Адаптация.
Предварительный просмотр:
Адаптация к детскому саду!
Адаптация –это приспособление или привыкание организма к новой обстановки. Для ребёнка садик, несомненно, является ещё неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
1.Эмоции ребёнка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья,»плача за компанию»до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявление страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нём, уйдя из сада на работу. Малышь боится, что вы предали его, что не придёте за ним вечером, что бы забрать домой). На фоне стресса у ребёнка вспыхивает гнев, который, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого , собирающего оставить его).В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать депрессивные реакции и «заторможенность»детей, как будто эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен с расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или яркий стимул(необычная игрушка, весёлая игра).Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то всё в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателями.
В первые дни снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, малообщительными. Малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них ещё не развита сюжетная игра, в которую включалось бы несколько детей.
О том, что адаптация идёт успешно, можно судить о том, что кроха всё охотнее взаимодействует с воспитателями в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.
3.Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже совсем отсутствует на фоне стрессовых реакций. Иногда даже ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требует посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, ребёнок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дни адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время»растерять»навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
5.Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.
6.Двигательная активность.
Некоторые дети становятся»заторможенными», а некоторые - неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется и активность дома. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7.Сон.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаются с плачем. Дома также может быть беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
8.Аппетит.
В первые дни у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид , и вкус),а также со стрессовыми реакциями - малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть съест не всё, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
9.Здоровье.
Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма к инфекциям и он может заболеть в первый месяц( а то и раньше) посещая садик. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется- бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он и испытывает не явно, неосознанно, не отдавая себе в нём отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность , с лёгкостью попадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма безусловно оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка.
Конечно, многие родители ждут, что негативные моменты поведения и реагирования исчезнут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация происходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
Кому адаптироваться легче?
1.Детям,чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. та подготовка могла заключаться в том, то родители читали сказочные истории о посещение садика, играли « в садик»с игрушками, гуляли возле садика или на территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
2.Детям,физически здоровым , т.е. не имеющим ни хронических заболеваний , ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям.
3.Детям, имеющим навыкам самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объёме) , «горшочный» этикет, самостоятельное принятие пищи.
4.Детям, чей режим близок к режиму сада. а месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим к тому , какой его ждёт в саду. Для того чтобы легко вставать утром, ложиться нужно не позже 20:30.
Тяжело приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий(чем больше тем сложнее).Особенно трудно малыша, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом.