Методическая копилка
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ и ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 8 кл | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ (§ 11).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (§ 12)
Тип урока: усвоение новых знаний | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со способом связи главного и зависимого слова в словосочетании, видами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), со средствами связи слов в словосочетаниях разных видов (предложно-падежные формы, смысл); обучения определению вида подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлению словосочетания с заданным видом связи, разграничению словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи, проведению устного и письменного разбора словосочетания. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке | Метапредметные: Познавательные – адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные – осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях | Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: примеры словосочетаний, записанные на доске; алгоритм определения способов связи слов в словосочетании |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Вступают в диалог с учителем. | Личностные:самоопределение |
2. Актуализация знаний. | Лингвистическая разминка В.теран,р.гулировать, лан.шафт, к.лорит, арх.тектура,пам.тник, обид.л,разв.вать,разв.вающийся, стел.щийся (слова на доске) - Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. - Сгруппируйте слова, объяснив ,по какому принципу разделили слова. Игра «Кто быстрее?» -Запишите словосочетания с данными словами. -Обозначьте главное слово, определите вид словосочетания | Заполняют пропуски, объясняя орфограмму Группируют слова как части речи, по орфографическим правилам Кто больше составит и запишет словосочетаний за 1 минуту | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. 1. Работа с теоретическим материалом 2.Составление кластера 3. Работа со схемой |
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Записывает тему урока на доске
Работа с теоретическим материалом в учебнике и составление опорной схемы – Прочитайте теоретические сведения на с. 39–40 учебника и составьте кластер со словом словосочетание
словосочетание согласование управление примыкание сущ.+прил. Глаг.+сущ. Глаг.+нареч. Сделайте вывод: как согласуются главное и зависимое слова при согласовании? – Рассмотрите второй пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Устно просклоняйте по падежам главное и зависимое слова. Поставьте главное слово в форму множественного числа. Как изменится зависимое слово? Заменим главное слово на слово стопка. Как изменится зависимое слово? Сделайте вывод: является ли изменяемым зависимое слово при управлении, как оно изменяется при этом способе связи? – Рассмотрите третий пример. Определите части речи главного и зависимого слов. Может ли изменяться зависимое слово? Сделайте вывод: какие словосочетания относятся к примыканию? – По схеме расскажите алгоритм определения вида словосочетания по способу связи. (См. Ресурсный материал.) | Записывают в тетрадях тему урока «Синтаксические связи слов в словосочетании» Составление опорной схемы в тетради Приходят к выводу, что при согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже. Приходят к выводу, что при управлении зависимое слово стоит при главном в форме косвенного Приходят к выводу, что при примыкании зависимое слово является неизменяемым. Рассказывают алгоритм определения вида словосочетания по способу связи, опираясь на схему | Регулятивные:целеполаганиРегулятивные: целеполагание; познавательные моделирование |
4. Первичное закрепление Фронтальная работа | Установите соответствие 1согласование А)глиняный кувшин 2 управление Б)его книга 3 примыкание В)работа над книгой Г)свой парень Д)увидев машину Определяем главное и зависимое слово, какими частями речи выражено, вид словосочетания по главному слову и вид связи | Определяют главное и зависимое слово, какими частями речи выражено, вид словосочетания по главному слову и вид связи Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. Следуя алгоритму, определяют способ связи слов в словосочетании. | Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структуировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
5. Самостоя- тельная работа с самопроверкой по эталону. | Упр.64-самостоятельная работа Упр.66 Нормативно ли построение словосочетаний. | Выполняют самостоятельную работу и обмениваются тетрадями для проверки и оценивания Объясняют и дополняют ответы других | Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | Продолжите предложение: «Сегодня на уроке русского языка я узнал…» – Назовите способы связи слов в словосочетании. – По алгоритму расскажите об определении способа связи слов в словосочетании. Домашнее задание: § 11, 12; устно подготовить ответы на контрольные вопросы (с. 44 учебника); упр. 71 | Записывают в тетради предложение, некоторые высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные:смыслообразование |