Интересные уроки из сети Интернет
Уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пунктуация в сложном предложении 9 клас | 2.67 МБ |
Виды сложных предложений 9 класс | 2.14 МБ |
Союзные предложения 9 класс | 2.1 МБ |
Сложные предложения с разными видами связи 9 класс | 1.85 МБ |
Пунктуация в сложном предложении Обобщение 9 класс | 1.32 МБ |
Интересно о фразеологизмах 6 класс | 2.24 МБ |
Марк Твен. Биография и творчество | 1.24 МБ |
Басни И.А.Крылова | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.И. Левитан. Золотая осень 1. Сформулируйте основную идею текста 2. Укажите номера сложных предложений
(3) Эта картина вошла в моё сознание как появление той величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете... (4) Все семь дней, которые я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана... (6) Я чувствовал, что со мною происходит что-то невероятное. (7) А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашёл свою родную страну.
1. Мне хотелось иметь эту книгу в своей библиотеке и я купил её в книжном магазине. 2. Что-то послышалось в кустах и мальчики переглянулись и остановились. 3. Вставало безоблачное утро и очень быстро светлело. 4. Но вот стукнул мороз распушил инеем макушки деревьев одел их в белоснежный наряд и лесная палитра приобрела кристальную ясность. 1. Мне хотелось иметь эту книгу в своей библиотеке, и я купил её в книжном магазине. 2. Что-то послышалось в кустах, и мальчики переглянулись и остановились. 3. Вставало безоблачное утро, и очень быстро светлело. 4. Но вот стукнул мороз, распушил инеем макушки деревьев, одел их в белоснежный наряд, и лесная палитра приобрела кристальную ясность.
[ ] , [ ] , [ ] , [ ] . На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись. [ ] , [ ] . [ ,( ), ] .
[ ] , и [ ] . [ ,( ), ] . 1. Городок, где прошло моё детство, затерялся в степях Украины. 2. Вот упали первые капли дождя, и всё вдруг на минуту присмирело в ожидании. 3. Наступили солнечные дни, и это ускорило уборку урожая. 4. Лодку отнесло течением, и теперь трудно было пристать к берегу. 5. Лечить больного так, как предписал врач, оказалось невозможно. 6. Моё предложение, как облегчить наш маршрут, было принято с энтузиазмом. 2, 3, 4 1, 5, 6
[ Нам, оставшимся на ледоколе, не удалось принять участие в торжестве ] , и [ время мы провели, любуясь замечательной красотой солнечной ночи. ] [ Тень ушла к немым дубровам ] , [ час от часу жар сильней ] , и [ с белеющих полей веет запахом медовым. ] [ И вдруг рассеялся лёгкий туман, заволакивающий небо ] , [ солнце осветило эту неописуемую красоту ] , [ набежал ветерок, качнул деревья ] , и [ зазвенел весь лес. ] [ Ревет ли зверь в лесу глухом ] , [ трубит ли рог ] , [ гремит ли гром ] , [ поёт ли дева за холмом ] , [ на всякий звук свой отклик в воздухе пустом родишь ты вдруг. ]
1. Определите число грамматических основ в сложном предложении. 2. Определите границы простых предложений в составе сложного и составьте схему предложения. 3. Разделите части сложного предложения знаками препинания.
Выпишите из произведений художественной литературы пять сложных предложений, выделите в них грамматические основы, составьте схемы.
Слайд 2 : http://www.art-portrets.ru/art/Golden_autumn.jpg (И.И. Левитан «Золотая осень»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
[ Потянул западный ветерок ] , и [ пухлая белая туча заволокла со всех сторон горизонт. ] [ Я всегда просыпался часа два до зари и любил встречать без свечки рассвет. ] [ Уж небо осенью дышало ] , [ уж реже солнышко блистало ] , [ короче становился день ; [ лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась ] ; [ ложился на поля туман ] ; [ гусей крикливых караван тянулся к югу. ] [ Лесной запах усиливается ] , [ слегка повеяло сыростью ] , [ влетевший ветер около вас замирает . ] [ Помню ] , ( как в то лето, ( когда я выздоравливал после тяжёлой болезни ) , я целыми днями лежал в постели в ожидании возвращения с работы матери с отцом или очередной встречи с врачом. ) 1 2 3 4 5 Ответ: 2 1 6 3 3
Туча разорвалась на мелкие клочья, и они поползли над степью. Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой; не пылит дорога; не дрожат листы. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. Тут блеют овцы – там ворчит собака.
М.В. Ломоносов, Полное собрание сочинений, т 7., стр. 376-377
1. На дворе холодно, и идёт мелкий дождь. 2. Густой туман затянул поля, резкий ветер носит груды жёлтых листьев. 3. Сизый дымок кружит над домами - уже топят печки. 4. Длинная улица пуста: все сидят дома. 5. Куры приютились на жерди под навесом, а воробей забился в тёплое гнездо.
3. Интонация 1. Союзы 2. Союзные слова
соединительные противительные разделительные временные причинные целевые условные уступительные сравнительные следственные изъяснительные
Мы знаем, трудно выполнить эту работу. Не знаю, привлекает меня в этом человеке. что что
Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся. С сочинительными союзами С подчинительными союзами С союзными словами Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом. Сложносочинённые предложения Сложноподчинённые предложения С сочинительными союзами С подчинительными союзами С союзными словами Бульвары украшают город, маленькие зеленые дворики также придают ему прелесть. Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. Гора с горой не сходятся, а человек с человеком сойдутся. Если человек нашёл своё призвание, труд становится для него радостью. Соседний остров, где находится школа, отделяется от их острова неглубоким проливом.
Сложные предложения союзные бессоюзные сложносочинённые сложноподчинённые
1. Какое из предложений не является сложносочинённым? а) Кто служит Родине, тот остаётся в памяти народа. б) Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена. в) Враг боек, да наш народ стоек. г) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
2. Какое из предложений не является сложноподчинённым? а) Известно, что слоны в диковинку у нас. б) Андрей, когда переступил порог избы в) Враг боек, да наш народ стоек. г) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
3. Какое из предложений не является сложносочинённым? а) Трагическое – это горе, страдание, гибель, ужасное в жизни человека. а комическое – это веселье, радость и смех. б) Весна на радость не похожа, и не от солнца жёлт песок. в) Моя песня была лишена мотива, но зато её хором не спеть. г) Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе.
4. Какое из предложений не является сложноподчинённым? а) Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля. б) Матвей сидел в буфете, пил чай с лимоном и говорил. в) Чтобы лучше понять русское интеллигентское сознание, нашу норму, читайте Чехова. г) Говорят, что я скоро стану знаменитый русский поэт.
Упражнение 8 (стр.7).
Слайд 2 : http://officeimg.vo.msecnd.net/en-us/images/MR900332680.jpg (цифры). Слайд 4 : http://www.fidel-kastro.ru/gzl/lebedev_lomonosov.files/img1.jpg (портрет М.В. Ломоносова). Слайд 8 : http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46fc5e08-60cb-4d02-8242-139f20221ebb/%5BRUS7_150%5D_%5BIA_060%5D.swf (подчинительные союзы); http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52038558-d770-4df9-b49d-83cfcf895941/%5BRUS7_149%5D_%5BIA_048%5D.swf (сочинительные союзы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Было необыкновенно скучно и страшно (1), напряжённо в доме (2), но Климу казалось (3), что сейчас что-то упадёт со страшным грохотом. 3 1 4. 1 2 3. 1 2 2. 3 2 1. Сложноподчинённые предложения Сложносочинённые предложения № пред - ложения 2. Если тебе грустно (1), прочти про этот лес,(2) и всё пройдёт. 3. Он сказал матери (1), что просто заблудился (2), и мать поверила ему. 4. Но никто в эту ночь не показывался на улицах (1), и одинокие тоже сидели дома (2), слушая (3), как хлопают от ветра ворота.
[ ] , ( если ). ( Если ), [ ] . [ ] , а [ ] . [ ] , или [ ] . Если случится какое-либо затруднение, я тебе помогу. Ему весело, а мне грустно. Ты меня навестишь, или я к тебе заеду. Я помогу тебе, если случится какое-либо затруднение. Мне грустно, а ему весело. Я к тебе заеду, или ты меня навестишь. Сложноподчинённое предложение Сложносочинённое предложение
Прибирая комнаты, я обнаружил, что правый верхний ящик письменного стола заперт. Маякин жил в огромном двухэтажном доме с большим палисадником, в котором пышно разрослись могучие старые липы. Прошло немного времени, и Лена положила руку ему на плечо. Иногда ему казалось, что всё ещё впереди. Губернатор стоял, облокотясь на свою конторку, а правитель что-то писал за его письменным столом. Мужик пошёл на двор, и там опять послышался говор. (СПП) (СПП) (ССП) (СПП) (ССП) (ССП)
Сложносочинённые предложения Сложноподчинённые предложения Прошло немного времени, и Лена положила руку ему на плечо. Прибирая комнаты, я обнаружил, что правый верхний ящик письменного стола заперт. Губернатор стоял, облокотясь на свою конторку, а правитель что-то писал за его письменным столом. Маякин жил в огромном двухэтажном доме с большим палисадником, в котором пышно разрослись могучие старые липы. Мужик пошёл на двор, и там опять послышался говор. Иногда ему казалось, что всё ещё впереди.
Сложносочинённые предложения Сложноподчинённые предложения [ ] , и [ ] . [ ] , ( что ). [ ] , а [ ] . [ ] , ( в котором ). [ ] , и [ ] . [ ] , ( что ).
Чайник перестал шуметь , потому что вода закипела . ( спп ) 4. Чайник перестал шуметь : вода закипела . Кошка побежала за мышью , а та опрометью бросилась от неё . ( ссп ) 3. Кошка побежала за мышью – та опрометью бросилась от неё . Как только зашло солнце , сразу потемнело . ( спп ) Зашло солнце , и сразу потемнело . ( ссп ) 2. Зашло солнце , сразу потемнело . Наступило утро , и туман расселся . ( ссп ) Когда наступило утро , туман рассеялся . ( спп ) Туман рассеялся , так как наступило утро . ( спп ) 1. Наступило утро , туман рассеялся . Союзные предложения Бессоюзные предложения
исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений. замена однородных членов обобщающим наименованием; замена видовых понятий родовыми; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением. 1. Исключение 2. Обобщение 3. Упрощение
0 Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста, или экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел. 1 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста. 2 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста. 3 Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста. Сжатие исходного текста ИК2
Проза Пушкина не была в своё время по достоинству оценена не только современниками, но и позднейшей критикой. На её долю выпало позднее признание, несмотря на то, что роль пушкинской прозы в развитии русской литературы была исключительно велика. Трудно представить себе прозу Гоголя, Лермонтова, Тургенева и даже Л. Толстого и Чехова вне той великой реалистической традиции, зачинателем которой являлся Пушкин. Несмотря на то, что роль пушкинской прозы в развитии реалистической традиции русской литературы исключительно велика, она не была оценена по достоинству не только современниками, но и позднейшей критикой.
Высокая оценка пушкинской прозы принадлежала писателям: Гоголю, Тургеневу, Л. Толстому. Белинский, высоко оценив «Капитанскую дочку» и «Дубровского», не успел дать сколько-нибудь подробного разбора этих произведений. В итоговой статье о Пушкине Белинский отмечал «верх мастерства» Пушкина в «Пиковой даме», писал о том, что в «Дубровском» с «ужасающей верностью» изображён «старинный быт русского дворянства». «Капитанскую дочку» считал «Онегиным в прозе». Русский критик Белинский давал высокую оценку прозаическим произведениям Пушкина: отмечал «верх мастерства» Пушкина в «Пиковой даме», писал о том, что в «Дубровском» с «ужасающей верностью» изображён «старинный быт русского дворянства», а «Капитанскую дочку» считал «Онегиным в прозе».
Л. Толстой, неоднократно перечитывавший пушкинские «Повести Белкина», считал их непревзойдённым образцом словесного искусства, призывал учиться у Пушкина. «...Тем удивителен Пушкин, - говорил Лев Толстой, - что в нём нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал». По мнению Л. Толстого, Пушкин удивителен тем, «что в нём нельзя ни одного слова заменить»: «лучше не может быть, чем он сказал».
Параграф 3. Написать сжатое изложение, используя текст упражнения 4. Указать, какие приёмы сжатия текста, были Вами использованы.
Слайд 9 – 10 : http://www.fipi.ru/binaries/905/RU9_20-04-10.zip - информация о способах сжатия текста, критерии оценивания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. [ ] , [ ] 2. [ ] ; [ ] [ ] ,и [ ] [ ] : [ ] [ ] , (а именно ) [ ] : [ ] [ ] , (потому что ) [ ] : [ ] [ ] , (что ) [ ] - [ ] [ ] , (когда ) [ ] - [ ] [ ] , (если ) [ ] - [ ] [ ] , (так что ) [ ] - [ ] [ ] , (и что будет? ) пояснительные отношения причинные отношения изъяснительные отношения временные отношения условные отношения отношения следствия указание на вывод, результат Определите, в каких смысловых отношениях находятся между собой части бессоюзного сложного предложения (замените бессоюзное предложение синонимичным союзным). одновременности или последовательности
- развивать умение синтаксического анализа сложных предложений с разными видами связи;
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое ей было особенно известно за доставляемую им по утрам весёлость и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. ? , ( )
Когда мы вошли в школу , звонок прозвенел и ребята разошлись по классам. Погода совсем неблагоприятная : по временам шёл мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер. ( ) [ ] [ ] [ ] [ ] [ ]
[ ] , и [ ], (когда), (что).
[ ] , да [ ] : [ ] . Направление у меня в другую часть(1), да я от поезда отстал(2): дай(3), думаю(4), погляжу на свой взвод и своего лейтенанта.
[ ] , (когда); [ ] .
[ ] ; [ ] ,(что (если), то).
Ромашов медленно шёл по шоссе (1) и (2) пока глядел на волшебный пожар заката (3) ему чудилось (4) будто за яркой зарёй существует какая-то таинственная жизнь. а) 1, 2, 3, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 4 г) 1, 3, 4
Листья вётел подёрнулись сединой (1) и (2) когда поднимался ветер (3) на поверхности озера вздувались мелкие короткие волны (4) как будто сердились на приближавшуюся зиму. а) 1, 4 б) 1, 2, 3, 4 в) 1, 2, 3 г) 2, 3
Умение сказать так (1) чтобы вас слушали и понимали (2) есть великое умение (3) которое даётся весьма немногим (4) и (5) которым никто не имеет права пренебрегать. а) 1, 2, 3 б) 3, 4, 5 в) 1, 3, 4 г) 1, 2, 4
На дне рождения у дочери оказалось так много гостей (1) что Анна Дмитриевна забеспокоилась (2) и (3) когда нужно было приглашать молодёжь за стол (4) то она ещё раз мысленно пересчитала приготовленные приборы. а) 1, 3 б) 3, 4 в) 1, 2, 4 г) 1, 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Олег Андрей Олег, зачем ты так много времени посвящаешь изучению теории синтаксиса ? Я уверен, что расставить знаки препинания можно и без штудирования грамматики: уловил интонацию – и всё в порядке. Андрей, я с тобой не согласен. Конечно, интонационное оформление фразы подсказывает пишущему выбор знака препинания, но не всегда определяет его. Вот в этих случаях мы и обращаемся к теории синтаксиса. Важны ли теоретические знания по синтаксису для формирования пунктуационной грамотности?
А. С. Пушкин был талантливым писателем. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. Он написал роман в стихах «Евгений Онегин». Роман был начат поэтом в южной ссылке (1823 г.) и закончен Болдинской осенью (1830 г.). В романе он правдиво показал жизнь русского общества в начале девятнадцатого века. А. С. Пушкин был талантливым писателем, поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом. В романе в стихах «Евгений Онегин», который был начат поэтом в южной ссылке (1823 г.) и закончен Болдинской осенью (1830 г.), правдиво показана жизнь русского общества в начале девятнадцатого века. Охарактеризуйте предложения отредактированного текста.
следствия всё главное что из этого следует? так что причины всё главное почему? так как образа действия глагол + так как? будто меры наречие + так как? что изъяснительное глагол + о том о чём? куда Тип придаточного Поясняет Отвечает на вопрос Присоединяется к главному с помощью союза или союзного слова
Простое односоставное предложение Сложное предложение с разными видами связи Простое двусоставное предложение Бессоюзное предложение Сложноподчинённое предложение Сложносочинённое предложение
3. 2. 1. Едва зайдёт солнце (1)и землю окутает мгла (2), как дневная тоска забыта (3), всё прощено (4), и степь легко вздыхает широкой грудью. [ ] , [ ] , и [ ] ( ) и ( )
1. Оформляя перевод, Андрей задержался и когда вышел на улицу, было совсем темно. 2. Лиза обгоняла его, и когда они встречались глазами, на лице её появлялась странная скованная серьёзность. 3. Как только перо коснулось бумаги, мгла расходится и пишется хорошо. 4. Девушка овладела собой и когда она заговорила, голос её звучал беспечно и шутливо. 5. Там, где кони прежде были и следа их нет. 1 2 3 4 5 1, 4 2 3, 5 Запятая перед И и после И Запятая после И Запятая перед И
Написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему («Важны ли теоретические знания по синтаксису для формирования пунктуационной грамотности?»)
Слайд 3 – 4 : http://www.fipi.ru/binaries/905/RU9_20-04-10.zip - рисунок из демоверсии ГИА по русскому языку в 2010 году
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как а ршин проглотил Слишком, неестественно прямой - Он строен, несмотря на свой рост. - Скорее прямой как аршин проглотил. Аршин - старая мера длины, равная 71 сантиметру; линейка, планка такой длин для измерения ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Одинокий как б ылинка Совершенно одинокий -У неё есть родственники? - Нет, она одинока как былинка . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Как в в оду смотрел Точно предсказал, предугадал что-либо От старинных народных гаданий, во время которых в воде(в посуде с водой) виделось то, что должно было произойти - Он же говорил, что этот штангист займёт первое место. - Так и вышло. Он как в воду смотрел. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КОГДА СМОТРЕЛИ В ВОДУ?
Сиять как новый г ривенник Весело улыбаться, находиться в благодушно-приподнятом, радостном настроении -Представляю, как он рад приезду брата. - Сияет как новый гривенник. Гривенник – дореволюционная серебряная монета достоинством в 10 копеек ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ГРИВЕННИК?
Рухнуть как карточный д омик Развалиться легко, разом, совершенно (о сооружении или плане, надежде) -И это мощное здание тоже разрушилось от землетрясения? -Рухнуло как карточный домик. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Крутиться, вертеться как е гоза Быть чрезмерно подвижным, непоседливым. -Она математику плохо понимает. - Вертится, небось, на уроке как егоза, вот и не понимает. Егоза – суетливый, слишком подвижный, непоседливый человек. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ ЕГОЗА?
Беречь как з еницу ока Беречь, хранить кого(что)-либо с особой заботой, ответственностью Зеница ока – буквально: зрачок глаза. - Это же очень редкая и ценная книга. - Я это знаю и берегу её как зеницу ока. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ЗЕНИЦА?
Сидеть, стоять как и стукан Сидеть, стоять неподвижно, молча или бездеятельно, безынициативно. Истукан – статуя, идол, которому язычники поклонялись как божеству. -Вы даже сесть ей не предложили. - Я совсем растерялся. Стоял как истукан . ЗНАЧЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ИСТУКАН? ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Быть, стоять, сидеть, вести себя, держаться, выглядеть как мокрая к урица 1.Быть инертным, безынициативным, Проявлять нерасторопность или беспомощность 2. Находиться в морально подавленном состоянии От обычая окунать в воду курицу, стремящуюся сесть на яйца для выведения цыплят(это делалось, если наседка не нужна). Будучи мокрой, т.е. находясь в непривычном состоянии, курица теряла обычную подвижность, активность и энергию. -Завтра соревнования, а Во мне какая-то неуверенность. - Возьми себя в руки. Что ты как мокрая курица?! ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ СПРАВКА
Седой как л унь Совершенно седой, белый, без единого тёмного волоса. Лунь – хищная птица, взрослый самец которой имеет серовато-белое оперение. -Профессор, наверно, теперь уже совсем седой? -Белый как лунь. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ ЛУНЬ?
Ждать как м анны небесной Ждать чего-либо с большим нетерпением и надеждой. Манна небесная – по библейскому мифу, падавшая с неба пища, которой питались евреи, странствовавшие по пустыне в поисках земли обетованной. -Вы всё ещё надеетесь получить от него письмо? -Жду как манны небесной. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ МАННА НЕБЕСНАЯ?
Идти как по н отам Идти, осуществляться хорошо, успешно или так, как было намечено, задумано заранее (о деле, событии, действии) -Разве у низ заранее всё было предусмотрено? -Конечно. Всё шло как по нотам. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Как о рехи щёлкать Легко и непринуждённо справляться с рядом трудных физических работ или умственных операций . -Вы считаете, что ваш сын будет учёным- математиком? - Уверен. Он задачки по арифметике решает, как орешки щёлкает. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Один как п ерст Совершенно один, одинокий, лишённый родственников или друзей, соратников, единомышленников. Перст– большой палец руки. В сравнении использовано его отдельное положение относительно других пальцев. -У вас из родственников есть кто-нибудь? -Один я остался, как перст. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЕ ПЕРСТ?
Как из р ога изобилия Появляться, поступать во множестве. Рог изобилия – в древнегреческой мифологии: чудесный рог козы Амалфеи, который Зевс подарил воспитавшим его нимфам, сообщив рогу чудодейственную силу наполняться в изобилии всем, что пожелает его владелец. -Много ли поздравлений приходит в адрес юбиляра? - Сыплются как из рога изобилия. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ РОГ ИЗОБИЛИЯ?
Вести себя как с обака на сене Не давать другим воспользоваться тем, что не нужно самому . -Сергею совсем не нужна эта книга, а уступить её мне не хочет. - Он как собака на сене: ни себе ни людям. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Носиться с чем(кем)-либо как с писаной т орбой Делать предметом чрезмерных забот или постоянных разговоров кого(чего)-либо, не заслуживающих серьёзного внимания. Писаная торба – расписанный, цветистый, вышитый мешок, применявшийся в старину для хранения или ношения чего-либо. -Она и вам показывала дипломы своей породистой собаки? - Да. Носится с ними как с писаной торбой. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ПИСАНАЯ ТОРБА?
Бегать как у горелый Бегать, вести себя с бестолковой поспешностью, суетливостью. -И чего это они там носятся как угорелые? - Это же футболисты тренируются, бабушка . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ КТО ТАКОЙ УГОРЕЛЫЙ? Угорелый - угоревший, т.е. Отравившийся угарным газом от печи в доме. Обычно это происходило тогда, когда труба печи закрывалась для сохранения тепла слишком рано. Бегать, будучи угоревшим, - для человека нехарактерно. Выражение является сокращённым вариантом устойчивого сравнения бегать как угорелая кошка, В котором поведение кошки, чувствовавшей угарный газ, отражено вполне мотивировано.
Вертеться как ф люгер - Он ведь с Виктором дружил, а теперь опять с Петей? - Вертится как флюгер. -Это и есть самое опасное место реки? - Да. В прошлый раз наша лодка вертелась здесь как флюгер. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ Поворачиваться в разные стороны под воздействием каких-либо внешних сил. 2. Быть непостоянным, менять убеждения, поведение в зависимости от соображений выгоды или под влиянием обстоятельств.
Жить как у Х риста за пазухой Жить где-либо или у кого-либо в условиях полной обеспеченности, довольства, беззаботности, безопасности . -Ваша подруга довольна замужеством? - Ещё бы! Живёт как у Христа за пазухой . ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Как с ц епи сорвался Приступить к кому-либо с бранью, упрёками, угрозами вдруг, неожиданно, без всякой видимой на то причины. -Что это брат вдруг на тебя Набросился как с цепи сорвался? - Он думал, что это я его канарейку из клетки выпустил. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ
Вертеться как на ш арнирах Быть чрезмерно подвижным, непоседливым. Шарнир – подвижное соединение двух частей механизма, обеспечивающее их вращение. - А в школе за партой Алёша спокойно сидит? -Он и там вертится как на шарнирах. ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЧТО ТАКОЕ ШАРНИР?
Использованные ресурсы : Огольцов В.М. Устойчивые сравнения русского языка. - С-П.: «Просвещение», 1992 http://idioms.chat.ru/09/pix/192.gif - аршин http://photo.newslab.ru/image.aspx?id=3560 – былинка http://www.fotodeti.ru/images/foto_b/01.jpg -ребёнок и вода http://www.numismat-invest.ru/images/lots/349070.jpg - гривенник http://lj.okamaster.ru/canon/2103/_MG_1474.jpg – зрачок http://idioms.chat.ru/13/pix/330.gif - один как перст http://www.topnews.ru/upload/img/fe99102845.jpg - истукан
http://www.equestrian.ru/photos/user_photo/2008/c3631f6a.jpg - лошадка http://img-fotki.yandex.ru/get/3714/teplohod62.b/0_1eb87_72456214_L - козёл http://i034.radikal.ru/0907/37/728ee33a284b.jpg -собака с кошкой http://img-fotki.yandex.ru/get/3903/natavoro.10/0_3c291_ace62026_L - флюгер http://img-fotki.yandex.ru/get/15/mackey.1/0_62b6_2fc01bd_XL - карточный домик http://kemclub.ru/best/3484063.jpg - девочка-егоза http://i023.radikal.ru/0803/67/98ec9f6dbf5f.jpg - мокрая курица http://www.shaturyane.ru/images/103.jpg -лунь http://s42.radikal.ru/i095/0901/a9/967bbdea72c1.jpg - собака на сене http://allday.ru/uploads/posts/1211126102_noty_vector_500.jpg - ноты http://img-fotki.yandex.ru/get/2/crazy-sp32.c/0_feaa_4188ec75_XL - белочка http://i39.beon.ru/5/28/62805/27/25440327/freedoc_ru_42507.jpeg - рог изобилия http://storinka-m.kiev.ua/uploaded/tkatstvo/8.jpg - торба http://www.stihi.ru/pics/2010/01/15/3292.jpg - манна небесная http://s50.radikal.ru/i127/0906/c9/2cb21b911aa5.jpg - кот как угорелый
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
17.02.19
17.02.19
БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ 17.02.19
17.02.19
17.02.19
17.02.19
17.02.19
17.02.19
Здесь покоится Марк Твен 17.02.19
ЛЮБИМЫЕ КНИГИ ДЕТЕЙ 17.02.19
17.02.19
17.02.19
Источники : http://images.yandex.ru/yandsearch?text= фото http://to-name.ru/biography/mark-tven.htm Личные архивы учителя 17.02.19
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Басня Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. Басенные персонажи символизируют пороки или нравственные качества людей. Нравоучительный вывод( мораль) показывает главную мысль произведения. Басня – это эпический жанр.
Аллегория (иносказание) Это изображение предмета или явления через какой-то образ; например, под видом животных изображаются определенные лица, черты характера, общественные явления.
История басни как жанра Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом ( VIII –VII вв.до нашей эры). Но основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в VI в. до нашей эры.
Эзоп. «Ворона и лисица» Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него ещё и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: ,,Эх, ворон, если бы у тебя ещё и ум был в голове, -ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать ,,
Французские баснописцы: Лафонтен Буало Буало
Русские баснописцы XVIII века Сумароков А. Хемницер И. Дмитриев И.
Иван Андреевич Крылов
Отгадайте, о каком герое басни идет речь?
… Лето красное пропела, оглянуться не успела…
… То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет…
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…
А Васька слушает да ест…
Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
Лишь были б желуди, ведь я от них жирею…
Тест по теме «Басни» 1.Басней называется: А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль; В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне: А)аллегория ; Б)сравнение; В)метафора.
3. Мораль басни служит для раскрытия: А)характера героя ; Б)главной мысли произведения ; В)темы произведения.
4.Кто первым использовал басенный сюжет о вороне и лисице: А)Крылов; Б)Лафонтен; В)Эзоп.
5.Моралью басни «Ворона и Лисица»является : А)сожаление об утраченном сыре; Б)осуждение глупости и тщеславия; В)поощрение хитрости.
Домашнее задание: