Педагогический семинар для представителей школ Московской области по теме "Организация содержания образования контексте развития функциональной грамотности школьников на уроках математики с 1 по 11 класс включительно", МОУ "гимназия "Дмитров"", 12.03.202

Квитковская Юлия Александровна

Мастер-класс. Формирование функциональной грамотности на уроках математики по программе "Учусь учиться" Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc875.5 КБ
Microsoft Office document icon spravochnyy_material.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

№1

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№2

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________


№3

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№4

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________


№5

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№6

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________


№7

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№8

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________


№9

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№10

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________


№11

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________

№12

Область содержания___________________________________________________________

Когнитивный процесс__________________________________________________________

Контекст______________________________________________________________________

Формат текста_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Структура оценки математической грамотности

Математическое содержание, которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности)

Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности), которые описывают, что делает ученик, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения

Контекст,  в котором представлена проблема.

Области содержания математической грамотности

Изменения и зависимости (алгебра)  

Пространство и форма (геометрия)

Неопределенность и данные (ТВ и статистика)

Количество (арифметика)

Когнитивные процессы

формулировать ситуацию математически

применять математические понятия, факты, процедуры

интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты  

рассуждать

Контексты

Личная жизнь – Мир человека 

Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий 

Общественная жизнь – Мир социума 

Научная деятельность – Мир науки 

(повседневные дела: покупки,  приготовление пищи, игры,  здоровье и др.)

(школьная жизнь и трудовая деятельность, включают такие действия, как измерения, подсчеты стоимости, заказ материалов, например, для построения книжных полок в кабинете математики, оплата счетов и др.)

(обмен валюты, денежные вклады в банке, прогноз итогов выборов, демография)

(рассмотрение теоретических вопросов, например, анализ половозрастных пирамид населения,  или решение чисто математических задач,  например, применение неравенства треугольника).


Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

  • Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая  понятная учащемуся
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
  • Вопросы изложены простым, ясным языком
  • Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
  • Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.

Недостатки в овладении  метапредметными умениями

  • работать с нетрадиционным заданием, в частности, с задачей, отличной от текстовой, для которой известен способ решения;
  • работать с информацией, представленной в различных формах (текста, таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, чертежа)
  • отбирать информацию, если задача содержит избыточную информацию; привлекать информацию, использовать личный опыт
  • задавать самостоятельно точность данных с учетом условий задачи
  • моделировать ситуацию
  • использовать здравый смысл, перебор возможных вариантов, метод проб и ошибок
  • представлять в словесной форме обоснование решения
  • находить и удерживать все условия, необходимые для решения и его интерпретации

Формирование математической грамотности. Что важно?

  • Помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической базы
  • формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира - погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией, проектные работы)
  • создавать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные
  • развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами
  • формировать компетенции: коммуникативную, читательскую, информационную, социальную
  • развивать регулятивную сферы и рефлексию: учить планировать деятельность, конструировать алгоритмы (вычисления, построения и пр.), контролировать процесс и результат, выполнять проверку на соответствие исходным данным и правдоподобие, коррекцию и оценку результата деятельности.