Для родителей
Практические советы для родителей.
Гиперактивные дети. Характерные признаки. Как следует поступать родителям, чтобы хоть в какой-то степени контролировать поведение таких детей.
Воспитание уверенности у детей.
Не опекать, а укреплять уверенность в себе, способность принимать самостоятельные решения и шаг за шагом учить быть победителями.
Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине.
Разумные требования и ограничения.соблюдение конкретных правил.
В чем причина проявления у детей пониженной способности к обучению.
Факторы наследственного характера и особенности среды, в которой растёт ребёнок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_sovety_dlya_roditeley.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические советы для родителей.
Гиперактивные дети
Повышенная активность( именуемая также гиперкинезией, минимальной мозговой дисфункцией, сверхвозбудимостью) выражается в неконтролируемом, чрезмерно, даже лихорадочно активном поведении. Характерными признаками гиперактивности являются также рассеяность или, точнее, неумение и невозможность сосредоточиться, невнимательность и беспокойность. Возникновение гиперактивности часто бывает связано с поражением центральной нервной системы, хотя бывают случаи , что она появ-ляется в результате эмоционального стресса и переутомления. Тяжелую форму гиперактивности можно распознать в раннем возрасте. К трем годам ребёнок успевает вымотать всех: родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек. Далеко не каждый ребёнок, который не сидит на месте, а крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство детей с восхода солнца и до заката находятся в постоянном движении. Как же определить гиперактив-ность? Ответить на эти вопросы чрезвычайно трудно. Не следует пытаться справиться с чрезмерно активным ребёнком своими силами. Нужно обратиться за консультацией и помощью к квалифицированному специалисту.
Помимо неспособности справиться со своей двигательной активностью, такие дети сталкиваются , как правило, с другими трудностями. Эти проблемы чисто психологического характера, развивающиеся в результате непринятия этих детей их сверстниками. Исходящая от этого ребёнка нервная энергия раздражает не только учителя, но и ровестников. Кроме того, его эмоциональная реакция часто непредсказуема с неожиданными и немотивированными переходами от смеха к слезам – и это кажется его сверстникам странным и ненормальным. Гиперактивный ребенок легко может заработать комплекс неполноценности и нервное растройство, проистекающие из негативного отношения к нему других людей и низкой самооценки.
Любой ребенок должен отвечать за своё поведение. Как же следует поступать родите-лям, чтобы хоть в какой -то степени контролировать поведение таких детей?
Главное – будьте последовательны и постоянны. Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно. Гнев тоже можно контролировать. Если вы сердитесь – это не значит. Что вы не любите своего ребёнка.
Реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка. Какими бы незначительными они ни были. Избегайте непрерывных одёргиваний и запретов – «прекрати», «не смей» и т. д.
Отделяйте поведение ребёнка, которое вам может не нравиться, от его личности. Составьте четкое расписание прогулок, еды, игр, занятий, повседневных обязанностей, сна. Старайтесь стимулировать и тренировать слуховое, зрительное и чувственное восприятие ребенка, его память, которая у гиперактивных детей развита слабее, чем у остальных.
Будьте терпеливы, повторяйте всё по несколько раз. Выделите ребенку комнату или хотя бы уголок. При оформлении комнаты избегайте ярких красок и сложных орнаментов. Уберите всё лишнее, поскольку гиперактивный ребёнок не умеет сам «отсеевать» ненужные, отвлекающие раздражители.
Дайте ему какое –нибудь постоянное поручение. Обязательно следите за его выполнением. Не забывайте поощрять и признавать его старание.
Распознавайте сигналы, предупреждающие о возможном взрыве. Постарайтесь спокой-но вмешаться и предотвратить взрыв – отвлеките ребёнка или спокойно обсудите с ним конфликтную ситуацию.
Не жалейте, не дразните, не бойтесь вашего ребенка и не будьте к нему слишком снисходительны. С помощью врача правильно подберите лекарства и необходимую дозировку.
Нужно надеяться на лучшее. В возрасте между 12 и 18 годами, в период полового созревания, в организме произойдут определенные изменения, в результате которых гиперактивный ребёнок превращается в нормального подростка.
Воспитание уверенности у детей.
Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей и вообще развитие ребёнка затруднено, если нарушается или задерживается формирование у ребёнка чувства уверенности в себе. В своих силах, возможностях. Неуверенный в себе человек подавляет в себе собственные чувства из-за тревоги, вины и недостаточного развития навыка общения. Уверенное поведение считается оптимальным, если человек способен отстаивать свои права, никогда не унижается.
Чтобы воспитать у ребенка чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребёнку: «Вчера ты не мог это делать, а сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или «Сегодня ты опять принёс двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь получить лучшую оцен-ку».Всегда оставляйте шанс ребенку измениться к лучшему. Такой подход откроет ему перспективы развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих возможностях.
Часто родители хотят, чтобы их ребёнок обладал конкретными достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своём малыше эти качества, родители не замечают или не ценят те, которыми ребёнок реально обладает. Любые маленькие личные проблемы ребёнка над самим собой- ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Никогда не говорите о своем ребёнке плохо, не называйте такими словами , как «глупый», «невезучий», «нет способностей». Постарайтесь даже не думать так. Может случиться так, что вы окажитесь единственными , кто верит в вашего ребёнка, Если не вы, тогда кто?
Позвольте вашему ребёнку поспорить с вами, хотя бы иногда. Если вы сделали это, то пойдите дальше – позвольте ему убедить вас в чем-то для него важном. Если вы сделали это , то пойдите дальше – позвольте ему хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы категорически не согласны.
Похвала укрепляет в ребенке уверенность в себе, помогает проявляться всему лучшему, что только есть в нем. Ваши добрые слова останутся в детской душе и будут согревать её в течение всей жизни. Если ребёнок не ощущает достаточной любви – у него не разовьётся самосознание и уверенность в себе, и он всю свою жизнь проведет в поисках признания и душевного тепла. Душевное равновесие покачнется при первых же признаках равнодушия. Появятся страхи, болезни, неспособность справиться со стрессами и физическими нагрузками. Детей нельзя испортить любовью- только её отсутствием. Любовь наполняет жизнь ваших детей чувством защищённости и радости. А счастливые дети – это высшее счастье для родителей. Если дети знают, что их родители жизнерадостны. Полны оптимизма и всегда готовы поддержать их , они чувствуют себя тоже уверенными и счастливыми. Тогда в сложные моменты жизни ваш ребенок будет первым, кто подойдет к вам и напомнит о том, что справиться можно с любой ситуацией.
Научите ребёнка часто повторять такие слова: «Мне всегда везет», «Я всё могу», «У меня всё получится», «Всё будет хорошо».
Вместо того чтобы постоянно опекать детей. Лучше укреплять их уверенность в себе, способность принимать самостоятельные решения и шаг за шагом учить быть победителями. Вот тогда вы останетесь самым любимым, самым дорогим человеком для вашего ребёнка.
Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине.
Януш Корчак писал: «Следует помнить , что ребёнок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие - снисходительно, а раздражительная усталость – агрессивна и мелочна.
Самый важный этап приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребёнок должен знать, в чем заключается приемлимое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соб-людение конкретных правил. Выполнение этого условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи или за какой-нибудь случай-ный посупок. Если правила и ограничения не определены , то наводить порядок в жизни ребёнка нельзя.
А если ребёнок понимает, чего от него ждут, но не выполняет требования? На вызов неповиновения отвечать нужно решительно и уверенно. Когда родители, раздражаясь слезами ребенка, переходят на крик или неспособны управлять собой и ситуацией, тогда в мышлении ребёнка наступают драматические изменения. Он перестает видеть в отце и матери надежного и заслуживающего доверия лидера. Родители могут превратиться в глазах их детей в примитивных . бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения. Макаренко писал : «Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное , серьёзное и деловое распоряжение- вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины…»
Следует различать неповиновение и ребяческую безответственность. Ребенка нельзя наказывать, если он , к примеру, забыл покормить собаку, не убрал свою постель или не вынес мусор. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего , в таких случаях незрелый детский ум стремится изолировать себя от давления взрослых. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите справляться с делами и своими обязанностями. Если он не реагирует на наставления, высказанные в хорошем, спокойном тоне, то можно прибегнуть к использованию хорошо известных мер воздействия. Например: повзрослевшему ребенку можно поставить требование заработать деньги, чтобы компенсировать стоимость потерянной или сломанной вещи, запретить пользоваться предметами, которые он портит, и т.д.
У Михаила Зощенко есть поучительный рассказ «Галоши и мороженое». За непослушание папа придумал своим детям наказание: продал их игрушки и купил на эти деньги галоши гостям, у которых дети украли галоши и продали, чтобы купить себе мо-роженое.
Когда закончился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое пра-во на лидерство, у детей младшего возраста может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь доступными методами дайте им желанное утешение. Прижмите ребёнка к себе и скажите, как вы его любите. Постарайтесь ещё раз объяснить , за что он был наказан, что ему нужно было сделать, чтобы подобная неприятность больше не повторилась.
Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Нельзя наказывать за то , что ему не хватает способностей к учебе. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта. Из которого он не видит выхода.
Пусть вашими действиями руководит любовь. Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, складываются обычно правильно.
Надо уметь поставить на место своего ребёнка. Чтобы его глазами увидеть окружающее и почувствовать то, что чувствует он. Когда в нем вспыхивает упрямство и непокорность, то ему требуется помощь. Когда он чего-то боится, то ему требуется ощутить себя под защитой взрослых. Когда он счастлив, он стремится поделиться своим весельем и радостью с теми, кого любит.
Родители, способные разбираться в ощущениях своего ребенка, почти всегда способны правильно реагировать на его нужды. Но чтобы достичь такого уровня воспитания, требуется величайшая мудрость, терпение, преданность и любовь.
В чем причина проявления у детей
пониженной способности к обучению.
Существует много фактов наследственного характера, а также связанных с особенностями среды, в которой растет ребёнок. Они вносят свой вклад в развитие интеллекта, причем весьма трудно проследить влияние какого-либо отдельно. Однако в некоторых случаях отдельные свидетельства , касающиеся первых лет жизни ребенка, могут указывать на то, что его притупленный ум и умственные способности, которые находятся на грани отсталости, сформировались из-за недостатка поощрения интеллектуального развития ребенка в самом раннем возрасте. Оказывается, существует критический период в течение первых трех-четырех лет жизни ребенка, когда надо завладеть потенциалом для последующего интеллектуального роста. Если эту возможность упустить, то с большой вероятностью ребенок никогда не сможет достичь уровня развития своих способностей, который изначально был для него доступен. Пониженная способность к обучению может проявиться у тех детей, которые в раннем возрасте регулярно не слышали детскую речь. Им скорее всего не покупали интересных книжек и игрушек-головоломок, которые развивали бы их сенсорный аппарат. Видимо, этих детей не водили в зоопарк, в аэропорт и в другие места, возбуждающие воображение в сознание ребенка.. Такие дети растут, не получая со стороны взрослых даже минимум внимания. Их не научили мыслить . не объясняли суть вещей и явлений, не помогали понять непонятное. Отсутствие или недостаток поощряющих и помогающих действий по отношению к такому ребёнку может привести к нарушениям в работе эндокринной системы, которая обеспечивает правильное развитие мозга и центральной нервной системы.