Эвристическое обучение в начальной школе
Современный школьник – это не чистый белый лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
В настоящее время различными авторами и коллективами авторов создаются новые программы и курсы для начальной школы по ознакомлению с окружающим миром. В практике преподавания окружающего мира стали активно использоваться новые формы обучения. Таковым является эвристический подход к образованию, который позволяет расширить возможности проблемного и развивающего обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_evristicheskoe_obuchenie.ppt | 2.63 МБ |
metodicheskiy.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные дети все чаще отказываются от готовых знаний, от их репродукции и ищут информацию, добывают знания самостоятельно Поэтому необходимо формировать самостоятельность учащихся как основы для реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Если не вести систематическую работу по запоминанию, то многое останется забытым! ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАУЧНЫЕ ФАКТЫ, ТЕРМИНЫ… 132 вида растений 215 географических названий 169 видов животных 123 новых термина
ПРОТИВОРЕЧИЯ: Между объёмом знаний по окружающему миру в соответствии с требованиями программы и объёмом знаний, усваиваемых учеником. 1 Между требованиями ФГОС ООО по развитию УУД и уровнем сформированности этих действий у обучающихся. 2
ПРОБЛЕМА: поиск инновационных подходов при развитии УУД обучающихся на уроках окружающего мира создание среды для развития УУД обучающихся на основе ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Ведущая идея опыта:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА: Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин) Теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) Развитие познавательного интереса (Г.И. Щукина) Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций (И.В. Алексеенко) Теория личности и теория деятельности (А.Н. Леонтьев) Системно-деятельностный подход – методологическое основание ФГОС
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Использование эвристических методов для развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся на уроках окружающего мира ЦЕЛЬ: создать условия для освоения обучающимися общественно-исторических знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций; содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета «Окружающий мир»; ЗАДАЧИ: повысить мотивацию обучающихся к научному познанию на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Эвристические уроки, олимпиады, погружения Деловые игры, очные и дистанционные проекты Интерактивные формы обучения, творческие защиты 1 2 3
Примерные этапы планирования урока с применением эвристических методов обучения 1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 2. Актуализация знаний и умений (фиксирование индивидуальных затруднений) 3. Постановка учебной задачи (формулирование проблемы). 4. Планирование учебной деятельности (построение проекта выхода из затруднений 5. Решение учебной задачи (открытие детьми нового знания) 6. Первичное закрепление (проговаривание способа решения) 7. Самостоятельная работа с самопроверкой (самоанализ и самоконтроль. 8. Включение нового знания в систему знаний. 9. Рефлексия деятельности (итог урока).
Пример Деловой игры «Научная лаборатория»: Перед вами все необходимое оборудование для создания научной лаборатории ЗАДАНИЕ 3 класс Тема: «Изучение свойств воды» Форма организации учебного сотрудничества: группы по 5-6 человека Распределите обязанности в лаборатории. По плану проведите необходимые исследования. Выводы записывайте в инструкционную карту. Используя полученные результаты, создайте отчет о проделанной работе. Выберите от группы участника, который представит ваши исследования. 1 2 3 4 5
ПРИМЕР ПОСТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Перед вами тексты исторических документов и иллюстрации по теме «Крещение Руси». ЗАДАНИЕ 4 класс Тема: «Крещение Руси» Форма организации учебного сотрудничества: группы по 3-5 человек Используя иллюстрации и представленные тексты исторических документов, создайте постер, отражающий события данного времени и их значения. Выберите иллюстрацию, которая по вашему мнению будет занимать центральное место. Выберите от группы участника, который представит ваш постер. 1 2 3 5 Придумайте название вашему постеру. 4
ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ УРОКА: ЗАДАНИЕ 4 класс Тема: «В мире волшебства : группы по 5-6 человек Придумайте название сказки. Определите сюжет сказки, который, по вашему мнению, является наиболее значимым, при изучении данной темы. Дополните текст сказки выражениями, раскрывающими ее смысл. Вы можете добавить нарисовать к сказке рисунки, наклеить подходящие изображения. Выберите от группы участника, который представит вашу сказку. 1 2 3 4 5
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД : 18% 45% 27% 6% 3 класс 49% 45% - Низкий уровень - Средний уровень - Высокий уровень 1 класс 2 класс 12% 40% 48%
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД : 15% 50% 35% 6% 3 класс 29% 65% - Низкий уровень - Средний уровень - Высокий уровень 1 класс 2 класс 13% 49% 48%
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД : 28% 39% 33% 9% 3 класс 49% 42% - Низкий уровень - Средний уровень - Высокий уровень 1 класс 2 класс 17% 35% 48%
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПООКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ: 2014-2015 учебный год 2013-2014 учебный год 2012-2013 учебный год 100% 100% 75% 83% 85% - качество знаний - обученность 100%
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: Фоминых, М.М. Задачи эвристического развития личности / М.М. Фоминых - Екатеринбург, 2005 Хабибуллин, К.Я. Обучение методам решения нестандартных задач [Текст] /К.Я. Хабибуллин // Школьные технологии, №3. - 2004 - С.217-225. Технологии воспитания и обучения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск, 2011. «Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения [Текст] /А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003 Быстрова, Т.В. Особенности самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Т.В. Быстрова // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990 Алексеенко, И.В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций/ И.В. Алексеенко // Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск, 2012.
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ ГОДА -2016
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Мануйлова Евгения Евгеньевна
учитель начальных классов
Современный школьник – это не чистый белый лист. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
В настоящее время различными авторами и коллективами авторов создаются новые программы и курсы для начальной школы по ознакомлению с окружающим миром. В практике преподавания окружающего мира стали активно использоваться новые формы обучения. Таковым является эвристический подход к образованию, который позволяет расширить возможности проблемного и развивающего обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата.
Эвристическое обучение обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов исследования. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.
Эвристическую деятельность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Окружающий мир – это прежде всего научные факты, термины… Запомнить их детям младшего школьного возраста трудно. Учёные сделали исследования и доказали, что 10% - запоминают, когда читают, 20% - когда пишут, а 70% - запоминают, когда сами исследуют и делают выводы. Если не вести систематическую работу по запоминанию, то многое останется забытым!
При выборе эвристического метода обучения были проведены исследования по диагностике универсальных учебных действий. Обрабатывая результаты данных исследований, обнаружились следующие противоречия:
- Между объёмом знаний по окружающему миру в соответствии с требованиями программы и объёмом знаний, усваиваемых учеником.
- Между требованиями ФГОС ООО по развитию
УУД и уровнем сформированности этих действий у обучающихся.
Поэтому были изучены многие инновационные подходы развития УУД обучающихся на уроках окружающего мира.
Ведущей идеей данного опыта является создание среды для развития УУД обучающихся на основе эвристических методов обучения.
Была поставлена цель:
- использование эвристических методов для развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся на уроках окружающего мира
Сформулированы задачи:
- создать условия для освоения обучающимися общественно-исторических знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций;
- содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета «Окружающий мир»;
- повысить мотивацию обучающихся к научному познанию на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:
- изобрести своих животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
- сочинить сказку, задачу, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
- составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
Приемы эвристического обучения:
Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.
Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации «Идея», «Образ», «Закономерность», «Знак». «Символ», «Опыт», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий для всех людей язык».
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.
Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.
Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, постеры, опыты по естествознанию.
Работа по развитию исследовательских умений на уроках окружающего мира должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать экологический материал, с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что эвристический подход позволяет детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими.