Научно-исследовательская деятельность преподавателя

Давыдова Татьяна Ивановна

Здесь размещены статьи,доклады на научно-практические конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой культуры обучающихся

                                   Т.И. Давыдова

                                                                    преподаватель колледжа УУИЖТ

Актуальность выбранной темы:

Воспитание правовой культуры – является одной из приоритетных задач в современной системе образования Российской Федерации. В процессе воспитания правовой культуры осуществляется формирование ключевых компетенций правового характера. Сформированные правовые компетенции является одними из основных условий,  необходимых для успешной социализации личности.

Объект исследования: правовая культура обучающихся

Предмет исследования: правовые установки обучающихся как элемент правовой культуры

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетный опрос обучающихся.

Задачи исследования:

1. Выяснить отношение обучающихся к правам человека как высшем ценностям государства.

2. Выявить  компоненты и педагогические условия формирования правовой культуры обучающихся.

       Под правовой культурой обучающихся  понимается совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых в жизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности.  Правовая культура проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

       Правовая культура обучающихся складывается из ряда взаимосвязанных элементов, одним из которых является степень развитости правосознания.

Правосознание предполагает наличие в сознании того или иного объема информации о законе, наличие воззрений на государство и право,  наличие совокупности реакций  в виде чувств, эмоций, переживаний,  а также наличие правовых установок. Правовые установки говорят о потенциальной направленности личности «на право» или «против права» или «в обход права».
      Для изучения правовых установок как элемента  правосознания, в   колледже УУИЖТ был проведен анкетный опрос. В опросе участвовали 153 обучающихся: 83 студента и 70 студенток.  Юношам и девушкам задавались одинаковые вопросы об их отношении к правам человека.

       Вопрос: « C чем у вас ассоциируются слова «права человека?» был обращён к эмоциям и настроениям, которые складываются и возникают стихийно, но от которых немало зависит каким будет поведение человека в обществе.

Для большинства опрошенных (73% - девушки, 58% –юноши)  права человека ассоциативно связаны с понятием «справедливость». Чуть меньше ассоциаций с понятиями «социальная защита»(64% - девушки, 54% - юноши) и «законность» (47% -девушки, 54% - юноши). Приятно отметить, что для опрошенных, права человека скорее ассоциируются с законностью (53%), чем с беззаконием (произволом) (6%). Данный вопрос не даёт оценку ситуации, связанной с соблюдением прав человека в России, а указывает на ассоциативное восприятие, которое в большей степени является  положительным.

       На вопрос «Кто, по-вашему мнению, должен нести ответственность за соблюдение прав человека в России?» большинство респондентов ответили, что лично каждый гражданин (так ответили 64% девушек и 53% юношей).

Соответственно высока, по мнению респондентов, и ответственность органов власти и их представителей за соблюдение прав человека в России. В первую очередь это высшее руководство государства (так 44% всех опрошенных), затем органы правопорядка (полиция) – 43%, судебная власть (29%) и чиновники (26%). Европейский суд по правам человека, Организация Объединенных Наций,  тоже не стоят в стороне от ситуации в России, около 25%   респондентов возлагают и на эти международные институты ответственность. На общественные организации «ноша ответственности» возлагается в гораздо меньшей степени (15,7%). Наименьшие число ответов дал вариант «СМИ» -3,6%.

      Распределение ответов на следующий вопрос: «Что лично для вас значат права человека?» показывает, что для большинства опрошенных права человека имеют прикладное значение, для них это инструмент (способ) защитить свои интересы, так считают 88%. Но для 7%, опрошенных студентов права человека не имеют практического смысла и воспринимаются ими как абстрактная идея или пустые слова. Мы сознательно столь ограничили выбор вариантов ответов в этом вопросе, предложив в сущности выбор между определением прав человека как чего-то полезного и в противовес – пустого и бессмысленного. Практическое (инструментальное) значение прав человека оказалось чуть больше свойственно девушкам (91%), чем юношам (86%).

       На вопрос « От чего в наибольшей степени зависит способность человека защитить свои права?» большинство респондентов выбрали вариант – «знание законов» (48% опрошенных). Такой результат ставит под сомнение  утверждение о том, что в современной жизни деньги и связи значат всё и только с помощью их сочетания можно себя защитить.

 21% считают, что ни деньги, ни связи, ни знание законов не способны помочь человеку, если он не будет обладать определенными личностными качествами, например настойчивостью.  14% затруднились однозначно ответить на этот вопрос, поскольку всё-таки считают, что способность человека защитить свои права во многом  зависит от сочетания  – знание законов, деньги, связи, личностные качества.

       Анкетный опрос позволил выявить некоторые правовые установки обучающихся на права человека, которые в большинстве своём оказались позитивными. Данные правовые установки, как правило, определяются личным правовым опытом человека, его представлениями о тех или иных жизненных ситуациях, связанных с правом. 

Конечно же, делать выводы о правовой культуре обучающихся, только опираясь на результаты анкетирования, было бы ошибочно. Ведь правовая культура проявляется не только в неком наборе представлений о праве, даже если они позитивные. Она проявляется в правовых знаниях, умениях и навыках и прежде всего, она проявляется в готовности к активным сознательным действиям  в обществе согласно правовым убеждениям, основанным на законе.

Правовые установки как отношения к праву не постоянны и в течение жизни под воздействием различных социально-правовых факторов могут изменяться. Наиболее общими факторами, оказывающими воздействие на формирование правовой установки как элемента правовой культуры, могут быть отнесены такие, как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовных ценностей общества,  и т.д.

       Помимо указанных факторов в основе формирования правовой установки лежит правовое воспитание,  которое представляет собой довольно сложный,  целенаправленный процесс. Неверно будет полагать, что воспитание правовой культуры целиком осуществляется только в образовательных учреждениях. Определённую роль в воспитание правовой культуры играет семья, правовая пропаганда государственных органов, самовоспитание.      

        Воспитание правовой культуры в образовательных учреждениях  осуществляется не только посредством целенаправленного формирования правовых знаний, умений и навыков, но и включение в учебно-воспитательный процесс таких компонентов как:

1. Выработка правовых убеждений;

2. Формирование этико-правовых установок, таких как честность, убеждённость, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;

3. Воспитание правовых чувств;

4. Формирование опыта законопослушного поведения

5. Формирование активной социально-правовой позиции.

    Также очень важно знакомить обучающихся с  правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Такие ознакомления с правовыми традициями и опытом целесообразнее организовывать в рамках классных часов.

        Успешность формирования правовой культуры на учебных занятиях обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1. оптимальный отбор правовой информации, её систематизация  и включение  в содержание учебного материала;

2. обеспечение связи правовых знаний с практикой, посредством составления правовых документов,  решения правовых ситуаций, максимально приближённых к реальности.

3. воспитание у обучающихся  навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами;

       Правовая информация должна в себя включать не только положения нормативно-правовых актов, но также и общее сведения, связанные с  правом: социальные ценности, правовые принципы, правовые функции. Поскольку для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов. А всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в правовой литературе — это фикция. Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления. Важно другое - чтобы каждый гражданин ясно осознавал недопустимость правонарушения и имел  внутреннюю потребность в защите законности и правопорядка.

Библиографический список:

  1. Гуляихин В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // NB: Вопросы права и политики. - 2013. № 4.
  2. http://www.dissercat