«Инновационная деятельность на базе КФУ»

Шибалова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Отчет  об  инновационной   деятельности   за 2017 год.

Информационная  карта  инновационной  деятельности  

Полное наименование  образовательной  организации  (учреждения)

МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

Контактные данные: почтовый  адрес, телефон,  адрес  официального  сайта, электронная  почта  

422540, РТ, Зеленодольский район,

 г. Зеленодольск, ул. К. Маркса, д.61а, кв.96, +79178656598,

mama16102008@mail.ru

 Тема инновационной  разработки

«Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников»

Автор, авторский  коллектив инновационной  разработки

Шибалова Наталья Владимировна

Краткое описание  инновационной  разработки  (актуальность,  новизна,  цель, задачи, ресурсы,  содержание работы,  полученные  результаты  (либо ожидаемые результаты,  если только  приступили  к этой теме)

Метод учебного проекта позволяет повышать у учащихся интерес к предмету,  развивать учебную  мотивацию,  углублять знания по заданной теме. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают учащиеся, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Сведения  о распространении  инновационного  опыта:

 - участие в научно-практических  конференциях

  - открытые уроки  по инновационной  деятельности  на уровне муниципального района и республики;

 - участие в конкурсах,  семинарах  по инновационному  направлению  деятельности;

 -печатные работы за отчетный период и др.

1.Выступление в рамках программы повышения квалификации учителей начальных классов «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО», проведённое на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе», 11 марта 2017 г.

2.Публикация в сборнике материалов Международной научно-практической конференции 17 марта 2017 года  «Теория и практика развивающего обучения», проведённой Институтом психологии и образования на базе МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ», «Проект «Читай и мечтай»», 2017 год, 2 страницы.

3.Публикация в сборнике научных трудов по материалам научно-практической конференции 31 января 2017 года «Наука, образование, общество» по теме  «Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода», часть 4, Тамбов, 2017 год, 2 страницы.

4.Публикация в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одарённости», проведенной Министерством образования и науки Российской Федерации в г. Казань 19 сентября 2017 года,   на тему «Система работы с одарёнными детьми в начальных классах», 2017 год, 4 страницы. 

5. Публикация в сборнике  Всероссийской научно-практической конференции «Современная образовательная практика проблемного обучения» (в рамках мероприятий, посвященных 90-летию М.И. Махмутова), проведённой в г. Казань, 16-17 марта 2017 г., на тему «Развитие навыков проектной деятельности младших школьников», 2017 год.

Сведения, подтверждающие  эффективность  инновационной  разработки  (положительная  динамики):  

- конкурсное  движение, участие в олимпиадах,  смотрах,  конкурсов  обучающихся  (муниципальный,  республиканский  всероссийский  уровень);

 - качество образования   (высокобалльники);   -др.

1.Министерство по делам молодёжи и спорту РТ, МБУ «ОМК «Исток», ПК «Афина». День науки, конкурсная программа, посвящённая году экологии в России, Каныгина Валерия, 2 место, работа «Экология», Зеленодольск, 2017 г.

В течение двух лет все учащиеся лицея готовят индивидуальные проекты и в конце учебного года защищают их.

Результат защиты проектов учащихся 4 б класса в 2016-2017 учебном году:

высокий уровень – 24 человека;

повышенный уровень – 4 человека;

базовый уровень – 1 человек.

Форма представления  инновационной  деятельности  (указать одну из    предложенных):  -  «Мастер-класс»  учителя  по инновационной  деятельности в рамках программы  ПК;  |

  -  семинар-практикум  для слушателей  программы  ПК (на базе 00);

 -  элективный  курс в рамках  заявленной  темы;   -  открытый урок по инновационной  деятельности  на уровне муниципального  района,  республики;

 - печатные  работы;

  - разработки  (контрольно-измерительные  материалы и др.)

 Отчет об инновационной  деятельности должен  содержать  текстовый материл,  а также видео и  фотоматериалы.

1.Выступление в рамках программы повышения квалификации учителей начальных классов «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО», проведённое на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе», 11 марта 2017 г.

2.Публикация в сборнике материалов Международной научно-практической конференции 17 марта 2017 года  «Теория и практика развивающего обучения», проведённой Институтом психологии и образования на базе МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ», «Проект «Читай и мечтай»», 2017 год, 2 страницы.

3.Публикация в сборнике научных трудов по материалам научно-практической конференции 31 января 2017 года «Наука, образование, общество» по теме  «Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода», часть 4, Тамбов, 2017 год, 2 страницы.

4.Публикация в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одарённости», проведенной Министерством образования и науки Российской Федерации в г. Казань 19 сентября 2017 года,   на тему «Система работы с одарёнными детьми в начальных классах», 2017 год, 4 страницы. 

5. Публикация в сборнике  Всероссийской научно-практической конференции «Современная образовательная практика проблемного обучения» (в рамках мероприятий, посвященных 90-летию М.И. Махмутова), проведённой в

г. Казань, 16-17 марта 2017 г., на тему «Развитие навыков проектной деятельности младших школьников», 2017 год.

        



Предварительный просмотр:

Хмельницкая Наталья  Евгеньевна

 г. Зеленодольск

МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Картавых Рахиля Шакирзяновна

г. Зеленодольск

МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Шибалова Наталья Владимировна

г. Зеленодольск

МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Почтовый адрес: 422520,  РТ, г. Зеленодольск,

МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ», ул. Юности, д.3

тел. 89178656598

e-mail: mama16102008@mail.ru

Проект «Читай и мечтай» .

«Даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, мы не вправе с этим смириться. Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал», -

В.В. Путин.

         В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования  лежит системно - деятельностный подход, который предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  способной решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентностью. Читательская компетенция -  постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которая совершенствуется на протяжении всей  жизни. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий. Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».

        Какие  причины спада интереса к чтению мы знаем? Родители считают, что ребенок,  поступив в первый класс, должен с этого момента читать сам, и поэтому перестают  читать детям вслух.  У ребенка же на данном этапе ещё  не сформированы навыки чтения, (а именно многие дети читают ещё по слогам), и он не способен улавливать смысл прочитанного.  Ребёнок будет тянуться к книге только тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Именно в этот период необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

        Сегодня, когда чтение  рассматривается как национальная ценность, нужно помочь детям полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу,  родители облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

        Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя - ребёнка является утрата традиции семейного чтения. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Следовательно, на сегодняшний день возрождение семейного чтения является важной задачей в воспитании читателя. Поэтому  мы  совместно с родителями проводим  акцию «Читающая мама – читающая нация». На уроки внеклассного чтения приходят представители семьи и читают вслух детям произведения. Было очень приятно, когда в акции  приняли участие  не только мамы, но и другие  члены семьи и их родственники (папы, бабушки, дедушки, тети, дяди). После прочтения они вместе обсуждают поступки героев, высказывают своё мнение о прочитанном.

        Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

        Наша следующая акция «Читаем вместе с ребенком».  Семья выбирает небольшое произведение и представляет его классу. Члены семьи  заучивают и цитируют отрывки, делятся впечатлениями о прочитанном, рисуют диафильмы. Этот пример  заразителен для всех.

         В классе вывешиваем   «Экран прочитанных книг», где ребенок сам  отмечает  прочитанные книги.

         Устраиваем выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предлагаем ребенку прокомментировать свои рисунки.

        Выбираем текст с ярким сюжетом, который начинает читать учитель. На самом интересном месте учитель останавливается. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. После прочтения проводим обсуждение.

        Рекомендуем родителям  читать детям  ежедневно, хотя бы  по 10 минут в день. Читать нужно с выражением, подражая голосам персонажей, а главное, обсудить  прочитанное.

        В результате работы  над формированием читательской компетенции ученики младших классов приобретают необходимые в этом возрасте навыки работы с книгой. В ходе регулярного общения с книгой у детей формируются потребность в чтении и культура чтения, расширяется литературный кругозор.

Цель проекта:

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи проекта:

  • научить ребенка самостоятельно,  добровольно находить, выбирать книгу - собеседника; 
  • научить полноценному общению с книгой, то есть читательской самостоятельности;
  • формировать коммуникативную активность;
  • обогащать внутренний мир ребенка через книгу;
  • расширять знания о литературных произведениях;
  • возрождать традиции семейных чтений;
  • формировать информационную культуру личности учащихся.

План мероприятий по реализации проекта:

1. Анкетирование родителей, учащихся. Проведение родительского собрания "Как помочь ребенку стать читателем".

2. «Путешествие в Книжкин дом», библиотечный урок.

3. «Читаем детям о войне».

4. «Весёлая семейка Николая Носова», литературный видео-час, посвящённый творчеству писателя.

5. «Книжный круговорот! Превратим весь класс в библиотеку!» Буккроссинг.

6. Литературная викторина «Своя игра» по сказкам Р.Киплинга.

7. Воспетый  подвиг. Война и искусство. «Горячий камень» А.П. Гайдар, литературная викторина.

8. Акция «Читающая мама, читающая нация», «Детство Тёмы» Н. Г. Гарин-Михайловский.

9. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…»,  фестиваль  сказок А. С. Пушкина.

10. Литературно-музыкальная композиция «Далёкий путь к просвещению», посвященная  Каюму Насыйри.

11. Аукцион плакатов по теме: «Читать не вредно. Вредно не читать».

12. «Сказочник с грустными глазами», литературный час, посвященный  Х. К. Андерсену.

13. «Очень важно для человека знать дорогу в библиотеку», посещение ЦДБ им. Гайдара.

14. Книги, посвященные  Великой Победе. Сбор материала для виртуальной книги Памяти лицея.

15. Конкурсы чтецов.

16. Проект «Книги-юбиляры».

Список литературы:

  1. Гобова Е. С. Понимать детей - дело интересное / Е. С. Гобова. - М.: Аграф, 1997. – 240 с.
  2. Егорова Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Начальная школа. - 1998. - № 9. - С.11-16.
  3. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2006. - 240с.
  4. Мороз Е. И. Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности. [Электронный ресурс] http://uobr.net/wp-content/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm
  5. Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека.- № 1.-2006.
  6. Тихомирова И. И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.- № 5.-2002.
  7. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. // Школа, 1999. № 18.
  8. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
  9. Светловская Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005, № 2.
  10. Чечерина Н. Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям. // Я – мама, 2006, № 2.
  11. Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма
    в процессе обучения детей. Российская государственная российская библиотека.
    http://metodisty.narod.ru/vsd04.htm
  12. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
  13. Козырева А. С., Яковлева В. И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. – № 3. – с. 67-69.
  14. Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 1990. – № 3 – с. 16 –21.
  15. Светловская Н. Н. Самостоятельное чтение младших школьников. Теоретико-экспериментальное исследование. – М., Педагогика, 1980 г.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Н. В. Шибалова

(Зеленодольск)

     Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

    Под  проектом  подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению субъективно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации; под методом проектов -  технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

    При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников  компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

    Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимся какой-то проблемы. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее разрешение, которое непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема  - то конкретное ее разрешение, оформленное в информационном продукте; если практическая  - конкретный продукт, готовый к использованию

    Основное время, выделяемое на проектную деятельность, необходимо для самостоятельной работы учащегося с различными ресурсами (информационными, техническими и т.п.), поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива. При этом учащийся достигает поставленной цели средствами различных учебных предметов, а также информации и технологий, выходящих за их пределы, значит, работа над проектом не может быть организована в рамках традиционного урока. Метод проектов   - это учебная деятельность, связанная с непрерывными «пробами» вне стен школы, в окружающей социальной действительности.

    Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как фасилитатор, т.е. помощник.

   Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится  субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

    Проектная деятельность в школе нужна, прежде всего, для формирования компетентностей, и неважно, на каком содержании будет строиться проект, но крайне важно, чтобы учащийся разрешал проблемы, которые могут быть устранены только средствами проектной деятельности. Логика работы над проектом в любом случае одинакова: сначала анализ ситуаций, потом постановка проблемы, определение цели, задач и т.д.

    Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен быть детально продуман на этапе планирования. Так как продукт получается при выполнении проекта, решающего значимую для ученика проблему, то он воспринимается учащимся как ценный в первую очередь для самого себя.

    Главное при работе над проектом  - разрешение проблемы, достижение поставленной цели. И как раз для достижения цели нужен продукт. То есть продукт важен не сам по себе, а лишь в той степени, насколько он позволяет достичь цели. Продукт действительно является своего рода показателем того, что проект состоялся. Именно продукт представляется на презентации. Однако абсолютизация ценности продукта может привести к попытке планировать работу над проектом «от продукта» (сначала придумывается, что нужно делать, а потом придумывается, какую проблему это нам помогло решить), а это нарушение общего алгоритма работы над проектом.

    Помня о том, что главное в проекте - достижение цели, т.е. получение результата, мы отдаем себе отчет в том, что оценить результат сложно.  Однако ученика необходимо учить прогнозировать то, что у него получится. Именно поэтому в проектной деятельности в школе особое внимание уделяется планированию того, что объективно проще спрогнозировать и оценить, т.е. планированию продукта.

    Информацию можно черпать не только из книг, но и общаясь со специалистами, проводя опрос, наблюдая за окружающим миром, работая в сети Интернет и т.д. Для того чтобы формировать информационную компетентность, нужно предоставлять ученику возможность самому ориентироваться в источниках информации. Во-первых, необходимо заручиться поддержкой родителей, так как проектная деятельность в корне отличается от организации традиционной познавательной деятельности ученика в школе. То есть родителям необходимо объяснить, чем и зачем ученик занимается. Во-вторых, родители могут быть привлечены в качестве ресурса, например, выступить в роли консультанта для ученика, причем не обязательно собственного ребенка. Родители также могут быть привлечены к организации доступа ученика к ресурсам, расположенным за пределами образовательного учреждения. В-третьих, родителям нужно объяснить, что не нужно делать работу ЗА ученика.

    Каждый проект предполагает получение какого-либо продукта. Это могут быть: видеофильм,  альбом,  макет, модель, журнал, газета, костюм, словарь, атлас, выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо,  сбор лекарственных трав, анализ данных социологического опроса, игра, карта, праздник, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, справочник,  сценарий, учебное пособие, чертёж, экскурсия и т.д. Этот список можно  продолжить.

    Презентацию проектов можно организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для поиска жанров и организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

    При защите проекта ученик не должен рассказывать о том, как шла работа над проектом. Во-первых, это некорректно по отношению к зрителям на презентации, их нужно заинтересовать продуктом, а не нагружать технологическими подробностями. Во-вторых, это некорректно по отношению к ученику, работавшему над проектом. Напомним, что в проекте разрешаются личностно значимые проблемы, о которых не принято и, может быть, неприятно рассказывать посторонним людям. Поэтому НЕЛЬЗЯ требовать от ученика рассказа о проблеме, которую он разрешал.

    Цель презентации продукта  - представить его вниманию общественности. Получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена. Защита проекта ВМЕСТО презентации продукта является ошибкой.

    В основе защиты должна быть монологическая речь, иначе невозможно  оценить уровень сформированности коммуникативной компетентности ни по линии критериев, связанных с монологом, ни по линии критериев, связанных с ответом на вопросы. При подготовке к выступлению обычно составляется план, готовятся наглядные материалы, презентацию можно отрепетировать с руководителем проекта.

        Процедура презентации предполагает монолог ученика и ответы ученика на вопросы. Вопросы могут быть самые разные, но учитель должен помнить, что во время ответов на вопросы нужно будет поставить ученику оценку за уровень сформированности коммуникативной компетентности по аспекту «Устная презентация». Значит, должны прозвучать вопросы, направленные на выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности. И если эти вопросы не заданы зрителями, то руководитель проекта ОБЯЗАН сам их задать. Наличие вопросов после презентации  - свидетельство успеха презентации, того, что аудитория не осталась равнодушной. То есть заменить существующий стереотип на другой: «Чем больше было задано вопросов, тем лучше прошла презентация». Учителю следует помнить о том, что если он показывает пример  - т.е. сам задает вопросы,  - то ученики быстро «подхватывают игру».

    Завершение работы над проектом предполагает обсуждение и оценку результатов деятельности: анализ сильных и слабых сторон работы над проектом, причин успехов и неудач, определение возможных способов преодоления трудностей в будущем.

    Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают учащиеся, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

          Э.А. Михайличенко,  Н. В. Шибалова, учителя начальных классов

МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ»,  г. Зеленодольск, РТ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Нынешнее время требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.

 В настоящее время можно говорить о разнообразии форм работы, предлагаемой детям с повышенными способностями. Однако очевидно и то, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ.

В связи с этим  необходимо  способствовать максимальному раскрытию потенциальных возможностей одарённых детей, в том числе совершенствовать систему выявления одарённых детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разрабатывать индивидуальные «образовательные маршруты» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формировать личностное и профессиональное самоопределение.

Человеческое мышление, способность к творчеству являются величайшим даром природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но  очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Одаренные  дети, дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и в обыденной речи одарённых детей  нередко называют вундеркиндами. Раннее проявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Система специализированных школ, а также факультативов, кружков, секций не охватывают всего круга одарённых детей.

Для учителя важно - не ошибиться в определении вида  одарённости у каждого ребёнка. Педагогический  опыт работы подсказывает, что выявление, развитие и обучение одарённых детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одарённости служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливых  детей. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Работа по выявлению  одарённых детей включает в себя следующие этапы:

- выявление мнения родителей о склонностях, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;

- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей и др.

    Но многообразие и индивидуальное своеобразие феномена одарённости, изучение мотивационно - потребностной сферы одарённого ребёнка, требует предварительного ответа на следующие вопросы:

1. С каким видом одарённости у ребёнка мы имеем дело:

- общей одарённостью - она проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности);

 - специальной – она обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

2. В какой форме проявляется его одарённость:

 - явной - проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения;

- скрытой - проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных».

Критерии и методы диагностики:

- рейтинг предметов; классические тесты Ганса Айзенка;

- опрос и анкетирование учащихся и родителей по выявлению склонностей к определенному направлению учебной деятельности;

- диагностика уровня развития основных психических процессов младших школьников;

- результаты входных, промежуточных и итоговых олимпиадных работ по предметам.

      Определив таких ребят, нужно научить их думать и предпринимать все возможное для развития их способностей.

Главным помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

- математические игры;

- магический квадрат;

- задачи-шутки;

- геометрические задачи.

      В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся можно  использовать творческие и занимательные задачи, развивающие задачи-минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач лучше отводить не более 1 минуты и требовать  подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения можно дать подсказки, затем подробно разбирать эти задачи. Также хорошо использовать  упражнения на развитие мышления.  Учащимся  предлагается ряд, состоящий из 4 слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.

     Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов. Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности. В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола». А как же рационально использовать время, которое есть у одарённого ребенка? На уроках математики такому ребёнку можно разрешать  идти дальше, то есть он проходит тему за меньшее время, и решает задания из дополнительного материала, подготовленного учителем.

     Важной формой работы с одаренными учащимися  являются олимпиады и различные конкурсы. Они способствуют выявлению наиболее способных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Учащиеся нашего лицея постоянно участвуют в дистанционных конкурсах, а также и очных. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и регионального  уровней мы проводим  в течение всего учебного года. С талантливыми детьми  занимаемся  после уроков во внеурочной деятельности: решаем нестандартные задачи, создаем проектные и  исследовательские работы, презентации.

 Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.

«Каждый педагог должен помнить: цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте с душой». И хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

  Литература

       1. Блонский П. П. Возрастные особенности детей. — М., 1971.

       2. Вайнваг Поль. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.

       3. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребёнка // Вопросы психологии.— 1969. — № 1.

        4. Матюшкин A. M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989.— № 6.

         5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: Безруких М. М., Болотов В. А., Глебова Л. С. и др.- 3-е изд., стереотип. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.

          6.  Тэкэке К. Белые вороны (проблемы воспитания одарённых детей). - Ижевск, 1993.



Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших школьников

на основе системно – деятельностного подхода.

                                                                                           

                                                                                             Шибалова Н.В.

                                                                                           

                  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

            «Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района

Республики       Татарстан»

         Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды  и убеждения, а так же оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём. Основной задачей учителя начальных классов является довести речевые умения ребёнка, оканчивающего начальную школу, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни  один ученик в классе. Учитель обязан совершенствовать речь ребёнка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

      Работу по развитию речи детей начинают с добукварного периода, когда дети еще не умеют читать. Каждую картинку азбуки внимательно изучаем, составляем предложения, небольшие рассказы, подбираем синонимы, даём описания предметов.  Провожу словарные, синтаксические, интонационные упражнения по анализу текста. Разнообразные работы со словом, словосочетанием, предложением, текстом даёт возможность повысить и уровень грамотности. Анализ и пересказ текстов подготавливает детей к самостоятельному изложению результатов наблюдений, обобщению прочитанного. На уроках чтения словарной работе отводится много времени. Из чего же складывается эта работа? В ней сливаются четыре направления:

 1) обогащение словарного запаса, усвоение тех новых слов, которых дети раньше не знали, новых значений слов; 2) уточнение словаря, то есть углубление понятий уже известных слов, выяснение их оттенков, различие между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений; 3) активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в тексте; 4) устранение нелитературных слов, употребляемых детьми.

        Раз в неделю стараюсь производить изложение. Тексты подбираю интересные, имеющие образовательные и воспитательные значения. Если содержание рассказа позволяет – устанавливаем связь с личным опытом детей.

        Очень люблю работу с деформированным текстом. Проводить её начинаю с первого класса. С начала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложения, а затем предлагаются предложения и детям нужно установить их порядок, что бы получился текст. Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связанные высказывание разных типов. Преобладает в заданиях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событии из жизни ребёнка, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого к знаниям в мир, богатый  интеллектуальной жизни.

         Большое значение в развитии речи предаю работе над сочинениями. К каждому сочинению готовимся заранее. Ходим на экскурсии. Подбираем стихи, красивое описание из художественных произведений, пословицы, синонимы: на уроке ученик строит своё знание сам, высказывает свои мысли вслух, даже если они не правильные, сам описывает своими словами  собственные образы. Моя задача состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. Созданию текста помогают рисование, групповая деятельность, обсуждение, уточнение деталей, актуализация знаний, организованное перемещение в пространстве класса, смена места написания текста.

         Озвучивание или афиширование текста и последующая рефлексия завершают творческую работу. Необходимо отметить, что не допускаются никакие исправления ошибок (иначе текст не может стать свободным, творчество будет сковано страхом перед ошибкой.) Грамотности можно учиться в другое время, в другой форме. Здесь цель не та.

          Уже в первом классе знакомлю детей со словарями. Они с удовольствием пользуются толковым, словообразовательным словарями, словарём С.И. Ожегова, с интересом листают словари пословиц и поговорок, фразеологизмов. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, походах. Стараюсь как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии в лес, на озеро. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. На прогулках мы изучаем, наблюдаем природу, составляем словосочетания, предложения, подбираем красивые сравнения, а в классе рождаются удивительные стихи или рассказы.

            Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально.  Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, это значит расширять его жизненный опыт. Работа над развитием речи долгая и кропотливая. Но систематическая работа всегда приводит к успеху.



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения

профессионального уровня педагога

ФИО___Шибалова Наталья Владимировна

Должность, место работы:  учитель начальных классов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».

Методическая тема (тема самообразования): «Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников». 

Цели профессионального развития

Изучение методов и приемов, способствующих  формированию проектно- исследовательской деятельности младших школьников в 2017-2022 гг.

Разделы плана

1. Изучение психолого-педагогической литературы

Тема

Литература

Форма отчета

 1

Организация научно – исследовательской деятельности учащихся.

 Ивочкина Т. , Ливерц И.– М.: Народное образование № 3, 2000

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей детей занимает организация проектной и исследовательской  деятельности учащихся. Это дает возможность: обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помочь развитию творческого мышления.

2

Методические рекомендации исследовательской работы.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. М.,2006.-28 с.

Целью научно-исследовательской работы с учащимися является формирование у детей и подростков практических умений и навыков к исследовательской деятельности, пониманию учащимися экологических, социальных и экономических проблем, воспитанию у детей любви к природе, ответственности за ее сохранение и рациональное использование.

3

Методика исследовательского обучения младших школьников.

Метод проектов в образовательном процессе.

Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.

 Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Дидактические материалы для обучения педагогов / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. № 1.  - Самара: Профи, 2002.

Предлагаемое пособие ориентировано на решение практических задач исследовательского и проектного обучения в образовательной практике современной начальной школы. В нем описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Тема

Срок

Форма отчета

 1

Программа «Экология»

2017-2022 гг

Программа разработана и реализуется в рамках урочной деятельности

2

Экология растений.

Экология животных.

Окружающая среда и здоровье человека.

Социальная экология и охрана природы.

2017-2018 гг

2018-2019 гг

2019-2020 гг

2020-2022 гг

Разработка учебно-методического сопровождения

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

3

Экология растений.

Экология животных.

Окружающая среда и здоровье человека.

Социальная экология и охрана природы.

2017-2018 гг

2018-2019 гг

2019-2020 гг

2020-2022 гг

Подборка информационных

ресурсов интернета

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

1-4 классы

3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема

Срок

Форма отчета

 1

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одаренности», мастер-класс по теме: "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе".

2017-2018 гг

Публикация статьи в сборнике КФУ

2

Особенности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в инновационной школе.

2017-2018 гг

Публикация статьи в рамках международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего образования в контексте реализации субъектно-ориентированных, социокультурных и поликультурных условий», Министерство образования и науки Российской Федерации

3

Проектная деятельность

на уроках математики.

2018-2019 гг

Публикация статьи в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», Издательский дом «Первое сентября», Москва

4

Исследовательская деятельность на уроках математики с использованием мини – лаборатории.

2018-2019 гг

Мастер-класс

5

Проектная деятельность

на уроках литературного чтения.

2019-2020 гг

Стендовый доклад в рамках Всероссийских педагогических Занковских чтений

6

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира.

2020-2021 гг

Выступление на секции учителей начальных классов в рамках Августовской конференции работников образования Зеленодольского муниципального района РТ

7

Исследовательская деятельность на уроках математики.

2021-2022 гг

Участие в семинарах, конференциях по данной теме

8

Проектная деятельность

на уроках окружающего мира.

2021-2022 гг

Открытый урок в рамках муниципального семинара слушателей курсов профессиональной переподготовки по программе «Педагогические технологии преподавания по предметам», проведенного на базе МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»

9

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

Выступление учащихся «Раннецветущие растения».

Ежегодно, согласно плану научно-методической работы лицея

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов

10

Проектная деятельность

на уроках ОРКСЭ.

Выступление учащихся

«Праздники как одна из форм исторической памяти».

2021-2022 гг

Участие в семинарах, конференциях по данной теме

4. Участие в системе методической работы лицея.

Школьное мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления результатов работы

Посещение

открытых уроков

педагогов школы

В течение учебного

года

Посещение и анализ открытых уроков

Анализ открытых

уроков

Путешествие в страну Неизвестного

Апрель, ежегодно

Организация и проведение

Участие учеников

в викторине

Конкурс Эрудит

Март, ежегодно

Организация и проведение

Участие учеников

Участие в региональном конкурсе научно – исследовательских, проектных и творческих  работ  

Ежегодно

Подготовка участников

Участие учеников

в конкурсе

Участие в очных олимпиадах, проводимых ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» МОиН РТ

Ежегодно

Подготовка участников

Участие учеников

в олимпиаде

5. Обучение на курсах повышения квалификации (по потребности)

Участие в вебинаре «Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности», 2017-2018 гг. 

Пройти курсы повышения квалификации по теме самообразования: Формирование и совершенствование навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся  в процессе обучения и воспитания, 2017-2022 гг.



Предварительный просмотр:

Мои достижения.

1.Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1.

«В стране личных местоимений», 4 класс.

Республиканский

Открытое внеурочное занятие на стажировочной площадке для руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Модель управления качеством образования лицея № 1», проведенной на базе МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ».

27.02. 2013

2.

«Единицы измерения», 1 класс.

Республиканский

Урок – практикум по математике на стажировочной площадке для руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Работа начальной школы по новым ФГОС на уроках и во внеурочное время в условиях системно – деятельностного подхода», проведенной на базе МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ».

09.04. 2013

3.

«Только тот род велик, где старость почитается», 2 класс.

Республиканский

Открытое внеурочное занятие на стажировочной площадке для руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Работа лицея по новым ФГОС на уроках и во внеурочное время в условиях системно – деятельностного подхода», проведенное на базе МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ».

02.10. 2014

4.

«Моральный долг. Только тот род велик, где старость почитается», 4 класс.

Республиканский

Открытый урок на стажировочной площадке для учителей истории и обществознания по теме «Технологии проведения современного урока истории и обществознания в условиях реализации ФГОС», проведенной на базе МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ».

29.09. 2016

2.Проведение,  участие в семинарах

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1.

«Реализация деятельностного метода в урочной и внеурочной деятельности как средство личностного развития обучающихся».

Республиканский

Стендовый доклад  на семинаре учителей начальных классов по теме «Механизм реализации ФГОС НОО на основе дидактической системы деятельностного метода обучения», организованном Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и проведенном на базе МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ».

22.05. 2013

2.

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода».

Республиканский

Выступление в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов «Урочная и внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО», организованных  Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и проведённых на их базе.

10.12.

2014

3.

«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе».

Республиканский

Выступление в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО», проведённых  Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и проведённых на их базе.

11.03.

2017

3.Выступления на конференциях

Тема выступления

Уровень  (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Тема конференции, кем организована, для каких категорий работников образования проведена, место проведения

Дата

1.

«Класс полного дня во внеурочной деятельности в лицее № 1».

Региональный

Стендовый доклад на международной  научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход на уроках как средство личностного развития обучающихся», организованной Министерством образования и науки Российской Федерации и проведённой на базе МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ».

12.04.

2013

2.

«Совместная деятельность педагогов и родителей».

Международный

Выступление на международной научно-практической конференции “Развивающее обучение в условиях государственно-общест-венного управления», посвящённой  X Всероссийским педаго-гическим Занковским чтениям, организованной Министерством образования и науки Республики Татарстан и проведенной на базе МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ».

10.04.

2015

4.Методические публикации

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1.

«Класс полного дня во внеурочной деятельности в лицее

№ 1», 2 страницы.

Международный

Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовательном учреждении: опыт, состояние, перспективы».

Образовательный центр «INCEPTUM», Чебоксары.

2014

2.

«Фестиваль творчества народов Поволжья»,

6 страниц.

Муниципальный

Сборник «Школа как центр формирования межкультурной  компетенции учащихся» (из опыта работы),

Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

2014

3.

«Развитие детей во внеурочной деятельности»,

 2 страницы.

Международный

Сборник  научных трудов по материалам Международной  научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества»,    издательство ООО «Консалтинговая компания Юком», Тамбов.

2015

4.

«Развитие учащихся во внеурочной деятельности»,

2 страницы.

Федеральный

Сборник Фестиваля педагогических  идей  «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», город Москва.

2015

5.

Конспект урока «Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных»,

7 страниц.

Республиканский

Альманах «Актуальные вопросы психолого-педагогической практики», выпуск 1/16 (13). Казань, Редакционно-издательский центр «Школа».

2016

6.

«Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время: Содружество семьи и школы», 3 страницы.

Международный

Сборник статей и методических материалов Девятой международной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход к образованию в условиях реализации ФГОС», Министерство образования и науки Республики Татарстан.  

2016

7.

«Единство воспитания и обучения: Содружество семьи и школы»,

2 страницы.

Международный

Сборник статей и методических материалов Девятой международной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход к обучению в условиях реализации ФГОС», Министерство образования и науки Республики Татарстан.    

2016

8.

«Содружество семьи и школы», 3 страницы.

Международный

Сборник научных трудов по материалам международной  научно-практической конференции   «Наука и образование в жизни современного общества», 31 марта 2016 г., часть 5, издательство ООО «Консалтинговая компания Юком», Тамбов.

2016

9.

«Проект «Читай и мечтай»», 2 страницы.

Международный

Сборник материалов Международной научно-практической конференции  «Теория и практика развивающего обучения», Министерство образования и науки Республики Татарстан.   

2017

10.

«Речевое развитие младших школьников на основе системно-деятельностного подхода», 2 страницы.

Международный

Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции   «Наука, образование, общество»,  31 января 2017 г., часть 4, издательство ООО «Консалтинговая компания Юком», Тамбов.

2017

11.

«Система работы с одарёнными детьми в начальных классах»,

4 страницы.

Федеральный

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одарённости», Министерство образования и науки Республики Татарстан.   

2017

5.Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)

Название конкурса

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат

Год участия

1.

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев».

Федеральный

Участник

2013

2.

Конкурс «Мастерская учителя».

Республиканский

Призёр в номинации «Окружающий мир»

2013

3.

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев».

Федеральный

Участник

2014

4.

Общероссийский конкурс «Век живи – век учись. Лучшее в опыте преподавания экологии».

Федеральный

Призёр

2014

5.

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев».

Федеральный

Участник

2015

6.

Конкурс «Мастерская учителя».

Республиканский

Призёр в номинации «Русский язык»

2015

7.

Всероссийский конкурс «Вернисаж занковцев».

Федеральный

Участник

2016

8.

Фотоконкурс «Занковская галерея - 2016».

Федеральный

Лауреат

2016

6.Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах (для учителей и преподавателей)

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

Русский язык

Муниципальный

Призёр

2013

Грамота

Математический марафон

Республиканский

Призёр

2014

Диплом

 «I – класс» по русскому языку

Республиканский

Победитель

Победитель

Призёр

2015

Диплом

«Техника чтения 2015»

Республиканский

Победитель

2015

Диплом

«Умка - 2015» по русскому языку

Республиканский

Победитель

2015

Диплом

«I – класс»,  математика

Республиканский

Лауреат  

2015

Диплом

Очная олимпиада «Грамотеи»

Республиканский

Призёр

2016

Диплом

Математика

Муниципальный

Призёр

2016

Диплом

Русский язык,  «Эрудит»

Республиканский

Победитель

Победитель

2017

Диплом

7.Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме.

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

VI Всероссийский творческий конкурс «Талантоха», номинация: «Рисунок».

Работа: «Этот вечный огонь – общих судеб ладонь».

Федеральный

Дипломант

2014

Диплом

Конкурс газеты «Наш Зелёный Дол. Зеленодольск», «Чья ёлочка краше».

Муниципальный

Победитель

2014

Диплом

Городское мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья», посвящённое Всемирному Дню здоровья.

Муниципальный

Призёр

2014

Грамота

Очный конкурс чтецов «Вклад в победу».

Республиканский

Победитель  

2015

Диплом

Конкурс семейного творчества.

Муниципальный

Победитель

2015

Диплом

Творческий конкурс «Скоро Новый год!».

Республиканский

Призёр

2015

Диплом

Фотоконкурс «Занковская галерея - 2016».

Федеральный

Лауреат

2016

Региональный конкурс чтецов, посвящённый 110-летию со дня рождения А.Л. Барто.

Региональный

Победитель

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

2016

Диплом

Телевизионный конкурс «TVой день!»

ИЦ «Зелёный Дол».

Муниципальный

Лауреат

2016

Диплом 1 степени

Всероссийский конкурс «Осень в золотой косынке», номинация «Осенняя феерия».

Федеральный

Диплом

2016

Диплом 3 степени

III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери “Мама… Как много значит это слово!».

Номинация: творческая.

Название работы: «Моя сила, счастье – в моих детях!».

Федеральный

Диплом

2016

Диплом  I степени

III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери “Мама… Как много значит это слово!».

Номинация: мультимедийные издания.

Название работы:

«Бесценный подарок…».

Федеральный

Диплом

2016

Диплом  I степени

Городской конкурс чтецов «Моя гордость - Россия».

Муниципальный

Победитель

Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

2017

Диплом

Городской конкурс чтецов, посвящённый творчеству С. Я. Маршака.

Муниципальный

Победитель

Победитель Победитель

Призёр

Призёр

Призёр

Призёр

2017

Диплом

Конкурс «Мой четвероногий друг».

Муниципальный

Победитель

Победитель

2017

Диплом

Фестиваль-конкурс школьных и студенческих формирований «Форпост» «Под зелёным парусом в будущее», номинация «Конферанс. Слова, спасающие мир».

Муниципальный

Победитель

2017

Диплом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шибалова Наталья Владимировна Год рождения 1972 Образование высшее Квалификационная категория высшая Занимаемая должность учитель начальных классов Стаж педагогической работы 24 года Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Тема самообразования: Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Слайд 2

Муниципальный уровень: Олимпиады Гиззятова Диана – призёр (2013 год), Истомина Влада – призёр (2016 год). Конкурсы -фестиваль-конкурс школьных и студенческих формирований «Форпост» «Под зелёным парусом в будущее», номинация «Конферанс. Слова, спасающие мир», Кузьмина Анастасия, победитель (2017 год); - конкурс семейного творчества, Истомина Влада, диплом I степени (2015 год). Достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах Всероссийский уровень: 2016 год - фотоконкурс «Занковская галерея – 2016», Кузьмина Анастасия, лауреат; конкурс «Осень в золотой косынке», номинация «Осенняя феерия», Кузьмина Анастасия, диплом 3 степени; III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери “Мама… Как много значит это слово!» Номинация: творческая. Название работы: «Моя сила, счастье – в моих детях!», Кузьмина Анастасия, диплом 1 степени; III Всероссийский конкурс, посвящённый Дню матери “Мама… Как много значит это слово!» Номинация: мультимедийные издания. Название работы: «Бесценный подарок…», Кузьмина Анастасия, диплом 1 степени. Республиканский уровень: Олимпиады 2014 год – призёр (Истомина Влада), 2015 год – 4 победителя, 1 призёр, 1 лауреат, 2016 год – призёр (Ихсанова Сабина), 2017 год – 2 победителя. Конкурсы 2015 год – победитель (Ихсанова Сабина), призёр (Мухаметгалиева Анжелика).

Слайд 3

Распространение педагогического опыта Международный уровень: 2013 год - стендовый доклад на международной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход на уроках как средство личностного развития обучающихся», организованной Министерством образования и науки Российской Федерации и проведённой на базе МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ». 2015 год - выступление на международной научно-практической конференции “Развивающее обучение в условиях государственно-общественного управления», посвящённой X Всероссийским педагогическим Занковским чтениям, организованной Министерством образования и науки Республики Татарстан и проведенной на базе МБОУ «Гимназия № 3 ЗМР РТ». Республиканский уровень: 2013 год - стендовый доклад на семинаре учителей начальных классов по теме «Механизм реализации ФГОС НОО на основе дидактической системы деятельностного метода обучения», организованном Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2014 год - выступление в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов «Урочная и внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО», организованных Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2017 год - выступление в рамках курсов повышения квалификации учителей начальных классов «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО», проведённых Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Слайд 4

Распространение педагогического опыта Открытые уроки Республиканский уровень: 2014 год - открытое внеурочное занятие на стажировочной площадке для руководителей общеобразовательных учреждений по теме «Работа лицея по новым ФГОС на уроках и во внеурочное время в условиях системно – деятельностного подхода», проведенное на базе МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ». 2016 год - открытый урок на стажировочной площадке для учителей истории и обществознания по теме «Технологии проведения современного урока истории и обществознания в условиях реализации ФГОС», проведенной на базе МБОУ «Лицей № 1 ЗМР РТ». Методические публикации Республиканский уровень: 2016 год – публикация в альманахе «Актуальные вопросы психолого-педагогической практики», выпуск 1/16 (13). Казань, Редакционно-издательский центр «Школа». Федеральный уровень: 2015 год - публикация статьи в рамках Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2017 год – публикация в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Математическое образование: от способностей к одарённости», Министерство образования и науки Республики Татарстан. Международный уровень: 2016 год - публикация статьи в сборнике материалов Девятой международной научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход к обучению в условиях реализации ФГОС», Министерство образования и науки Республики Татарстан. 2017 год – публикация статьи в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Теория и практика развивающего обучения», Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Слайд 5

Результаты педагогической деятельности Уровень обученности учащихся

Слайд 6

Результаты педагогической деятельности Качество знаний по математике

Слайд 7

Результаты педагогической деятельности Качество знаний по русскому языку

Слайд 8

Результаты педагогической деятельности Результаты республиканского тестирования

Слайд 9

Внеурочная деятельность