Дидактические карточки по русскому языку для 4 класса.

Предлагаю дидактически карточки по русскому языку по теме "Безударные личные окончания глагола" и "Однородные члены предложения". Подойдут к любой образовательной системе для отработки навыков написания окончаний. Можно использовать для домашних заданий или для самостоятельной работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение № 1.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Слыш...т, мечта...м, перегон...т, подерж...шь, подкорм...те, помеша...м, наблюда...м, рыбач...т, светле...м, напада...те, кол...м, провер...м, подыш...м, потерп...м, рыда...те, рыщ...м, присмотр...т.

2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

 Ласточки  соловьи жаворонки   украшают лес звонким пением.

3.  Выполнить фонетический разбор слова иней.

Упражнение № 2.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Излуча...м, обеща...те, багрове...т, наскоч...м, гон...те, наряд...те, наступа...шь, наброс...те, окружа...м, нюха...т, выдерж...м.

2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

   Ветерок из леса веет грибной сыростью запахом сосновой смолы и высыхающей земли.

3. Выполнить морфемный разбор слов:     ветерок, узенький, тропинка.

Упражнение № 3.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Мечта...те,  слыш...шь, подерж...т, прогон...шь, густе...т, угоща...м,  заверт...те,

залива...шь, беле...т, пол…шь, дешеве...шь, выдерж...шь.

 

2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения:

     Белка перепрыгивала с ветки на ветку поглядывала вниз и пряталась в листве.

 3. Запиши слова в родительном падеже: санки, носки, чулки, сапоги, килограммы, апельсины.

Упражнение № 4.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Встреча...шь, сглад...т, сажа...те, завис...шь, продикту...те, пожела...шь, зажмур...т, желте...м, помасл...шь, трат...те, терп...шь.

2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

   Дети радовались снегу лепили снеговиков играли в снежки строили горку.

3. Выполни  морфологический разбор слова   мечтаете.   

Упражнение № 5.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

      Наскоч...те, гон...м, ощипл...шь, наряд...те, наступа...т,  выдерж...те,

приневол...те, наброс...м, окружа...те, нюха...шь.

 

2.Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

     Морские волны высоко поднимают свои головки плещут на берег бьются о скалы.

 3. Образуй имя прилагательное женского рода от слов:

 вкус, капуста, чудо, прелесть, весть, честь, парус.

Упражнение № 6.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Слома...те, задыш...шь, люб...т, встреча...м, придерж...те, обид...шь, закопа...те, окружа...шь, пада...т, пачка...те, плат...м, оскал...те.  

2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

   Пушистые снежинки кружатся в воздухе падают на скамейки на крыши домов на заборы.

3. Выполни фонетический разбор слова яркий.

Упражнение № 7.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо,число и спряжение.

   Обид…шь, мечта...м, кол...м, подерж...шь, подкорм...т, помеша...те, наблюда...т, рыбач...м, светле...т, напада...те, проверт...шь.  

 2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

     Маша подошла к домику постучала в окно открыла дверь и зашла.

3. Выполнить фонетический разбор слова  пряжка

 

Упражнение №  8.

    1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

  Среж...т, излуча...те, мечта...м, обеща...шь, багрове...т, наскоч...т,  наряд...т, мо…шь, наступа...шь, наброс...т, марину...м,  обид..шь, ищ...шь.  

      2. Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

    Ельник оживает дышит свежестью звенит птичьими голосами.

3. Выполнить морфемный разбор слов:   перелетели, выскочила, подбежал, ушел.

Упражнение № 9.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Высуш...те, мерзн...т, подсмотр...шь, вытерп...те, услыш...м, обманыва...те, помеша...т, зиму...шь, выгоняя..м, вид..т.

   2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

    Лесник охраняет лес от вырубки следит за состоянием деревьев намечает для санитарной вырубки больные деревья.

3. Выполни морфемный разбор слов:     посмотрел, вышли, поехал.

Упражнение № 10.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо и спряжение.

  Груз...шь, чист...т, бушу...м, руб...шь, порт...те, черт...шь, зева...м, налад...шь, посмотр..т, прогон..шь, ненавид..те, услыш..шь, увид…те.

2.Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

Незнайка  пытался сочинять стихи рисовать портреты  кататься на автомобиле.  

3. Выполни морфологический разбор слова     вытерпели.

Упражнение № 11.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число  и спряжение.

   Прав...те, поверт…шь, мо…м, причал...т, прочита...м, провод...те, провожа...т,

увид..м, задерж..те, пол…шь, поддерж..шь, кол..т, стро..т, пил..т, обижа…шь.

2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

     Жаворонок встрепенулся вылетел из гнезда и запел свою серебряную песенку.

3. Выполни морфемный разбор слов: повисли, дописать, подглядывает.

Упражнение № 12.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Подыш...т, перегон...шь, потерп...м, рыда...те, рыщ...т, присмотр...т, увид...шь, пропол..т, постро..те, вылеч…т, возненавид…шь, рыбач…т.

2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

    Зайчишка передёрнул ушами весело запрыгал по росистому лугу и скрылся в редком лесочке.

3. Выполни морфологический разбор слова     по обрывистому.

Упражнение  № 13.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

   Запуга...т, обид..те, кол…т,   побре...м, загора...т, закле...те, выдерж..шь, выпол..те, вымо..т,

скач…т, высматрива…т, смастер…т, бодрству…шь.

2.  Спиши. Расставь нужные знаки.  В первом предложении у существительных определи падеж.

       Грач прилетает в марте а трясогузка в апреле ласточка и соловей возвращаются в мае почему птицы возвращаются домой в разное время потому что грач сыт тем что отыщет на проталинке трясогузка кормится у воды а ласточка охотится в воздухе она ловит комаров и мошек в марте их ещё нет как бы выжила ласточка в марте

Упражнение № 13.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

     Выбеж…шь, задерж…т, свяж…м, прискач…те, поплач…т, догон…те, поигра…м, задыш…те, дочита..м, вытерп…шь, ослабе…т,  погре…м.

2.Спиши. Расставь нужные знаки.  У существительных определи падеж.

   Какому школьнику не хоч…тся иметь перочинный нож(?)  он очин…т карандаш(?)  нареж…т веток для костра почист…т картошку  ты возьмёш(?) его в поход в лес.

Упражнение № 14.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.  

     Разверт…тся, стерп…те, завис..те, поглад…шь, покруж…м, посол…т, вычерт…те, обуча…м, завян… те, затеря…шь, кол…м, прижига…те, оказыва…шь.

2.  Спиши. Расставь нужные знаки. Определи границу предложений.  Определи падеж существительных.

    Вот самолёт круж…тся над пшеничным полем что он тут дела…т разбрасыва…т удобрения а что дела…т самолёт над морем он помога…т рыбакам искать рыбные косяки.

Упражнение № 15.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

     Посе…ли, кашля…м, нагиба…тся, серд…тся, завис….те, пил..т, застел…те, раздел…шь, приглад…м, заслуша…м, приход….те, обид…шь.

2.  Спиши. Расставь нужные знаки. Определи падеж существительных.

        Почему не спится весеннему солнышку город ещё дремл…т а оно уже спешит заняться своими делами солнышко осторожно прикоснулось к лёгким облакам  они начинают окрашиваться в розовый цвет нрав…тся солнцу его работа и от удовольствия оно улыба…тся.

Упражнение №16.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Призна…м, подыш…шь, списыва…т, увид…т, подлета…м, выписыва…те, содерж…шь, отгадыва…т, привязыва…те, ненавид…м, подсмотр…шь.

2.  Спиши. Расставь нужные знаки.   Определи падеж существительных.

    Весной степь как зелёное море а летом становится белой от ковыля ковыли клон…тся стел…тся шелест…т  на восходе ковыли словно лунная рябь на воде  какое чудо - чудное степь на закате пушистые метёлки ковыля переливаются холодным огнём.

Упражнение № 17.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Забега…м, потрога…м, убега…те, придержива…т, проплач…шь, одерж…т, обгон…т, дослуша…м, услыш…шь, захоч…т, омрача…те, дар…шь.

2. Спиши. Расставь нужные знаки.   Определи падеж существительных.

       По оврагам стел…тся туман я спускаюсь с холма высокая трава у его подножия беле…т  ровной скатертью куда я зашёл как найти дорогу домой но вот на вечернем небе зажглись звёзды появился серп молодого месяца ура я нашёл дорогу домой.

Упражнение № 18.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение глаголов.

     Пальцем хлеба не отреж…шь, плачем горю не помож...шь.  Не посмотр…шь – не увид…шь, не расспрос…шь – не узна…шь. Скаж…шь – не ворит…шь,  запиш…шь – не сотрёшь, отруб…шь – не пристав…шь. Не потруд…шься – счастья не узна….шь.

2. Выполни морфологический разбор слова          в  тетради.

3. Выполни  морфемный разбор слова       пересмешники.

Упражнение № 19.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Высуш...те, мерзн...т, кол..те, подсмотр...м, вытерп...м, услыш...т, обманыва...м, мо..т, огорош..те, подлета…м, ро..м, пахн…т, узна…м, пролез…т.

2.Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

    Незнайка остановился посреди комнаты сложил руки на груди голову наклонил набок и стал думать.

3. Выполни морфемный разбор слов:   слетел, ударил, подарил.

Упражнение №20.

1.Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

   Завян...шь, преоблада...т, ненавид...м, улучша...те, мо..м, нервнича...шь, точ...м, ро…те, выслуша…шь, выгляд…т, робе…те, зала…т, ослабе…м.

2.Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

                Незнайка хотел учиться но не любил трудиться.

3. Выполни морфемный разбор слов: крошечки, голодный, раскачивает, ребятишки.

Упражнение  № 21.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

      Подъезжа…те, разобид…шься, пролета…те, накачива…м, мо..м, стро…шь, выписыва…те, топ…м, достро…т, накорм…шь, довер…те, вылеп…те, вытян…шь, понеж..шь.

2.Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

      Всю ночь собака просидела у конуры пролаяла на месяц прождала хозяина замёрзла.

3. Выполни фонетический разбор слова   съёмка.

Упражнение 22.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

    Снима…шь, покупа…те, смотр…шь, разговарива…те, чита…м,  измеря…м, выкрас…т, прогон…те, посмотр…шь, загон…те, возвраща…мся.

2.  Спиши. Расставь знаки.   Определи падеж существительных.

      Как холодный снег согрева…т землю и растения снег укутыва…т землю сам он тепла не даёт но не позволяя…т земле остывать между снежинками есть пустоты в пустотах находится воздух такая воздушная перина защища…т корни растений от замерзания весной деревья проснутся от зимней спячки

Упражнение № 23.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы, определи лицо, число и спряжение.

Слыш...м, мечта...м, подерж...м, подкорм...м, помеша...м, наблюда...м, скос...м, ро…те,

рыбач..те, светле...м, клее…м, напада...м, кол...м, провер...м,   перегон...м, потерп...м.

2.  Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор.

    Гости весело уселись за столом  обменялись  приветствиями поздравили именинника вручили ему подарки.

3.   Выполнить фонетический разбор слова  иней.

Упражнение № 24.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

        Излуча...м, обеща...т, наскоч...шь, гон...м,  наряд...м, наступа...т, наброс...м, пол…т, выдерж...м, высуш...шь, ро…т, мерзн...т, подсмотр...м, кол…т, вытерп...т, опаса…мся.

      2.Спиши. Расставь знаки.   Определи род прилагательных.

     В лесу было тихо деревья стояли неподвижно сорока села на ветку снежная пыль полетела прямо на голову Таня пошла по тропинке тропинка вывела её к  поляне там росла маленькая пушистая ёлка лесная красавица вся светилась под  лучами солнышка в её густых ветвях лесной прятались птицы.

Упражнение № 25.

    1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Слыш...шь, мечта...шь, точ...т, подерж...шь, прогон...т, угоща...шь, нервнича...шь,

заверт...шь, выдерж...шь, ненавид...шь, улучша...шь,

    2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

   Лесник подошёл к сторожке взял ружьё и лыжи отправился в лес на охоту.

3. Выполни морфологический разбор слова  ёмкий.

Упражнение № 26.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Встреча...шь, сглад...шь,   завис...м,   пожела...шь,

зева...м, зажмур...шь, трат...т, терп...т, чист...шь, руб...т, порт...шь, черт...шь, жале…шь.

 Спиши. Расставь знаки.  Определи падеж у имён существительных.

      Хорошо идти по земле ранним весенним утром холодный воздух приятно освежа…т солнце гре…т бережно и ласково лучи солнца освещают всю местность из глубины леса прибежит звонкий ручеек он пересека…т дорожку и торопливо скрыва…тся в чаще  вдоль узкой дороги тянутся кусты возле них всюду видна молодая поросль.

Упражнение № 27.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Наскоч...те, гон...те, ощипл...те, наступа...м,  окружа...шь, нюха...те, выдерж...те, кол..т, высуш...т,   подсмотр...те,

   2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

    Ельник оживает дышит свежестью звенит птичьими голосами.

3. Выполнить морфемный разбор слов: перелетели, выскочила, подбежал, ушел.                                                                     

Упражнение № 29.

 1. Запиши стихотворение, обозначив звуки нужными буквами. У глаголов определи лицо, число и спряжение.

Соседи уехали утром купа(ца)

И пса захватили: пускай порезви(ца).

А кошку оставили. Что с ней вози(ца)?

Подум…шь, тоже мне важная пти(ца)!

О чём-то мурлыч…т сосе(ц)кая кошка.

Налью молока – отвернё(ца) от блю(ца)

И долго глядит, не мигая в окошко:

- Не видно ль хозяев? А вдруг не верну(ца)?

Упражнение № 30.

1.  Спиши. Вставить пропущенные буквы в окончании глаголов. Определи лицо, число, спряжение.

Слома...те, задыш...те, люб...те, встреча...те, придерж...шь, обид...те, закопа...те, окружа...м, пада...те, пачка...те, плат...т, прав...те,  причал...те, прочита...шь, провод...те.

2.  Спиши.    Выбери подходящее по смыслу слово из скобок, определи у него число и род.

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи  быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.

Упражнение № 31.

1.  Спиши. Вставить пропущенные буквы в окончании глаголов и знаки препинания в конце предложений.   Определи число, лицо, спряжение глагола.  

    Ежик  спит  всю  зиму  под  кустом  теплый  дождь  с  гр(а,о)зой  расшевелит его ёж  дремл(и,е)т  сла(т,д)ко  а  потом  начина(е,и)т  потягива(ца)  во  сне листва над ним поднима(и,е)тся  раз это я  видел своими гл(о,а)зами  вот  он разворачива(е,и)(ца)  и  мохнат(и,е)нькую  мордочку  с  черным собачьим носиком   высовыва(и,е)т  но  вот  ветер  заду(и,е)т,   листва  на  дубах зашелестит,  в  одно  мгновение  еж  сверне(ца)  клубочком  и  лежит.

Упражнение № 25.

    1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

Слыш...шь, мечта...шь, точ...т, подерж...шь, прогон...т, угоща...шь, нервнича...шь,

заверт...шь, выдерж...шь, ненавид...шь, улучша...шь,

    2. Расставь знаки препинания. Выполни синтаксический разбор предложения.

   Лесник подошёл к сторожке взял ружьё и лыжи отправился в лес на охоту.

3. Выполни морфологический разбор слова  ёмкий.

Упражнение №32

    1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

   Вытерп...те, слыш...т, мо…т, мечта...т, подерж...т, стро…т, подкорм...т, ро…м, помеша...т, наблюда...т, во…т, рыбач...т, светле...т, напада...т, кол...т, проверт...т, подыш...т.

2. Спиши. Расставь знаки препинания и пропущенные буквы.  

 Снег  в  п(о,а)лях  уже  та…т  а в  лесу  еще  лежит  плотными подушками на ветках  деревьев  тонкие стволики  пригнулись  к  земле    примерзли  наконец   приходит   жаркий   час  снег  подтаива…т  в  полной тишине вдруг шевельнется еловая веточка и закача…тся  под елкой спит заяц в  страхе он встает  и  прислушивается  на  его  глазах  другая  ветка шевельнулась  заяц метнулся  и  сел столбиком.

 Упражнение  № 21.

1. Спиши, вставь пропущенные буквы в окончании глаголов, определи лицо, число и спряжение.

      Подъезжа…те, разобид…шься, пролета…те, накачива…м, мо..м, стро…шь, выписыва…те, топ…м, достро…т, накорм…шь, довер…те, вылеп…те, вытян…шь, понеж..шь.

2.Спиши. Расставь знаки. Выполни синтаксический разбор предложения.

      Всю ночь собака просидела у конуры пролаяла на месяц прождала хозяина замёрзла.

3. Выполни фонетический разбор слова   съёмка.

Упражнение № 29.

 1. Запиши стихотворение, обозначив звуки нужными буквами. У глаголов определи лицо, число и спряжение.

Соседи уехали утром купа(ца)

И пса захватили: пускай порезви(ца).

А кошку оставили. Что с ней вози(ца)?

Подум…шь, тоже мне важная пти(ца)!

О чём-то мурлыч…т сосе(ц)кая кошка.

Налью молока – отвернё(ца) от блю(ца)

И долго глядит, не мигая в окошко:

- Не видно ль хозяев? А вдруг не верну(ца)?

Упражнение № 30.

1.  Спиши. Вставить пропущенные буквы в окончании глаголов. Определи лицо, число, спряжение.

Слома...те, задыш...те, люб...те, встреча...те, придерж...шь, обид...те, закопа...те, окружа...м, пада...те, пачка...те, плат...т, прав...те,  причал...те, прочита...шь, провод...те.

2.  Спиши.    Выбери подходящее по смыслу слово из скобок, определи у него число и род.

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка) воробьев. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Мы насыпали хлебных крошек. Воробьи  быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, прыгали, скакали) и ... (глотали, ели, клевали) крошки.



Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы покричали и полетели в тёплые края. Накинулась зима на зверей. Запорошила она снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут сердито молотками постукивают по озёрам, прудам рекам морям мосты строят. (К. Ушинский)

                         

                                                                           

Упражнение 2.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

                          Медведь.

  Медведь – самый большой и сильный зверь в лесу. Летом он ест коренья ягоды малину. Но больше всего любит косолапый мёд.

     Вот отъелся медведь за лето и улёгся в удобной берлоге. Над лесом вьюги поют а Михайло Иванович дремлет в глубокой яме под елью.

Упражнение 3.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

                  Обезьяны.

  Как много зверей в Московском зоопарке! Тут львы слоны тигры и другие животные. Но Илье больше всего нравятся обезьяны. У клетки большое оживление шум веселье. Илья дал им орехи. Обезьяны съели их очень быстро подошли к загородке просят ещё угощение. Часто обезьяны поднимаются высоко по стенкам клетки карабкаются на самый верх. Такие подъёмы они совершают утром в обед и вечером.

   

Упражнение 4.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

  Лебеди летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через леса поля моря.

  Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стая лебедей виднелась  на светлом небе. Когда они скрылись, лебедь загнул шею назад и закрыл глаза. (Л. Толстой)

 Упражнение 5.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

     Красное солнышко греет землю. Дует лёгкий ветерок. По овражкам бегут звенят журчат весёлые ручейки. Зазеленела стройная кудрявая развесистая берёзка. Расцвела душистая пахучая  черёмуха. Бабочки и пчёлы летают над цветами пьют сладкий цветочный сок собирают нектар.

Упражнение 6.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

                     Утро.

     Раннее весеннее утро. В небе ни облачка.

    Выплыло солнце. Весь степной простор кажется осыпанным тонкой нежной золотой пылью. В густой траве дрожат переливаются искрятся капли крупной росы.

    Скромно синеют и позванивают колокольчики. Белеет и пестреет пахучая ромашка. А дикая гвоздика горит алеет пунцовыми пятнами.

  Только в глубоких и узких балках лежат синеватые тени.    

                          (А. Куприн)

Упражнение 7.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

                Летние грозы.

     Летние грозы проходят над землёй и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на чёрных тучах.

     Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается грохочет ворчит рокочет встряхивает  землю.

Упражнение 8.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Ранней весной вернулись из тёплых стран скворцы. Прилетели они в свои старые скворечники. Теперь у них много хлопот. Пришла пора птенцов выводить. Скворчиха в гнезде сидит яйца насиживает. Скворушка по полям по огородам летает  ищет гусениц жуков. Найдёт – принесёт скворчихе и кормит её. А потом сядет рядом на ветку и запоёт звонкую песню.

Упражнение 9.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

.

    Ветерок из леса веет грибной сыростью запахом сосновой смолы и высыхающей земли.

    Белка перепрыгивала с ветки на ветку поглядывала вниз и пряталась в листве.

     Дети радовались снегу лепили снеговиков играли в снежки строили горку.

  Морские волны высоко поднимают свои головки плещут на берег бьются о скалы.

Упражнение 10.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Лесник подошёл к сторожке  снял лыжи отворил дверь. В окнах светился огонёк сверках на стёклах отражался на снегу.  

   Маша подошла к домику постучала в окно открыла дверь и зашла.

    Ельник оживает дышит свежестью звенит птичьими голосами.

 Сыновья вскопали грядки для овощей разборонили землю сделали дорожку между грядок.

Упражнение 11.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

В воздухе пахнет и печеным хлебом и вкусным березовым дымком и блинами.

  Солнце склонялось к западу и косыми лучами одевало громады снегов бриллиантовой корой.

   Воробьи скачут по бульварным дорожкам клюют крошки хлеба и прыгают под ноги прохожих.

  Свежий ветер веет прохладой с гор подымает пыль на дороге и опять

затихает.

Упражнение 12.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Лохматая собачка подскочила ко мне  потёрлась о ногу радостно взвизгнула.

 Через пни и колоды через высокие заросшие кочки через лесные поляны пробирается в свое логово еж.

Мама занялась посадкой моркови свёклы лука и чеснока.

   Девочка собирала цветы забиралась в заросли малинника и лакомилась ягодами.

.

Упражнение 13.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Долго бродила Аленка по болоту по лесу блуждала в березняке.    День угасал клонился к закату.

  Мотылек просыпается рано погружает в сладкий нектар свой хоботок и завтракает.

   Сначала вода потекла капельками ручейками а потом зазвенела зашумела забурлила.

    Мы  много  учимся стараемся  и   получаем пятёрки!

Упражнение 14.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

 Под пеньком в хвое  шныряют муравьи  букашки переползают с листа на листок.

  Из лесов полей болот и перелесков ушла осень. Зима не спешит украсить  поля леса и опушки  снегом.

   Кедровка ест орехи жадно много но не жиреет.

     Солнце радовалось звенело победной песнью на голубых колокольчиках незабудках ландышах.

Упражнение 15.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Мальчик слушал журчание воды треск деревьев и шелест листвы.

     Снег укрывает землю тёплым пушистым снежным  покрывалом Лес сказочно преображается наряжается сияет.

   Туристские дороги пролегают и по лесной чаще и по тундре и по пустыне и по равнине и по горной местности.

 

Упражнение 16.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

 Свежесть росистой травы наполняет вас бодростью дарит радостное настроение на весь длинный день.

   Воробушки чирикают купаются в песке прыгают по дорожке  и   греются на солнышке.

  Дети хотели поплескаться в прохладной воде  но  передумали.

   Болельщики визжали кричали махали шапками прыгали на месте. Хоккеисты не забили шайбу пропустили гол в свои ворота огорчились.

Упражнение 17.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

 Дедушка встретил нас пригласил в теплый уютный дом угостил ароматным чаем. Мы с радостью и нетерпением прошли в комнату.

   Кот лежал на крыльце дремал и поглядывал по сторонам. Пёс наблюдал за ним из конуры щурился от солнца и повизгивал.

  Сережа шел по лесной тропинке тревожно оглядывался по сторонам прислушивался к шороху в кустах.

Упражнение 18.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Ветер гнал грозовые тучи над лесом шумел в вершинах пригибал траву.

   Красный желтый коричневый оранжевый багряный золотисто-зеленый падает на землю лист.   Лес опушка дорожки становятся разноцветным ковром.

 Пассажиры заняли места в вагоне положили вещи и стали знакомиться. Поезд медленно плавно отошёл от перрона.

 

Упражнение 19.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Вода в реке медленно остывала парила по утрам покрывалась ледяной коркой. Скоро мороз сковывал спеленал её ледяным панцирем.

  Ручеек прокладывал себе дорогу между проталин журчал под снегом сливался с другими ручейками. А река текла рядом спокойно величаво торжественно.

Мы  бегали  на  время метали  мячи  прыгали  в  длину  а  ещё  играли  в  футбол.

Упражнение 20.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Колючие снежинки падали на ладонь но не таяли.    Коля не чувствовал холода  медленно шёл по улице не смотрел по сторонам.

  Под корнями ели ёжик сделал уютную спаленку и уснул в ней до весны.

Нигде не было видно ни воды ни деревьев не тропинок.

Моя сестра  не только работала но и училась.

Наверху под потолком кто-то   стонет   смеётся  шумит.

Упражнение 21.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   В сумерках тонули сады плетни крыши домов. День был серенький промозглый ветренный.

     Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке журчит по пребрежным камешкам. Потоки воды унесли с собой весь валежник бурелом и мусор. Уссурийская тайга оживает утрои т вечером.

Мы  бегали  за  Муркой смеялись дурачились  ловили её.  

Солнышко  выглянуло  из-за  тучи но  осветило  лишь  краешек  леса.

Упражнение 22.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

    Вскоре град отодвинулся в сторону пошумел немного в перелеске и совсем затих.

      Над притихнувшей степью спустилась тёмная беззвёздная тихая ночь. Утром хрустели подмёрзшие дорогие листья на крыльце чёрные стебли крапивы.    Звёзды ещё сверкали остро и холодно. Небо на востоке стало бледнеть светлеть озаряться лучами солнца.

Упражнение 23.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

  Дождь сеялся и на леса и на поля  и на широкий Днепр.

   Вдали стоит дубовый лес и блестит  и алеет на солнце.

    Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам по лугам и по долам и по горам. 

   В наших лесах водятся зайцы лисицы волки и медведи.

    Мост с виду хоть и прост но свойство чудное имеет.

   Всё  вокруг  гремело  и  сверкало но  вскоре  смолкло.

 Упражнение 24.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

    Лукерья говорила тихо и слабо но без остановки.

   Он был мыслителем и не скрывал этого.

   Мысли застигали художника то среди улицы то на извозчике то в разгаре беседы с друзьями.  

   Он был хотя и близким но не лучшим другом.

Брови Лизы нахмурились дрогнули.

 

Упражнение 25.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

      Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь основательно.

  Терпение и труд все перетрут.
  Держи ноги в холоде  а голову в тепле. Солнце светит но не греет.

   Казаки вполголоса но дружно рассмеялись. Метели бушевали всю ночь и всё утро. 

   Столетние сосны лиственницы кедры толпятся по опушкам группами.

Элли  Тотошка  и  Страшила  бодро  зашагали  по  дороге  из  желтого  кирпича

Упражнение 26.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Солнце показывается из-за облаков заливает лес поле наших путников греющим светом. Воздух был сер холоден и угрюмо спокоен.

     Цветы лучше собирать утром или под вечер. Сразу стали слышны жадная грызня волков осторожное тявканье лисиц и первые удары проснувшегося дятла. Нога тонула в серых и зелёных мхах по самое колено.

Упражнение 27.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Вдали пестрели и цвели луга и нивы золотые. Утки летели неровно и дёргали прутик, за который уцепилась лягушка. Люди смотрели на уток и на лягушку. Остановился старичок  у дороги развернул свой узелок и стал раскладывать разные сласти. Корни растений отбирали друг у друга влагу и пищу.

    Павлу надо сдать экзамен по математике русскому языку и физике.

  Высокие  сосны  и  ели  шумели  над  нашими  головами

Упражнение 28.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

  Заволнуется в поле рожь колосья уронит и тихо заплачет. Бушует полая вода шумит и глухо и протяжно. Ветер дул вдоль деревни забирался в палисадник в окна недостроенных домов. Тайга дышит утренним светом теплом медовым запахом. Дождь  стучал звонко по деревянной крыше по журчащим ручьям по скамейкам в парке.

Упражнение 29.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Днём к Семёну приходили разные люди: и докторша и соседи и директор.

   Солнце светит всем одинаково: и зверю и дереву и человеку. Всё пахло: кусты акации листья сирени цветы земля.

  Уже давно позади остались дома огни дороги громкий смех на переезде.

   Я упала больно ударилась но сразу же вскочила.

  Моя мама очень любит лилии и розы.

Упражнение 30.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Учитесь читайте размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Он не привык к движению многолюдству к суете. Писк шум пение наполнили зелёный островок.

  Красные  желтые   и рыжие  листья      качались  на  синей  воде  озера.

  Синицы свиристели и снегири каждый день прилетали к нашей кормушке.

Упражнение 29.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

   Днём к Семёну приходили разные люди: и докторша и соседи и директор.

   Солнце светит всем одинаково: и зверю и дереву и человеку. Всё пахло: кусты акации листья сирени цветы земля.

  Уже давно позади остались дома огни дороги громкий смех на переезде.

   Я упала больно ударилась но сразу же вскочила.

  Моя мама очень любит лилии и розы.

Упражнение 30.

Спиши текст, поставь запятые, где нужно. Подчеркни однородные члены предложения.

Учитесь читайте размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Он не привык к движению многолюдству к суете. Писк шум пение наполнили зелёный островок.

  Красные  желтые   и рыжие  листья      качались  на  синей  воде  озера.

  Синицы свиристели и снегири каждый день прилетали к нашей кормушке.