РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klassnogo_rukovoditelya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
С ТРУДНЫМИ СЕМЬЯМИ.
Исследования показывают, что" трудный " подросток и " трудные семьи " - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные порки, преступность, алкоголизм, наркомания и др. пороки, присущие подросткам, вырастают из семьи.
И это тоже доказано: ДЕТИ - ЗЕРКАЛО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОТЦОВ И МАТЕРЕЙ:
- семьи, в которых " трудные " родители. Это часто неполная семья, из-за недостатка влияния отца или матери;
Для достижения контактов с такой семьей кл. рук.( Я) применяю следующую стратегию: 1. нужно расположить мать к себе, заручиться доверием, если она относится настороженно. не спешить обижаться; 2. заинтересоваться судьбой подростка, пробудить ответственность матери за его будущее.
- семьи, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача кл. рук-ля - терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их " образа жизни" на растущую личность, обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей является авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
- семьи, в которых отдается предпочтение материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистичными, излишне практичными потребителями.
Задача кл.рук. - изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогают примеры, приводимые из жизни других семей, на служение людям, доброту, благородство поступков.
- семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача кл.рук. - доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиция силы, относиться к нему как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, сто терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.
-семьи с повышенной конфликтностью между членами
семьи;
-семьи с низким материальным положением, если в ней
происходит лишение детей многого необходимого;
- семьи со сводными детьми;
- многодетные семьи, где родители заняты только добыванием средств к существованию;
- семьи, в которых родители фактически не занимаются воспитанием детей;
С " трудными родителями" 10 "А" класса:
- провожу доверительные беседы с родителями на разные темы: об учебе, посещаемости, профнаправленности, о доверии, уважении к взрослым и сверстникам, о наказаниях, о взаимотношениях юношей и девушек и т. д.
- доверительные беседы с уч-ся ( те же темы)
- пробуждаю ответственность родителей к судьбе ребенка
- заинтересовываю ребенка: работой в классе, секцией, темой кл. часа, уроком.
- постоянно обращаю внимание ребенка на его собственную судьбу.
" Трудные семьи" - это семьи, в которых у ребенка проблемы с успеваемостью, дисциплиной, посещаемостью, общением с одноклассниками, работниками школы.
Такие уч-ся есть в каждом классе. Какая работа проводится с такими детьми.
Во первых, я провожу наблюдение за учеником :
какие предметы вызывают затруднения
какие предметы любит
с кем общается в школе
кем хочет стать в жизни и т. д.
Складывается определенная картина об ученике.
У меня в классе был такой ученик: он испытывал затруднения по русскому языку, математике, химии, физике, географии.
Любимыми предметами являлись: физ-ра, технология, информатика, ОБЖ. Учиться не хотел, но был добрым, отзывчивым, готовым помочь. В классе он отвечал за хозяйственную работу: ремонтировал столы, стулья, прикручивал ручки к двери, охотно участвовал в субботниках, генеральных уборках. Кроме того у этого ученика была мечта, он хотел стать поваром- кулинаром. Этот ученик к середине четверти получал столько двоек, что самостоятельно , без помощи и контроля родителей справиться не мог. Я приглашала в школу родителей, приходил, как правило отец и вместе с отцом ученик приходил к учителям и исправлял неудовлетворительные оценки. Заканчивал четверть не с восемью двойками, а с двумя.
Начиналась следующая четверть, и появлялась следующая проблема: ребенок в школе не появлялся. Звоню родителям, отец заявляет, что его сын одевает школьную форму, берет учебники, тетради, учится, потом возвращается домой после шести уроков, обедает, учит с отцом уроки. Отец поговорил с сыном о пропусках уроков, но прогулы продолжались, отец побил сына, но результат остался неизменным, тогда он пришел в школу для совета : решили , что ученика надо водить в школу и забирать из школы. Этому ученику стало стыдно и он дал обещание ходить в школу и не прогуливать занятия. Так мы дошли до экзаменов и с большим трудом сдали их.
В конце - концов этот ученик поступил в 46 училище и овладевает профессией повар - кулинар. Приходит изредка ко мне и рассказывает о своих успехах, учит меня вырезать розы из свеклы и астры из лука.
В результате совместных действий педагогов и родителей был достигнут положительный результат, ученик поверил в свои силы, движется к намеченной цели.
Каждый ребенок со своими проблемами требует своих специфических решений, своих особых методов работы.
23.04.09. г.
кл рук. Попова Т. Д.________________
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ
ПО ТЕМЕ " РАБОТА КЛАССОНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ С "ТРУДНЫМИ"
СЕМЬЯМИ"
Вахмяниной Татьяны Дмитриевны
г Оренбург - 2009