhivotnyy.docx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Отчет об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Березка» п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта.

раб.тел.: 8(84364) 2-94-88

сот.тел.: 89063220845

эл.адрес:23133002465@edu.tatar.ru

Тема инновационной разработки

Реализация регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования посредством проектной деятельности в ознакомлении с природой, культурой и бытом родного края

Автор, авторский коллектив инновационной разработки

Минемуллина Эльмира Альбертовна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

На современном этапе в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования. 29.12.2012 года принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем определяются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования - «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…». Освещаются основные понятия, такие как воспитание – «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В Федеральном законе указывается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится «… разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации…». Отмечается значимость инновационной деятельности, которая «…ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного…материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ …».

В «Национальной доктрине образования в РФ» говорится, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации».

17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 утвержден Федеральный государственный образовательный дошкольного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, ее цели, содержание образования и рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса. В соответствии с данными требованиями образовательная программа нашего дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.. 40% в программе отводится для части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в которой отражается специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Таким образом, в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения появилась часть, отвечающая за реализацию регионального компонента.

Данное направление разработано в соответствии с Региональной программой дошкольного образования (автор Шаехова Р.К.) и учебно-методическим комплектом по обучению татарскому языку детей дошкольного возраста, разработанным в рамках реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010-2015 гг., с культурно-историческими подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста.

Его реализация основывается на принципах целостности и интеграции содержания дошкольного образования, комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предлагает для мотивации образовательной деятельности использовать не набор отдельных игровых приемов, а способствовать усвоению образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. В данном контексте именно праздники являются наиболее привлекательными для ребенка, а знакомство с календарными праздниками той местности, в которой проживает ребенок, делают эту форму еще более актуальной. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – в данном контексте на первое место выходит именно проектная деятельность.

В наше время большое значение отводится формированию национальных ценностей на основе приобщения дошкольников к народной культуре, быту, а также знакомства с родным поселком, его историей, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые жили в разные времена. 

Не имея достаточного количества информации, знаний о родном поселке, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Исходя из вышесказанного, предлагается рассмотреть инновационный подход к реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования средствами проектной деятельности - на примере реализации проектов по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования.

Цель:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви к природе и  привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- разработать и апробировать единую педагогическую систему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования;

- внедрять в педагогическую практику современные образовательные технологии (в том числе информационно-коммуникативные) в образовательный процесс, а также обеспечивать развитие технологии проектной деятельности;

- совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для повышения мотивации детей к овладению  историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- формировать банк данных методических и дидактических материалов по ознакомлению с родным раем;

- повысить компетентность родителей   в данном направлении посредством партнерских взаимоотношений;

- развивать  взаимодействие с социумом по теме проекта;

- обеспечивать информационную открытость проектной деятельности;

- распространить опыт работы по данному направлению среди педагогов п.г.т. Кукмор и Кукморского района.

I этап – организационный  (2015-2016 гг.):

-подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности;

- подбор и изучение специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;

-подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с детьми с целью выявления сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края, анкетирование родителей);

- анализ результатов педагогической диагностики;

- разработка  проектов в рамках комплексно-тематического планирования работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;

-обогащение развивающей предметно-пространственной среды для повышения мотивации детей к овладению  историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона (создание медиатеки – видео и мультимедийные презентации для просмотра детьми, оформление альбомов «Кукмор: вчера. сегодня, завтра», «Этнокультурный состав кукморского района», «Гордость нашего Кукморского района», «Праздники и традиции», «Природа родного края»; лэпбуков – тематических папок по ознакомлению с родным поселком).

II этап – организационный (2016-2017 гг.):

- реализация проекта (выполнение основных мероприятий в соответствии с комплексно-тематическим, календарным планированием и разработанными проектами, совместные мероприятия с семьями воспитанников, пополнение развивающей предметно-развивающей среды);

-разработка авторских разработок (конспектов занятий, сценарии досугов, развлечений, театральных постановок, дидактических игр).

III этап – обобщающий (2017-2018 гг.):

- составление отчёта по результатам, представление методических рекомендаций;  

- создание картотеки с видео-презентациями.

- презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта;

- оформление выставки «Наш поселок – это мы!»

- создание альбома «Поселок мой - Кукмор»,

- оформление мини-блокнота с использованием технологии «дидактический синквейн»: «Стихи о родном крае»;

- обобщить опыт в виде методического пособия.

Ожидаемые результаты: 

- разработана  и апробирована единая педагогическая система ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой, культурой и бытом родного поселка в рамках комплексно-тематического планирования;

- внедрены современные педагогические технологии: «дидактический синквейн»,  информационно-коммуникационные; формы совместной деятельности воспитателя, родителя и детей – «Лэпбук» - тематическая папка;

- обеспечивается развитие технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края, в том числе через реализацию комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

- сформирован банк данных методических и дидактических материалов по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края. Созданы рекомендаций для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей по данному направлению.

- создана страничка на сайте нашего дошкольного учреждения «Мой родной край»» для всех участников  образовательного процесса: рекомендации для родителей; учебно-методический материал; учебно-игровые материалы для детей.

-развивается развивающая предметно-пространственная среда для повышения мотивации детей к овладению  историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

-улучшается материальная обеспеченность образовательного процесса через совершенствование игровых центров в группе;

- обеспечивается сетевое взаимодействие по теме проекта;

- обеспечивается информационная открытость проектной деятельности через сайт дошкольной образовательной организации, личного сайта воспитателя ДОУ, СМИ, мероприятий районного уровня;

- вовлекаются родители в образовательный процесс в качестве активных его участников в групповых, семейных проектах по заданной тематике.

Сведения о распространении инновационного опыта:

 - участие в научно-практических конференциях

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

-участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

-печатные работы за отчетный период и др

- мастер - класс "Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста" в рамках муниципального семинара-практикума «Игровые технологии обучения правилам дорожного движения» для воспитателей Кукморского муниципального района (приказ Управления образования Исполкома кукморского муниципального района РТ от 28.01.2016 г. № 63);

- конкурс профессионального мастерства среди педагогов ДОУ «Лучший лэпбук для эффективной работы в обучении детей татарскому/родному языку, Минемуллина Э.А. награждена Грамотой за 1-е место (лэпбук-тематическая папка «Нинди төстә? Какого это цвета?» по проекту «Уйный-уйный үсәбез»), 2016 г.;

- в рамках  республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад» (детский сад стал победителем конкурса) выездной комиссией были представлены  авторские дидактические игры и лэпбуки – тематические папки по обучению детей татарскому/родному языку и ознакомлению с родным краем.

- в рамках районного семинара (творческая мастерская) для педагогов детских садов по теме «Новые подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников детских садов» круглый стол «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО»;

- приняла участие в II всероссийском конкурсе лэпбуков «От идеи до воплощения» (результаты ожидаются), 2016 г.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики): - конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский всероссийский уровень); - качество образования (высокобалльники); -др.

- региональный конкурс творческих семейных проектов «Семейный очаг», организованный МБУ «ИМЦ» и МАУ ДО «Центр детского творчества № 16 «Огниво» г.Набережные Челны: в номинации «Страницы семейного альбома» Алексеева К., Диплом I степени; в номинации «Мир увлечений» Туктамышев А., Диплом III степени, 2016 г.;

- республиканский очный конкурс чтецов «Стихи о природе», организованный НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного  образования», Яппарова А., Диплом призера; республиканский очный конкурс чтецов «Семья», Иванов А., Диплом победителя; республиканский очный конкурс чтецов «Вклад в Победу», Федорова Д., Диплом призера, 2016 г.;

- республиканский конкурс для дошкольных образовательных учреждений РТ с удмуртским этнокультурным компонентом «Мудорвай» («Росточек»), организованный РОО «Национально-культурная автономия удмуртов Республики Татарстан» г.Казань, Семенова А., Диплом лауреата I степени в номинации «Стихотворение», 2016 г.;

- всероссийский детско-юношеский конкурс рисунка и прикладного творчества «По любимым сказкам», организованный Системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ», Гордеев В. (название рисунка «Охота под водой»), Алексеева К. (название рисунка «Дружба крепкая») 1 место по Республике Татарстан, Ногманова Д. (название рисунка «Смелый батыр»), 2 место, 2016 г.

Форма представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных): - «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК; | - семинар-практикум для слушателей программы ПК (на базе 00); - элективный курс в рамках заявленной темы; „ - открытый урок по инновационной  деятельности на уровне муниципального района, республики; - печатные работы; - разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Открытый урок по инновационной деятельности на  уровне муниципального района.

Отчет об инновационной деятельности должен содержать текстовый материл, а также видео и фотоматериалы

Приступая к работе мною была подобрана и изучена литература по вопросам проектной деятельности, тематической и художественной литературы о родном крае, изучен материал из опыта работы педагогов по данной теме, размещенный  в сети интернет.(см. Приложение 1).

Приступая к работе, мною была проведена диагностика по выявлению знаний детей о родном крае. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего поселка, культуре и быте его жителей и достопримечательностях, учитывая эти результаты, нами поставлены следующие задачи:

1.Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своему краю.

2.Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улицах, школы и т.д.), воспитывать уважение и гордость.

3.Познакомить детей с культурным наследием родного края.

4.Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни поселка.

5.Просвещать родителей через детей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного поселка.

6.Обогащать научно-методический, педагогический опыт работы образовательного учреждения комплексно-тематическим, перспективным планами, сериями конспектов занятий и др. в вопросах в процессе ознакомления  с природой, культурой и бытом родного поселка.

Поставленные задачи реализовывались через  виды деятельности: познавательную, коммуникативную, игровую, изобразительную и конечно музыкальную в совместной деятельности с родителями и педагогами детского сада.

Разработан комплексно-тематический план работы и в  рамках данного плана с детьми старшей группы  с использованием метода проектов и различных форм работы осуществлялась реализации данного направления. (см. Приложение 2).

Обогащена развивающая предметно-пространственная среда для повышения мотивации детей к ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края осуществлялось с учетом исторического, культурного, географического, природно-экологического своеобразия родного региона: (см. Приложение 3).

  • Уголок «Моя большая и малая Родина»;
  • Альбомы, иллюстрации;
  • Куклы в национальных костюмах;
  • Медиатека из видео и мультимедийных презентаций;
  • Карта п.г.т. Кукмор, г.Казани;
  • Методическая, краеведческая, художественная литература;
  • Буклеты, наборы открыток;
  • Лэпбуки – тематические папки, содержащие дидактические игры по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края и обучения детей татарскому/родному языку с сипользованием УМК в обучении детей татарскому языку.
  • Дидактические игры;
  • Муляжи национальных блюд, выполненные с использованием технологии тестоплатики.

В работе используются педагогические технологии:

- информационно-коммуникационные (в рамках муниципального семинара-практикума «Игровые технологии обучения правилам дорожного движения» для воспитателей Кукморского муниципального района (приказ Управления образования Исполкома кукморского муниципального района РТ от 28.01.2016 г. № 63), мною проведен мастер - класс "Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста"; (см.Приложение 4).    

- внедрена в практику работы одна из форм совместной деятельности воспитателя, родителя и детей – «Лэпбук» - тематическая папка (проведен семинар-практикум  по теме «Игровое взаимодействие детей и родителей», консультация по теме «Воспитание у детей  любви к родной природе, родному краю, родному языку» для педагогов детского сада в рамках реализации годового плана воспитательно-образовательной работы на 2015-2016 учебный год; приняла активное в создании серии лэпбуков в обучении детей татарскому/родному языку в рамках конкурса по ДОУ и представила свои авторские разработки в республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад». Данный опыт распространен в рамках всероссийского конкурса лэпбуков «От идеи до воплощения»); (см. Приложение 5).

- обеспечивается развитие технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой, культурой и бытом родного края, в том числе в рамках реализации комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (разработаны малые проекты «С чего начинается Родина?», «Знакомство народной культурой и традициями», «Движение без опасности».(см. Приложение 6).

По реализации моей инновационной деятельности в 2016 году активными участниками являются воспитанники старшей группы, родители, педагоги детского сада, а также социальные партнеры: (Приложение 7).

- краеведческий музей п.г.т. Кукмор,  Здесь детям были представлены тематические экскурсии «Быт и промыслы нашего поселка»,  «Природа нашего края» с мультимедийной презентацией «Родники моей души» замечательного фотографа нашего района Марсутдинова Фаниля Минифвасиловича, «Национальные костюмы жителей нашего края», интерактивные экскурсии с мультимедийной презентацией «Путешествие вглубь веков, археологическое прошлое нашего края»; (см. Приложение 7).

- музей МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор». Интересным и запоминающимся стал для детей музей школы. В рамках реализации Плана мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, воспитанникам предоставили возможность посетить музей школы. Руководитель музея, учитель татарского языка Хасанова Г.Г. рассказала детям о героях войны-уроженцах Кукморского района, Республики Татарстан, их подвигах. дети слушали, затаив дыхание и активно отвечали на  вопросы. Благодаря помощи руководителя музея был создан альбом «Гордость нашей края».

- посещение выставок картин МБОУ ДОД «Кукморская школа искусств», а также просмотр слайд-презентации, созданный учащимися данной школы братьями Азатом и Иреком Миннимуллиными «Кукмор: вчера, сегодня, завтра». На основе данной презентации был создан альбом для воспитанников детского сада;

- в рамках тематической недели в детском саду "Знакомство с народной культурой и традициями" была организована экскурсия для детей старшей, подготовительной к школе группы № 1 в ПАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат". У входа детей встретила  заместитель директора по социальным вопросам Кисиль Ирина Юрьевна и провела экскурсию по комбинату. Интересный, увлекательный рассказ и показ процесса изготовления валенок наших воспитанников очень удивил.  Детям показали процесс вышивки узоров не только на валенках, но и на чунях, тапочках и многих других изделиях из войлока;

- в рамках реализации Плана преемственности между детским садом и школой, были организованы и проведены ряд мероприятий для воспитанников - будущих выпускников нашего детского сада. Так первым маршрутом стала экскурсия в библиотеку школы, на пороге которой нас встретила библиотекарь школы Шафигуллина Н.Н. Она рассказала  о важном значении для детей чтения художественой литературы, а воспитанники прочли стихотворения, которые они подготовили к конкурсу юных чтецов "Любимые стихотворения Г.Тукая" среди воспитанников детского сада, прошедший в рамках тематической недели "Неделя книги". Активные участники конкурса били награждены библиотекарем Шафигуллиной Н.Н. сертификатом участника;

- также воспитанники посетили Центральную районную библиотеку Кукморского муниципального района.(см.Приложение 4) 

- в рамках тематической недели "Мой поселок, моя страна", воспитанники подготовительной к школе группы побывали с экскурсией в ОГИБДД Кукморского ОВД. Детей встретили начальник ОГИБДД Кукморского ОВД капитан полиции Фахрутдинов Ф.К. и директор Кукморского филиала ГУ "Дирекция ФН и ОП БДД РТ" Яковлева Е.В.  Они рассказали детям о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов и напомнили о важности соблюдения правил дорожного движения. В осенние месяцы из-за сокращения продолжительности светового дня, а также ввиду неблагоприятных условий, количество погибших в ДТП пешеходов возрастает, немалое количество среди них дети, причем половины трагедий приходится на темное время суток. Поэтому побеседовали с детьми о том, что необходимо использовать одежду и предметы со световозвращающими элементами. 

Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни поселка.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой, бытом и родным краем проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Был разработан план работы с родителями с использованием разнообразных форм работы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, фрагменты ОД с родителями воспитанников, мастер-классы, конкурсы поделок и рисунков и т.д.). Были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах поселка, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага п.г.т. Кукмор, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях поселка.(Приложение 8).

В результате работы в 2016 году по данной теме были созданы: (Приложение 9.)

- альбомы «Кукмор: вчера. сегодня, завтра», «Этнокультурный состав Кукморского района», «Гордость нашего Кукморского района», «Природа родного края»;

- лэпбуки – тематические папки по обучению детей татарскому/родному языку  с использованием УМК в обучении татарскому языку «Нинди төстә? Какого это цвета?» по проекту «Уйный-уйный үсәбез»; по ознакомлению с родным краем «Жители нашего края».(лэпбуки приняли участие в конкурсе по ДОУ, республиканском конкурсе «Лучший билингвальный детский сад», всероссийском конкурсе «От идеи до воплощения»).

- презентации по проектам «С чего начинается Родина?», «Знакомство с культурой и традициями народа», по лэпбуку «Жители нашего края», конкурс чтецов по стихотворениям Г.Тукая.

- разработаны конспекты занятий «Из истории транспорта» (разработка приняла участие  в районном этапе республиканского конкурса «Лучший воспитатель ДОО по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма), «Мягкая вода, быстрая вода..» (просмотр образовательной деятельности в рамках коллективного просмотра образовательного процесса).

- продолжается работа по использованию технологии «Синквейн» при проведении образовательной деятельности в воспитательно-образовательной работе.

Кукмор – наш поселок, в котором мы живем. Кукмор сейчас преображается, становится краше. Пусть его история не уходит в прошлое. Для нас очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились ее прошлым и настоящим.


Предварительный просмотр: