Консультация для логопедов
Тема: « Формирование пространственной ориентировки как базы для выполнения операций фонемного анализа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для учителей - логопедов
Тема: « Формирование пространственной ориентировки как
базы для выполнения операций фонемного анализа»
Все авторы в психологической, педагогической и специальной литературе (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, И.Н. Садовникова и многие другие) отмечают, что одним из необходимых условий для полноценного овладения грамотой дошкольниками является достаточный уровень сформированности фонематических процессов. В связи с этим они указывают на необходимость выделения подготовительного периода в обучении грамоте для введения ребенка в звуковую действительность языка до знакомства с буквами.
Коррекционная работа этого периода имеет ряд этапов. Каждый этап имеет свои коррекционные цели и содержание, но в то же время они взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к овладению новыми, более сложными умениями и навыками.
Этапы коррекционной работы по подготовке дошкольников с ОНР
к овладению грамотой:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование навыка фонемного анализа.
- Закрепление навыка фонемного анализа слов.
Работа, проводимая по развитию слухового восприятия и фонематического слуха, подготавливает базу для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков фонемного анализа.
Но как показывает практика, при выполнении действий фонемного анализа дети допускают ошибки, связанные с недостаточным уровнем сформированности пространственных представлений. Поэтому необходимо параллельно с развитием слухового восприятия и фонематического слуха проводить работу по формированию пространственной ориентировки, что позволяет улучшить результаты формирования навыка фонемного анализа.
Дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, но и осознать, что слово – линейный ряд фонем. Важно провести сравнительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова.
«Последовательность во времени звуков, составляющих слова, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв…» (И.Н. Садовникова)
Определяя последовательность работы по развитию пространственной ориентировки мы придерживаемся мнения И.Н. Садовниковой, что исходным моментом является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве. Упражнения в различении правой и левой руки, в соотнесении частей тела справой и левой рукой включаются в занятия, используются в физкультминутках.
После того, как дети станут четко различать правую и левую руку и ногу, необходимо развивать пространственные представления (слева, справа, сверху, снизу, сзади, спереди).
Затем у детей формируются представления о ряде как о совокупности ровно расположенных однородных предметов. Дети должны узнать, что ряд имеет начало, середину и конец. Сначала детям предлагается построиться в колонну, такое расположение детей указывает на начало и конец ряда. Дошкольникам предлагается ответить на вопросы: «Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя? Кто стоит сзади тебя?» Можно использовать игры: «Найди место», «Кто быстрее?», «Угадай-ка». Основная задача данных игр – определение местоположение предмета в ряду.
В дальнейшем детям предлагается построиться в шеренгу. Для формирования у детей представлений о начале, середине и конце такого ряда можно использовать выше предложенные упражнения.
На следующем этапе предлагается работа с картинками, которые расположены в ряд и перевернуты обратной изображению стороной. Ребенку предлагается по собственному выбору перевернуть любую картинку изображением вверх и сказать, что он сделал («я перевернул картинку в начале ряда»). Так же детям можно предложить упражнение: «Какая картинка в начале ряда?», «Добавь картинку в ряд», «Где была картинка?» и другие.
После освоения детьми вышеперечисленных упражнений, следует формировать представление о том, что слово – это ряд звуков, как и любой ряд, имеет начало, середину и конец, правило отсчета элементов слева
направо.
Своеобразным продолжением развития пространственных дифференцировок является уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.
Детям предлагается выполнить различные действия по указанию логопеда, построиться по указанию логопеда, ответить на вопросы и др.
Проведение коррекционной работы по развитию слухового восприятия, фонематического слуха, развитию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи позволяет создать основу для формирования у них навыка фонемного анализа.