Урок математики в 4 классе по теме "Деление на трёхзначное число".
Урок математики в 4 классе по теме "Деление на трёхзначное число".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деление на трехзначное число.
Цели:
- Закрепить письменный прием деление многозначного числа на трехзначное; отработать навыки письменных вычислений, повторить письменные алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления; закрепить умение решать составные задачи;
- Развивать логическое мышление, математическую смекалку;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: ромашка для устного счета, картинки птиц, растений, игра «Экология», индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА.
- Целевая установка.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать письменные приемы деления на трехзначное число. Кроме того, вы узнаете много интересного о природе.
- Устный счет.
Урок начнем с математической разминки.
Игра «Ромашка»
Решите примеры и расшифруйте слово.
623х7 103х7 220х4 473х4 771х2 316х3 508х7 826х4
Ключ к разгадке:
О – 880 К – 721 И – 3556 Я – 3304 О – 1542 Л – 1892 Э – 4361 Г – 948
- Какое слово получилось? Составьте на доске. (Экология)
- Проверьте ответы.
- Как вы понимаете слово «экология»? (Наука об охране окружающей среды)
В апреле много экологических праздников.
- Какие вы знаете?
1 апреля – День птиц.
15 апреля – Всемирный день окружающей среды.
18 апреля - 22 апреля – Дни заповедных и национальных парков.
22 апреля – Международный день Земли.
А теперь устно решим задачи, связанные с экологией.
- В 2000 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 40 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)
- Как узнали?
- Какие заповедники вы знаете? ( Ильинский – на Урале, Дальневосточный морской заповедник, Таймырский заповедник – в тундре, Сочинский национальный парк.)
2) Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений? (10т)
- Как узнали? 200 : 20 = 10 (т)
3) Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? ( 25 000 видов растений.)
- Как нашли? ( 250 000 : 10 = 25 000)
- Какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете? (ландыши, кувшинка.)
4) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час? ( 1200 насекомых.)
- Объясните решение задачи. (60х20 = 1200)
5) Азовское море обмелело за 6 лет на 35 метров. В первый год оно обмелело на 10 метров. На сколько метров в среднем обмелело Азовское море в остальные годы? (на 5 метров.)
- Как решили задачу? (35 – 10): 5 = 5 (м)
- Что плохого в том, что море обмелело? (нарушение экологического равновесия – меньше будет растений и животных, например рыб, выветривание почвы.)
3. Повторение. (Связь между умножением и делением.)
- Посмотрите примеры (на доске)
- Сначала давайте вспомним, как называются компоненты действий умножения и деления.
… : 25 = 40 1750 : … = 5 … : 3 = 2 250
- Что неизвестно в 1 примере? (делимое)
- Как найти неизвестное делимое? (делитель умножить на частное)
- Найдите. Проверьте. (переворачиваю листок)
- Какой прием умножения использовали? (40 = 4х10 25х4х10 = 1000)
1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за 1 год.
- Что неизвестно во 2 примере? (делитель)
- Как найти неизвестный делитель? (делимое разделить на частное)
Найдите. Проверьте.
- Какой прием деления использовали? (1750 = 1500 + 250)
350 – столько лет живет сосна.
- Что неизвестно в 3 примере? (Множитель)
- Как найти неизвестный множитель? (произведение разделить на другой множитель)
- Найдите. Проверьте.
- Как считали: 2 250 = 2 100 + 150.
750 – столько жуков–короедов съедает за 1 день дятел.
4.Закрепление письменного приема деления на трехзначное число.
- Примеры с каким арифметическим действием мы учились решать на прошлом уроке? (делением)
- Используя памятку «Алгоритм деления», давайте вспомним этап деления многозначных чисел.
Задание: решите примеры с объяснением, используя полученные знания (по этапам памятки):
8 184 : 341 = 24 22 512 : 536 = 42
Дополнительные вопросы (на карточках)
Карточка №1.
Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? На сколько лет дуб живет больше, чем липа?
Карточка №2.
Для естественного восстановления слоя почвы толщенной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000 лет)
5. Парная работа.
Выполнение по вариантам.
В учебнике №293.
1 вариант – 1, 3 пример 2 вариант – 2, 4 пример
- Что объединяет эти примеры? (деление на трехзначное число)
- Какие затруднения возникали? Кто не справился?
Самопроверка. (лист контроля на доске)
6. Анализ решения задачи.
Задача.
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносят своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
- Прочитайте задачу про себя.
- Один ученик читает вслух.
- Краткая запись – 1 ученик составляет у доски.
- Кто может решить задачу самостоятельно? Решайте.
- Остальные слушают объяснение.
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и скворцов)
- Как это можно узнать? Каким действием? Почему?
1) 335х3 =1005 (г.) – приносят дятлы.
2) 335х5 = 1675 (г.) – приносят скворцы.
- Повторите вопрос задачи.
- Можете ответить на главный вопрос задачи? (да)
- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов? (вычитанием)
- Как? ( 1675- 1005 = 670 (г.) – больше приносят скворцы, чем дятлы.)
- Сколько действий в задаче? (3)
- Повторите план решения задачи.
- Запишите решение задачи самостоятельно.
- Прочитайте ответ.
- Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение. (Сколько гусениц приносят пара скворцов и пара дятлов вместе?)
7. Проверка вычислительных навыков. Самостоятельная работа. На доске записано 2 примера. Выберите любой пример и самостоятельно решите его.
Сначала давайте вспомним порядок выполнения действий.
77 910 : (10 000 – 9790) + 1285 = 1656
(51 876 – 9756) : 180 + 5 082 = 5 316
Проверка: Вы должны выбрать одно животное, чье название записано на карточке. Если правильно выберите, то на обратной стороне увидите ответ.
На доске
ВАРАН ЛИСА ОНДАТРА
- Те, кто решил 1 пример, выберите из этих животных тех, кто обитает в лесу.
- Те, кто решил 2 пример, выберите из этих животных того, кто обитает в пустыне.
8. Геометрический материал.
Задача.
Площадь клумбы, имеющей прямоугольную форму равна 184 м 2. Ее длина 23 м. Чему равна ширина?
- Как найти ширину клумбы? (Площадь разделить на длину.)
Сделайте чертеж и запишите решение задачи.
- Сколько получилось? ( 8 метров.) Проверьте.
9. Резерв.
Выбери задание, которое тебе по силам. Выполни.
725 : Х = 29 387 : Х = 513 : 57
Задание на смекалку.
У мальчика в коллекции есть жуки и пауки – всего 8 штук. Если пересчитать все ноги в коллекции, то их будет 54. Сколько в коллекции жуков и сколько пауков?
- Что нужно знать, чтобы правильно решить задачу? ( Жуки относятся к отряду насекомых и у них 6 лап, а пауки к отряду паукообразных и у них 8 лап.)
10. Итог.
- Что нового узнали на уроке?
- Кроме знаний по математике, мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Уважайте законы природы, и тогда она ответит нам тем же.
Оцените свою работу на уроке .
Открытый урок по математике в 4 классе
по преемственности.
Тема: «Деление на трехзначное число»
2009-2010 учебный год.
Учитель: Тенис М.М.