рабочая прогамма по специальности 140448, стандарт 3 поколения.
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губкинский горный колледж»
(ОГАОУ СПО «Губкинский горный колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГАОУ СПО «ГГК»
_______________ А.В. Тулинов
«____»____________ 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
для специальности
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Губкин 2013
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
на заседании предметно-цикловой комиссии зам. директора по УР
электромеханических дисциплин
Протокол № « » 2013 г « » 2013г ___________________
Председатель ___________Е.А. Проскурина Л.В. Канова
Преподаватель Е.А. Проскурина
Рецензенты
2013.г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Губкинский горный колледж»
Разработчики:
Проскурина Елена Анатольевна преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 12 |
| 13 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
-правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
-снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
-собирать электрические схемы;
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
-методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
-основные законы электротехники;
-основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
-основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
-параметры электрических схем и единицы их измерения;
-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
-свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
-способы получения, передачи и использования электрической энергии;
-устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
-характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента 171 час , в том числе:
Обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 114 часов;
Самостоятельная работа студента - 57 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 18 |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 57 |
в том числе: | |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (доклад, конспект)
| 37 |
Практическая работа | 12 |
Расчетно-графическая работа | 8 |
Итоговая аттестация в форме 1 семестр 2 семестр | - Экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
Макс | ТО | ЛПЗ | ВСР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Электротехника | ||||||
Введение | Электрическая энергия. Ее свойства. Получение и применение. Тесла и его изобретения. Самостоятельная работа. Доклады: -Электрическая энергия, ее свойства и применение. -Современное состояние и перспективы дальнейшего развития производства электроэнергетики. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
Тема 1.1. Электрическое поле. | Способы электризации тел. Закон Кулона. Электрическое поле и его характеристики. Проводники и диэлектрики. Электрическая емкость. Конденсаторы и способы их соединения. | 8 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1: Смешанное соединение конденсаторов. | ||||||
Самостоятельная работа. Свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных материалов (доклад) | ||||||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока. | Электрический ток, его определение, направление, сила тока, плотность тока. Электрическое сопротивление. Мощность, напряжение, ЭДС. Закон Ома. Закон Джоуля –Ленца. Электрическая цепь и ее элементы. Способы соединения резисторов. Законы Кирхгофа. Расчет сложных ЭЦ. Лабораторные работы: 1. Проверка закона Ома для участка и всей цепи. 2. Последовательное и параллельное соединение резисторов. 3.Смешанное соединение резисторов. 4. Проверка первого закона Кирхгофа. | 28 | 10 | 12 | 6 | 2,3 |
Практическое занятие № 2:Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи при смешанном соединении резисторов. Практическое занятие № 3:Изучение зависимости сопротивления проводников от их геометрических размеров и удельного сопротивления. | ||||||
РГЗ: Расчет цепей постоянного тока методом узловых и контурных уравнений. Расчет цепей постоянного тока методом свертывания цепи. Расчет цепей постоянного тока методом контурных токов. | ||||||
Тема 1.3 Однофазные электрические цепи переменного тока. | Получение переменного тока. Переменный ток и его характеристики. Изображение переменной величины с помощью временных и векторных диаграмм. Расчет цепей переменного тока с R.Расчет ЭЦ с С . Расчет ЭЦ с L. Расчет ЭЦ с R и L. Расчет цепи переменного тока с R и C. Расчет цепи переменного тока с R , C и L. Резонанс токов и напряжений. | 18 | 14 | 2 | 2 | 2,3 |
Практическое занятие №4 Исследование и расчет цепей переменного тока. Составление неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью и емкостью и построение векторной диаграммы напряжений для этой цепи. | ||||||
Лабораторная работа № 5 Исследование неразветвленной цепи перем. тока с R, L и С | ||||||
РГЗ: Расчет неразветвленной цепи переменного тока с индуктивностью, емкостью и резистором. | ||||||
Тема 1.4 Трехфазные электрические цепи переменного тока. | Трехфазный ток. Достоинства. Получение. Трехфазные цепи при соединении нагрузки звездой. Роль нулевого провода. Трехфазные цепи при соединении нагрузки треугольником. Мощность трехфазной цепи. | 9 | 4 | 2 | 3 | 2,3 |
Лабораторная работа № 6 Исследование трехфазной цепи при включении приемников звездой | ||||||
Самостоятельная работа. Электротехнические устройства в быту и на производстве. Принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов. Дроссель в электрических цепях и фильтрах | ||||||
Тема 1.5. Электрические измерения. | Условные обозначения на шкале приборов. Измерение тока и напряжения. Пределы расширения приборов. Цена деления. Измерение сопротивления. Мощности, энергии. Измерение магнитных величин. | 6 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
Лаб. работа №7 : Влияние внутреннего сопротивления измерительного прибора на работу цепи. | ||||||
Самостоятельная работа. Приборы для измерения параметров магнитных материалов (доклад) | ||||||
Тема 1.6. Электромагнетизм | Магнитное поле и его характеристики. Закон Ампера. Взаимодействие проводников с током. Гистерезис и вихревые токи. Электромагнитная индукция. Магнитные цепи. | 6 | 4 | 2 | 2,3 | |
Самостоятельная работа. Свойства магнитных материалов. Магнитомягкие материалы и их применение в технике ( доклады) | ||||||
Тема 1.7 Трансформаторы | Общие сведения . Назначение, устройство и принцип действия однофазного трансформатора. Коэффициент трансформации. Параллельная работа трансформаторов. Специальные трансформаторы. | 6 | 4 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Сравнительная характеристика трансформаторов и автотрансформаторов. Схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов (конспект) | ||||||
Тема 1.8 Электрические машины переменного тока. | Общие сведе6ния. Асинхронные двигатели. Устройство, принцип действия. Пуск, реверсирование А.Д. Скольжение. Способы регулирования частоты вращения. Потери и КПД. Однофазные А.Д. Назначение. Устройство и принцип действия синхронных генераторов. Пуск синхронных двигателей. Коэффициент мощности. | 11 | 8 | 3 | 2 | |
Самостоятельная работа. Электродвигатели малой мощности (доклад) Практическая работа: Тема: «Асинхронные двигатели переменного тока». | ||||||
Тема 1.9 Электрические машины постоянного тока. | Общие сведения о машинах постоянного тока. Устройство, принцип действия. Реакция якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока. Способы возбуждения генераторов. Двигатели постоянного тока. Способы возбуждения ДПТ. . | 11 | 6 | 5 | 2 | |
Практическая работа: Двигатели и генераторы постоянного тока. | ||||||
Самостоятельная работа: Работа Якоби Б.С. в области машин постоянного тока. Новинки электротехники. | ||||||
Тема1.10 Основы электропривода. | Понятие об электроприводе. Выбор электропривода по механическим характеристикам. Механические характеристики двигателей. Нагревание и охлаждение двигателей. Контакторы, пакетные выключатели, автоматические выключатели, рубильники, магнитные пускатели. | 8 | 6 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Основные функции электроприводов и их классификация. | ||||||
Тема: 1.11 Передача и распределение электрической энергии. | Понятие об энергосистеме и электрической системе. Простейшие схемы электроснабжения промышленных предприятий. Схемы осветительных сетей. Электрические сети, их назначение и классификация. Выбор сечения проводов и кабелей по допустимому нагреву и допустимой потере напряжения | 8 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Практическое занятие № 5 Расчет сечений проводов и кабелей по допустимой токовой нагрузке и потере напряжения | ||||||
Самостоятельная работа: Способы получения, передачи и использования электрической энергии. | ||||||
Раздел 2. Электроника | ||||||
Тема 2.1 Полупроводниковые приборы. | Электрофизические свойства полупроводников. Собственная и примесная проводимости. Электронно-дырочный переход и его свойства. ВАХ перехода. Устройство диодов. Выпрямительные диоды. Кремневые стабилитроны. Биполярные транзисторы. Их устройство, три способа включения. Характеристики и параметры транзистора по схеме с общим эммитером. | 16 | 8 | 4 | 4 | 2,3 |
Полевые транзисторы. Устройство. Принцип действия. | ||||||
Лабораторная работа №8 Исследование работы выпрямительного диода. Лабораторная работа № 9 Исследование работы стабилитрона. | ||||||
Самостоятельная работа. Классификация и область применения полупроводниковых диодов (доклад) | ||||||
Практическая работа: Тема: «Классификация электронных приборов». | ||||||
Тема 2.2 Фотоэлектронные приборы. | Фоторезисторы, фотодиоды, фототранзисторы, фототиристоры. Условные обозначения. | 6 | 2 | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа. Оптроны. | ||||||
Практическая работа: Тема: «Фотоэлементы». | ||||||
Тема 2.3 Полупроводниковые выпрямители и стабилизаторы. | Выпрямители, их назначение, классификация, обобщенная структурная схема. Принципиальные однофазные и трехфазные схемы выпрямления, их принцип действия. Стабилизаторы напряжения и тока. | 12 | 4 | 8 | ||
Самостоятельная работа. Сглаживающие фильтры. Их назначение (конспект). Выпрямительные устройства в электроэнергетике (доклад). | ||||||
Практические работы: Тема: «Электронные выпрямители». «Стабилизаторы напряжения». |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Тема 2.4 Электронные усилители. | Принцип усиления тока, напряжения, мощности. Усилители, их назначение, классификация | 4 | 2 | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Схемы усилителей электрических сигналов. Обратная связь в усилителях (конспект) | ||||||
Тема 2.5 Электронные генераторы. | Колебательный контур. Структурная схема электронного генератора. Генераторы синусоидальных колебаний: генераторы LC-типа, генераторы RC-типа. Импульсные генераторы | 10 | 4 | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа: Переходные процессы в RC-цепях. Классификация генераторов низкой частоты. Общая структурная схема ГНЧ, назначение элементов. Разновидности ВЧ-генераторов. Типовая структурная схема ВЧ-генератора, назначение элементов. Классификация генераторов импульсов. Структурная схема. Назначение элементов | ||||||
Максимальная нагрузка | 171 | |||||
Теоретическое обучение | 88 | |||||
Лабораторно-практические занятия | 26 | |||||
Самостоятельная работа | 57 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия:
учебного кабинета: технологии и оборудования производства электротехнических изделий.
мастерских: электромонтажные.
лабораторий: электротехники и электронной техники;
Оборудование учебного кабинета: __________________________________
Рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся студентов, макеты электрических двигателей и генераторов, трехфазные и однофазные трансформаторы, автотрансформаторы, тренажеры машин постоянного и переменного тока, плакаты на все изучаемые разделы дисциплины, учебная литература.
Технические средства обучения: мультимедиапроектор, экран, нетбук.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: 12 рабочих мест.
Силовое оборудование: трехфазные счетчики электрической энергии, электродвигатели с фазным ротором, магнитные пускатели, реле времени, тепловые реле, промежуточные реле, автоматические выключатели типа АП-50, электронный счетчик.
Осветительная сеть: однофазные счетчики электрической энергии, распредкоробки, выключатели, лампы накаливания и люминесцентные лампы, розетки.
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: _12 рабочих мест. Рабочее место преподавателя. Источники электрической энергии, лабораторные стенды для выполнения лабораторных работ, измерительные приборы, электрические аппараты, инструкции для проведения лабораторных работ. Компьютер с лицензионным программным обеспечением. Учебная литература.
Компьютерный класс. Рабочее место преподавателя, 12 рабочих мест. IBM « Pentium 2», OC «Windows», программа «Electronics Workbench». Программа Основы электроники. ________________________________________________________________
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кузнецов М.И. Основы электротехники, М, Высшая школа, 2005;
Попов В.С., Николаев С.А., Электротехника, М, Энергия, 2005;
Ломоносов В.Ю., Поливанов К.М., Михайлов О.П., Электротехника, М., Энергоатомиздат, 2007
Данилов И. А. Иванов П.М., Общая электротехника с основами электроники, М., Высшая школа, 2006
Дополнительные источники: Алукер_Ш.М. Электроизмерительные приборы, М., Высшая школа, 2006;
Железных А.Н. и др., Электрослесарь по ремонту и эксплуатации электрооборудования карьеров, М., Недра, 1986;
Шихин А.Я. , Пухляков Ю.Х., Соколов М.М. и др., Электротехника, М, Высшая школа, 1991,
Синдеев Ю.Г., Грановский В.Г., Электротехника, Ростов –н/Д, Феникс, 1999;
Иванов И.И., Лукин А.Ф., Соловьев Г.И., Электротехника. Основные положения. Задачи и примеры, Спб, Лань, 2006
Интернет – ресурсы.
http://elektro-tex.ru/articles/index1.htm
www.ElectricalSchool.info Школа для электрика.
http://elektroshema.ru/ Электричество и схема
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
-подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; | Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
-правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; | Экспертная оценка выполнения практических работ |
-рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; | Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
-снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими; | Наблюдение за работой при выполнении лабораторных работ. |
-собирать электрические схемы;
| Наблюдение за работой при выполнении лабораторных работ |
-читать принципиальные, электрические и монтажные схемы. | Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
Знания: | |
-классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; | Устный опрос Экспертная оценка выполнения практических и самостоятельных работ |
-методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | устный опрос, письменный опрос Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Тесты. |
-основные законы электротехники; | Устный опрос. Тесты Расчетно-графические задания. |
-основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; | устный опрос, письменный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
-основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; | устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Тесты. |
-основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; | устный опрос, тесты |
-параметры электрических схем и единицы их измерения; | устный опрос, письменный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
-принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов; | устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
-принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; | Письменный опрос, Опрос на стендах – тренажерах. Тесты. |
-свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; | устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
-способы получения, передачи и использования электрической энергии; | устный опрос Экспертная оценка выполнения практической работы |
-устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; | устный опрос. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ |
-характеристики и параметры электрических и магнитных полей. | устный опрос, письменный опрос |
Разработчик:
ОГАОУ СПО «ГГК» преподаватель _________________ Е.А. Проскурина
Эксперты:
ОГАОУ СПО «ГГК» Зам. Директора по УМР ________________ Ю.Н. Щербатых
ОГАОУ СПО «ГГК» зам. директора по УР ___________ ____Л.В. Канова