Физкультурные минутки в жизни детей и работе воспитателя

Шкарапуд Полина Владимировна

 «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а «ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет».

Несмотря на возросший интерес к двигательной активности, выражающийся в открытии спортивных центров, фитнес-клубов, оборудованных детских площадок и т. п., дети, как правило, лишены возможности вести активный образ жизни. Родители стремятся устроить детей в тот детский сад, где лучше всего «учат» и «готовят к школе», а это означает, что дети должны сидеть за столами и много «заниматься». Кроме того, детей пытаются загрузить дополнительными услугами: иностранными языками, обучением чтению и письму, рисованием; физическая культура в этом перечне дополнительных услуг встречается очень редко.

Физкультурные минутки помогут вам не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.

Упражнения для физкультминуток и динамических пауз подбираются таким  образом, что их можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты. Система упражнений учитывает не только задачи по повышению двигательной активности детей, но и воспитательно - образовательные задачи.

Немаловажно консультировать родителей по данной теме.

Мало того физкультурные минутки затрагивают не только физическое воспитание детей, но и коррекционно-развивающую работу с детьми, которая  должна начинаться с правильно организованного движения. Теоретические основы  и знание развития двигательной активности детей в онтогенезе, поможет грамотно использовать упражнения, как элементы коррекции различных нарушений.

Мало того физкультминутки и динамические паузы можно использовать в занятия по развитию речи и превратить их в полноценную часть занятия. Разнообразие, большое количество упражнений на развитие мелкой моторики рук, артикуляционного праксиса, всё это поможет правильно организовать и разнообразить пребывание ребенка в детском саду. И поможет ему развиваться правильно. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи, через организацию игровой деятельности.

Физкультурные минутки, важны не только для воспитателя в его работе с детьми, но и для родителей, для их общения и игры с детьми . Поскольку главным воспитателям и «специалистам», находящимся постоянно рядом с детьми и на которых дети стремятся быть похожими (даже если сами мы этого не всегда хотели бы) всегда являются родители. Безусловно, разнообразие физкультурных минуток могут быть полезны и родителям в понимании необходимости целенаправленного развития движений детей. Можно подобрать множество игр и упражнений и сделать общение с ребенком интересным и полезным не только для него, но и для себя.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры в кругу

развивающие игры для детей Соображай и подражай!

Поделиться…

* Разминаем пальцы и кисти рук.

Зайка пальцами играл.
Загибал и разгибал:
Пальчик с пальчиком —
Два ушка.
Вся ладошка — наш Петрушка,
Закрутился, повернулся,
Нас позвал и улыбнулся. 
(Пальцы, прижатые друг к другу, опустить на ладонь, снова поднять и растопырить.) 
Будем складывать ладошки.
http://345-games.ru/wp-content/uploads/2011/06/ten-ladoshki.gif


Сложим так — и будет кошка.                        Так — петух.                                                                           Вот так — собака.

* Под слова текста поочередно разгибай пальцы, сжатые в кулак, начиная с большого пальца. Сначала проделай это правой рукой, потом левой.

Этот пальчик — мой дедуля,
Этот палец мой — бабуля.
Этот — папа, этот — мама.
А вот этот палец — я.
А все пальчики — семья.                                      
* Прыгающий волчок.                                       Волк — в исходном положении.
Повторяй за ним движения!
Руки положи на пояс,
Вверх подпрыгни 5—6 раз:
Скок — и встань на обе ножки!
Прыгай прямо по дорожке!
Прыгай влево, прыгай вправо.
Ну и умница ты, право!

* Часики.

На стене висят часы,
Отбивают такт.
Тик-так, тик-так…
Дети, делайте вот так!
(Наклонить голову сначала к одному, потом к другому плечу.)
Тихо маятник стучит,
Мельтешит вот так:
(Раскачиваться влево и вправо.) 
Ноги вместе, руки в бок,
Головою на плечо ляг.
Вправо — влево, вправо — влево.
Так-так. Тик-так!

развивающие игры для детейИгра «Косолапые мишки» Учимся ходить на внешней стороне стопы, чтобы кровь свободно бежала в ногах.

Ход игрыДети выполняют движения по тексту.

Мишки лапы разминали,
Крепко на полу стояли.
Когти-пальцы вверх подняли.
(Поднять носочки.)
А потом на ребра лап
Потихоньку встали.
(Встать на внешние ребра стоп.)
Вперевалочку идут,
Лапки косо ставя.
(Идти на внешней стороне стопы.) Раз, два, три, Раз, два, три,
Быстро, мишки, в лес пошли!
(Идти быстро, косолапя и вразвалочку.)

 Игра «Электричка»

Развиваем координацию движений, ловкость, гибкость.

Ход игры

Воевода читает стишок и показывает, что надо делать. Когда игра будет знакома, дети могут делать упражнения без подсказки взрослого.

На перроне мы стояли,
(Стоять.)
Электричку ожидали.
(Переминаться с ноги на ногу.)
Дача наша далеко.
(Вытянуть руки вперед.)
Солнце в небе высоко.
(Встать на цыпочки и потянуться с вытянутыми руками.)
Тут колеса застучали,
(Топать ногами.)
Мимо нас состав промчали.
Чу-чу! Чу-чу! Чу-чу! Чу!
Я по рельсам быстро мчу!
(Ритмично двигаться на месте с согнутыми руками, держа их на уровне талии.)
Наконец-то поезд наш.
В руки взяли мы багаж,
(Поднять с земли сумки и выпрямиться.)
Поднялись в вагон.
(Протянуть вперед руки со сжатыми кулачками — взялись за поручни — и поочередно поднять ноги.)
Поехали!
(Встать друг за другом, протянуть руки, положить на плечи вперед стоящему и идти друг за другом, изображая электричку.)

развивающие игры для детей Игра «Кругом друг за другом»

Развиваем координацию движений, ловкость, гибкость.

Ход игры

Дети выполняют движения по тексту.

Звери руки вверх подняли,
В кулачок все пальцы сжали.
Дали пальчикам свободу.
(Разжать пальцы.) 
Посмотрели на погоду.
(Покрутить головой.) 
Стали кругом.
Дали лапы все друг другу —
Получился хоровод.
Ходят вправо, ходят влево.
(Идти по кругу то в одну, то в другую сторону.)
В середине королева.
(Кто-то из детей выходит в центр.) 
К королеве тянут руки.
(Обе руки протянуть вперед.) 
Подтянуть решили брюки.
(Выполнять наклоны вправо и влево с вытянутыми вдоль боков руками. Захватить пальцами штанины или юбку.) 
Вот усталости и нет!
Всем друзьям физкультпривет!
(Поднять руки вверх со сжатыми кулаками.)



Предварительный просмотр:

БАРАШКИ
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
 

МОЯ СЕМЬЯ
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.


КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает –
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

ПЯТЬ УТЯТ
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке".Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

ВЕТЕР

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.



Предварительный просмотр:

ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Эти упражнения могут быть использованы: на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики дома или в детском саду, для развития и дифференциации различных мышечных ощущений. Некоторые из предложенных стихотворных игр могут быть переложены на музыку (возможно, на уже знакомые известные мелодии) и использованы на музыкально-ритмических занятиях.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

В условиях недостатка движения и нагрузки плохо развиваются мышцы, тонус мышечной ткани снижен; страдает и развитие костной системы; кроме того, у ребенка, который по каким-то причинам мало двигается, не совершенствуются двигательные навыки, такой ребенок плохо владеет своим телом; мало двигаясь, ребенок мало устает, а значит, плохо засыпает и некрепко спит, что отрицательно сказывается на состоянии нервной, иммунной и других систем организма, делает ребенка болезненным.

ЗАРЯДКА

Мы ногами — топ-топ,  Мы руками — хлоп-хлоп.

Движения выполнять по содержанию текста.

Мы глазами — миг-миг.

Руки на поясе. Моргаем лазами.

Мы плечами — чик-чик.

Руки на поясе, плечи вверх-вниз.

Раз — сюда, два — туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо -влево.

Повернись вокруг себя.   Раз — присели,                 два —привстали,                      Руки кверху все подняли. Сели, встали, Ванькой-встанькой  словно стали.                                      Руки к телу все прижали    И подскоки делать стали,  А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч.

Движения выполнять по содержанию текста*

Рад-два, раз-два, Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

ЗАЙЧИКИ

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.

Полуприседания с поворотами вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать.

Прыжки вперед-назад.

Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись.

Движения выполнять по содержанию текста.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть.

Приседание на корточки, потирание рук.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.

Выполнение прыжков, стоя на месте.

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.

Полуприседания с поворотами вправо-влево.

Кто-то зайку испугал, Зайка прыг — и ускакал.

Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз.

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ

Становясь в кружок вместе можно со взрослыми, дети можно под музыку делают следующие движения:

Мы топаем ногами,

Топают ногами.

Мы хлопаем руками,

Хлопают руками.

Качаем головой, Качаем головой.

Качают головой.

Мы ручки поднимаем,

Поднимают руки.

Мы ручки опускаем,

Опускают руки.

Мы ручки подаем

Берутся за руки,

И бегаем кругом.

Бегут по кругу.

БЕГИТЕ КО МНЕ

О детки, бегите, бегите скорей. Все детки, бегите, бегите скорей.

Дети разбегаются от ведущего-взрослого кто куда врассыпную.

Как птицы летите, летите скорей. Ко мне, мои детки, летите скорей.

Вытянув руки в стороны, дети совершают ими движения вверх-вниз, «слетаются» к ведущему.

О детки, бегите, бегите скорей. Все детки, бегите, бегите скорей.

Дети разбегаются от ведущего взрослого кто куда врассыпную.

Как змеи ползите, ползите скорей. Ко мне, мои детки, ползите скорей.

Дети ложатся и ползут по-пластунски к ведущему.

0 детки, бегите, бегите скорей. Все детки, бегите, бегите скорей.

Дети разбегаются от ведущего - взрослого кто куда врассыпную.

Как рыбки, плывите, плывите скорей. Ко мне, мои детки, плывите скорей.

Сложив ладони перед собой и вытянув руки, дети двигают ладонями и «плывут» по направлению к ведущему.

0 детки, бегите, бегите скорей. Все детки, бегите, бегите скорей.

Дети разбегаются от   ведущего взрослого кто куда врассыпную.

Как зайки, скачите, скачите скорей. Ко мне, мои детки, скачите скорей.

                                 

Дети прыгают на двух ногах по направлению к ведущему.

МЫ НОГАМИ ТОП

Дети поют вместе и можно под музыку делают следующие движения:

Мы ногами топ-топ-топ,

Дети вместе со взрослыми ходят по комнате и топают.

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп. Ай да малыши!

Ай да крепыши!

Высоко поднимая ладоши, хлопают.

По дорожке мы шагаем

Идут за воспитателем,

И в ладоши ударяем.

Хлопают в ладоши.

Топ-топ, ножки, топ!

Стоя на месте, топают ногами.

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

Хлопают руками.

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Руки на пояс — кружатся.

ВЕСЕЛЫЕ ХЛОПУШКИ

Пусть стоят на месте ножки.

Дети выполняют «пружинку» , руки на поясе.

Только хлопают ладошки.

Дети стучат по коленям.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

Хлопки перед собой.

А теперь скорей похлопай, Да погромче, за спиной.

Хлопки за спиной.

Выше, выше, выше хлопай, Руки выше поднимай.

Дети, хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки.

Ниже, ниже, ниже хлопай, Руки ниже отпускай.

Хлопая, опускают руки.

А теперь качать руками Можно целых пять минут.

Покачивают руками вперед- назад, выполняя «пружинку».

Отдыхая вместе с нами, Руки тоже отдохнут.

Приседают на корточки, складывая ладоши под щеку.

                              ПОКАЖИ ОТГАДКУ

Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка, Раньше всех встает, Голосисто поет.

Петушок. Руки на поясе. Высоко поднимая колени, с прямой спиной дети имитируют походку петушка.

Мордочка усатая, Шубка полосатая,                             Часто умывается,               А с водой не знается.

Кошка. Наклон вперед, ладонями упереться в пол, ходьба на четырех конечностях. Затем, опускаясь на колени и на локти, выгибать и разгибать спину.

Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет...

Черепаха. Дети медленно ползут на четвереньках вперед.

Ползет наоборот,               Задом наперед,                     Все под водой              Хватает клешней

Рак. Ползание по-пластунски

назад.

 

        

Малышу удобно в сумке Мчаться с мамой поутру. Только где ж играть с друзьями Маленькому...

Кенгуру. Прыжки на полусогнутых ногах.

С ветки — на травинку, С травки — на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка.

Кузнечик. Кувырок.

По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.

Гусь. Ходьба на согнутых ногах с высоко поднятой головой и прижатыми к туловищу руками.

Блещут в речке чистой Спинкой серебристой.

Рыбки. Лечь на живот, руки сведены ладонями и вытянуты вперед. Движения ладонями вправо-влево.

Заворчу,заурчу,                        В небеса улечу.

Самолет. Руки вытянуты в стороны. Бег.

Покажи отгадку

Крыльями машет,         Сама ни с места.

Мельница. Махи вытянутыми в стороны руками.

На большой цветной ковер Села эскадрилья,              То раскроет, то закроет Расписные крылья.

Бабочки. Поднять полусогнутые в локтях руки над головой до хлопка, а затем опустить.

Летом в болоте Вы ее найдете. Зеленая квакушка — Кто это?..

Лягушка. Ноги на ширине плеч, колени разведены в стороны, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Прыжки.

Прыг-скок, Прыг-скок. Длинноушка — Белый бок.

Заяц. Руки на поясе. Прыжки.

Танцевать он всем велит, Песни петь заставит.     Всех подряд он веселит, Устали не знает.               Он века у нас живет, Дружный, шумный ...

Хоровод. Взявшись за руки, водим хоровод.

                                               

                                            КАША-МАЛАША

Каша - малаша,                   ты так хороша,

Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой небольшие помешивающие движения (как будто мешаем кашу в кастрюльке ложкой).

Если добавить стакан молока.

Левой рукой, как будто держащей стакан молока, «вылить» его в воображаемую кастрюльку.

Масло и сахар мы в кашу кладем

Правой рукой положить в кастрюльку «масло», затем левой рукой — «сахар».

И эту кашу деткам даем.

Дети подносят обе ладони ко рту.

Каша-малаша, ты так хороша,

Правая рука сжата в кулак, выполнять перед собой размашистые движения, помешивая «кашу».

Если добавить кувшин молока.

Двумя руками, как будто держащими кувшин молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю.

Масло и сахар мы в кашу кладем.

Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой — «сахар».

И эту кашу взрослым (мамам и папам) даем.

Дети подносят обе ладони ко ртам взрослых, участвующих в игре.

Каша-малаша, ты так хороша,

Две руки сжаты в один кулак, выполнять перед собой широкие размашистые движения, помешивая «кашу».

Если добавить ведро молока.

Двумя руками, как будто держащими ведро молока, «вылить» его в воображаемую кастрюлю.

Масло и сахар мы в кашу кладем

Правой рукой положить в кастрюлю «масло», затем левой рукой — «сахар».

И эту кашу великанам даем.

Поднять обе руки вверх и показать «великана».

Повторить упражнение левой рукой.

                                           

                                       ВЕСЕЛЫЙ ЗООПАРК

Мы шагаем в зоопарк,              Побывать там каждый рад!

Ходьба.

Там медведи и пингвины,   Попугаи и павлины,                           Там жирафы и слоны,               Обезьяны, тигры, львы.

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все мы весело играем                       И движенья выполняем.

Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево.

Это  ЛЕВ. Он царь зверей,                 В мире нет его сильней.                Он шагает очень важно,                 Он красивый и отважный.

Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе.

А смешные ОБЕЗЬЯНЫ Раскачали так лианы,

Исходное положение: стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания.

Что пружинят вниз и вверх     И взлетают выше всех!

Прыжки с хлопками над головой.

А вот добрый, умный СЛОН Посылает всем поклон.           Он кивает головой                    И знакомится с тобой.

Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны.                                       Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево.

Лапку к лапке приставляя, Друг за другом поспевая,           Шли ПИНГВИНЫ дружно в ряд,  Словно маленький отряд.

двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряженных ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево.

КЕНГУРУ так быстро скачет, Словно мой любимый мячик.       Вправо-влево, поворот,            Прыжок назад, потом вперед.

Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять легкие прыжковые движения вправо-влево, вперед-назад.Движения соответствуют тексту.

МИШКА головой мотает,                К себе в гости приглашает,               Он вразвалочку идет,              Танцевать с собой зовет.

Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты. Руки, согнутые в локтях, нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются.

Вот ЗМЕЯ, она пугает,                           И к себе не подпускает.               По земле ползет она,     Извивается слегка.

Волнообразные движения правой рукой. Волнообразные движения левой рукой. Волнообразные движения туловищем.

Вот ПАВЛИН. Он чудо-птица           И всегда собой гордится, Выступает ровно, прямо.  Смотрит гордо, величаво!

Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носок, с одной ноги на другую.

ПОНИ бегает, резвится,             Хочет с нами подружиться.          И в тележке расписной              Покатает нас с тобой.

Выполняют движения легкого бега с высоким подъемом ног.

Вот и вечер наступает,             Зоопарк наш засыпает,             Засыпает до утра,                                Нам уже домой пора.

Ходьба.

ХЛОП, РАЗ

Руки вверх мы поднимаем,                 А потом их опускаем,                                   А потом их разведем                                  И к себе скорей прижмем.                         Хлоп раз, еще раз,

Мы похлопаем сейчас,                               А теперь скорей, скорей                          Хлопай, хлопай веселей!

Движения соответствуют тексту.

                                                   СОЛНЫШКО

Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше.

Поднять руки вверх.  Потянуться.

К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хорошо, хорошо, Солнышко смеется.             А под солнышком нам Весело живется.

Хлопать в ладоши. Улыбаться

C:\Users\Kraftway\Диск Полины\самообразование\full_size_45736_95424_45.jpg


ОСЕНЬ

Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап!

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох мох!

Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз.

Где листок к листку прилип,                             Появился гриб, гриб, гриб!

Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку.

Кто нашел его, друзья?

Дети стоят прямо, пожимая плечами.

Это я, это я, это я!

Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

ЖАВОРОНОК

В небе жаворонок пел,

Дети выполняют маховые движения руками.

Колокольчиком звенел,

Вращают кистями поднятых рук.

Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве.

Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз.

Тот, кто песенку найдет,

Дети приседают, руками обхватывают колени.

Будет весел целый год.

Дети стоя весело хлопают в ладоши.

 

ВЕТЕР И ЗАЙКА

Из сугроба на опушке  Чьи-то выглянули ушки,

Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «зайка шевелит ушками».

И помчался, скок-скок-скок, Белый маленький зверек.

Легкий бег, «лапки» сложены перед грудью.

Вот запрыгал он проворно По тропинкам по зеленым.

Легкие прыжки с продвижением вперед и поворотами вокруг себя.

Ветер у березок кружит, Шевелит зайчишке уши.

Выполнять маховые движения руками перед собой, постепенно поднимая руки вверх.

Ветер-ветер, поиграй-ка,

Хлопки в ладоши.

Не догнать лихого зайку!

Бег.

ЧТО ВЫШЛО

Подними ладошки выше            И сложи над головой.             Что же вышло?                  Вышла крыша.

А под крышей — мы с тобой.

Дети складывают руки над головой.

Подними ладошки выше, А потом сложи дугой.          Кто же вышел?                 Вышли гуси —                Вот один, а вот другой,

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.

Подними ладошки выше  И сложи перед собой.            Что же вышло?                   Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».

НА ДВОРЕ МОРОЗ И ВЕТЕР

Ребенок выполняет движения, о которых говорится в тексте песни:

На дворе мороз и ветер,  На дворе гуляют дети, Ручки, ручки потирают, Ручки, ручки согревают.

Дети потирают одну ладонь о другую.

Не замерзнут ручки-крошки Мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем!

Хлопают в ладоши.

Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко.  Вот как топать мы умеем, Вот как ножки мы согреем!

Топают ногами в такт словам.

             

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ                                      Дети становятся в круг, ведущий говорит и показывает движения. Игра повторяется 3-4 раза.

Зайка серенький сидит

Взрослый садится.

И ушами шевелит.

подносит пальцы к голове, шевелит ими, поворачиваясь вправо и влево.

Вот так, вот так                           Он ушами шевелит.

Дети подражают движениям взрослого и повторяют за ним слова.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть.  Вот так, вот так            Надо лапочки погреть!

хлопают в ладоши и повторяют две последние строчки.

Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.    Вот так, вот так             Надо зайке поскакать!

Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке поскакать! »

Зайку волк испугал!

Взрослый рычит.

Зайка тут же убежал!

Дети разбегаются врассыпную.



Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата                                      и чувства равновесия

Развитие вестибулярного аппарата

Для того, чтобы понять, почему так важно уделять внимание вопросам стимуляции вестибулярного аппарата, нужно понять, что центральную роль в биологических функционированиях мозга играет  вестибулярный аппарат. Когда ребенок растет в утробе матери, вестибулярная система становится первым набором инструментов организма, а затем выступает в качестве фундаментальной основы для развития всех других процессов головного мозга.
Вестибулярная системы, а получает сырую информацию от вестибулярных органов, которые состоят из трех полукружных каналов и отолитового органа. Три полукружных каналов ориентированы вдоль X, Y и Z оси и определить движение по каждому из трех измерений пространства. Когда головка перемещается, волосковые клетки обнаруживают движение жидкости внутри каждого канала. Мозг использует эту информацию для расчета изменения в инерции, во многом таким же образом, как инерциальная навигационная система на авиалайнере чувствует изменение в положении и скорости. Отолит использует маятник - как придаток, ориентируясь на вертикальную силу тяжести.
Потому как вестибулярный аппарат сочетает в себе инерциальную информацию из трех полукружных каналов с гравитационной ориентацией предоставляемых вестибулярным аппаратом, это основа нашей инерциальной гравитационной модели мира,  наша модель мира, как трехмерное пространство с ясным чувством верха и низа. Когда ребенок продолжает развиваться в матке, развиваются основные отделы мозга, тактильные, слуховые и визуальные рецепторы, но они развиваются в связи с вестибулярной системы, это и есть чувство равновесия.
Поэтому вестибулярная система играет такую ключевую роль в основе восприятия, проблема отсутствия баланса может вызвать много, казалось бы, несвязанных, проблем в функциях мозга.

Данные упражнения предназначены для проведения утренней гимнастики в детском саду или в домашних условиях. Кроме того, часть упражнений может быть использована на физкультурных паузах во время занятий, на прогулке .

                     ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки,         Раз-два, раз-два.

Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии).

По камешкам, по камешкам,                           По камешкам, по камешкам, Раз-два, раз-два.

Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох).

По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке.

Ходьба по ровной поверхности.

Устали наши ножки,  Устали наши ножки.

Присесть на корточки.

Вот наш дом, В нем живем.

Сложить ладони, поднять руки над головой.

3-5 лет. Время предложить ребенку самокат. Не на трех колесах (особо устойчивый) и не какую-нибудь из моделей, модных среди взрослых (с очень маленькими колесиками), а нормальный детский самокат. Ребенок от постоянного отталкивания ногой в процессе движения постепенно приходит к свободному скольжению, стоя обеими ногами на площадке, — здесь без хорошего чувства равновесия не обойтись. Самокат дает замечательную возможность для его тренировки, особенно если иметь в виду, что вскоре ребенку предстоит научиться ездить на велосипеде. Кроме того, передвигаясь на самокате, дети постепенно расширяют радиус «осваиваемой территории», что ведет к развитию самостоятельности.

 4  года. Лестницы давно уже не являются для детей препятствием, но теперь они умеют пользоваться ими, «как большие»: переносят ногу на следующую ступеньку, не пытаясь сперва утвердиться обеими ногами на предыдущей. Большое достижение, особенно если учесть высоту ступенек в сравнении с ростом ребенка!

5  лет. Теперь можно говорить почти об артистическом владении желанным навыком. Даже для иного взрослого непросто простоять 15 секунд на одной ноге — для удержания равновесия требуется особая тонкость ощущений и чувств. Дети делают это в совершенстве и без устали скачут на одной ножке, например, играя в классики или еще в какие-нибудь замысловатые игры. Наблюдайте за успехами своего ребенка в овладении искусством удержания равновесия. Ободряйте и хвалите его. Хорошо развитое чувство равновесия — основа владения собственным телом, что, как известно, служит лучшей страховкой от несчастных случаев. Не расстраивайтесь, если ваш малыш приобретает тот или иной навык не так быстро, как написано выше, — у каждого свой личный темп развития. Если речь идет о существенном отставании, конечно, надо посоветоваться с детским врачом.

ИГРЫ на развитие вестибулярного аппарата  и чувства равновесияC:\Users\Kraftway\Диск Полины\самообразование\d4768afa3ca5bf11ca17c64dabf8599d.jpg

«Краб». Развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

Гигантский шаг. Развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

Ходьба с остановкой. Развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

Ходьба с предметом на голове. Вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.                                                                         Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель». Руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.C:\Users\Kraftway\Диск Полины\самообразование\19.jpg