УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС ЦВЕТОК

Воротнёва Наталья Андреевна

ЦЕЛЬ УРОКА ЦВЕТОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologiya_6_kl.tsvetok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области

Учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна

Предмет

 

Биология

 

Класс

6

Тема урока

Цветок.

Цели урока:

Содержательная:

расширение понятийной базы за счет включения.

Деятельностная:

формирование у  учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи урока

Формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений. Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Личностные:

  • Формирование представлений учащихся о многообразии живой природы и воспитание  бережного отношения к природе родного края, умение видеть прекрасное;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы.

Познавательные:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать факты и моделировать.

Регулятивные:

  • Умение организовать выполнение задания учителя.
  • Умение делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
  • Через организацию работы в микрогруппах;
  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

Предметные:

  • Изучение  учащимися особенности строения и многообразия цветков,  их биологическим значением.
  • Развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Основное содержание темы, термины и понятия

Генеративный орган растения, тычинка, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка.

Межпредметные связи (указать предметы)

Окружающий мир, экология.

Формы работы

индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы и методические приемы

беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап мотивации

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Встаньте ровно и красиво.
Сядьте тихо. Начинаем наш урок.  
Слайд.1

Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  

Посмотрите друг на друга,  улыбнитесь.  Я рада, что у вас хорошее настроение, значит мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Пожелайте друг другу удачи и успеха.

Сегодня вы — исследователи.  Вам предстоит изучить очень интересную и красивую тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Прежде чем стать настоящими исследователями мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию. Билетом будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке:  Слайд.2

Готовятся к уроку, настраивают себя на работу

Личностные: соотносить

 поступок с моральной

нормой; оценивать ситуации

с точки зрения правил

поведения и этики;

мотивировать свои действия. 

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальная беседа по вопросам:

Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу.

Как развивается клубень картофеля?

Что доказывает, что луковица и корневище - видоизмененные побеги?

Как человек использует видоизмененные побеги?

2. Дидактическая игра «Я - «орган», вы – «функция». Слайд 3

3. Выполнение теста: слайд 4, слайд 5

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

3. Выявление места и причины затруднений.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации

Все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения.

Вспомните, когда в нашей местности начало массового цветения растений? Прочитайте на слайде отрывок из поэмы В.Солоухина: Слайд 6.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из  одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то -золотой!

Вопрос: Предположите, о каком органе растения идет речь в данном отрывке?

Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунки.  Слайд 7 - 11

Отвечают на вопросы учителя.

Называют тему урока.

Коммуникативные: Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Познавательные: Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей и задач урока

Слайд 12.  Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-  изучить строение цветка, как генеративного органа;

-  раскрыть взаимосвязь строения цветка с выполняемыми функциями;

-  развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений.  

Слайд 13. Записывает тему урока на доске.

Ставят перед собой задачи и цели.

 Записывают тему урока.

Познавательные:

Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Регулятивные:

Умение делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные:

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

5. Реализация построенного проекта.

Организация плана действий

Слайд 14 - 17. Постановка проблемы в виде показа презентации о цветах. Посмотрите, какие они разные, к ним у нас особое отношение, они всегда привлекают внимание людей, радуют нас своей красотой, о них сочиняют стихи, поют песни, слагают легенды, в школе, дома, на участках высаживают цветущие однолетние и многолетние растения, у каждого есть свой любимый цветок. А у вас есть любимые цветы? Чтение отрывка из стихотворения. Слайд 18. «Разноцветный шар земной»

Если б в поле расцвели только белые цветы,

Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцвели только желтые цветы,

Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

Воспринимают информацию, называют любимые цветы, слушают стихотворение.

Познавательные:

слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации,.

Что представляет собой цветок?

Да, это видоизмененный укороченный побег, генеративный орган полового размножения растений.  Используя таблицу, модель цветка, гербарий и живые цветки, изучим строение цветка. Слайд 19.

Зарисуем схему строение цветка, обозначим чашечку, венчик, тычинки, пестик, рассмотрим строение тычинки.

(работа с моделью цветка капусты).

Проблемный вопрос: каковы особенности каждой части цветка, как эти особенности связаны с функциями?

1-я группа – изучает текст учебника о цветоножке, цветоложе и чашечке, их значении, защищает ответ с использованием раздаточного материала;

2.я группа – изучает особенности венчика и околоцветника, представляет информацию о строении и функциях.

Проблемный вопрос: какие части цветка отвечают за размножение?

Работа в группах.

1-я группа – составить схему строения тычинки, назвать функцию (работа с учебником, иллюстрациями);

2-я группа – составить схему строения пестика, назвать функции (работа с учебником, иллюстрациями)

Работа с текстом учебника: прочитать текст параграфа «Формула цветка», записать графическое обозначение частей цветка. Слайд 20

Слайд 21.   Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою – три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Слайд 22.  Лабораторная работа «Строение цветка». (Задания на инструктивной карточке)

Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы

1. - Итак, что вы узнали о цветке»? Мозговой штурм

Слайд 23.  Из каких частей состоит цветок?

Что называется околоцветником?

Каково строение пестика и тычинки?

Что развивается из семязачатка?

На основе полученных знаний, давайте рассмотрим строение цветков фиалки и китайской розы (Гибискус). Сравним их строение со строением цветка капусты. Назовите каждую часть цветка.

Послушайте сообщение о гигантском растении раффлезии. Слайд 24.

Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя.

 

Выполняют лабораторную работу и обсуждают результаты ее выполнения.

Слушают сообщение.

Коммуникативные:  умение работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Познавательные:

извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение  

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

формировать умение способности к саморазвитию.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по образцу.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

3. Предлагает тестирование с использованием ЭОР. Слайд 25.

 1. Цветок – это:

А) яркий венчик                                

 Б) часть стебля

В) видоизменённый побег                  

Г) околоцветник

2. Цветок развивается из:

А) любой почки                          

 Б) генеративной почки

В) вегетативной почки            

 Г) стебля с  листьями

3. Главные части цветка:

А) лепестки и чашелистики      

 Б) столбик и рыльце

В) пестик и тычинки            

Г) цветоножка и цветоложе

4. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются:

А) пестичными                              

 Б) раздельнополыми

В) тычиночными                          

 Г) обоеполыми

5. Женские половые клетки образуются в:

А) тычинках                                      

Б) околоцветнике

 В) пестиках                                      

 Г) цветоложе

4. Цветочная викторина. Слайд 26,27.

Решают тесты за компьютером в парах.  

Принимают участие в викторине.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные: формирование интеллектуальных умений

Коммуникативные:

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие  

8. Включение в систему знаний и повторение.

Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию

Слайд  28.  Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на  вопросы. Творческий уровень:  подготовить мини – викторину о цветах, загадки.

Вот и закончилось наше  путешествие в мир цветов.

1. Достиг ли ты целей и задач урока?

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.  

2. Закончите предложение:

теперь я знаю....

у меня вызвало затруднение...

теперь я могу....

Записывают д/з  

Отвечают на вопросы учителя, фиксируют выводы

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища.

Регулятивные:

прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

Личностные: мотивировать свои действия.

9. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Закончите предложение:

на уроке мне было интересно.....

сегодня меня удивило.....

Слайд 29,30.

Заканчивают предложения

Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы «Цветок».