Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Сандракова Наталья Сергеевна

Предварительный просмотр:

  1. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

Таблица 7.

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Образовательная  технология, электронный образовательный ресурс и т.п.

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Информационно-коммуникационные технологии

Использование возможностей ИКТ способствует: повышению мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно- образного, информационного мышления, развитию навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. Использование ИКТ на уроках помогает не только обучающимся усвоить материал, но и учителю творчески развиваться. Простота использования интерактивной доски побуждает желание идти к доске и работать, повышается интерес к учебе. Теперь представить современный урок без ИКТ и ЭОР очень сложно. По данным исследований, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала,  1/3 часть увиденного, ½  часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.

В кабинете имеются в наличии :- интерактивная доска

- компьютер для учителя,

- проектор,

- видеокамера, - аудиоприложения к учебникам

Периодичность:

Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности

Тип урока:

Все типы уроков

Этап изучения темы:

На всех этапах изучения темы

Этап урока:

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

- для обозначения темы урока;

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию,

- при объяснении нового материала, когда учителем демонстрируется через мультимедиа-проектор новый материал;

- при проверке домашнего задания, через мультимедиа-проектор;

- при работе над ошибками

Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты)

Для контроля обучающихся (тесты, викторины).

Вид деятельности:

учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра.

Действия ученика: обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, анализируют, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий.

При выполнении домашних заданий ребята не только готовят дополнительные материалы по теме, но и готовят небольшие презентации Большое значение материалы ЭОР и ИКТ имеют при подготовке проектов, научно-практических работ.

Выступление на ШМО по проблеме использования ИКТ в работе учителя.

Открытые уроки с использованием интерактивной доски

Участие в научно-практической конференции муниципального и областного уровня, представление исследовательского проекта

Обучающиеся активно используют при ответе домашнего задания самостоятельно сделанные презентации.

Проблемное обучение

Главная задача сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия; 2) ёмкое содержание; 3) увлекательная форма; 4) доступный для ученика уровень сложности.

Периодичность:

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этап урока Постановка проблемы

Вид деятельности:  учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: организует самостоятельную деятельность учащихся

Действия ученика:

В максимальной степени самостоятельны,  несут ответственность за результаты собственного учения

Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

Использование проблемного обучения способствует развитию  у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности .

Ребята активно участвуют в предметных олимпиадах ,занимают призовые места.

Игровые технологии

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.

Периодичность:

Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности

Тип урока:

Все типы уроков. Уроки-путешествия, уроки-конкурсы.

Этап изучения темы:

На всех этапах изучения темы

Этап урока

Актуализация знаний, закрепление , контроль и проверка знаний, физминутки

Вид деятельности:

учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: организует работу.

Действия ученика:

Включаются в игровую ситуацию, работают в команде

      Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

      Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

  1. Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны.Она регламентирована и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.

Периодичность:

Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности

Тип урока:

Все типы уроков

Этап изучения темы:

На всех этапах изучения темы

Этап урока

-на этапе актуализации знаний;

-на этапе объяснения нового материала;

-на этапе закрепления;

-на этапе повторения;

-во время самостоятельной работы с самопроверкой.

Вид деятельности:

учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: организует работу, выступая в роли консультанта, корректора, контролёра.Действия ученика: включаются в работу. Со временем ребята сами находят и проводят интересные разминки во время уроков. На уроках я провожу: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, соблюдаются требования СанПина по установке парт, проводятся короткие беседы о здоровье.в коллективе поддерживается доброжелательная атмосфера.

Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий, чередуется мыслительная деятельность с физминутками, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ.

1.Создаётся благоприятный психологический и эмоциональный климат на уроке (дети жизнерадостны, не боятся высказать свои мысли вслух).

2.Снижена утомляемость  и  уровень заболеваемости

3.100% уч-ся охвачены горячим питанием и медицинским обслуживанием.

Электронные образовательные ресурсы

В условиях работы по новому ФГСО начального образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в начальной школе. Перед учителями начальных классов ФГОС ставит задачу использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса, который обеспечивает ученикам возможность:

- создания и использования информации;
- получение информации различными способами; 
- проведение экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей;
-  создание материальных объектов, в том числе произведений искусства;  

-  обработка материалов с использованием технологических инструментов, проектирования и конструирования.В реализации всех этих задач учителям начальных классов должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа ресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Ресурсы, которыми я пользуюсь:  

http://interneturok.ru/

Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

http://pedsovet.org/

Всероссийский интернет – педсовет

http://www.openclass.ru/

Открытый класс

Сайт «Социальная сеть работников образования)

http://nsportal.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

http://multiurok.ru

http://journal-bipt.info/

http://infourok.ru/

http://www.zavuch.info/

Электронно - образовательные ресурсы применяю на различных этапах уроков математики , окружающего мира, ИЗО, русского языка, литературного чтения, технологии. Применение интерактивных модулей очень удобно  тем,  что дети могут проверять свои знания сами, сразу могут получать оценку.   ЭОР  имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно- урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом учитываю , что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, и вариативность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР  для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет более эффективно проводить уроки.

К тому же, многие дети мобильнее взрослых, использовать ЭОР им порой проще, чем взрослым. А многим детям понимать и запоминать материал проще только таким способом. К тому же самообразование бывает полезно в любом возрасте.

Результаты использования ЭОР:

1.  Интернет-ресурсы используются на уроках, при подготовке к урокам, как учителем, так и обучающимися для актуализации ранее полученных знаний, при изучении «инноваций».

2. Работа в сети Интернет  –  чтение и письмо, поиск ответов на вопросы, нахождение нужной информации по теме урока или при создании презентаций, проектов.

3.Размещение собственных работ на официальных сайтах

Проектная деятельность.

Эта технология позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При этом формируются личностные качества обучающихся: мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор.

Преимущества технологии - это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, закрепление знаний, дисциплинированность

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся:

- индивидуальная работа,  

- работа в парах,

 - работа в группах, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (недели, месяца, полугодия).  Учитель выступает в роли консультанта.

Результатом применения данной технологии  является:

1.Создание электронных презентаций, проектов на бумажных носителях (созданы индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя школа», «Любимое животное», также коллективные проекты «Планеты Солнечной системы» и др.).

2.Выступления с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками, в школе перед учащимися начальных классов, на родительском собрании.

3.Совместный выпуск буклетов.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Данная технология может применяться на уроках русского языка и литературного чтения. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование - важнейшие умения, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему эта технология, разработанная профессором  Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Данную технологию использую:

-на уроках «открытия» нового знания;

-на уроках отработки умений и рефлексии;

-на уроках развивающего контроля.

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. Соответственно она используется  на таких этапах изучения темы, как первичное восприятие, обработка информации и обобщение. На уроках эта технология всегда используется на этапе мотивации к деятельности, на этапе актуализации знаний, часто на этапе включения в систему знаний и повторения.

1.Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста (80% уч-ся читают выше нормы).

2.Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой

3.Развитие творческих способностей детей (созданы книжки-малышки «Азбука в картинках», «Пословицы и поговорки», «Загадки»; подготовлены короткие сообщения о писателях; проиллюстрированы сказки А.С.Пушкина).

Личностно – ориентированное обучение

В данной технологи в центре всей образовательной системы -личность обучаемого. Важно - обеспечить комфортные, бесконфликтные условия ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Особенности личностно – ориентированного урока.

1.Конструирование разного типа, вида и формы дидактического материала и разумность использования его на уроке.

2.Продумывание учителем и предоставление возможностей обучающимся задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

3.Организация обмена мыслями, мнениями. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

4.Стемление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Ежедневно, на различных этапах урока и на занятиях внеурочной деятельности.

1.раскрываются индивидуальных способностей обучающихся

2.ученик попадает в «ситуацию успеха»

3. развиваются познавательные и творческие способности обучающихся

Технология дифференцирован-ного обучения

Дифференцированное обучение основано на создании условий для максимального развития обучающихся с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для более эффективного обучения тех, кто способен учиться с опережением. Разным обучающимся требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Технология дифференцированного обучения состоит в том, чтобы учитывать эту разницу.

Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей обучающихся (уровень развития внимания, мышления, памяти), что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.

Периодичность:

Систематически на всех типах и этапах урока и внеурочной деятельности

Тип урока: Все типы уроков

Этап изучения темы: На всех этапах изучения темы

Этап урока:

-на этапе актуализации знаний;

-на этапе первичного закрепления;

-этап-включение в систему знаний и повторение;

-самостоятельная работа с самопроверкой.

Вид деятельности:

учитель-ученик, ученик-ученик

Действия учителя: делит обучающихся по группам по разным уровням способностей, чтобы они на равных могли выполнять те или иные упражнения;

делит обучающихся на группы (сильный – слабый), в результате осуществляется взаимопомощь.

Для сильных обучающихся на уроке даются поручения – консультант, корректор, докладчик

Действия ученика: обучающиеся определяют недостатки и положительные стороны своей деятельности, мысленно представляют возможные результаты изменений в своих действиях, самостоятельно оценивают выполнение заданий.

В результате использования технологии каждый обучающийся проявляет себя в силу своих способностей.

Создаётся атмосфера доверия и поддержки. Даётся возможность сильным обучающимся помогать слабым. Часть обучающихся получает подготовку повышенного уровня, достаточную для активного использования во время дальнейшего обучения; «слабые» обучающиеся приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать. Обучающиеся расширяют свой кругозор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Мой город Будущего» Выполнили учащиеся 2 «Б» класса» МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска

Слайд 8

Цель нашего проекта: Создать город Будущего, который будет соответствовать экологическим и эстетическим требованиям жизни.

Слайд 9

Задачи проекта: Подобрать и проанализировать литературу по экологии нашего города. Выявить наиболее рациональные формы жилья. «Изобрести» транспортные средства, которые максимально отвечают экологическим требованиям. Создать модель нового - экологически чистого города

Слайд 10

Поронайск в прошлом

Слайд 11

Транспортные средства отравляют воздух выхлопными газами

Слайд 13

Исследовав экологическое состояние города мы провели опрос среди учащихся нашей школы. Мы задавали один вопрос: «Каким ты хочешь видеть свой город?»

Слайд 14

Вот их ответы: - Я не хочу видеть свой город таким, какой он сейчас. Завеса дыма загрязняет воздух, а мне бы хотелось, чтобы этого дыма не было. - Было бы здорово , если бы дома были разными по форме и цвету. - Я хочу чтобы в городе было чисто и красиво!

Слайд 15

Все пожелания учащихся нашей школы мы попытались воплотить при создании нашего города Будущего И вот, что у нас получилось….

Слайд 16

Поронайск в Будущем

Слайд 17

Дома нашего города круглые. В них нет углов, поэтому они уютнее и свободнее.

Слайд 18

Стены домов прозрачные, поэтому они хорошо проводят солнечные лучи, а значит в них всегда тепло.

Слайд 19

По нашему городу ездят только экомобили. Их преимущество в том, что топливом для них служит обычная вода, а поэтому никаких выхлопных газов, загрязняющих воздух.

Слайд 20

Наш город самый красивый, чистый и уютный, так как в нем много клумб и фонтанов»

Слайд 21

Заключение Как поверить в это чудо! Перед вами город – сад Для природы неопасный Славный город Будущего Мы хотим своим проектом Обратиться к вам, друзья, Все мы вместе сбережем планету В одиночку – никогда!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь к долголетию

Слайд 2

Актуальность темы Общеизвестно, что самое дорогое у человека — это его здоровье. Актуальным на сегодняшний день то, что в последнее время большое внимание уделяется содержанию нитратов в продуктах питания, поскольку их избыточное количество может привести к ряду негативных для здоровья человека последствий. Решением этой задачи заняты многие научно-исследовательские учреждения всего мира, но, несмотря на пристальное внимание к этой проблеме, до сих пор радикального решения пока не найдено.

Слайд 3

Цель исследования : провести исследование содержания нитратов в овощах, выращенных на дачном участке и купленных в магазинах г. Поронайска Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретические аспекты изучаемой проблемы в ходе анализа литературных источников 2. Определить примерное содержание нитратов в овощах (листьях капусты, в корнеплодах моркови и свеклы, в клубне картофеля), выращенных на даче и купленных в магазине. Выявить отличия в содержании нитратов в разных частях овощей и в продукции разного происхождения .

Слайд 4

Объект исследования : корнеплоды овощей. Предмет исследования: содержание нитратов в корнеплодах овощей. Гипотеза -все овощи содержат нитраты, - количество нитратов в различных частях овощей неодинаково; - овощи, выращенные на дачном участке содержат нитратов меньше, чем купленные в магазинах

Слайд 5

Нитраты – это соли азотной кислоты (селитра), которые находятся в овощах и фруктах. Существовали они еще до происхождения человека. Тем не менее, разговоры о вреде нитратов для здоровья не прекращаются . Однако проблема не в самих нитратах, а в том, какое их количество попадает в организм человека.

Слайд 6

Проведение работы Для опытов мы взяли овощи, выращенные на огороде и купленные в магазине. Приготовили сок из овощей и исследовали содержание нитратов в них.

Слайд 7

Методика определения нитратов в овощах Данная методика основана на качественной реакции на нитраты, которую проводят с помощью 1%-ого раствора дифениламина в концентрированной серной кислоте. В сок из овощей добавить качественный реактив (несколько капель). Следить за изменением окраски окраски.

Слайд 8

Определение нитратов

Слайд 9

А вот они и нитраты

Слайд 10

Центральная часть (сердцевина) – бледно-розовая окраска Кожура – бледно-голубая окраска Середина (между кожурой и сердцевиной) – бледно-голубая окраска

Слайд 11

«Хвостик» - бледно-голубая окраска Кожура – темно-синяя, постепенно исчезающая окраска Центральная часть – темно-фиолетовая, устойчивая окраска

Слайд 12

Центральная жилка внешнего листа – темно-синяя, устойчивая окраска Мягкая часть внешнего листа – отсутствие окраски Центральная часть – бледно-голубая окраска Кочерыжка – темно-синяя, устойчивая окраска

Слайд 13

Результаты тестирования образцов Лидеры по высокому содержанию нитратов

Слайд 14

Лидеры по низкому содержанию нитратов

Слайд 15

Распределение нитратов в овощах по зонам (выращенных на огороде)

Слайд 16

Распределение нитратов в овощах по зонам (купленных в магазине)

Слайд 17

Подведение итогов эксперимента Нитраты содержатся во всех овощах; В разных частях растений содержание нитратов различно ; Нитраты присутствуют и в дачной и в магазинной сельхозпродукции и содержание их различно.

Слайд 18

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Слайд 19

АНКЕТА

Слайд 20

Заключение Практическое значение заключается в том, что полученные результаты дают возможность проинформировать общественность о наличии нитратов в овощах и предложить рекомендации по их уменьшению. Самое дорогое у человека – это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного и безопасного питания. А употребление здоровой пищи –это путь к долголетию. Недаром существует пословица: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь».