Проект экологического воспитания и образования детей
Экологическое воспитание старших дошкольников
в условиях сельского детского сада
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает .
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств (Н.А.Кнященко, Н.К.Лейзеров, Каган и др.)
Таким образом, экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережнейотносится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставшей основой к познанию ребенком окружающего мира. Для нас, жителей села - нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое воспитание
Экологическое воспитание - сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называвшегося «Ознакомление детей с природой». Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И.А.Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева).
Суть нового направления заключается в следующем:» В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни». ( С Н. Николаева)
Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека – требуют разработки технологии экологического воспитания, прежде всего в детском саду.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребенка должна сформироваться система этих знаний, отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания.
На примере конкретных растений и животных, опять же тех, которые ребенок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость строения организма от условий среды.
Поэтому в последние годы проблемой экологического образования занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.( « Юный эколог»- С.Н.Николаева; « Мы»- Н.Н.Кондратьева; «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
Однако:
1. Еще не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников, как первой ступени непрерывного экологического образования, отбору его содержания;
2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов, не определены пути и условия экологического образования в ДОУ.
Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного экологического образования ,с учётом региональных условий и адаптированную к условиям работы в логопедической группе М КДОУ ОРВ д/с №18 «Ёлочка». Работа ведется в тесном сотрудничестве с узкими специалистами МДОУ: музыкальным руководителем, преподавателем изобразительной деятельности, логопедом, и воспитателями.
Цель предлагаемой технологии – прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи
- Формирование у детей элементов экологического сознания;(знания экологического содержания, отражающие ведущие региональные взаимосвязи природных явлений);
- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе ( уход за растениями и животными в уголке природы и на участке, участие в природоохранной работе).
- Воспитание гуманного отношения к природе.(поведение и деятельность детей в природе).
Воспитание осознанно - правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1. Систематизировать и определить содержание экологических знаний, научить детей любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2. Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
3. Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить методы и приёмы.
4. Создать условия для комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Принципы отбора экологических знаний при составлении технологии:
· принцип научности;
· принцип доступности;
· принцип системности;
· принцип воспитывающего и развивающего характера;
· принцип сезонности
· принцип последовательности
Основные идеи экологического воспитания:
ü Единство живого неживого в природе;
ü Единство человека и природы.
Формы и методы используемые при составлении технологии:
Ø Экологические занятия;
Ø Экологические экскурсии;
Ø Экологические праздники и викторины;
Ø Экологические акции;
Ø Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Ø Трудовой десант;
Ø Зелёный патруль;
Ø Лаборатория юного эколога;
Ø Ведение календаря природы ;
Ø Коллекционирование;
Ø Экологические выставки;.
Ø Экологические игры;
Ø Экологические сказки;
Ø Инсценировки;
Ø Знакомство с художественной литературой;
Ø Экологические проекты.
Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых часов пребывания в детском саду. Важно . чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.
Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный, целенаправленный, практический подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берез, черемухи, сирени). Очень много цветочных клумб разных форм и с разными цветами. В этом году мы создали детский огород, в котором дети под руководством воспитателей ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и развитием растений от всходов до созревания плодов. Здесь же располагается домик для хранения оборудования (лейки, лопатки грабли). В укромном уголке участка располагается «Царство царя Берендея». Где оформлены биозоны озера с обитателями ( лягушки, лебеди), лесная поляна с насекомыми ( бабочки, гусеницы, жуки), а так же дом с домашними животными( кошки, собаки, коровы) - все они выполнены из камней. Рядом находятся лесопосадки, полянки с дикорастущими растениями и цветами, за болотистые места, сосновый лес, кустарники.
При оснащении групповой комнаты были созданы все условия для развития любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который включает в себя :
- зелёную зону – комнатные растения: фикус, бальзамин, сансевьера, бегония, папоротник, фиалка (дети узнают условия роста и развития растений , учатся ухаживать за ними) ;
- живой уголок- аквариум ( наблюдают за рыбками,любуются ими);
- окно для сезонного пейзажа(красивый пейзаж учит ребёнка видеть прекрасное в окружающей природе);
- далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, несут огромную смысловую нагрузку: учат определять состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.);
- следующее окно посвящено пернатым кочевникам (дети учатся узнавать и называть перелётных и оседлых птиц, условия их жизни);
- имеется у нас место и для детского творчества( рисунки, аппликации, поделки из природного материала);
- далее расположена экспериментальная лаборатория «Почемучка» (мы ставим опыты, учимся размышлять формировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача воспитателей – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детейуже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий, и работы с дидактическими пособиями (Дидактические игры: «Сад- огород», «Грибная полянка», «Что за чем», «Что на дереве растёт»; диаграммы «Возникновение жизни на земле», «Природные зоны», наборы картинок животных и растений)
В библиотеке много книг о природе, энциклопедий, иллюстраций( «Кто живёт в лесу» Н.Н.Авдеева, «Рассказы» В Бианки, «Приключения капельки», «Горячая пора» Скребицкий и т. д.
Мастерская оборудована всем необходимым для конструирования из природного материала ( шишки, жёлуди, веточки, засушенные листья и цветы, ракушки и т.д.)
Для определения уровня первоначальных экологических знаний нами была проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической подгруппы. (в-ль: Румянцева Е.Г., логопед –Зырянова О.Н.) Нашд/сад «Ёлочка» работает по программе «Истоки» (Л.А. Парамонова), а также парционной программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева). Констатирующий эксперимент был проведён -10-14 октября 2011г.
Разработали диагностику. опираясь на программу « Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года;
5) отношение к миру природы.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель. Определить уровень знания времен года.
Задание 5 Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Результаты констатирующего эксперимента.
Имя ребёнка | Уровень сформированности экологических знаний | Отношение к миру природы | Общий уровень | |||
Мир животных | Мир растений | Неживая природа | Времена года | |||
Таня | С-(8) | Н-(7) | С-(9) | С-(11) | С-(9) | С-(8,8) |
Вика | С-(10) | С-(8) | С-(11) | В-(13) | С-(9) | С-(10,6) |
Никита | Н-(6) | Н-(5) | С-(8) | С-(10) | Н-(7) | Н-(7,2) |
Саша | С-(12) | В-(13) | В-(13) | С-(12) | С-(12) | С-(12,4) |
Лиана | С-(8) | Н-(7) | С-(10) | С-(11) | С-(8) | С-(8,8) |
Максим | С-(10) | С-(8) | С-(11) | С-(12) | С-(8) | С-(9,8) |
Рустам | С-(9) | С-(8) | В-(13) | В-(13) | С-(9) | С-(10,4) |
Средний бал | С-(9) | С-(8) | С-(10,7) | С-(11,7) | С-(8,8) |
|
% | С-6(85%) Н-1(15%) | В-1(15%) С-3 (42,5%) Н-3 (42,5%) | В-2 (29%) С-5 (71%) | В-2(29%) С-5(71%) | С-6 (85%) Н-1 (15%) |
|
С- 6 (85%) Н-1 (15%)
Результаты констатирующего эксперимента
Оценивая результаты диагностики констатируем:
дошкольники показали в основном средний уровень сформированности экологических знаний
1. Уровень знания дошкольников о мире животных – 9 баллов;(С-6 85%; Н-15%)
2. Уровень знания о растительном мире- 8 баллов;(В-1 15%; С-3 42%;Н-3 42%)
3. Уровень знаний о неживой природе-10,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)
4. Уровень знаний о временах года -11,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)
5. Отношение к миру природы- 8,8 балла.(С-6 85%; Н-1 15%)
Учитывая результаты диагностики был составлен план экологического воспитания на 2011-2012 учебный год.
Сентябрь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Грибное царство» | Конспект |
Цикл наблюдений за птицами и насекомыми.(как готовятся к зиме) | С.Н.Николаева, Картотека |
Экскурсии «Первое путешествие», «Лесными тропами» | «Прогулки в природе» М.Н. Дедулевич |
Труд в природе (сбор семян) | Картотека |
Чтение «Мир растений и грибов»- стихи, загадки. «Осень в лесу» В. Ашаховский | Д/В №:-2002г. Естествознание |
Заучивание наизусть А.К.Толстой «Осень» | Хрестоматия |
Оформление уголка природы |
|
Просмотр мультимедийных презентаций( Золотая осень, Кто в лесу живёт) | Диск №1 |
Игры: «С чьей ветки детки», « Что на дереве растёт» | Д/В №6-2012 г.(игры) |
Октябрь.
Экологический праздник: «Осенняя сказка» см приложение №3.
Ноябрь
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Перелётные птицы» | Конспект см приложение №2.. |
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками | картотека |
Экскурсии «Поздняя осень в лесу», «В гости к берёзоньке»» | «Прогулки в природе» М.Н. Дедулевич |
Труд в природе (укрывание многолетних цветов мхом и листьями) | Картотека |
Чтение «Засони»- В.Бианки «Разграбленный склад» В. Ашаховский | «Рассказы» В Бианки Естествознание |
Заучивание наизусть (стихи об осени) | Хрестоматия, сборник |
Коллективная работа «Осенний сад»(композиция из засушенных растений) | Мастерилка |
Рисование на тему осени | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций: «Осень наступила», «Живая- неживая природа», «Время суток». | Диск №1 |
Игры: «С чьей ветки детки», « Что растёт на огороде» | Д/В №6-2011(игры) |
Декабрь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме «Воздух и вода» | Конспект см приложение № 2 |
Цикл наблюдений и опытов с водой и снегом. | Картотека |
Экскурсии «Пруд зимой», «Где снег чище?» | «Прогулки в природе» М.Н. Дедулевич |
Труд в природе: размещение кормушек | С.Н.Николаева |
Чтение и рассматривание иллюстраций о животных морских глубин. | Энциклопедия. «Тайны живой природы» |
Заучивание наизусть стихов о зиме. | Хрестоматия, сборник |
Конструирование из бумаги лодочек. Рисование морей, океанов. | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций «Кто живёт на дне морском», «Зимняя сказка», « Явления неживой природы» | Диск №1 |
Игры: «Кто где живёт», «Экологический куб» |
|
Январь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Зимние встречи» | Конспект см приложение № 2 . |
Цикл наблюдений за елью, птицами | С.Н.Николаева, картотека |
Экскурсии «В гости к берёзоньке», «В лесу родилась ёлочка» | «Прогулки в природе» М.Н. Дедулевич |
Труд в природе (подкормка птиц, расчистка снега) | Картотека |
Чтение «Где зимуют лягушки» В.Танасийчук | Естествознание |
Цикл опытов с песком и глиной | Картотека |
Коллективная работа « Зимний лес» ( аппликация) | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций « Как спят звери.» «Хищники», « Дитёныши» | Диск №3 |
Игры: «Чьи следы» |
|
Февраль.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: « Зимующие птицы» | Конспект см приложение № 2. |
Цикл наблюдений за луком | ВЭК С.Н.Николаева |
Экскурсии «Следопыты», «Птицы м животные в лесу» | «Прогулки в природе» М.Н. Дедулевич |
Цикл опытов с воздухом | Картотека |
Труд в природе (посадка лука) | Картотека |
Чтение «Кто сыт- тому голод не страшен».А Акимушкин. | Естествознание |
Заучивание наизусть « Деревья зимою» | Хрестоматия |
Просмотр мультимедийных презентаций «Зима», « Явления неживой природы» | Диск №5 |
Игры: «Каждую птицу на своё место», « Что за чем» |
|
Март.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Мы- друзья природы» | Презентация, конспект См приложение № 2 |
Цикл наблюдений за ветками в вазе | ВЭК С.Н.Николаева |
Экскурсии «Первые вестники весны», «Ранняя весна в лесу» | «Прогулки в природе» М.Н.Дедулевич |
Труд в природе: весенние посадки «Огород на окне» | Картотека |
Чтение « Тёплая струйка» Скребицкий, «Грачи» Л.Симаго. | Естествознание |
Просмотр мультимедийных презентаций: «Весна», «Звуки природы», «Лес» | Диск №1 |
Экологический КВН. | Конспект см. приложение.3 |
Апрель.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Весна идёт- весне дорогу» | Конспект см. приложение № 2 |
Цикл наблюдений за насекомыми( божья коровка) | ВЭК С.Н.Николаева |
Совместная с родителями экскурсия «Мир похож на луг цветной» | «Прогулки в природе» М.Н.Дедулевич |
Труд в природе «Огород на окне» | Картотека |
Чтение «Горячая пора» Скребицкий. | Естествознание |
Заучивание наизусть стихи о весне | Хрестоматия, сборник |
Рисование весенних пейзажей | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций« Весна» « Кто солнышку рад» | Диск №1 |
Игры: «С чьей ветки детки», « Что за чем», «Кто где живёт» |
|
Май.
Экологический праздник «Земля- наш дом родной»
(См. конспект приложение № 3)
Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя успешно решить без взаимодействия с родителями. Эффективному сотрудничеству способствовали следующие формы общения с семьёй:
-Совместная экскурсия« Мир похож на луг цветной»
-Анкетирование «Умеют ли дети наблюдать»;
-Совместное коллекционирование «Уральские самоцветы»,« Кто живёт на дне морском»
-Организация тематической выставки «Цветущий сад – для наших ребят»
Системная работа с детьми. Сотрудничество с семьёй позволили добиться того, что все дети стали проявлять интерес к природе. Для того, чтобы определить на сколько повысился уровень знаний детей мы провели контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2012г.
Результаты контрольного эксперимента.
Имя ребёнка | Уровень сформированности экологических знаний | Отношение к миру природы | Общий уровень | |||
Мир животных | Мир растений | Неживая природа | Времена года | |||
Таня | В-(13) | С-(10) | С-(12) | В-(13) | С-(11) | С-(11,8) |
Вика | В-(14) | В-(13) | В-(14) | В-(15) | В-(14) | В-(14,0) |
Никита | С-(11) | С-(10) | С-(11) | С-(12) | С-(11) | С-(11,0) |
Саша | В-(13) | В-(14) | В-(14) | В-(13) | В-(13) | В-(13,6) |
Лиана | С-(11) | С-(9) | В-(13) | С-(11) | С-(12) | С-(11,2) |
Максим | В-(15) | С-(12) | С-(12) | В-(14) | В-(14) | В-(13.4) |
Рустам | В-(14) | В-(13) | В-(14) | В-(15) | В-(14) | В-(!4,0) |
Средний бал | В-13 | С-11,5 | В-(12,8) | В-(13.2) | В-(13) | В-(12,7) |
% | В-5(71%) С-2(29%) | В-3(43%) С-4(57%) | В-4(57%) С-3(43%) | В-5(71%) С-2(29%) | В-4(43%) С-3(43%) |
|
В-4 (58%) С- 3 (42%) Анализ результата диагностики экологической воспитанности старших школьников в контрольном эксперименте показывает: Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний, и в уровне экологического отношения к миру природы. 1. Уровень знания дошкольников о мире животных – 13 баллов (больше на 4 балла); В-5(71%) С-2(29%) 2. Уровень знания о растительном мире- 11,5 балла (больше на 4,8 балла);В-3 43%; С-4 57%. 3. Уровень знаний о неживой природе-12,8 балла (больше на 2.1 балла); В-4(57%) С-3(43%) 4. Уровень знаний о временах года -13,2 балла (больше на1.5 балла); В-5(71%) С-2(29%) 5. Отношение к миру природы- 13 баллов ( больше на 4.2 балла) В-4(43%) С-3(43%) 2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольника, показавшего в констатирующем эксперименте низкий результат. В контрольном эксперименте он показал средний уровень сформированности экологических знаний и средний уровень экологически правильного отношения к миру природы. Низкого результата нет, а вот на высокий уровень показали знания четверо детей (58%),на средний уровень –трое (42%). Кроме того, заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес, желание, стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле. Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен. |