Экологическое воспитание дошкольников.
«Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 г» Утверждена председателем Правительства РФ Д. А. Медведевым 25 сентября 2017 г
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическое воспитание дошкольников — экономическая педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.
Экономическое воспитание - формирование экономических знаний, умений и навыков, потребностей хозяйствования.
Экономическое воспитание – вооружение детей экономическими знаниями формирование у них умений и навыков, потребностей хозяйствования.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания.
Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
Цель опыта - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для формирования у детей основ финансовой грамотности и систематизации знаний поставила следующие задачи:
•Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
•Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
•Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества».
•Развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
•Воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
Методы и приемы
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. В своей работе использовала следующие методы и приемы:
- комплексно-тематические занятия,
- сюжетно-ролевые,
- дидактические, настольные игры,
- интеллектуальные игры,
- развлечения,
- экскурсии,
- беседы,
- чтение художественной литературы.
Все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.
Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.