Внеурочная деятельность
Здесь вы найдете сценарии и разработки внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._sakhalinskaya_regata.docx | 110.9 КБ |
задания школьного этапа Олимпиады по экологии 2019 | 59.03 КБ |
задания школьного этапа Олимпиады по экологии 2018 | 28.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Сахалинская регата».
Цель:
- Обобщить знания учащихся, полученные в рамках курса «Географическое краеведение»
Задачи:
- Развивать творческие способности учащихся;
- Способствовать формированию общего представления о природе Сахалинской области, дальнейшему развитию интереса к изучению родного края.
Оборудование: иллюстрации с видом природы островного края – Сахалинской области, физическая карта Сахалинской области, магнитофонная запись музыки, рисунок – схема водных дорожек нарисованных на доске, 5 лодочек с парусами разного цвета, набор заданий для каждой команды, жетоны.
Организационный момент
На доске эпиграф: «Сахалин и Курилы – родная земля». Звучит музыка.
Ребята, мы завершили работу над географическим разделом краеведения. Свои знания мы применим в игре «Сахалинская регата». Что такое регата? Ученики отвечают, учитель уточняет: регата - традиционно проводимые гонки спортивных судов. Суда могут быть гребные, парусные или моторные. Ребятам предлагается выбрать вид судна, дать название своей команде.
Во время регаты помните о тех правилах, которые должны быть присущи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарища по команде, воля к победе. Попутного ветра!
Правила игры:
Играют команды (5 человек в каждой). Каждой команде одновременно предлагаются задания. На выполнение заданий отводится определенное количество времени, после чего ответы сдаются «членам географического общества», которые оценивают ответы команд, и продвигают лодочки команд за правильный ответ (приложение 1). Правильный ответ оглашается после каждого задания. Выигрывает команда, которая первой придет на финиш или приблизится ближе всех других к нему. За правильный ответ команда получает ещё и жетон. В команде ребята сами решают, кто получит жетон, т.е. отдают его тому, кто правильно ответил и привел команду к победе. После игры ребята в командах обсуждают работу каждого и выставляют оценки.
Ход игры
Задание 1 «Веришь - не веришь?»
- Сахалин – остров.
- Сахалинская область – единственная островная область в России.
- о. Кунашир принадлежит Малой Курильской гряде.
- о. Уруп в переводе с айнского означает «лосось»
- Самый северный остров Курильской гряды – это остров Шикотан.
- о. Монерон относится к Сахалину, а о. Тюлений - к Симуширу.
- Острова, на которых мы живем расположены на Дальнем Востоке России.
- Сахалинская область граничит с Японией.
Задание 2 «Гадание на картах»
Обозначить на контуре Сахалинской области крупные острова, входящие в состав Сахалинской области.
Задание 3 «Узнай меня»
По описанию – узнай остров! Учитель готовит красочные описания географических объектов своего района и предлагает определить объекты по описанию.
- Остров Монерон
- Остров Тюлений
- Остров Кунашир
- Полуостров Шмидта
Задание 4 «Кто лишний?»
- Парамушир, Онекотан, Монерон.
- Южно-Сахалинск, Якутск, Южно-Курильск.
- Вулкан, торнадо, цунами
Задание 5 «Пятачок» назовите:
- 5 видов растений Сахалинской области.
- 5 видов животных.
- 5 видов рыб
- 5 видов грибов
- 5 городов
- 5 красивейших мест родного края
Задание 6 «Творческое»
За одну минуту составить устный рассказ с ключевыми словами:
Моя Малая Родина, удивительные острова в океане, остров сокровищ, опасные природные явления, тревога.
Задание 7 «Что спрятано в конверте?»
В конверте находится слово, разрезанное на буквы. Учащимся предлагается собрать это слово, относящееся к Сахалинской тематике. (приложение 2)
Задание 8 «Собери чудесную картину о природе родного края»
Картины можно взять из использованных календарей. Разрезать на части. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием.
Задание 9 «Дойдет ли письмо до адресата?»
Каждой команде вручается конверт с полным почтовым адресом школы, в которой учатся дети. Но на каждом конверте есть ошибка. Задача каждой команды – найти и исправить ошибку.
Подведение итогов
Подведение итогов игры «членами географического общества», объявление команды – победителя.
Используемая литература:
- Методические рекомендации – 2007. Краеведение. География 5 класс./Сост.: Борисова Т.И. – г. Южно – Сахалинск, Издательство СОИПиППК,2007. – 16с
Приложение 1.
Приложение 2.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЭКОЛОГИИ 2019 – 2020 уч. год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 – 11 класс
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальное количество баллов – 40.
Задание 1. Организмы и среда обитания. (7 баллов)
Благодаря человеку многие виды животных попали с одного континента на другой, из одного региона в другой и там успешно размножились. Напишите примеры разных видов животных, не характерных для Сахалинской области в целом или отдельных ее частей (островов), которые были заселены туда человеком. Как называется данный процесс? В какие сообщества вселение идёт легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?
Задание 2. Взаимодействие организмов. (8 баллов)
Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.
Пары организмов: | Ресурс: |
|
|
Задание 3. Экологическая безопасность. (5 баллов)
Расположите электростанции разного типа в порядке их убывания по степени загрязнения окружающей среды при работе в обычном (штатном) режиме.
№ п/п | Тип электростанции |
гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках | |
ГЭС на горных реках | |
атомные электростанции (АЭС) | |
солнечные электростанции, | |
теплоэлектростанции (ТЭС), работающие на угле | |
ТЭС на природном газе | |
ТЭС на торфе | |
ТЭС на мазуте | |
приливно-отливные электростанции | |
ветряные электростанции |
Задание 4. Влияние человека на экосистемы. (8 баллов)
Выберите правильные ответы.
- Какое излучение должны поглощать газы, чтобы возник парниковый эффект?
А – инфракрасное; Б – ультрафиолетовое; В – рентгеновское; Г – нормальная часть спектра.
- В какой оболочке Земли жизнь проникает на самую большую глубину или высоту?
А – атмосфера; Б – гидросфера; В – литосфера; Г – ноосфера.
- Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызывать:
А – образование озоновых дыр; Б – увеличение доли парниковых газов («Парниковый эффект»); В – усиление образования вредных веществ растениями; Г – вымирание лесов.
- Почва «разрушается» в первую очередь из-за:
А – действия солнечного света; Б – жизнедеятельности почвенных организмов; В – внесения большого количества минеральных удобрений; Г – эрозии.
- Живое вещество распределено в биосфере:
А – равномерно по поверхности суши и в океане; Б – неравномерно по поверхности суши, но равномерно в океане; В – неравномерно, максимум его приходится на приповерхностные участки земной поверхности; Г – равномерно на суше и неравномерно в океане.
- Какие участки Земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, могут быть эталонами сохранившийся живой природы у нас в стране?
А – национальные парки; Б – памятники природы; В – природные парки; Г – заповедники.
- Виды организмов, которые исчезли по разным причинам с нашей планеты, занесены в чёрный список открывающий Красную книгу (список животных, вымерших после 1500 года). Выберете из списка виды, которые исчезли по вине человека:
А) амурский тигр; Б) стерх, или белый журавль; В) кольчатая горлица; Г) стеллерова корова, морская корова;
- Какие природные ресурсы не восстанавливаются?
А – незаменимые; Б – невозобновляемые; В – неистощимые; Г – антропогенные.
Задание 5. Взаимодействие организмов. (3 балла)
В экспериментальных исследованиях по выращиванию сельскохозяйственных растений, например, ячменя и пшеницы, присутствие в почве дождевых червей дало прибавку урожая 54%. В чём заключается положительное влияние дождевых червей на культурные растения в агроценозах?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Экология городских ландшафтов. (4 балла)
Микроклиматические условия в центре города и его окрестностях могут сильно различаться (например, разница между температурой воздуха в Москве и в Подмосковье зимой при ясной погоде и сильном морозе может достигать 14° С). По графикам на рисунке определите сезон года и часы суток с наибольшей и наименьшей разностью температур воздуха между Москвой и её окрестностями. Опишите, как может влиять такая разница в температурах на особенности биологии растений и животных, обитающих в Москве и в Подмосковье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Природа и человек. (5 баллов)
Зимний период очень сложный в жизни птиц, особенно когда наметает большие сугробы снега и на водоёмах замерзает вода. В это время им трудно добывать корм, и люди помогают птицам, развешивая кормушки или подкармливая птиц. Ниже приведён кроссворд «Птичья столовая». По начальным буквам в клеточки по вертикали надо вписать названия птиц, которым человек может помочь осенью и зимой.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЭКОЛОГИИ 2019 – 2020 уч. год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 – 11 класс
Решения и система оценивания
В итоговую оценку суммируются все баллы за семь заданий. Максимальное количество баллов – 40.
Задание 1. Организмы и среда обитания. (7 баллов)
1) голубой песец, северный олень, полевка экономка, колонок итатси, ондатра, енотовидная собака, американская норка, соболь калан, изюбр,
2) акклиматизация
3) Вселение происходит легче в те сообщества, где мало их врагов или конкурентов и факторы внешней среды максимально благоприятны.
Оценивание:
Первая часть ответа: 3 балла за 3 и более правильных примера, 2 балла за 2 правильных примера, 1 балл за 1 правильный пример.
Вторая часть ответа: 2 балла за правильный ответ
Третья часть ответа: 2 балла за объяснение, в каких сообществах легче идёт вселение сообщества нет.
Всего –7 баллов.
Задание 2. Взаимодействие организмов. (8 баллов)
Ландыш – сныть (минеральные вещества), полевая мышь – домовая мышь (семена пшеницы), волк – лисица (грызуны), окунь – щука (мелкая плотва), канюк – ушастая сова (мелкие грызуны), барсук – лисица (нора), саксаул – верблюжья колючка (вода), шмель – пчела (нектар).
Оценивание: по 1 баллу за правильно соотнесённый ресурс.
Всего – 8 баллов.
Задание 3. Экологическая безопасность. (5 баллов)
4, 10, 9, 3, 2, 1, 6, 8, 5, 7 (солнечные электростанции, ветряные электростанции, приливно-отливные электростанции, атомные электростанции, ГЭС на горных реках, ГЭС на равнинных реках, ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на мазуте, ТЭЦ на угле, ТЭЦ на торфе).
Оценивание: 1 балл за 1–2 правильные позиции, 2 балла за 3–4 правильных позиций, 3 балла за 5–6 правильных позиций, 4 балла за 7–8 правильных позиций, 5 баллов за 9–10 правильных позиций.
Всего – 5 баллов.
Задание 4. Влияние человека на экосистемы. (8 баллов)
1) А; 2) А; 3) Б; 4) Г; 5) В; 6) Г; 7) Г ; 8) Б.
Оценивание: по 1 баллу за каждый полностью правильный ответ.
Всего – 8 баллов.
Задание 5. Взаимодействие организмов. (3 балла)
Дождевые черви разрыхляют и перемешивают слои почвы. Выделения их кишечников представляют собой комочки, что улучшает механическую структуру почвы, увеличивается влагоёмкость, происходит обогащение почвы микроорганизмами, что способствует гумусообразованию, следовательно, и плодородию почвы. (1). В результате для корневых систем культурных растений улучшается доступ к кислороду (2), воде и минеральным веществам (3).
Оценивание: 1 балл за каждый правильный пункт (помечены цифрами) в ответе.
Всего – 3 балла.
Задание 6. Экология городских ландшафтов. (4 балла)
Наибольшая разница температур наблюдается весной в 3 часа ночи, а наименьшая – летом в 12 часов дня. Более тёплый микроклимат в Москве приводит к тому, что:
1) растения раньше зацветают и плодоносят;
2) в городе могут выживать более теплолюбивые растения;
3) животные могут раньше и чаще приступать к размножению;
4) животным легче переживать холодный зимний период;
5) птицы могут оставаться на зимовку в городе (образуются осёдлые
популяции перелётных видов);
6) птицы из пригородов слетаются в городские парки и на незамерзающие водоёмы.
Оценивание: 2 балла за указание наибольшей и наименьшей разницы температур. 1 балл 1–3 правильно указанных пункта объяснения влияния разницы температур или 2 балла за 4–6 правильно указанных пунктов.
Всего – 4 балла.
Задание 7. Природа и человек. (5 баллов)
Слева направо: поползень, чечётка, синица, чиж, снегирь, зяблик, московка, дятел, щегол, галка, воробей, лазоревка, сойка, кряква.
Оценивание: 1 балл за 1–3 правильных ответа, 2 балла за 4–6 правильных ответов, 3 балла за 7–9 правильных ответов, 4 балла за 10–12 правильных ответов и 5 баллов за 13–14 правильных ответов.
Всего – 5 баллов.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЭКОЛОГИИ 2017 – 2018 уч. год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 – 11 класс
Задание 1.
Выберете два верных из шести предложенных вариантов ответов.
(правильный ответ – 1 бал; правильным ответом считается
выбор обоих верных вариантов)
- Разлагают органические соединения до неорганических:
- галобактерии;
- зеленые растения;
- растительноядные животные;
- плотоядные животные;
- аскомицеты и базидиомицеты;
- бурые водоросли.
- Удаление в городских парках сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а так же валежника проводится с целью:
- обеспечение топливом городских котельных;
- обеспечение топливом местного населения;
- профилактика пожаров;
- профилактика инфекционных заболеваний растений;
- улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;
- расширения местообитания птиц-дуплогнездиков.
- Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом:
- молекулярный < клеточный < организменный < популяционный;
- организменный < популяционный < клеточный < молекулярный;
- клеточный < молекулярный < экосистемный < биосферный;
- клеточный < популяционный < биосферный < экосистемный;
- биосферный < экосистемный < популяционный < организменный;
- клеточный < популяционный < экосистемный < биосферный.
- Глобальная экология иучает:
- социальную экологию;
- экологию человека;
- прикладную экологию;
- экологию видов;
- биосферу в целом;
- процессы планетарного масштаба.
- Вид биотических отношений, когда один организм постоянно находится рядом с другим организмом, питаясь остатками его добычи, называется:
- нейтрализмом;
- конкуренцией;
- паразитизмом;
- комменсализмом;
- аменсализмом;
- сотрапезничеством.
- Из представленных растений индикаторами загрязнения атмосферного воздуха являются:
- кипрей узколистный;
- клевер красный;
- лишайник кустистый;
- плаун булавовидный;
- крапива двудомная;
- лишайник листоватый.
- При учете климатических рисков, в том числе по экономическим соображениям, следует учитывать увеличение частоты и продолжительности периодов с аномально высокими температурами, которое приводит к таким негативным последствиям, как:
- ускорение разрушения зданий;
- локальная перезагрузка ливневой канализации;
- интенсивное цветение водоемов;
- затопление низменных районов;
- ускоренные темпы износа дорожного покрытия:
- повышенные нагрузки на системы охлаждения и электросети.
- Организмы, использующие в своей жизнедеятельности готовые органические вещества, называются:
- автотрофами;
- редуцентами;
- консументами;
- продуцентами;
- хемотрофами;
- фототрофами.
- Растения, которые предпочтительно использовать для осушения территории в теплом и влажном климате:
- карликовая ива;
- эвкалипт;
- кипарис;
- подберезовик;
- кактус;
- лотос.
- К определениям экосистемы не относится:
- система физико-химико-биологических процессов;
- сообщество живых организмов вместе с неживой частью среды, в которой оно находится, и всеми разнообразными взаимодействиями;
- относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоема), занятый определенным биоценозом;
- любая совокупность организмов и неорганических компонентов окружающей их среды, в которой может осуществляться круговорот веществ;
- совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории.
Задание 2.
Определите правильность представленных ниже утверждений
и кратко обоснуйте ответ.
(правильный ответ – от 0 до 3 баллов; выбор ответа
без обоснования не оценивается)
- Под процессом урбанизации понимается повышение качества жизни сельского населения.
Да – Нет
- Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапагосских черепах, приспособится к изменяющимся условиям окружающей среды.
Да – Нет
- Верхняя граница биосферы, проходящая в атмосфере, обусловлена таким фактором, как ультрафиолетовое излучение.
Да – Нет
- Ценность дерева в лесу в 3-5 раз дороже, чем цена его древесины на рынке.
Да – Нет
- Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.
Да – Нет
Задание 3.
Выберите один правильный ответ
из четырех предложенных и обоснуйте его.
(правильный ответ – от 0 до 3 баллов; выбор ответа
без обоснования не оценивается)
- Такой экологический фактор, как перепады температур, наименее выражен в:
- наземной среде обитания;
- воздушной среде обитания;
- организме как среде обитания;
- урбанистической среде обитания.
- Города как экосистемы, создаваемые человеком для удовлетворения своих потребностей, характеризуются:
- низкой плотностью популяции Homo sapiens в урбоэкосистемах;
- полной изолированностью урбоэкосистем от биосферы;
- отсутствием в урбоэкосистемах биоразнообразия;
- низкой способностью урбоэкосистем к естественной саморегуляции;
- Рекомендации для посетителей заповедника не могут содержать такого пункта:
- вы пришли в мир заповедной природы, постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением;
- приобретая на территории заповедника товары из редких и охраняемых видов флоры и фауны, вы способствуете улучшению социально-экономического положения местного населения;
- относитесь с уважением к местным обычаям и культурным традициям;
- путешествуйте по возможности пешком или с использованием тех транспортных средств, где необходимо использование энергии собственных мускулов.
- Наличие у наземных животных твердого и/или гидростатического скелета обусловлено:
- дефицитом влаги;
- низкой плотностью воздуха;
- солнечной радиацией;
- колебаниями температуры.
- Переход из состояния анабиоза к нормальной активности возможен в том случае, если не:
- нарушена структура макромолекул;
- сдвинуты жизненные ритмы организма;
- увеличена концентрация Сахаров;
- уменьшено содержание воды.
Задание 4.
Определите правильность представленных ниже утверждений
и обоснуйте все варианты ответов (правильные и неправильные)
(по 1 баллу за каждое верное обоснование; всего за задачу 4 балла)
Трудно представить, во что превратились бы наши леса, поля, степи в отсутствие насекомых. Известный пример – последствия завоза в Австралию коров и коз из Европы. Все пастбища Зеленого континента к началу XX в. Оказались покрытыми коркой навоза, что способствовало не только повсеместному зловонью, но и уменьшению кормовых площадей. Для решения проблемы пришлось заселять из сходных по климатическим условиям областей Африки:
- Жуков-фитофагов;
- Жуков-копрофагов;
- Жуков-энтомофагов;
- Жуков-нектарофагов.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЭКОЛОГИИ 2017 – 2018 уч. год
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 – 11 класс
Решения и система оценивания
Задание 1
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Правильный ответ | А, Д | В, Г | А, Е | Д, Е | Г, Е | В, Е | В, Е | Б, В | Б, В | В, Д |
Задание 2
- Ответ «нет». Урбанизация – это социально-экономический процесс, выражающийся в росте числа городских поселений и городского населения, концентрации населения в городах, особенно крупных (мегаполисах). Доля сельского населения при это сокращается.
- Ответ «да». Комнатные мухи имеют более частую смену поколений, чем черепахи. Следовательно, приспособление (адаптация) к условиям обитания будет происходить быстрее.
- Ответ «да». Ультрафиолетовое излучение, задерживаемое озоновым экраном, является губительным для живых организмов.
- Ответ «да». При оценке стоимости дерева необходимо учитывать экосистемные услуги, оказываемые этим деревом: выделение кислорода, очищение воздуха, местообитание других организмов и т.д.
- Ответ «нет». Плотины электростанций, как правило, ухудшают гидрологический режим рек (замедляют сток воды, образуются застойные зоны), становятся труднодоступным препятствием для речных обитателей. При строительстве плотин затапливаются большие территории земель, что приводит к ухудшению качества воды.
Задание 3
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Правильный ответ | В | Г | Б | Б | А |
Задание 4
Ответ А не является верным. Жуки-фитофаги питаются частями растений, а не экскрементами животных.
Ответ Б является верным. Из Африки в Австралию для очистки пастбищ от навоза были завезены жуки-копрофаги (навозники), питающиеся экскрементами животных.
Ответ В не является верным. Жуки-энтомофаги питаются насекомыми
Ответ Г не является верным. Жуки-нектарофаги питаются нектаром растений.
Шкала для оценивания задач с обоснованием ответа
Показатель | Балл |
Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. | 0 |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведенных в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях, при этом ошибок, указывающих на серьезные пробелы в знании экологии, нет) | 1 |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий) | 2 |
Полное, логичное, четкое сформулированное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведенных в ответе понятий) с примерами. | 3 |