Из опыта работы. Урок. Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза"
Урок литературы в 10 классе. Споры вокруг драмы Островского "Гроза"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spory_vokrug_dramy_a.n._ostrovskogo_groza.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 36. Тема: Споры вокруг драмы А.Н. Островского "Гроза"
ЦЕЛЬ:
- рассмотреть интерпретацию произведения в критической литературе;
- понять, почему главная героиня выбирает подобный путь решения конфликта;
- развить умение анализировать критическую литературу;
- формировать собственное мнение по данному произведению;
- подготовить учащихся к сочинению
Список терминов: драма, трагедия, композиция, образ
Ход урока
- Работа над понятиями трагедии и драмы.
Учитель: Мы с вами изучили немало интересных произведений 19 века. Но большей частью все они были прозаическими. Но русская литература богата не только поэтами и писателями. Россия подарила миру много драматургов, с одним из которых мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Мы познакомились с жизнью и творчеством А.Н.Островского и рассмотрели драму "Гроза". Сегодня мы подводим итоги нашего обсуждения. Давайте вернемся к названию произведения.
- Гроза! Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Посмотрите на картину И. Левитана "На краю вечности" - она вам поможет. (Стихия, природа, обновление, свежесть, страх, наказание).
- Как вы думаете, почему автор назвал свое произведение подобным образом?
- Нашла ли отражение историческая эпоха в названии?
(Предреформенная Россия. Обострение социальных противоречий русской жизни. Поражение николаевской России в Крымской войне. Подъём антикрепостнического движения. Изменение атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права).
Учитель: И вот на фоне этих событий появляется очередная пьеса А.Н.Островского с очень значимым названием "Гроза" (1859 г.) Произведение вызвало немало откликов среди критиков. Жанр пьесы, как его обозначает автор - драма. После выхода пьесы в свет взгляды критиков разделились: Н.Добролюбов рассматривает "Грозу" как трагедию, а Д.И.Писарев как драму. Мы с вами не раз говорили, но мне бы хотелось еще раз вернуться к их определению, их пониманию. Перед вами на столах словарь, который содержит определение понятии и признаки трагедии и драмы.
- Вспомните, опираясь на словари, понятия драмы и трагедии, и попытайтесь, работая с текстом, найти в произведении черты драмы и трагедии. Аргументированно представьте их. (10 - 15 мин.) (использовать приложение в качестве раздаточного материала)
На основе высказываний обучающихся на доске выстраивается в два столбика: трагедия - драма.
В каждый столбец записываются отличительные черты.
Вывод: Мы убеждаемся, что в произведении присутствуют черты как драмы, так и трагедии.
- А что или кто является основным критерием в определении отличительных черт трагедии и драмы?
- Таким образом, определение "Грозы" как драмы или трагедии, зависит от того, считать Катерину сильным или слабым характером.
- Среди критиков мнения относительно Катерины также разделились. Обратимся к статьям Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова.
- Задания группам: найти высказывания, которые раскрывают нам характер Катерины. Дают оценку ее поступкам, мыслям, чувствам.
II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине.)
Вопросы:
1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?
2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.
3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?
4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?
Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».
«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)
«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».
«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».
Ответы. Составление сопоставительной таблицы. (Писарев - слабая личность, Добролюбов - сильная)
- Мнение критиков мы определили. Какое у вас сложилось мнение о Катерине? Обоснуйте свою точку зрения.
Шкала мнений. (На доске рисуется шкала: Писарев - Добролюбов - не определился).
1 - поддерживает точку зрения Добролюбова
2 - Писарева
3 - не определился.
Обоснование. Высказывания детей.
Вывод: драма А.Н.Островского "Гроза" своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир "темного царства" и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать "лучом света", это всего лишь "привлекательная иллюзия" (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки. Но были и те, кто стоял "над схваткой", не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А.Григорьева.
Если признать Катерину сильной личностью, то определение жанровой принадлежности "Грозы" зависит и от того, насколько трагичной считать развязку. Что она трагична - это понятно. Но вопрос, насколько, требует ответа. Было бы лучше Катерине остаться живой. Если Катерина - светлое явление, которое принесло пользу, осветив, пусть на короткое время, "темное царство" и дав импульс к изменению окружающей жизни, то и развязка оказывается не столь безысходной, то есть драматичной. Но ведь и сам Островский указывал на то, что "Гроза" драма.
Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Наше время в истолкование драмы А.Н.Островского вносит свои акценты.
Домашнее задание:
Жизнь и творчество И. С. Тургенева.
Индивидуальное задание: «Записки охотника» и их место в русской литературе.
ПРИЛОЖЕНИЕ СЛОВАРЬ
ДРАМА (греч. dpama, букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У.Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П.Корнель, Ж.Расин, Мольер, Ф.Шиллер, Г.Ибсен, Д.Б.Шоу, Б.Брехт; в России - А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, А.П.Чехов, М.Горький, А.В.Вампилов и др.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д.Дидро, Г.Е.Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой ("Бесприданница" А.Островского, "На дне" М.Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
ТРАГЕДИЯ Пави П. Словарь театра.
"Трагедия (:). Пьеса о каком-либо роковом человеческом действии, часто заканчивающемся гибелью главного героя. (:) Трагическое произведение характеризуют несколько существенных элементов: катарсис, то есть очищение страстей посредством страха и сострадания; гамартия, или поступок героя, с которого начинается процесс, приводящий его к гибели; гибрис, гордость или упорство героя, который сохраняет приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается изменить ей; пафос, страдания героя, которые трагедия передает зрителям. (:) трагическая история подражает человеческим поступкам, совершаемым под знаком страдания и сострадания вплоть до момента взаимного узнавания персонажей или до момента осознания источника зла" (с.382).
Волькенштейн В. Трагедия // Словарь литературных терминов: Вт2. т1. стлб. 959-965.
"Трагедия. Трагедия есть драматическое произведение, в котором главное действующее лицо (а иногда и другие персонажи - в побочных столкновениях), отличаясь максимальной для человека силой воли, ума и чувства, нарушает некий общеобязательный (с точки зрения автора) и неодолимый закон; при этом герой трагедии может или вовсе не сознавать своей вины - или не сознавать ее долгое время - действуя либо по предначертаниям свыше (напр.., античная трагедия), либо находясь во власти ослепляющей страсти (напр.., Шекспир). Борьба с неодолимым законом сопряжена с большими страданиями и неизбежно кончается гибелью трагического героя; борьба с неодолимым законом - его переоценка при неизбежном торжестве - вызывает в нас духовное просветление"
Диев В. Трагедия // Словарь литературоведческих терминов. С.416-421.
"Трагедия. (..) один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой трагедии оказывается перед превосходящими его силы препятствиями. Трагедия отличается своеобразием природы конфликтов и характеров. Содержание трагедии определяет, как правило, конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития, духовное состояние человечества".