УРОК БИОЛОГИИ 6 КЛАСС ЦВЕТОК
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская СОШ» Ртищевского района Саратовской области
Учитель биологии: Воротнева Наталья Андреевна
Предмет
| Биология
|
Класс | 6 |
Тема урока | Цветок. |
Цели урока: | Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения. |
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. | |
Задачи урока | Формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений. Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных. Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Предметные:
|
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Основное содержание темы, термины и понятия | Генеративный орган растения, тычинка, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка, тычиночные и пестичные цветки, однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки, формула цветка. |
Межпредметные связи (указать предметы) | Окружающий мир, экология. |
Формы работы | индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы и методические приемы | беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
1. Этап мотивации | Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Встаньте ровно и красиво. Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада, что у вас хорошее настроение, значит мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Пожелайте друг другу удачи и успеха. Сегодня вы — исследователи. Вам предстоит изучить очень интересную и красивую тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Прежде чем стать настоящими исследователями мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию. Билетом будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке: Слайд.2 | Готовятся к уроку, настраивают себя на работу | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | Актуализация опорных знаний и умений. | Фронтальная беседа по вопросам: Какие видоизмененные подземные побеги вы знаете? Назовите растения, имеющие корневище, клубень, луковицу. Как развивается клубень картофеля? Что доказывает, что луковица и корневище - видоизмененные побеги? Как человек использует видоизмененные побеги? 2. Дидактическая игра «Я - «орган», вы – «функция». Слайд 3 3. Выполнение теста: слайд 4, слайд 5 | Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
3. Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации | Все растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения и плодоношения. Вспомните, когда в нашей местности начало массового цветения растений? Прочитайте на слайде отрывок из поэмы В.Солоухина: Слайд 6. Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, Которое видеть вы раньше нигде не могли. Он умеет такое, что никто на земле не умеет. Из одной и той же черного цвета земли Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то -золотой! Вопрос: Предположите, о каком органе растения идет речь в данном отрывке? Значит, с чем вы должны познакомиться? Посмотрите на рисунки. Слайд 7 - 11 | Отвечают на вопросы учителя. Называют тему урока. | Коммуникативные: Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Познавательные: Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Постановка целей и задач урока | Слайд 12. Какие цели и задачи мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? - изучить строение цветка, как генеративного органа; - раскрыть взаимосвязь строения цветка с выполняемыми функциями; - развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений. Слайд 13. Записывает тему урока на доске. | Ставят перед собой задачи и цели. Записывают тему урока. | Познавательные: Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: Умение делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. |
5. Реализация построенного проекта. | Организация плана действий | Слайд 14 - 17. Постановка проблемы в виде показа презентации о цветах. Посмотрите, какие они разные, к ним у нас особое отношение, они всегда привлекают внимание людей, радуют нас своей красотой, о них сочиняют стихи, поют песни, слагают легенды, в школе, дома, на участках высаживают цветущие однолетние и многолетние растения, у каждого есть свой любимый цветок. А у вас есть любимые цветы? Чтение отрывка из стихотворения. Слайд 18. «Разноцветный шар земной» Если б в поле расцвели только белые цветы, Любоваться бы устали ими вскоре я и ты. Если б в поле расцвели только желтые цветы, Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты. Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, незабудки и жарки. | Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
Воспринимают информацию, называют любимые цветы, слушают стихотворение. | Познавательные: слушать вопросы учителя, выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации,. | Что представляет собой цветок? Да, это видоизмененный укороченный побег, генеративный орган полового размножения растений. Используя таблицу, модель цветка, гербарий и живые цветки, изучим строение цветка. Слайд 19. Зарисуем схему строение цветка, обозначим чашечку, венчик, тычинки, пестик, рассмотрим строение тычинки. (работа с моделью цветка капусты). Проблемный вопрос: каковы особенности каждой части цветка, как эти особенности связаны с функциями? 1-я группа – изучает текст учебника о цветоножке, цветоложе и чашечке, их значении, защищает ответ с использованием раздаточного материала; 2.я группа – изучает особенности венчика и околоцветника, представляет информацию о строении и функциях. Проблемный вопрос: какие части цветка отвечают за размножение? Работа в группах. 1-я группа – составить схему строения тычинки, назвать функцию (работа с учебником, иллюстрациями); 2-я группа – составить схему строения пестика, назвать функции (работа с учебником, иллюстрациями) Работа с текстом учебника: прочитать текст параграфа «Формула цветка», записать графическое обозначение частей цветка. Слайд 20 Слайд 21. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять. Слайд 22. Лабораторная работа «Строение цветка». (Задания на инструктивной карточке) Обсуждение результатов выполнения лабораторной работы 1. - Итак, что вы узнали о цветке»? Мозговой штурм Слайд 23. Из каких частей состоит цветок? Что называется околоцветником? Каково строение пестика и тычинки? Что развивается из семязачатка? На основе полученных знаний, давайте рассмотрим строение цветков фиалки и китайской розы (Гибискус). Сравним их строение со строением цветка капусты. Назовите каждую часть цветка. Послушайте сообщение о гигантском растении раффлезии. Слайд 24. | Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют лабораторную работу и обсуждают результаты ее выполнения. Слушают сообщение. | Коммуникативные: умение работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Познавательные: извлечение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | 3. Предлагает тестирование с использованием ЭОР. Слайд 25. 1. Цветок – это: А) яркий венчик Б) часть стебля В) видоизменённый побег Г) околоцветник 2. Цветок развивается из: А) любой почки Б) генеративной почки В) вегетативной почки Г) стебля с листьями 3. Главные части цветка: А) лепестки и чашелистики Б) столбик и рыльце В) пестик и тычинки Г) цветоножка и цветоложе 4. Цветы, у которых есть и пестик и тычинки называются: А) пестичными Б) раздельнополыми В) тычиночными Г) обоеполыми 5. Женские половые клетки образуются в: А) тычинках Б) околоцветнике В) пестиках Г) цветоложе 4. Цветочная викторина. Слайд 26,27. | Решают тесты за компьютером в парах. Принимают участие в викторине. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование интеллектуальных умений Коммуникативные: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию | Слайд 28. Объясняет сущность домашнего задания. Предлагает дома прочитать параграф учебника, ответить на вопросы. Творческий уровень: подготовить мини – викторину о цветах, загадки. Вот и закончилось наше путешествие в мир цветов. 1. Достиг ли ты целей и задач урока? Даёт качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. 2. Закончите предложение: теперь я знаю.... у меня вызвало затруднение... теперь я могу.... | Записывают д/з Отвечают на вопросы учителя, фиксируют выводы | Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать товарища. Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Личностные: мотивировать свои действия. |
9. Рефлексия. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Закончите предложение: на уроке мне было интересно..... сегодня меня удивило..... Слайд 29,30. | Заканчивают предложения | Личностные: способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении темы «Цветок». |