практикум по теме Человек и общество
выполнить задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_zadaniya_dlya_10_klassa_po_teme_chelovek._2018g.zip | 81.54 КБ |
teoriya.zip | 59.62 КБ |
teoriya_po_teme_poznanie.zip | 23.83 КБ |
zadaniya_po_teme_poznanie.zip | 17.25 КБ |
zadaniya_po_teme_politika.zip | 155.95 КБ |
papka_po_teme_chelovek_i_obshchestvo.zip | 22 байта |
Предварительный просмотр:
Вариант 4
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Движущие силы исторического процесса | ||
народные массы | социальные группы и общественные объединения |
Ответ:
- 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) природа; 2) общество; 3) экономика; 4) политика; 5) система. Ответ:
- 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) спад; 6) стратификация.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
- 4. Выберите верные суждения, характеризующие общество как сложную систему, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Общество состоит из четырёх подсистем (сфер).
- Общество способно изменяться под влиянием внутренних и внешних факторов.
- Общество образуют социальные общности и социальные институты.
- Общество выполняет множество разнообразных функций.
- Все элементы общества находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Ответ: .
5. Установите соответствие между возможными путями развития общества и примерами общественных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
- открытие электричества Томасом Эдисоном
Б) установление диктатуры пролетариата в октябре 1917 года в России
- осуществление национальных проектов в современной России
Г) свержение монархии и установление буржуазно-демократической республики Д) отмена крепостного права в России в 1861 году
6. Ученик работает над рефератом на тему «Глобальная экологическая проблема современности». Какие из приведённых ниже положений свидетельствуют о проявлении глобальной экологической проблемы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- исчезновение отдельных видов фауны и флоры
- угроза новой мировой войны
- разрыв в уровне экономического развития развитых и развивающихся стран
- исчезновение традиционных культур и языков
- распространение экстремизма и терроризма
- исчерпаемостьневозобновимых природных ресурсов
Ответ: .
- Выберите верные суждения о прогрессивном развитии общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Развитие науки и техники расширяет возможности человека в познании мира.
- Достижения генной инженерии решают продовольственную проблему.
- Сельскохозяйственное использование почвы до её полного истощения свидетельствует о высоком уровне развития сельского хозяйства.
- Стремление мировых держав решать возникающие разногласия дипломатическим путём — факт прогрессивного развития человечества.
- Гуманизация образования является фактом прогрессивного развития современной культуры.
Ответ: .
- Установите соответствие между отдельными социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
- эволюционный
- революционный
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
- аграрно-сырьевой тип хозяйства Б) появление массовой культуры
- развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
- информационное
- индустриальное
- традиционное
- В стране Zосновной отраслью хозяйства является сельское хозяйство. Найдите в приведённом перечне признаки, позволяющие утверждать, что страна развивается в условиях традиционного общества. Запишите цифры, под которыми они указаны,
- кастовая структура общества
- регулирование общественных отношений на основе правовых норм
- натуральное хозяйство
- высокий уровень социальной мобильности
- особая ценность информации как фактора производства
- главный критерий социальной стратификации — уровень образования
Ответ: .
- Из перечисленных характеристик выберите те, которые относятся к формационному подходу в изучении развития общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- развитие общества рассматривается как поступательный закономерный процесс смены общественно-экономических формаций
- существование главного магистрального прогрессивного пути развития общества
- рассматривает историю как многовекторный, разнонаправленный процесс
- критерием прогресса является производственная деятельность человека, характер труда и способы включения в производственный процесс
- главную роль в историческом процессе отводит духовно-нравственному и интеллектуальному развитию человека
Ответ: .
- Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На наш взгляд, сегодня многие значительно преуменьшают опасность новой мировой войны, что абсолютно неоправданно. (Б) В странах мира насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (В) Учёные провели расчёты и выяснили, что этот арсенал способен уничтожить жизнь на планете. (Г) Глобальные проблемы — это вызовы современности, представляющие угрозу для существования всего человечества и требующие объединения усилий всех стран для их совместного решения.
Определите, какие положения текста имеют
- фактический характер
- характер оценочных суждений
- характер теоретических утверждений
12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
(А) характеризует многоукладность мира и означает сосуществование — мирное или немирное — в пределах одного региона мира, страны, района или города непохожих друг на друга или схожих между собой культур и их представителей —
(Б). Многообразие культур — отличительная черта
мировой культуры, а также форма проявления мировой цивилизации. Диапазон культурного разнообразия в стране называется (В). Поликультурная модель общества противопоставляется модели ассимилятивной (т.е. модели уподобления), при которой меньшинства теряют свои (Г) и ценности, заменяя их традициями и ценностями большинства населения.
Взаимодействие культур порождает общение, взаимопроникновение, именуемое (Д) культур.
Между разными культурами могут существовать самые разные (Е), начиная с простого обмена ценностями и диалогом и заканчивая насильственным покорением или присоединением к доминирующей культуре.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
- поликультурность
- формы взаимодействия
- этнические общности
- многообразие культур
- онтология
- поведенческий комплекс
- диалог
- культурные традиции
- социальные потребности
Предварительный просмотр:
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Понятие общества
в широком смысле слова: | в узком смысле слова: |
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия. Это человечество в прошлом, настоящем и будущем | Общество — это группа людей, объединённых общностью деятельности, интересов, общей территорией, исторической эпохой. Например, современное российское общество, общество собаководов-любителей, первобытное общество |
Общество — это система, так как состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей или элементов. | |
Элементы общества | |
Общности — большие группы людей, образованные по социально значимому признаку, возникающие естественно: классы; этносы; демографические общности (по полу, возрасту); территориальные общности; конфессиональные общности | Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей: семья; государство; церковь; образование; бизнес |
Структура общества
Экономическая сфера
• отношения по поводу производства, распределения, обмена, потребления
материальных благ сферабизнес, рынки, банки, фирмы, заводы
• отношения по поводу осуществления государственной власти и управления
Политическая сфера
+ государство, политические партии, граждане
• взаимодеиствие различных слоев населения, деятельность по обеспечению социальных гарантий
Социальная сфера
образование, здравоохранение, пенсионные фонды
Духовная сфера
учреждения образования, науки, искусства, музеи, театры, церковь • отношения по поводу создания, потребления, сохранения и распространения духовных ценностей
Социальные институты:
- организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
- определяют систему санкций — от правовых до морально-эти-ческих;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
- Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
- Общество — это не только люди, но и общественные отношения, возникающие между ними, между сферами (подсистемами) и их институтами.
- Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
- Общество способно создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
- Общество — это динамическая система, для неё характерно зарождение и развитие новых явлений, устаревание и отмирание старых элементов, а также незавершённость и альтернативность развития. Выбор вариантов развития осуществляет человек.
- Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Функции общества:
- воспроизводство и социализация человека;
- производство материальных благ и услуг;
- распределение продуктов труда (деятельности);
- регламентация и управление деятельностью и поведением людей;
- духовное производство.
Направленность развития общества
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
- развитие человеческого разума;
- совершенствование нравственности людей;
- прогресс науки и техники;
- развитие производительных сил, включая самого человека;
- возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
- гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим — нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный.
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры) | |
Прогрессеивны(например, реформы 60—70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II) | Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III) |
Направления реформ в современной России | |
Виды реформ | Содержание |
социальные | пенсионная реформа, реализация национальных проектов: «Здоровье нации», «Материнский капитал», «Жильё молодой семье», «Образование» и т. д. |
политические | изменения в политической сфере общественной жизни, в Конституции, в избирательной системе, борьба с коррупцией и т. д. |
экономические | приватизация, меры по преодолению финансового кризиса, денежные реформы |
в духовной сфере | реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т.д. |
Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
Эволюция может осуществляться стихийно: например, в результате разделения труда происходило разграничение обязанностей и ролей между людьми, это породило процесс дифференциации в обществе. Другим примером является постоянный процесс повышения среднего уровня жизни населения планеты. В данном случае значимую роль играют инновации.
Инновация — рядовое однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в определённых условиях.
Механизм эволюции вытекает из самой природы человеческого общества — потребности в самореализации и улучшении общества, повышении качества жизни.
Революционный путь
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, влекущее за собой смену общественного строя.
Революция представляет собой захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Признаки революции:
- это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
- носят общий, фундаментальный характер;
- правило, опираются на насилие;
- организуются сознательно;
- вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Особенности развития современного мира:
- единство и целостность человечества как социальной общности — глобализация всех сфер общественной жизни, взаимодействие и взаимозависимость всего населения планеты;
- переход к информационному обществу — переориентация с технического, индустриального факторов на человеческий, развитие сферы информации;
- многообразие форм современной цивилизации — человечество реализует себя в различных типах обществ, культур, религий, этносов;
- противоречивость современного мира — множество проблем между человеком и природой, между государством и личностью, между развитыми и развивающимися странами, между отцами и детьми, между потребностями и возможностями и т. д.;
- проявление разумного характера человеческой цивилизации — сознательный отказ от насильственных методов в решении международных проблем.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные проявления глобализации:
- создание единого экономического пространства, возникновение и функционирование транснациональных корпораций, единые мировые финансовые рынки;
- глобализация миграционных процессов, открытие границ государств для экономического, культурного и политического сотрудничества;
- создание мирового информационного пространства (Интернет);
развитие открытых форм общества с высоким уровнем социальной мобильности;
- распространение толерантности, взаимной терпимости в отношениях между народами, государствами;
- создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.;
- обострение глобальных проблем современности.
Последствия процесса глобализации | |
Позитивные | Негативные |
• Стимулирующее воздействие на экономику: снижение издержек производства; появление возможностей для дальнейшего развития производства; рост прибыли; концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; | Возникновение социокультурного единства человечества. Насаждение единого стандарта потребления. Создание препятствий для развития отечественного производства. Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран. |
Последствия процесса глобализации | |
Позитивные | Негативные |
— плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования. Сближение государств. Стимулирование учёта интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике «Ь | Навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества. Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах. Утрата каких-то специфических черт национальных культур |
Глобальные проблемы — проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех народов планеты, представляющие угрозу для её выживания, требующие неотложного решения усилиями народов всех стран.
Эти проблемы являются глобальными, потому что:
имеют планетарные масштабы;
проявляются как объективный фактор развития общества;
их невозможно решить в одной отдельно взятой стране;
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
Причины глобальных проблем:
- активный преобразующий характер деятельности человека;
- локальные противоречия и конфликты становятся мировыми из-за растущей взаимозависимости народов мира.
Название группы глобальных проблем | Проявления глобальных проблем |
экологические | загрязнение атмосферы выхлопными газами, возникновение озоновых дыр, исчерпаемость ресурсов, исчезновение отдельных видов животных и растений, изменения климата, мутации организмов |
экономические | проблема разрыва в уровнях развития развитых и развивающихся стран «Север — Юг», сырьевая проблема, продовольственная проблема |
социальные | наркомания, алкоголизм, СПИД, неграмотность, отсутствие необходимой медицинской помощи, низкий уровень жизни в странах третьего мира; демографическая проблема (взрыв рождаемости в развивающихся странах, старение и депопуляция населения в развитых странах) |
политические | угроза новой мировой войны, международный терроризм |
духовные | кризис нравственности, проблема распространения гуманистических ценностей, угроза исчезновения национальных культур |
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Основные направления решения глобальных проблем:
- формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на основе принципов гуманизма;
- широкое информирование людей о глобальных проблемах;
- всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;
- концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Создание новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией;
- наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и проведение международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
ЧЕЛОВЕК - РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ эволюции
Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом.
Название теории | Сущность теории происхождения человека |
Религиозная теория | Человек — творение Бога. Душа — источник человеческого в человеке |
Теория космического происхождения человека | Человек — существо внеземное, пришелец из космоса |
Теория эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая) | Человек — биологический вид, высшее млекопитающее, имеет естественное происхождение |
Трудовая теория Ф. Энгельса (материалистическая) | Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, язык и творческие способности |
Основные отличия человека от животного
- Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
- Человек способен ,к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
- моделирует своё поведение и может выбирать различные социальные роли;
- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия
изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
- Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
- Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
- Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
- Человек обладает сознанием.
Сознание — это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания | |||
восприятие | логико- | эмоциональные | ценностно- |
органами чувств | понятийные | компоненты | смысловые |
окружающего | способности к | (сфера лич | компоненты |
мира и самого | рациональному | ностныхпере | (сфера высших |
себя (познание | познанию и | живаний, | мотивов дея |
и самопозна | знания, полу | воспоминаний, | тельности, её ду |
ние) | чаемые на их | предчувствий) | ховных идеалов, |
основе (пони | способности к | ||
мание сущности | их формирова | ||
объектов) | нию и понима | ||
нию) |
Свойства сознания:
активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
субъективность;
творческое начало.
Бессознательное — явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание - сознание социальной группы, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка — эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистичной и нереалистичной (завышенной или заниженной).
Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий
Человек — родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду. | ||
Индивид — единичный представитель вида Homosapiens. Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства(способности, темперамент, эмоциональность) | Личность —это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении. Признаки личности: разумность, свобода, ответственность | Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) |
Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности — это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Деятельность
Деятельность- способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).
Различия деятельности человека и активности животного
Активность животных | Деятельность человека |
приспособление к условиям природы | не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды |
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей | генетически заложенной программы нет, программа деятельности вырабатывается в процессе соци- .ализации, используется опыт предыдущих поколений |
целесообразность, направляемая инстинктом | не только целесообразность, но и способность к сознательному целе- полаганию |
использование готовых природных материалов | создание орудий труда, новых материалов, новой реальности, культуры и формирование общественных отношений |
Структура деятельности
Элемент деятельности | Характеристика | |||
Субъект | человек, группа людей, всё общество в целом | |||
Объект | то, на что направлена деятельность | |||
Мотив | совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.) | |||
Цель | это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека | |||
Действия | активность, направленная на достижение цели | |||
Средства | всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные) | |||
Результат | реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства) |
Виды действий:
целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
аффективное(бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).
Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целенаправленная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).
Виды деятельности | |
Практическая | Духовная |
материально-производственная | учебно-познавательная, научная |
социально-преобразовательная | ценностно-ориентировочная |
прогностическая, творческая |
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная - разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Общение
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Структура общения | |||
Субъекты: | Цели (то, ради | Содержание | Средства общения |
— реально | чего у человека | (информация, | (способы переда |
существующие | возникла необ | передаваемая | чи, переработки |
партнёры; | ходимость в меж | в процессе | и расшифровки |
— иллюзорные | личностных от | общения): | информации): |
партнёры (им | ношениях): | знания, опыт, | — органы чувств |
присваиваются | — передача и по | умения, эмо | (зрение, слух, обо |
несвойственные | лучение знаний; | ции, чувства | няние, осязание); |
для них качества | — согласование | — устная речь; | |
субъекта об | разумных дей | — письменная речь | |
щения, напри | ствий людей; | (чертежи, знаки, | |
мер, разговор | — организация | изображения); | |
с домашним | совместной | — технические сред | |
животным); | деятельности | ства (радио, телеви | |
— воображае | людей; | дение, компьютер) | |
мые партнёры | — установление | ||
(разговор с | и прояснение | ||
самим собой, с | межличностных | ||
художественным | отношений и др. | ||
образом) |
Виды общения | ||
Непосредственное— осуществляется при помощи органов чувств | Опосредованное— осуществляется с использованием специальных приспособлений | |
Прямое— непосредственные контакты людей друг с другом | Косвенное— через других людей (например, передать привет) |
Функции общения:
социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
познавательная (получение новой информации);
психологическая (эмоциональная поддержка);
отождествления (выражение причастности человека к группе);
организационная (распределение обязанностей, установление правил).
Потребности и интересы
Пирамида потребностей человека (по Маслоу)
идеальные (духовные) - в самореализации, в самовыражении и т. д.
престижные {занимать определённые позиции в обществе, иметь высокий статус)
социальные (в общении)
экзистенциальные (в безопасности)
биологические (в воспроизводстве рода, : в пище, в воде, воздухе, сне и т.д.)
Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности - искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода — способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность — объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Способности личности
Способности — индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности.
Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.
4 Виды способностей:
природные способности — связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
специальные способности — определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
По уровню развития способностей различают людей:
способных;
с выдающимися способностями;
талантливых;
гениальных.
Гении — люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям.
Признаки гениальности:
оригинальность;
глубокий смысл, значение результатов деятельности гениев для общества;
это результат «озарения свыше».
Способности определяют жизнь человека - его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.
Предварительный просмотр:
Познание - (интеллект) — способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется
эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т. д.)
чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют чётко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нём. Оно включает в себя: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
Пути формирования мировоззрения: стихийный, осознанный. Значение: мировоззрение даёт ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
Типы мировоззрения
Название типа | Характеристика |
1. Обыденное (или житейское) | является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей |
2. Мифологическое | является порождением коллективного сознания, создаёт картину мира, основанную на фантазии, художественном переживании, наобщественных иллюзиях. Включает в себя одновременно объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства |
3. Религиозное | связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа — религиозные течения (буддизм, христианство, ислам) |
4. Научное (философское) | теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания |
Менталитет — совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Познание — это процесс постижения человеком новых, ранее неизвестных знаний.
Структура процесса познания:
Субъект познания — активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием
Объект познания — то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Характеристика основных видов познания
Критерии | Чувственное | Рациональное | Интуиция |
сравнения | познание | познание | |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) | мышление | «озарение», «наитие», «прозрение» |
формы | 1. Ощущение — это отражение отдельных свойств пред мета, явления, процесса. 2. Восприятие — чувственный целостный образ предмета. 3. Представление — чувственный образ объекта познания, запечатлённый в памяти человека | 1. Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства пред мета, явления, процесса. 2. Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе. 3. Умозаключение (вывод) — мысль, которая сформирована на основе нескольких суждений | 1. Мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциями. 2. Интеллектуальная — связана с умственной деятельностью |
особенности | непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон | опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений | внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний |
Вопрос о соотношении чувственного и рационального вызвал появление двух философских направлений.
Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Виды знаний
Заблуждение —знание, не соответствующее реальному объекту, но принимаемое за истину.
Ложь — сознательное искажение образа объекта.
Житейское— основано на здравом смысле, формируется в результате повседневной жизни людей, сводится к констатации фактов и их описанию.
Практическое— основой является деятельность людей по реализации потребностей.
Художественное — строится на образе, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Научное— характеризуется стремлением к объективности, системностью, логичностью, существует в форме понятий и категорий, общих принципов, законов, теорий.
Рациональное— отражает реальность в терминах, строится на рациональном мышлении.
Иррациональное — отражает реальность в эмоциях, часто основано на интуиции, не подчиняется законам логики.
Формы знания
Научное — объективное, системно организованное и обоснованное знание | Ненаучное — разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |||
эмпирический уровень методы: наблюдение; эксперимент; описание | теоретический уровень методы: индукция (от частного к общему); дедукция (от общего к частному); анализ (разложение целого на части); синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) | донаучное — предпосылки научного знания; паранаучное— использующее научные методы познания, но несовместимое с имеющимся научным знанием; лженаучное- сознательно использующее домыслы и предрассудки; антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление одействительности; познание средствами искусства — при помощи художественных образов; религиозное - основанное на вере в Бога как носителя абсолютной истины |
Особенности социального познания:
- субъект и объект познания совпадают (общество изучает само себя, социолог видит процесс изнутри, так как сам является участником общественных отношений.Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений);
- ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
- сложность и изменчивость объекта изучения порождает плюрализм точек зрения на общество.
При изучении общества следует применять конкретно-исторический подход:
- устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
- выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
- изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
- рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.
Особенности познания средствами искусства:
- эмоциональная окрашенность;
- осуществляется при помощи образов.
Образ — это отражение действительности, обладающее определёнными свойствами реально существующего предмета, преломлённое через внутренний мир творца (художника, режиссёра, писателя).
Канон — свод прикладных правил создания образа. Характеризуется особенностями мировоззрения эпохи. (Например, в период античности воспевается красота человеческого тела, пропорциональность; в Средние века тело воспринимается как нечто греховное, поэтому изображается плоско, покрыто одеждами.)
Истина — это знание, соответствующее предмету познания, совпадающее с ним.Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца.)
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая.)
Критерии истины — то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения:
- всеобщность и необходимость (Кант);
- простота и ясность (Декарт);
- логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов);
- полезность и экономность;
- истина — это «естина» — то, что есть на самом деле (Флоренский);
- эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА, которая включает в себя: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т. д.); научный эксперимент.
Значение практики:
- источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
- цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
- критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).
Предварительный просмотр:
Задания по теме Познание.
126. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
127. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Отличительной особенностью социального познания является
совпадение объекта и субъекта познания. Б. Отличительной особенностью социального познания является
использование научных теорий для изучения окружающего
мира.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
128. И чувственное, и рациональное познание
- формирует знания и представления о предмете
- использует логические умозаключения
- начинается с ощущения
- дает наглядный образ предмета
129. И чувственное, и рациональное познание
- нацелено на постижение истины
- приводит к теоретическим обобщениям
- присуще не только человеку
- исходной точкой имеет ощущение
130. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
- обновляет знания об окружающем мире
- формирует наглядный образ предмета
- осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений
- использует логические умозаключения
131. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
- отражает форму предмета
- создает зрительный образ предмета
- сравнивает существенные признаки предметов
- определяет пространственное расположение предметов
132. Знание о предмете можно считать истинным, если оно
- разделяется большинством людей
- поддерживается авторитетными людьми
- соответствует предмету познания
- воплощено в форму теории
133. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Вне науки получить объективное знание невозможно. Б. Наука является одним из способов познания действительности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
134. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.
Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
135. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
136. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина — это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Истина — это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
137. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания
А. Критериями истинности знания являются его простота, ясность и непротиворечивость. Б. Критерием истинности знания является соответствие знания общепринятым представлениям.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
138. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Путь к абсолютной истине идет через истины относительные Б. Относительная истина — это полное, неизменное знание.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
139. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечев Б. Истина относительна, потому что возможности Познани, определяются уровнем развития науки.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
140. Обыденные (житейские) знания основаны на
- научном обобщении достоверных фактов
- здравом смысле
- эстетическом освоении действительности
- экспериментальных данных
141. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они
- носят объективный характер
- предполагают доказательства
- могут передаваться из поколения в поколение
- необходимы человеку для рациональной деятельности
142. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания
- житейского
- мифологического
- научного
- «паранаучного»
143. Какое из приведенных утверждений является научным?
- Время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит.
- Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения.
- Электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам.
- Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям.
144. «По числу можно определить, каким будет грядущий год и как его использовать с наибольшей для себя выгодой». Данное утверждение является примером знания
- житейского
- интуитивного
- научного
- «паранаучного»
145. Какое из перечисленных утверждений опирается на повседневный опыт и не требует научных обоснований?
- «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»
- «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»
- «в озоновом слое Земли появились дыры»
- «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»
146. На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером
- художественного вымысла
- народной мудрости
- житейского знания
- паранаучного знания
147. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Научное знание всегда имеет практическое применение. Б. Ненаучное знание может существовать во многих формах.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
148. Только в состав научного знания входят
- установленные факты
- экспериментально обоснованные выводы
- логические умозаключения
- оценочные суждения
149. Какое из приведенных ниже утверждений является научным?
- Планета Марс наделяет людей большими организаторскими способностями.
- Жизнь человека определяет то, какой знак Зодиака оказался восходящим в момент его рождения.
- Планета Венера наделяет людей любовью к искусству и творчеству.
- Со временем некоторые звезды становятся красными гигантами.
150. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
- измерение объектов
- описание экспериментальных данных
- выдвижение гипотезы
- проведение наблюдений
151. Какой метод получения знаний используется на теоретическом уровне научного познания?
- описание научных фактов
- проведение наблюдений
- накопление экспериментальных данных
- выдвижение гипотезы
152. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Любая совокупность тех или иных взглядов — теория. Б. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
153. Верны ли следующие суждения о научном познании?
А. Теоретические научные знания фиксируются в виде законов. Б. Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
154. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
155. Какая из перечисленных наук занимается изучением общества?
- социология
- астрономия
- зоология
- электротехника
156. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?
- философия
- социология
- политология
- экономика
157. Какая из перечисленных наук дает ответы на вопрос, что такое добро и зло?
- психология
- этика
- эстетика
- социология
158. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается
- психология
- социология
- политология
- культурология
159. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?
- психология
- этика
- эстетика
- социология
160. Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?
- антропология
- культурология
- социология
- философия
161. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. К социальным фактам относятся мнения, суждения, оценки людей.
Б. К социальным фактам относятся поступки отдельных людей или действия социальных групп.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
162. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. В социальном познании широко используется эксперимент. Б. В социальном познании широко используется конкретно-исторический метод.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
163. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
Познание
? Чувственное
Ощущение
Восприятие
Представление
Понятие
Умозаключение
Суждение
Ответ:
164. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:
«В рамках познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, человек получает первичные знания о мире».
Ответ :
165. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
- понятие
- суждение
- наблюдение
- ощущение
- восприятие
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: .
166. Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры, под которыми они указаны.
- отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
- фиксация существенных свойств предмета
- сохранение в памяти образа предмета
- утверждение или отрицание чего-либо о предмете
- отражение в сознании человека отдельных свойств предмета
- Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание, своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть истиной».
- Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФОРМЫ
ПОЗНАНИЯ ОСОБЕННОСТИ
- миф 1) знание является побочным продуктом практической деятельности
Б) наука
В) обыденное знание
Г) искусство 2) знание существует в форме
художественных образов
- знание раскрывается в процессе повествования
- знание является результатом целенаправленной деятельности
169. Установите соответствие между видами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ Виды познания:
1. Житейское;
2. научное;
3. художественное
A) теоретическое обобщение
фактов
Б) обогащение повседневного опыта
B) образность и оригинальность отражения объективной реальности
Г) стремление к достоверному, обоснованному знанию Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
170. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Форма научного знания
? предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования
Теория: система взаимосвязанных утверждений, законов
Закон: выводы о существенных объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями.
172. Истина — это знание,
- отражающее объективные свойства предмета
- отвечающее интересам большинства
- добытое только научным путем
- доступное каждому
173. Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
- наблюдение отдельных фактов и явлений
- объяснение изучаемых фактов и явлений
- фиксация обобщений в форме законов
- выдвижение и обоснование гипотез
174. Какая из перечисленных наук рассматривает общество как органическое единство общественных сфер, развивающихся благодаря деятельности людей?
- антропология
- социология
- экономика
- политология
175. Наука о нравственности и морали — это
- философия
- культурология
- этика
- эстетика
Предварительный просмотр:
Часть 2. Задания уровня В
В1 Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые ________ (1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ________ (2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ________ (4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придаётся идеологическому ________ (5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ________ (6), отражающих интересы различных социальных групп.
А)единство Б)фракция В)выборы Г)движение Д)лидер Е)социум Ж)партия З)группа И)членство
B2 Назовите понятие, соответствующее определению: Нормативный документ, в котором определяются основы общественного и государственного строя, называется
В3 Назовите понятие, соответствующее определению:
«Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется ... »
В4 Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством, являются политические _________»
В5 Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством, являются политические _________»
В6. Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.
В7 Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первые позиции должны представлять гражданское общество, три последующие – государство.
1) Союз предпринимателей 2) Общество филателистов 3) Федеральное Собрание 4) Комитет солдатских матерей 5) Министерство образования 6) Конституционный суд
B8 Запишите слово, пропущенное в схеме.
В9 Найдите в приведенном ниже списке политические партии, систематизированные по средствам и методам их борьбы за власть и участия в политической жизни общества. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) массовые 2) реформаторские 3) кадровые 4) региональные 5) революционные 6) радикальные
В10 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из сфер административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. (2)Административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной политики государства. (3) Административный порядок рассмотрения жалоб граждан требует, на наш взгляд, четкого правового регулирования. (4)Думается, важно рассмотреть возможность установления процедуры рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти на законодательном уровне.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В11 Ниже приведен перечень политических партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку.
Либералы, консерваторы, регионалы, социал-демократы, коммунисты.
Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.
В12 В стране Т. осенью 2005 г., после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу: «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?»
Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002, 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?
Варианты ответа | 2002 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Есть значительные оппозиционные движения, партии | 45 | 42 | 32 |
Нет значительных оппозиционных движений, партий | 38 | 40 | 47 |
Затруднились ответить | 17 | 18 | 21 |
1) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.
2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.
3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.
4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.
В13 Вставьте пропущенное слово: «В обществе возникает борьба за _______ и ее использование для проведения той или иной политики».
В14 Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством являются политические _______
В15 Вставьте пропущенное слово: «На общенациональный ________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».
В16 Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:
ПРИЗНАКИ:
A) голосование осуществляется по партийным спискам.
Б) победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников.
B) распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов.
Г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов.
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: 1) мажоритарная 2) пропорциональная
В17 Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) разделение государственных властей.
Б) господство единой общеобязательной идеологии.
B) политический плюрализм.
Г) широкий круг прав и свобод граждан.
Д) всесторонний контроль государства за жизнью общества.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: 1) тоталитарный 2) демократический
В18 Установите соответствие
A) процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
Б) правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы.
B) механизм формирования и осуществления политической власти.
Г) распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом
1) политическая система 2) политическая коммуникация 3) политическое управление 4) политические нормы
В19 Найдите в приведенном списке функции государства.
1) Выражение интересов страны на международной арене. 2) Выдвижение кандидатов на выборах. 3) Создание религиозных организаций. 4) Защита безопасности страны. 5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий. 6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти
В20 Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку: Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.
В21 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)В стране прошел второй тур президентских выборов. (2)Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (З)По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4)Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В22 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В словаре современной _______(1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием _______(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием _______(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное ______(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть. Политическая деятельность -деятельность в сфере политических, властных _______(5). В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания _______(6)».
A) отношения Б) политология B) управление Г) политический процесс Д) развитие Е) общественные сферы Ж) социальные группы 3) власть И) общественные движения
В23Установите соответствие между структурными элемента ми политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ: 1) политические институты 2) политические процессы
ПРИМЕРЫ: A) государство Б) демократизация B) реформирование Г) общественные движения
В24 Найдите в приведенном ниже списке виды деятельности политической партии
1) политическое просвещение граждан 2) исполнение государственного бюджета 3) представительство разнообразных общественных интересов 4) правоохранительная деятельность 5) участие в парламентских выборах 6) назначение руководителей министерств и ведомств
В25 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)На волне предвыборной кампании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2)Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников, амнистии капиталов. (З)Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4)В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателя.
Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений
В26 Установите соответствие между названиями политических режимов и их признаками.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: а) демократический режим; б) тоталитарный режим;
ПРИЗНАКИ: в) единая, обязательная для всех идеология; г) политический плюрализм; д) вмешательство государства во все сферы жизни граждан; е) взаимная ответственность государства и граждан.
В27 Распределите перечисленные ниже организации следующим образом. Три первые должны представлять гражданское общество, три последующие — государственный аппарат.
1) Союз предпринимателей; 2) Общество филателистов; 3) Генеральный штаб; 4) Комитет солдатских матерей; 5) Министерство образования; 6) Конституционный суд.
Задание 23. Восполните пробел в приведенной низке схеме.
В24 Что из перечисленного ниже представляет местное самоуправление, а что — государственный аппарат?
1) Администрация области;2) сельский сход; 3) собрание жителей микрорайона; 4) прокуратура; 5) муниципальная милиция; 6) Служба внешней разведки.
В25 Установите соответствие форм государства и их определений:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
а) государство, основными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики);
б) правление, при котором власть монарха значительно ограничена представительным органом;
в) государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью;
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: г) унитарное государство; д) конституционная монархия; е) федерация.
В26 Установите соответствие между типами политических партий и критериями их выделения:
ТИПЫ: а) кадровые и массовые партии; б) авангардные и парламентские партии; в) либеральные и консервативные партии;
КРИТЕРИИ: г) организационная структура; д) идеология; е) характер деятельности.
В27 К элементам политической системы относится следующее.
1) Суд; 2) политическая партия; 3) теория развития правового государства; 4) кодекс чести предпринимателя; 5) конституция государства; 6) домохозяйство; 7) книжное издательство.
В28 Вставьте слово вместо пропуска:
«Политические организации (государства, партии, объединения) являются _______ политической деятельности».
В29 Установите соответствие между типами избирательных систем и их характерными признаками.
ТИПЫ: а) мажоритарная избирательная система; б) пропорциональная избирательная система;
ПРИЗНАКИ: в) избрание кандидата по принципу большинства полученных им голосов;
г) избрание кандидата по партийным спискам, получившим поддержку избирателей;
д) избрание кандидата на основе относительного большинства поданных за него голосов.
В30 Установите соответствие политических режимов и их характеристик.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: а) тоталитаризм; б) демократия;
ХАРАКТЕРИСТИКИ: в) государственный контроль за жизнью общества; г) господство единой общеобязательной идеологии; д) наличие политической конкуренции; е) разделение политических властей.
В31 Установите соответствие между критериями классификации и видами государств:
КРИТЕРИИ: а) форма правления; б) форма государственного устройства;
ВИДЫ: г) республика; д) монархия; е) федерация.
В32 Что относится к обязательным функциям любого государства?
1) Оборона страны; 2) создание правовых норм; 3) гарантия политической власти каждой образовавшейся партии; 4) управление всей экономической жизнью общества; 5) установление международных связей; 6) захват соседних территорий; 7) защита правопорядка.
В33 Что из перечисленного ниже представляет гражданское общество, а что — государство? Запишите первые три цифры, соответствующие элементам гражданского общества, а три последующие -государства.
1) Правосудие; 2) армия; 3) разнообразные формы собственности; 4) семья; 5) церковь; 6) законодательные органы.
В34 Вставьте слово вместо пропуска:
В правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности ..., общества и личности.
В35 Одним из признаков государства и пространством, в пределах которого осуществляется государственная власть, является _______.
В36 Одним из признаков государства, понимаемым как верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее на международной арене, является ______
В37. Найдите в приведенном списке направления деятельности государства, относящиеся к внутренним функциям
1) обеспечение экономического развития 2) обеспечение народовластия 3) поддержание мирового порядка 4) интеграция в мировую экономику 5) обеспечение законности и правопорядка 6) оборона государства
В38 Установите соответствие между структурными элементами политической системы общества и их содержанием:
ЭЛЕМЕНТЫ: A) организационный Б) нормативный B) культурный Г) коммуникативный
СОДЕРЖАНИЕ: 1) формы взаимодействия и связи внутри политической системы
2) государство, политические партии, общественно-политические движения
3) политические правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи и традиции
4) политическая идеология и политическая культура
В39. Совокупность отношений между легально (законно) действующими политическими партиями называется ______ ______.
В40 Какое понятие пропущено в высказывании: «Органы _______ именуются в законодательстве муниципальными».
В41 Периодичность выборов органов государственной власти является основным признаком такой формы правления, как ________
Республика
В42 Выборы главы государства в этой форме правления являются крайне редким случаем ________
В43. Вставьте пропущенное понятие: «_______ — это такое общество, в котором наряду с официальными существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, действующие в рамках существующих законов и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти».
В44 Ш. Монтескье разделил государственную власть на
1) законодательную 2) монархическую 3) федеративную 4) исполнительную 5) учредительную 6) избирательную 7) судебную
В45. Установите соответствие между идеологиями и ценностями, которые они провозглашают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИДЕОЛОГИИ: A) либерализм Б) консерватизм B) социалистическая идеология Г) фашизм
ЦЕННОСТИ: 1) частная собственность, традиционализм, стабильность, порядок
2) частная собственность, индивидуализм
3) оправдание власти сильного перед слабым, национальный милитаризм
4) коллективизм
В46. Сущность какой идеологии выразили слова Ф. Хайека: «Индивидуализм, уходящий корнями в христианство и античную философию ... положил начало той целостности, которую мы теперь называем западной цивилизацией. Ее основной чертой является уважение к личности как таковой, то есть признание абсолютного суверенитета взглядов и наклонностей человека в сфере его жизнедеятельности, какой бы специфической она ни была, и убеждение в том, что каждый человек должен развивать присущие ему дарования
В47 Выражение «Старые добрые времена» характерно для идеологии ________
В48 Религиозное течение, которое требует возврата к исламу в том виде, в каком он существовал при пророке Мухаммеде, называется исламским _________.
фундаментализмом
В49. Политический режим, основанный на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод называется ______.
В50 Федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации является ______ ______ ______.
В51 Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, называется ________.
В52 Законодательными органами государственной власти являются
1) Совет Федерации РФ 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума РФ 4) Региональный парламент субъекта Федерации 5) Муниципальный представительный орган
В53 Вставьте пропущенное понятие: « _______ — правление народа, избранное народом и для народа» (А. Линкольн).
В54 К политическим правам и свободам гражданина относятся
1) право избирать и быть избранным в органы государственной власти 2) право объединяться в общественные организации 3) свобода совести 4) свобода манифестаций 5) право на неприкосновенность частной жизни 6) право направлять петиции в государственные органы и должностным лицам
В62. Установите соответствие между классификациями по признакам власти и видами власти:
ПРИЗНАКИ ВЛАСТИ A) по сферам воздействия Б) по принадлежности к какому-нибудь органу B) по применяемым методам Г) по режиму правления
ВИДЫ ВЛАСТИ 1) демократическая, авторитарная, тоталитарная, деспотическая и т.д.
2) политическая, экономическая, духовная, информационная
3) законодательная, исполнительная, судебная, муниципальная и т.д.
4) господство, насилие, убеждение, авторитет
В63. Вставьте пропущенные слова: «Государственная власть в соответствии с теорией разделения властей делится на: 1)___________, 2)__________, 3)__________
В64 Восполните пробел в приведенной ниже схеме
В65. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
В66 Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:
ПРИЗНАКИ: А) голосование осуществляется по партийным спискам Б) победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников В) распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов Г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов.
ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ: 1) мажоритарная 2) пропорциональная
В67 Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками:
ПРИЗНАКИ: А) разделение государственных властей Б) господство единой общеобязательной идеологии В) политический плюрализм Г) широкий круг прав и свобод граждан Д) всесторонний контроль государства за жизнью общества
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ: 1) тоталитарный 2) демократический
В68 Установите соответствие между понятиями и определениями:
А) процесс разработки, принятия и реализации политических решений
Б) правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы
В) механизм формирования и осуществления политической власти
Г) распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом
1) политическая система 2) политическая коммуникация 3) политическое управление 4) политические нормы
В69 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _________ (1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических _________ (2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________ (3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ________ (4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________ (5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ________ (6), отражающих интересы различных социальных групп.»
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) единство Б) фракция В) выборы Г) движение Д) лидер Е) социум Ж) партия З) группа И) членство
В70. Завершите фразу: «Институтом политической системы , отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством являются политические ________»
партии
В71. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный ________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».
В72. Вставьте пропущенное слово: «В обществе возникает борьба за ________ и за ее использование для проведения той или иной политики».
власть или политическая власть.
В73. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.
Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.
В74. Найдите в приведенном списке функции государства
1) Выражение интересов страны на международной арене 2) Выдвижение кандидатов на выборах 3) Создание религиозных организаций. 4) Защита безопасности страны 5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий 6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.
В76. Идеология и политика, основанные на противопоставлении одних народов и национальностей другим, пропаганде национальной исключительности и национального превосходства, называются ___________.
В77. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология