Педагог года - 2017

Сингизова Альфинур Вафиевна

Здесь расположены мои материалы к конкурсу "Педагог года - 2017"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я – педагог.

Эссе

Я учитель начальных классов. Возможно, кто-то считает, что с малышами проще. И да, и нет. Просто, потому что они нам верят, доверяют, любят, уважают. Помню, в очередной раз 1 сентября я встречала своих первоклассников. Одна девочка по природе своей была очень стеснительная, боялась, не хотела заходить в класс. Бедная мама была очень расстроена. Мы с девочкой пошептались, я ей сказала, что тоже очень боюсь, мне очень нужна поддержка моих учеников, что я буду сегодня держаться за её руку. К моему удивлению, девочка осмелела. Правда, всю линейку так и простояла рядом со мной, то ли она меня «поддерживала», то ли ей так было спокойней.

Да, от учителя начальных классов зависит, будет ли ребёнок любить школу, учёбу, не станут ли для него годы учёбы временем отбывания наказания, придуманного взрослыми. Мы, первые учителя, просто обязаны пробуждать в маленьком человечке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить – в этом суть педагогического мастерства.

У великого педагога Шалвы Амонашвили есть такие слова: "Главное – протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти все остальные учителя, ведь я – первый учитель. Учитель начальных классов учит не только чтению, письму и счёту, но и добру, потому что кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред". Эти слова очень близки для меня, их я придерживаюсь в своей деятельности.

***

Для меня вопрос выбора профессии никогда не стоял. Я из династии учителей: мама была учителем башкирского языка и литературы, бабушка же сеяла знания в глухих деревнях нашего района еще в начале 20-го века, её на эту стезю привёл родной брат, который практически первым начал обучать детей и взрослых грамоте в деревне Рысаево. Кстати, обе мои сестры тоже пошли по стопам наших родственников.

«Подготовку» к своей будущей профессии я начала, будучи совсем маленьким ребёнком. Моими учениками становились бабушки, куклы, соседские дети, сёстры... Мел мне приносила мама из школы, а классной доской служило все, на чем можно было писать, даже мебельные дверцы. За это, конечно, всегда попадало от старших, но желания учить не отбило. Взрослея, я совершенствовала своё «педагогическое мастерство». У меня появились классный журнал, указка, ручка с красной пастой… Недаром я очень любила наблюдать за тем, как мама проверяет тетради своих учеников.

***

Детская мечта воплощалась в реальность. Я стремилась поступить в Стерлитамакский педагогический институт, получить именно высшее образование. Поступила легко и училась с удовольствием. Студенческие годы – самая яркая страница моей жизни. Это было временем новых эмоций, впечатлений, ответственности, усвоения новых знаний по специальности.

Установки перед началом педагогической деятельности были жёсткие, серьёзные. Я шла в школу после вуза в первый раз и думала: «Я – педагог, на меня возложена огромная ответственность не только за качество обучения, но и душевное, моральное состояние маленьких граждан». Я должна была и обучать, и воспитывать. У детей и их родителей не должно быть ни тени сомнения в моей компетентности и в том, что я пришла сюда работать с их детьми (а не, просто зарабатывать деньги, как бы противоречиво это не звучало). Они должны быть уверены, что я никогда не буду безразличной к судьбе маленьких граждан нашей страны.

Удивительно, что даже уверенной на двести процентов в своем профессиональном выборе, все равно время от времени задавала себе, наверное, самые главные вопросы: «Справлюсь ли? Полюблю ли я свою будущую работу?». Также как любой человек время от времени пытается осознать, зачем он живет? Я попробовала жить и получилось. Так и первая педагогическая практика рассеяла все мои страхи и сомнения. Поняла. Всё правильно! Педагогика – моё призвание. Я не ошиблась!!!

***

Никогда не забуду тот день, когда впервые предстала перед настоящими учениками. Меня окружали уже не куклы, не бабушки, не соседские дети. Это перед ними можно было запнуться, что-то позабыть, не знать предмета, а в реальной жизни подобное уже не прощалось. Возможно, для студента-практиканта есть какие-то поблажки, только я решила, что не буду самой себе позволять ошибки. Я имею права бояться, передумывать те или иные мысли, спорить, испытывать самые разные чувства, но… Но, перед самыми юными обучающимися не могу допустить ошибки. Я ведь собиралась стать хорошим учителем. А как я им стану, если сразу начну прощать себя за ошибки?! «Совершенствоваться!» – такую установку мне дали мама и бабушка, достигшие на педагогическом поприще немалых успехов. Я с самого начала осознавала всю ответственность, которая ложится именно на учителя начальных классов.

Я благодарна тем родителям, которые доверили мне, тогда еще совсем юному педагогу со свеженьким дипломом о высшем образовании, своих детей. Спасибо, что доверяют их мне и сейчас. Мы живем по-разному: я учу их, а они меня. Да, да, у малышей тоже можно многому научиться: радоваться каждому мгновению, отвлекаться от проблем, доверять чужим людям, верить в сказку, надеяться на чудо и каждый день сомневаться и снова совершать открытия. В повседневной суете, наверное, нет времени это осознать. Лишь в памяти остаются яркие вспышки, как улыбки моих юных учеников.

Урок – это творческий процесс, каждый учитель вносит в него своё настроение, ощущение жизни, свой опыт. Для меня очень важно, чтобы на уроке ребенок был активным участником, а не просто сторонним наблюдателем.

Не могу отрицать, что в наш век информационных технологий работать в школе трудно, но интересно. Приходится не только учить, но и заниматься самообразованием. Впрочем, я пришла к выводу, что самообразование и самосовершенствование характерно для любого времени, ведь мы, в первую очередь, люди. А человек, как известно любому первокласснику, - существо разумное и, добавлю, потому и развивающееся. Я с готовностью принимаю и применяю новшества, так как это необходимо современному учителю. Однако главным критерием настоящего учителя считаю саму  личность. Учитель, в первую очередь, - это человек, который принимает непосредственное участие в жизни своих учеников. И только от него зависит, какой след он оставит в их сердцах и душах. Не без гордости могу сказать, что с некоторыми семьями моих учеников я знакома много лет, так как, отучив старших детей, теперь обучаю их младших братьев и сестер.

***

Пока писала эссе, я многое передумала и пришла к выводу, что я – счастливый человек: у меня любимая профессия, замечательный муж,  прекрасные дочери. Кстати, считаю, что мужьям учителей вообще нужно давать какие-нибудь особые награды «за мужество», за способность быть рядом, несмотря на …нашу работу, которая не отступает от учителя ни на шаг. Вот и сейчас я ставлю точку и иду… Иду не готовить обед или ужин, а проверять тетради и составлять планы уроков на завтра. Школа ждет меня: ученики, собрания, педсоветы, планы, отчеты, тетради… И это мне почему-то нравится!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Приемы групповой работы на уроках в начальной школе»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас на мастер-класс, посвященный приемам групповой работы на уроках в начальных классах для того, чтобы поделиться своими наработками по данному вопросу.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование  универсальных учебных действий. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Значит, одна из целей – развитие коммуникативных навыков. В школьной программе нет отдельного предмета, целью которого является развитие названного навыка. Поэтому каждому учителю начальной школы на каждом своем уроке необходимо предпринимать определенные действия для решения этой проблемы.

       Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При таком виде деятельности каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение (пусть даже и неверное), в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, происходит взаимообучение детей в процессе учебного диалога.

    Именно поэтому я начала применять на  уроках некоторые формы групповой работы.

    Цель мастер-класса:

    Повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации групповой работы на уроках в начальной школе.

    Задачи: 

  • продемонстрировать разновидности групповых технологий;
  • мотивировать педагогов к применению групповых технологий в своей работе.

Наиболее распространенными видами групповой работы является работа в парах и работа в малых группах.

Работа в парах. Её применяют c первых дней обучения детей в школе. 

На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Организуя сотрудничество, необходимо вводить правила совместной работы.  Постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. А так как присутствует элемент соревнования и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока.

Итак, я применяю следующие виды работ.

  1. Диагностическая методика «Дорога к дому»

Такой вид парной работы необходим для налаживания связи, контакта внутри одной пары. Дети учатся взаимодействовать, обмениваться информацией, учатся слушать и слышать друг друга.

    Пара детей садится друг напротив друга. Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому. На первых порах дорогу рисует учитель, затем эту работу можно доверить и детям.

  1.  «Ручеёк»  

    В «Ручейке» происходит общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Карточки отличается друг от друга по содержанию. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики не займут свои места. Я использую прием «Ручеёк» на уроках русского языка для повторения правописания словарных слов, на уроках математики для закрепления таблиц сложения и вычитания, таблицы умножения. В первое время нужно давать карточки с минимальным количеством заданий.

      Я прошу коллег с 3-го ряда помочь мне продемонстрировать технологию проведения этой формы работы.

  1. Кроме общепринятых приемов парной работы,  я использую еще следующий комплекс заданий

  • Решение текстовых задач с составлением графической схемы;
  • Решение текстовых задач с составлением краткой записи;
  • Составление плана решения задачи;
  • Заполнение таблиц;
  • Запись слов со взаимопроверкой;
  • Составление звуковых схем слов;
  • Составление схем предложений;
  • Разбор слов по составу;
  • Работа с деформированным предложением;
  • Работа с деформированным текстом.

        После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Приемов групповой работы разработано очень много. Но в своей работе я применяю всего несколько методов. Не следует путать методы и приемы с различными формами работы.

  1. Прием «Зигзаг»

     Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальное задание, которое отличается от задания другого члена группы. Дети самостоятельно изучают информацию, или выполняют задание. Далее ученики с одинаковыми карточками (например, по цвету) объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Детям предстоит обсудить в группе материал, выбрать правильный вариант. Заканчивается урок выступлением членов от каждой кооперативной группы. Этим приемом я пользуюсь на уроках окружающего мира, литературного чтения.

     Показываю возможность применения данного метода на примере фрагмента урока литературного чтения по произведению А.Куприна «Слон», 4 класс.

    -  Сейчас коллеги, объединенные в группы, помогут продемонстрировать данный метод в действии. У нас 4 группы по 4 человека. У каждого члена группы свое задание. Вам дается определенное количество времени, за которое вы должны ознакомиться с информацией, выполнить задание. По моему сигналу, коллеги с одинаковыми по цвету карточками объединяетесь в кооперативную группу, где произойдет обмен информацией только по определенному вопросу. Затем возвращаемся в «домашнюю» группу и доводим эту информацию до остальных членов вашей группы.

   -Пока коллеги работают, хочу пояснить: работу можно завершить на 2-ом шаге, когда дети объединились кооперативную группу. Тогда они выбирают докладчика, и он выступает от имени всей группы. Можно вернуть детей в домашнюю группу, и тогда каждый ученик в своей группе выступает по своему вопросу.

 

  1. Метод «Шесть шляп»

     Метод шести шляп — это один из самых приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом Эдвардом де Боно. Этот метод  позволяет преодолеть три  трудности, связанные с мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов,  каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа".

  Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями,  дает возможность их изложить чувства.

Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

 Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

 Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Белая шляпа. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем: только факты и цифры. Синяя шляпа. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

     Показываю возможность применения данного метода на примере фрагмента урока окружающего мира «Разнообразие растений», 3 класс.

     Данный метод считается самым действенным для развития критического мышления. В начальной школе можно упростить этот прием: использовать в работе, например, 3-4  шляпы.

  1. «Мозговой штурм».

    Один из наиболее известных методов коллективного поиска решений, он активизирует мыслительные операции. Цель метода: стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей.  Чаще всего используется при решении заданий повышенной сложности. Можно использовать и во фронтальной работе. Читается задача, дается 1-2 мин времени, выслушиваются разные варианты решения проблемы.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы   делаются  сообщения от разных групп.

 

  1.  Игра «Продолжи»
  • Основана на выполнении заданий  разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины,  на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном. Задания: опишите дерево за окном, небо, школьный сад, погоду…

      Составление рассказа по его началу. «Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды …»

  1. Комплекс заданий для работы в группах:
  • Цепочки вычислений;
  • Расшифровка;
  • Числовые закономерности;
  • Решение задач с недостающими данными;
  • Составление задач по числовым данным;
  • Игра «Морской бой»;
  • Математические диктанты;
  • Составление слов по звуковой схеме.
  • Проверка орфограмм.
  • Выбор способа проверки орфограмм.
  • Деление текста на логические части.
  • Составление плана.
  • Работа с деформированным предложением.
  • Работа с деформированным текстом.

       К сожалению, как и любой другой вид работы, групповая работа тоже имеет свои «минусы»: шумно, трудно оценить вклад каждого в общее дело, огромная предварительная работа учителя.

       Несмотря на «минусы», могу отметить следующие положительные моменты использования приемов групповой работы:

  • ученики с удовольствием работают в группах,  обсуждают материал, хорошо отвечают устно;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя;
  • необходимость уложиться в отведенное время создает рабочую обстановку, способствует формированию самодисциплины и саморегуляции при организации деятельности группы;
  • нежелание подвести группу заставляет детей активно участвовать в работе;
  • укрепляется дружба;
  • повышается мотивация к учебной деятельности.

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс « Приёмы групповой работы на уроках в начальной школе» Сингизова Альфинур Вафиевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Учалы

Слайд 2

Актуальность Задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий. Среди всей совокупности УУД важную роль играют действия коммуникативного блока.

Слайд 3

Проблема: Наша цель – развитие коммуникативных навыков, то есть, формирование коммуникативных универсальных учебных действий. В школьной программе нет отдельного предмета, целью которого является развитие данного навыка.

Слайд 4

Решение Организовать деятельность в группе совместно работающих детей. При групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: Ученик Группа Учитель Ученик

Слайд 5

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации групповой работы на уроках в начальной школе. Задачи: продемонстрировать разновидности групповых технологий; мотивировать педагогов к применению групповых технологий в своей работе. Работа в парах Работа в малых группах

Слайд 6

Работа в парах «Дорога к дому» - диагностическая методика. Формируемые УУД: Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; Умение слушать и слышать друг друга.

Слайд 7

«Дорога к дому» Инструкция для детей: Нарисуйте путь к дому под диктовку своего напарника. Сначала один диктует, другой рисует, потом роли в паре меняются. Общее время выполнения задания – 10 мин.

Слайд 8

Работа в паре «Ручеёк» - общение ребят внутри одного ряда Формируемые УУД: Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Слайд 9

Работа в паре Решение текстовых задач с составлением графической схемы; Решение текстовых задач с составлением краткой записи; Составление плана решения задачи; Заполнение таблиц; Запись слов со взаимопроверкой; Составление схем предложений; Различные виды разборов; Работа с деформированным предложением; Работа с деформированным текстом; Работы творческого характера.

Слайд 10

Работа в малых группах Прием «Зигзаг» Преимущества приема «Зигзаг» : за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала; всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно; сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Слайд 11

Возможность применения приема «Зигзаг» на уроке чтения в 4 классе. А.Куприн «Слон» Настроение Нади Цитатный план Характеристика слонов: живого и игрушечного Состояние родителей

Слайд 12

Работа в малых группах «Шесть шляп» «Что не «Почему?» понравилось?» «Что хорошо?» «Сколько?» Что Задания понравилось?» творческого характера Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации.

Слайд 13

Возможность применения метода «Шесть шляп» на уроке окружающего мира по теме «Разнообразие растений», 3 класс 1 группа - Белая шляпа - С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажите о растениях только фактами, цифрами. 3 группа - Чёрная шляпа -Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр.76-78 5 группа - Зелёная шляпа - Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше? 2 группа - Жёлтая шляпа - Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? 4 группа - Красная шляпа - Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения? 6 группа - Синяя шляпа - Обобщите высказывания других групп .

Слайд 14

Работа в малых группах «Мозговой штурм» Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). После выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп.

Слайд 15

Работа в малых группах Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, для описания иллюстрации или картины, дерево за окном, небо, школьный сад, погоду…, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном и т.д.)

Слайд 16

Работа в малых группах Цепочки вычислений; Расшифровка; Числовые закономерности; Решение задач с недостающими данными; Составление задач по числовым данным; Математические диктанты; Составление слов по звуковой схеме. Проверка орфограмм. Деление текста на логические части. Составление плана. Работа с деформированным текстом.

Слайд 17

Выводы: ученики с удовольствием работают в группах, хорошо отвечают устно; работа в группе помогает ребенку проявить себя; необходимость уложиться в отведенное время создает рабочую обстановку, способствует формированию самодисциплины и саморегуляции ; нежелание подвести группу заставляет детей активно участвовать в работе; укрепляется дружба; повышается мотивация к учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Конкурс педагогического мастерства

«Педагог года – 2017»

Методический семинар

на тему:

 «Приёмы групповой работы на уроках в начальной школе»

Сингизова Альфинур Вафиевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10

 

«Приёмы групповой работы на уроках в начальной школе»

Актуальность

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться» - личностные, социальные, познавательные и коммуникативных компетенции, а не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. Среди всей совокупности универсальных учебных действий важную роль играют действия коммуникативного блока. Сформированность коммуникативных умений влияет не и на результативность обучения детей, и на процесс развития личности в целом. Значит, одна из целей – развитие коммуникативных навыков. Но это представляет определенную проблему. В школьной программе нет отдельного предмета, целью которого является развитие названного навыка. Поэтому каждому учителю начальной школы на каждом своем уроке необходимо предпринимать определенные действия для решения этой проблемы.

Обычно, активность учащихся  на уроке  учитывается  по поднятым рукам, выступлениям перед классом. Но есть робкие и слабые дети, которых пугают публичные выступления, чаще всего они являются наблюдателями на уроках.А вот групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При таком виде деятельности каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение (пусть даже и неверное), в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, происходит взаимообучение детей в процессе учебного диалога.

                                   Организация групповой работы

При групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: учитель – ученик, ученик- ученик, ученик – группа, ученик – учитель. Результаты совместной работы учащихся в группах всегда выше индивидуальных при выполнении аналогичного задания.

Итак, с чего начать организацию групповой работы?

Наиболее распространенными видами групповой работы является работа в парах и работа в малых группах.

Работа в парах. Её применяютcпервых дней обучения детей в школе.Пара чаще всего образуется из детей, сидящих зa одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться.

 При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовиться к ответу, учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как присутствует элемент соревнования, и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах. Важнейшим моментом в организации группового обучения является деление класса на группы [35]. Оно может производиться различными способами:

  1. по желанию детей;
  2. случайным образом
  3. по определенному признаку;
  4. по выбору «лидера»;
  5. по выбору педагога.

  1. По желанию.Объединение в группы «по желанию» происходит по взаимному выбору. Такая форма распределения детей в группы не очень удобна тем, что занимает много времени. Этот метод применяется в случаях, когда дети уже владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединиться.

 Этот способ я чаще всего использую для работ творческого характера (написание сочинений, например).

  1. Случайным образом.Разделение на группы случайным образом отличается тем, что

в ней могут быть объединены дети, которые никак не взаимодействуют между собой в другой деятельности. Работа в такой группе развивает y участников способность приспосабливаться к разным деловым партнерам Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились доброжелательные отношения. Но в любом случае учитель должен быть готов к возникновению проблемных и конфликтных ситуаций в группе и уметь извлечь из них воспитательную пользу. Способы формирования «случайной» группы чаще всего связано с местоположением учащихся (в одном ряду, на соседних партах).

  1. Деление по определенному признакy. Признак задается либо учителем, либо любым учеником. Можно разделить детей пo первой букве имени (гласная –согласная), по времени года рождения (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления ценен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других. Отрицательной чертой данного способа деления является вероятность неравномерного по численности распределения учащихся в группы. Этот метод  использую очень редко.
  2. Деление на группы пoвыборy «лидерa». «Лидер» может либо назначаться учителем, либo выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, пo очереди называют имена тех, кого oни хотели бы взять в свою группу. Наблюдения педагогов показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят нa второй план. В моем классе есть ученики, которых могут  не взять ни в одну группу. Поэтому данный метод деления я не использую.
  3. Деление на группы по выбору педагога. При таком способе деления учитель создает группы пo некоторому важному для негo признаку, решая определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, сo схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом учитель может объяснить принцип объединения, а может, и нет.

 Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить детям правила работы в группе. Я оформляю данные правила на отдельном слайде  и мы обязательно озвучиваем  их перед тем, как они начнут работать в группах.

       У нас приняты также знаковые сигналы, помогающие общению:

  • Сигнал «Внимание» — учитель поднимает вверх руку.
  • Сигнал «Вопрос от группы». Если у кого-то в группе есть вопрос, он сначала задаёт его всем членам группы. Если дети не могут помочь с ответом, то учитель видит всех участников группы с поднятыми руками.
  • Сигнал «Готовы» — все участники группы берутся за руки.

В 1–2 классе делю детей на пары или тройки.В 3–4 классе лучше делить класс на группы по 4–6 человек.

Лучше всего дети работают вместе, если каждый играет определённую роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

  • Капитан – отвечает за работу группы в целом;
  • Чтец – хорошо читает вслух;
  • Секретарь – записывает что-то от лица группы;
  • Докладчик –  рассказывает, что решила группа.

Правила организации групповой работыдолжен помнить и педагог.Косновным таким правилам относятся следующие:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая  работа  должна  занимать  не  более  15-20  минут  в  1–2 классах, не более 20-30 минут – в 3–4 классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию. Поэтому надо заранее договориться, что небольшой шум в классе допустим;
  • недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в качестве наказания.

                                      Приёмы групповой работы

       Приём «Ручеёк»

       В «Ручейке» происходит общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы я заготавливаю к уроку карточки по числу учеников в ряду. Карточки отличается друг от друга по содержанию. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики не займут свои места. Я использую прием «Ручеёк» на уроках русского языка для повторения правописания словарных слов, , для закрепления таблиц сложения и вычитания, таблицы умножения.

       Приём «Зигзаг»

       Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы. Дети самостоятельно изучают информацию, или выполняют задание. Далее ученики с одинаковыми карточками (например, по цвету) объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Детям предстоит обсудить в группе материал, выбрать правильный вариант. Заканчивается урок выступлением членов от каждой кооперативной группы. Этим приемом я пользуюсь на уроках окружающего мира, литературного чтения.

Метод «Шесть шляп»

Метод шести шляп — это один из приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет преодолеть три  трудности, связанные с мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов,  каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа".

Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями,  дает возможность их изложить чувства.

Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Зеленая шляпа- это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

 Белая шляпа. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем: только факты и цифры.

Синяя шляпа. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

     Данный метод считается самым действенным для развития критического мышления.

«Мозговой штурм»

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы   делаются  сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи»

  • Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
  • Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

          Групповые занятия чаще всего провожу на уроках повторения и закрепления пройденного материала. На уроках открытия нового знания использую работу в парах, сидящих за одной партой детей.

        Групповая работа имеет и свои «минусы»: шумно, огромная предварительная работа учителя, трудно оценить вклад каждого в общее дело.

       Несмотря на это, могу отметить следующие положительные моменты использования приемов групповой работы:

  • ученики с удовольствием работают в группах,  хорошо отвечают устно;
  • работа в группе помогает ребенку   проявить себя;
  • укрепляется дружба;
  • необходимость уложиться в отведенное время создает рабочую обстановку, способствует формированию самодисциплины и саморегуляции;
  • нежелание подвести группу заставляет детей активно участвовать в работе;
  • повышается мотивация к учебной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2-м классе / Н.И. Бухалко // Начальная школа плюс и До и После. – 2008. – № 4.
  2. Групповая   работа   как   способ   формирования   коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС        НОО.                2016.        [Электронный        ресурс].
  3. Еремеева        О.А.        Организация        групповой        работы        в        начальной школе //О.А. Еремеева. – 2016. [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/ 02/25/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v
  4. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно – воспитательной деятельности. [Текст] / К.П. Зайцева // Начальная школа. – 2011, № 4. – С. 78 – 83.
  5. Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Портал: Фестиваль педагогических идей: «Открытый        урок».                2016.        [Электронный        ресурс].        
  6. Кудряшова Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г.Кудряшова, О.В.Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. № 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Групповая работа на уроках в начальной школе» Сингизова Альфинур Вафиевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Учалы

Слайд 2

Актуальность Задача современной системы образования – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», совокупность личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций ученика. Наша цель – развитие коммуникативных навыков.

Слайд 3

Проблема Формирование коммуникативных универсальных учебных действий представляет определенную проблему. В школьной программе нет отдельного предмета, целью которого является развитие данного навыка.

Слайд 4

Решение Организовать деятельность в группе совместно работающих детей. При групповой работе реализуются все виды взаимодействия субъектов образовательного процесса: Ученик Группа Учитель Ученик

Слайд 5

Организация групповой работы Виды групповой работы Работа в паре Работа в малых группах

Слайд 6

Правила работы в группе Работай в группе дружно, помни - вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы. Говори спокойно и ясно. Говори только по делу. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего. Обращайся к другим по имени. Думай сам, а не рассчитывай на других. Отвечай у доски громко, чётко, кратко. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Слайд 7

Деление класса на группы: по желанию детей; случайным образом по определенному признаку; по выбору «лидера»; по выбору педагога

Слайд 8

Распределение ролей в группе Капитан – отвечает за работу группы в целом; Секретарь – записывает что-то от лица группы; Чтец – хорошо читает вслух; Докладчик – рассказывает, что решила группа.

Слайд 9

Правила для учителя: следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1–2 классах, не более 20-30 минут – в 3–4 классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию; недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в качестве наказания.

Слайд 10

Приёмы групповой работы «Зигзаг» Преимущества приема «Зигзаг» : за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объем теоретического материала; всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно; сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Слайд 11

«Шесть шляп» Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями, дает возможность их изложить чувства. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Белая шляпа. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем: только факты и цифры. Синяя шляпа . Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).

Слайд 12

«Мозговой штурм» Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент. Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста). После выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп.

Слайд 13

Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, описание иллюстрации или картины, составление рассказа по данному началу, о каком-либо животном, о событии и др.).

Слайд 14

ученики с удовольствием работают в группах, хорошо отвечают устно; работа в группе помогает ребенку проявить себя; необходимость уложиться в отведенное время создает рабочую обстановку, способствует формированию самодисциплины и саморегуляции при организации деятельности группы; нежелание подвести группу заставляет детей активно участвовать в работе; укрепляется дружба; повышается мотивация. Выводы: