Страничка методиста

Иванова Татьяна Владимировна

Приглашаю молодых педагогов Приморского района к сотрудничеству

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Владимировна Иванова,

методист ИМЦ  

Приморского района Санкт-Петербурга,

учитель русского языка и литературы.

Инструменты создания личностно-ориентированной образовательной среды

Очевидно, что позиция современного учителя существенно изменилась даже по сравнению с первым десятилетием XXI века: в образовательном пространстве мы выстраиваем с учащимися субъект-субъектные отношения. Важную роль играет здесь такой аспект, как учет образовательного запроса ученика (заметим, что вопрос этот в современной педагогической науке находится в стадии разработки). Как известно, то, что измерено, может быть изменено < 1 >.  

Рассмотрим инструмент, который называется «Шкалирование».

     

          С учениками рисуем шкалы от 1 до 10. Заметьте, не от 0, а от 1 – это важно, ведь ученик уже что-то знает по конкретному вопросу, да и сама постановка вопроса     – это уже не 0.   Шкала обязательно должна иметь название. Если это индивидуальный инструмент, он может называться, например, «Шкала удовлетворенности своим почерком», «Шкала готовности к контрольной работе», «Шкала понимания конкретной темы» и т. п.

          Мы составляем и коллективные шкалы: «Шкала дружеской обстановки в классе», «Шкала готовности к общегимназическому мероприятию». Учитель может использовать «Шкалу удовлетворенности своим профессиональным ростом», «Шкалу готовности к открытому уроку» и т.д.. Этот инструмент может быть использован как на одном уроке, так и в течение более длительного времени.           Индивидуальные шкалы дети собирают в портфолио.

Этапы работы со шкалой:

  1. Называем шкалу (что будем измерять).
  2. Определяем, что такое 10 (что будет наилучшим результатом).
  3.  Определяем, где находимся в момент составления шкалы.
  4. Решаем, где хотели бы находиться через определенный промежуток времени (ученик может самостоятельно определить, на какой цифре он хочет находиться в освоении конкретной темы – это и есть его образовательный запрос).
  5. Планируем, какие конкретные шаги мы можем предпринять, чтобы подняться на единицу, потом еще на одну и т.д.

Преимущества данного инструмента очевидны: шкалирование помогает измерить и визуализировать собственное развитие.

Еще один инструмент целеполагания, планирования и самооценки – «Колесо баланса» или «Колесо знаний» < 2 >.

Этапы работы с Колесом баланса:

  1. Нарисуйте круг.
  2. Определите, какие сферы вашей жизни для вас значимы.

Наверное, это будет здоровье, личностный рост, дом, семья, финансы, может быть, самореализация, отдых, личная жизнь.  

  1. Разделите нарисованный вами круг на количество сегментов, соответствующее количеству определенных вами составляющих, и впишите названия в каждый сегмент.

В центре 0, по окружности – 10.

  1. Определите, что будет для вас 10, то есть наилучшим результатом, например, через полгода.
  2. Отметьте на «спицах» колеса, где вы находитесь сейчас по отношению к 10, насколько вы удовлетворены собой в каждой сфере.
  3. Соедините точки. Получается колесо. Но какое оно? Если неровное, такое колесо не поедет или будет двигаться плохо (в этом смысл метафоры колеса). Если получилась почти ровная окружность, но с маленьким радиусом, такое колесо, конечно, поедет. Но очень медленно!  
  4. Попытайтесь определить, какая область в нашем колесе будет «запускающей», то есть увеличение хотя бы на единицу приведет в движение все колесо.
  5.  Решите, какой самый маленький шажок вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы повысить вашу оценку на 1. (Почему 3 дня? Психологи считают, что это оптимальный срок для того, чтобы предпринять реальные шаги и не передумать!)

Такое колесо можно использовать на уроках по любым предметам. Например, «Колесо знаний по теме “Имя числительное”» в 6 классе.   Восемь параграфов в учебнике «Русский язык. 6 кл.» М. М. Разумовской, С. И Львова, В. И. Капинос – 8 сфер «Колеса знаний». Каждый ученик составляет индивидуальное «Колесо», отмечает, где хотел бы находиться по каждой подтеме, планирует, что может сделать для достижения поставленных целей, фиксирует собственное развитие.

«Колесо   баланса» может быть коллективным, например, «Идеальный класс».

Активно используется инструмент «Колесо знаний» при подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ.

Варианты применения этого инструмента безграничны, а достоинства заключаются в том, что «Колесо» позволяет определить идеальный результат, учесть образовательный запрос ученика, наметить пути достижения целей и осуществлять как предметную, так и эмоциональную рефлексию.

Список литературы:

  1. Аткинсон М., Чойс Р. Т. Достижение целей. Пошаговая система. - М.: Альпина Паблишер, 2012.
  2. Гульчевская В.Г. Принципы и техники коучингового подхода как механизмы повышения эффективности образовательных технологий личностно-ориентированного обучения. – Методический журнал «Практические советы учителю», изд-во Ростовского ИПКиПП РО, №9, 2015 год. Стр.3-8.



Предварительный просмотр:

Татьяна Владимировна Иванова,

 методист,

учитель русского языка и литературы

Проектирование учебного процесса

(из опыта работы)

Главной ценностью современной гуманистической педагогической концепции признаётся уникальная, целостная личность в процессе её саморазвития, устремлённая в будущее, к свободной реализации своих возможностей, особенно творческих. Школа в парадигме гуманистической педагогики призвана способствовать созданию условий, в которых достигается осознание и реализация ребёнком своих потребностей и интересов.  Процесс обучения и воспитания будет развивающим при осуществлении личностно-ориентированного подхода к ребёнку. Этот подход основывается на создании необходимых условий для постепенного выявления и учёта в обучении тех структур личности, к развитию которых существуют наилучшие предпосылки, исходящие из имеющихся физиолого-социально-психологических факторов личности конкретного ребёнка.

Личностно-развивающее, личностно-ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из главных средств достижения данной цели в моей работе служит социальный проект – гимназическая газета «Наша газета». Работа над созданием школьной газеты осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной и кружковой работе.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Основной целью личностно-ориентированного урока является создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Разнообразные формы и методы организации учебной деятельности позволяют раскрывать субъектный опыт учащихся; важно также создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создавать на уроке педагогические ситуации, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Реализовать эти задачи позволяет технология развития критического мышления, технологическая карта урока.

Содержание предметов «Русский язык» и «Литература» наиболее полно позволяет сопрягать достижение предметных и личностных результатов с созданием условий для применения компетенций в создании школьной газеты. Так, в 5 классе на уроках русского языка начинается систематическое изучение раздела «Типы и стили речи». Ученики знакомятся с лексическими, грамматическими, синтаксическими особенностями различных стилей речи; центральное место в курсе стилистики в 5 классе занимает художественный стиль речи, в 6 классе – научно-деловой, в 7 классе – публицистический.  Работая в группах, учащиеся анализируют готовые тексты, а затем переходят к созданию собственных речевых произведений определенного стиля речи.

Внеурочная деятельность. Урок не может вместить всё то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся могут выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму.

На занятиях по внеурочной деятельности реализуется программа «Творческая работа со словом». Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая работа со словом» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.  Рабочая программа на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.  Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения курса – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. Внеурочная деятельность «Творческая работа со словом» составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого вида внеурочной деятельности есть собственные задачи: изучение законов употребления языка; овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова; овладение умением творческого употребления родного языка. Программа «Творческая работа со словом» соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в программе осуществляется специфический подход к языковым явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то моя программа рассматривает изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по внеурочной деятельности – как явления искусства слова. Сначала учащиеся знакомятся с богатством лексики русского языка, с разнообразными видами тропов, способами переноса значения, с употреблением слов в переносном значении, с особенностями эпических произведений.   Механизм формирования ключевых компетенций на занятиях таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности. Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственных произведений, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли. Практическим воплощением достигнутых результатов также является участие учеников в подготовке материалов для гимназической газеты. Так, после выполнения исследовательской работы по анализу эпических (в 5 классе) и лирических (в 6-7 классах) произведений детям предлагается написать творческую работу. Одним из удачных проектов можно считать специальный выпуск «Нашей газеты», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Еще один проект - новогодний номер гимназической газеты, в котором ученикам, пишущим стихотворения, предложено было опубликовать свои произведения, посвящённые празднику Новый год.

Организованная таким образом внеурочная деятельность предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, а интеграционный характер самого курса – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Внеклассная работа. Внеклассная работа по русскому языку и литературе – неотъемлемая часть образовательного процесса.  Вся совокупность средств внеклассной работы по литературе направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний по литературе, на расширение читательского кругозора, на воспитание интереса и любви к чтению. Внеклассная работа по русскому языку и литературе осуществляется в нашей гимназии в системе и в тесной связи с другими предметами. Одним из основных принципов её организации можно считать принцип добровольности, который предполагает целенаправленную работу учителя, направленную на формирование интереса к таким занятиям. Именно личностно-ориентированный подход к организации таких занятий способствует повышению интереса учащихся к внеклассной работе и, как следствие, их интеллектуальному, эстетическому, нравственному развитию. При организации внеклассной работы на всех этапах важно понимать, что движет учеником в каждом конкретном случае: чувство удовлетворённости при выполнении заданий, преодоление трудностей, повышение успеваемости, стремление к самореализации или что-то ещё. Такой анализ позволяет предлагать детям возможные виды деятельности, учитывая их потребности. Особый интерес во внеклассной работе по литературе вызывают различные экскурсии, связанные с литературными местами нашего города. Одна из таких экскурсий – в музей «Дом станционного смотрителя». Ученики 7 класса предварительно получили задание прочитать повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», поэтому поехали в Выру, обладая уже определёнными знаниями, что способствовало повышению интереса к экскурсии. По результатам поездки дети готовили отзывы в виде презентации, причём могли выбрать индивидуальную или групповую форму работы. Затем состоялась защита работ, лучшие из них стали материалами очередного выпуска гимназической газеты. Понятна радость и гордость наших детей, увидевших свою, возможно, первую публикацию в СМИ.

Кружковая работа.  Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они могут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своём жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия. Эта работа осуществляется в рамках работы кружка «Золотое перо».

Выпуск школьной газеты имеет прикладное значение, то есть является средой, условием, пространством приложения конкретных умений школьника и одновременно развития их на основе конкретного практического, социального заказа школьного коллектива. Деятельностная образовательная парадигма предполагает организацию образовательной среды на основе совместного творчества при совместно-распределённой деятельности. Это не случайно, так как хорошо известно, что развитие учащихся происходит через развитие отношений между ними. Ребёнок постоянно включён в две системы социальных отношений: отношения с взрослыми и отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школьной редколлегии эти системы отношений не только сохраняются, но и трансформируются: появляется реальное сотрудничество и партнёрство ученика и учителя, что является неотъемлемым условием для становления партнёрских отношений учеников друг с другом. Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения социальных ролей и даёт более высокие показатели в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и, что чрезвычайно важно, - становления у него мотивации саморазвития.

В программе работы кружка важное место занимают игровые технологии: ролевые, деловые обучающие игры. С огромным удовольствием дети играют в редакцию «взрослой» газеты, распределяя роли - главный редактор, репортёры, посетители, читатели. Предварительно можно посетить редакцию настоящей газеты, организовать встречи с профессиональными журналистами, художниками, редакторами. В программе кружка предусмотрено знакомство с издательскими программами, основы вёрстки, фотографирования. Подробно изучаются публицистические жанры: различные виды заметок, информационные статьи, репортажи. Затем ученики пробуют свои силы в разных ролях, и здесь каждый может максимально реализоваться, а также освоить новые сферы деятельности, что способствует не только социализации личности, но и решению профориентационных задач.

Совместная деятельность в системах «ученик - учитель» или «ученик - ученик» по-разному влияет на психическое развитие учащихся. При кооперации со сверстниками отношения равноправные, и поэтому они в большей степени способствуют становлению критичности и самостоятельности суждений школьников.

Конечным продуктом разработанной системы работы является выпуск гимназической газеты «Наша газета» (4 раза в год). Перед каждым выпуском проводится анкетирование с целью изучения мнения школьников. На вопрос «Считаете ли вы газету источником актуальной информации?» 100% опрошенных учеников 4-11 классов ответили, что газета помогает создавать имидж школы, знакомит с достижениями школьников, содержит полезную информацию для родителей, рассматривает все стороны проблемных вопросов, даёт оценочную характеристику мероприятиям, позволяет выражать различные точки зрения. Всем приятно читать о себе, о своём классе и успешно выполненном проекте. Ученики высказывают свои предложения, критически относятся к деятельности редакционной коллегии. Члены редколлегии – учащиеся 6-8 классов - в ответах другой анкеты отмечают, что им хочется создавать новые номера (85%), интересно брать интервью (66%), разрабатывать стиль каждого номера (75%), обсуждать будущие статьи (69%), делать фоторепортажи (40%).

«Наша газета» существует с 2012 года, редколлегия тесно сотрудничает с администрацией и педагогами гимназии, с отделом воспитательной работы, библиотекой и другими структурными подразделениями, но не собирается останавливаться в своем развитии: осваиваются новые издательские программы и технологии, планируется расширять сотрудничество с общественными организациями.

Следовательно, деятельность, выполняемая учащимися совместно и специально организованная (коллективно-распределённая,) является более продуктивной, и построение её как социального сотрудничества позволяет обычный выпуск газеты сделать формой социализации личности, что, в свою очередь, решает задачи создания условий для личностно-ориентированного подхода к каждому гимназисту.

Подводя итоги, хочется ещё раз отметить, что школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося, и наиболее полно эти задачи можно решить при условии личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

Слайд 2

Постоянно действующее профессиональное объединение молодых педагогов – педагогических работников образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

АНКЕТА ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В АССОЦИАЦИЮ

Слайд 4

ССЫЛКА НА ГРУППУ ВКОНТАКТЕ