Для родителей

Локшина Анастасия Владимировна

 ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Локшина А.В,

учитель начальных классов

 МБОУ Гимназия № 44г. Иркутска


XXI век вносит свои изменения в жизнь и уклад современной семьи. Ведущее место занимает материальное благосостояние, а дети уходят на второй план. С детьми редко читают сказки, прибаутки, побасенки, редко поют песенки, при повторении которых у детей развиваются речь и память, домашние игры в лото, шахматы, шашки и домино сменились компьютерными играми. Чаще родителям легче заплатить деньги и снять с себя груз ответственности за развитие своего ребенка. Возможно поэтому, многие считают, что для развития и получения знаний, ребенку необходимо посещать специализированные дошкольные учреждения (школы развития), начиная с года, которые якобы являются гарантией будущей успешности в школе.

Диагностическое  обследование учащихся первых классов за последние два года показывает, что дети чаще всего не готовы к школьному обучению по ряду причин. Основными причинами являются недоразвитие психических процессов (память, словесно-логическое мышление), а также не сформированность:

  • ориентации в пространстве,
  • координация движения руки.

Многие дети, пришедшие в первый класс не знают четверостиший С.Я. Маршак. Не знают названий русских народных сказок и их действующих лиц, не могут пересказать сказки «Колобок» и «Курочка ряба».

Учащиеся с трудом классифицируют предметы и находят обобщающие слова, устанавливают причинно-следственные связи. Дети не умеют и не любят раскрашивать, а именно этот вид деятельности готовит руку к письму, они с трудом ориентируются в пространстве, знают лево, право, однако не могу использовать слова: за, перед, после, около, возле, позади, второй слева, третий справа. Сложность возникает у большинства при воспроизведении времени года и последовательность месяцев.

Все вышеперечисленное ведет к дальнейшим проблемам в обучении. Детям сложно запоминать информацию, полученную на уроке, сложно обобщать и устанавливать связи, но большую сложность вызывает ориентация в тетради. 

 В связи с этим мы составили рекомендации родителям, которые не отнимут много времени, не отвлекут от домашних забот, но смогут подготовить ребенка к школе.

Игры и упражнения, направленные на развитие памяти.

  1. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения.
  2. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
  3. Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок.
  4. Учите небольшие стихи, скороговорки, побасенки, песенки.
  5. Перед сном обязательно прочитать 1-2 страницы сказки. А назавтра спросить, на чем остановились, попросить напомнить, о чем читали вчера.
  6. В конце дня проговариваем все сделанные дела за день.

Упражнения, направленные на развитие мышления

  1. Находясь, на кухне или в магазине спрашиваем:

-Что ты видишь? Назови. Как это можно назовем, одним словом?

Останавливаясь у витрины с молочными продуктами, перечисляем увиденное, а затем спрашиваем:

-Кто дает молоко? Что из него делают? здесь же можем вспомнить и рассказать стихотворение «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…».

  1. На кухне, при приготовлении пищи, спрашиваем:

- Из чего варим суп из фруктов или овощей?

-Какие овощи нам могут понадобиться?

- А из чего варим компот? Почему они называются сухофруктами?

  1. После прочтения произведения необходимо задать вопросы, что бы уточнить понял ли ребенок о чем говорилось, а затем попросить пересказать.
  2. Рисование историй (последовательность событий): придумать и нарисовать сказку, или нарисовать последовательные картинки к существующим сказкам: что было вначале, что – в конце.
  3. «Придумай и отгадай загадку»: вы с ребенком по очереди отгадываете придуманные загадки, например: «Белое, холодное, пушистое ? – снег» и т.п.
  4. Предложите ребенку найти все круглое, все квадратное, деревянное и т.п. Похвалите за усилия. В такие игры лучше играть совместно с другими детьми.

 

Упражнения, направленные на развитие ориентации в пространстве и времени

  1. «Поиск клада». Нарисуйте приблизительный план комнаты (с мебелью) или квартиры. На нем обозначьте место, где Вы спрятали для ребенка сюрприз. Пусть ребенок отыщет его по плану. В случае затруднения можно комментировать поисковую активность малыша словами «горячо–холодно», а также «левее–правее», «выше–ниже» и т.п.
  2.  «Левее–правее»: вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.
  3. «Почта»: разделить лист бумаги на 4 квадрата. Попросить ребенка нарисовать простую картинку (треугольник, кружок, цветок, рыбку и т.п.) по адресу, например:
  4. «Нарисуй красный кружок в левом верхнем углу нижнего правого квадрата». Начинать с наиболее простых адресов, заканчивая сложными. Если ребенок испытывает затруднения, можно начать игру в «почту» с цельного листа бумаги: «Нарисуй рыбку в верхнем левом углу» и т.п.
  5.  Игра в «солдатики». В эту игру можно играть дома и на улице во время прогулки. По приказу «командира» – взрослого «солдатик» – ребенок поворачивается налево и направо, поднимает левую (правую) руку.
  6. Можно использовать игру в «Резиночка», когда при определенных правилах, придуманных самими, нужно прыгать не задевая.
  7. Игра «Мы сидели на балконе…», сопровождаемая хлопками.
  8. Раскрашивание картинок, с обязательными условиями:
  • доделать до конца,
  •  не выходить за границы,
  • раскрашивать равномерно, не оставляя белых пятен.
  1. Вспоминаем времена года и месяцы, которые к ним относятся по пути домой или перед сном.
  2. Поднимаясь по лестнице, считаем ступеньки в прямом порядке, спускаясь вниз, считаем ступеньки в обратном порядке.
  3. Игра «Узоры», рисовать узоры по клеточкам.

Чем чаще родители будут играть с детьми в такие игры, и выполнять рекомендации, тем легче будет ребенку в школе.