мои разработки
разработки уроков, дидактические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Основная общеобразовательная школа с. Кряжим »
Доклад на тему
« Социально- педагогическая работа с дисфункциональной
семьей в целях профилактики правонарушений подростков. »
Подготовила
Ермилина Т.Ю.
Социально- экономический кризис 1990-х годов в нашей стране повлек за собой ухудшение условий жизни основной массы российских семей. Система российского образования также оказалась ввергнутой в период затяжного кризиса. Плохие условия семейного воспитания, слабая воспитательная функция школы стали основными причинами увеличения числа безнадзорных, беспризорных детей, которые не посещали школьные занятия, занимались бродяжничеством, совершением противоправных действий. В связи с необходимостью в Москве и других городах России были созданы специальные общеобразовательные школы открытого типа.
Основными задачами этих школ являются социально- педагогическая профилактика правонарушений, всесторонняя реабилитация и обеспечение условий для получения общего образования. Решение указанных задач в специальных школах осуществляется, в первую очередь, усилиями социально- педагогической службы, посредством формирования открытой модели профилактической деятельности. Опыт работы показал, что профилактика правонарушений в специальной школе невозможна без взаимодействия с семьей, как первичным социальным институтом. Однако в ходе изучения семей учащихся ,установлено, что их партнёром является дисфункциональная семья .Признаками такой семьи являются низкое качество выполнения семейных воспитательных функций. Педагогическая несостоятельность родителей приводит к тому ,что отношения в этих семьях характеризуются состояниями конфликтности, психологического дискомфорта, напряженности, непослушания детей, побегами из дома. В некоторых семьях родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, в связи с чем 14% семей учащихся состоят на учете в полиции по делам несовершеннолетних. Таким образом, комплексное решение проблем профилактики правонарушений подростков является невозможным без помощи семьям в преодолении основных причин дисфункциональности. Успешному взаимодействию специалистов с родителями способствовало установление доверительных уважительных отношений, подкрепленных подписанием договора о сотрудничестве между семьей и специальной школой. Была разработана программа « Помоги себе сам».
Основные идеи программы : родители могут развиваться вместе с детьми.
Цели и задачи программы6 комплексное содействие социальному благополучию дисфункциональных семей ,оздоровлению условий внутрисемейного воспитания детей. Работа осуществлялась путем оказания дифференцированной помощи семьям.
В качестве методов изучения семейного неблагополучия использовались6 анализ документов личных дел учащихся, педагогическое наблюдение, изучение социально- бытовых условий проживания, беседы с детьми и родителями. Обсуждение полученных результатов исследования, определение аспекта необходимого социально- педагогического содействия.
Коррекционная работа предусматривала общие и индивидуально- профилактические мероприятия, комплексное использование различных моделей. Социальная модель была ориентирована на преодоление семейных трудностей. Социально -медицинская модель помощи оказалась необходима для создания лечения, для профилактики заболеваний детей Кризисная модель использовалась в случаях экстренного содействия воспитанникам и родителям в преодолении тяжелых жизненных ситуаций. Учебная модель способствует воспитанию дефицита их знаний и умений в области воспитания. Психолого педагогическая модель была направлена на преодоление психологических барьеров в области семейного общения с детьми.
Работа планировалась по 3 направлениям правовое просвещение, психолого-педагогическое, организация совместной культурно- досуговой деятельности. В случаях сохраняющегося негативного отношения некоторых родителей к сотрудничеству со школой, к требованиям общественности поменять образ жизни семьи ,специалисты школьной социально-педагогической службы дополнительно использовали меры административного взыскания
Меры наказания нерадивых родителей, по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав выражалась в форме порицания, назначения административного штрафа, временного изъятия детей из семьи, ходатайства перед судом об ограничении родительских прав.